Распределение обязанностей губернатора Смоленской области
Подборка наиболее важных документов по запросу Распределение обязанностей губернатора Смоленской области (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Законодательство субъектов Российской Федерации по вопросам установления режима повышенной готовности: сравнительный анализ
(Хазанов С.Д., Лифанов Д.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)<3> См., например: Указ губернатора Свердловской области от 18.03.2020 N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" // Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области. URL: http://www.pravo.gov66.ru. 10.03.2022; Указ губернатора Иркутской области от 18.03.2020 N 59-уг "О введении режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" // Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области. URL: http://www.ogirk.ru. 31.07.2020; Указ губернатора Архангельской области от 17.03.2020 N 28-у "О введении на территории Архангельской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мерах по противодействию распространению на территории Архангельской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 17.03.2020; Указ губернатора Смоленской области от 18.03.2020 N 24 "О введении режима повышенной готовности" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 18.03.2020.
(Хазанов С.Д., Лифанов Д.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)<3> См., например: Указ губернатора Свердловской области от 18.03.2020 N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" // Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области. URL: http://www.pravo.gov66.ru. 10.03.2022; Указ губернатора Иркутской области от 18.03.2020 N 59-уг "О введении режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" // Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области. URL: http://www.ogirk.ru. 31.07.2020; Указ губернатора Архангельской области от 17.03.2020 N 28-у "О введении на территории Архангельской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мерах по противодействию распространению на территории Архангельской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 17.03.2020; Указ губернатора Смоленской области от 18.03.2020 N 24 "О введении режима повышенной готовности" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 18.03.2020.
Статья: Выборы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации в 2020 г.: результаты и проблемы регулирования
(Саликов М.С., Серкова Ю.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)Что касается "политической окраски" кандидатов, то здесь в лидерах оказалась политическая партия "Единая Россия" - ее кандидаты победили на выборах высших должностных лиц в 12 субъектах РФ, а именно: в Республике Татарстан, Краснодарском крае, Архангельской, Брянской, Калужской, Костромской, Ленинградской, Пензенской, Ростовской Тамбовской областях, городе федерального значения Севастополе, Еврейской автономной области. Однако имеются и примеры победы кандидатов от других партий. Так, губернатором Смоленской области стал лидер от Либерально-демократической партии России (ЛДПР) А. Островский <14>, в Республике Чувашия <15> победил на выборах кандидат от политической партии "Справедливая Россия" О. Николаев. Кроме того, в ряде субъектов одержали победу кандидаты, представившие свои кандидатуры на выборах в порядке самовыдвижения <16>: в Республике Коми, Камчатском и Пермском краях, Иркутской области. Свою позицию по поводу самовыдвиженцев высказывали, в частности, заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - Центральная избирательная комиссия РФ) Н. Булаев, отметивший, что "самовыдвижение - всегда более сложный, но более доверительный по отношению к избирателям способ выдвижения на выборах" <17>; на XIX съезде Всероссийской политической партии "Единая Россия" Д. Медведев, говоря об итогах единого дня голосования в 2019 г., достаточно критично отнесся к самовыдвиженцам, отметив, что "участвуя в выборах как самовыдвиженцы, некоторые наши коллеги, члены партии "Единая Россия" (я имею в виду их, естественно), скорее этим запутали избирателей и точно не помогли своему избранию" <18>. В этой связи более демократичным представляется установление такого права кандидатам во всех субъектах РФ. Сейчас же получается, что граждане, проживающие в одних субъектах, имеют такое право, а граждане, проживающие в других, нет. На наш взгляд, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" как раз и должен решать задачи установления равных гарантий для всех граждан независимо от их проживания. Конституционный Суд РФ принимал решения, базируясь именно на таких принципах. Так, к примеру, в Постановлении от 21 июня 1996 г., осуществляя проверку конституционности закона субъекта РФ, Суд отметил, что данный закон "поставил граждан Башкортостана в неравные условия с гражданами других субъектов Российской Федерации при осуществлении ими избирательных прав, что не соответствует также статье 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо, в том числе, и от места жительства" <19>. И хотя здесь речь шла о региональном законе, федеральный законодатель тем более не вправе "провоцировать" возможную дискриминацию граждан по территориальному признаку.
(Саликов М.С., Серкова Ю.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)Что касается "политической окраски" кандидатов, то здесь в лидерах оказалась политическая партия "Единая Россия" - ее кандидаты победили на выборах высших должностных лиц в 12 субъектах РФ, а именно: в Республике Татарстан, Краснодарском крае, Архангельской, Брянской, Калужской, Костромской, Ленинградской, Пензенской, Ростовской Тамбовской областях, городе федерального значения Севастополе, Еврейской автономной области. Однако имеются и примеры победы кандидатов от других партий. Так, губернатором Смоленской области стал лидер от Либерально-демократической партии России (ЛДПР) А. Островский <14>, в Республике Чувашия <15> победил на выборах кандидат от политической партии "Справедливая Россия" О. Николаев. Кроме того, в ряде субъектов одержали победу кандидаты, представившие свои кандидатуры на выборах в порядке самовыдвижения <16>: в Республике Коми, Камчатском и Пермском краях, Иркутской области. Свою позицию по поводу самовыдвиженцев высказывали, в частности, заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - Центральная избирательная комиссия РФ) Н. Булаев, отметивший, что "самовыдвижение - всегда более сложный, но более доверительный по отношению к избирателям способ выдвижения на выборах" <17>; на XIX съезде Всероссийской политической партии "Единая Россия" Д. Медведев, говоря об итогах единого дня голосования в 2019 г., достаточно критично отнесся к самовыдвиженцам, отметив, что "участвуя в выборах как самовыдвиженцы, некоторые наши коллеги, члены партии "Единая Россия" (я имею в виду их, естественно), скорее этим запутали избирателей и точно не помогли своему избранию" <18>. В этой связи более демократичным представляется установление такого права кандидатам во всех субъектах РФ. Сейчас же получается, что граждане, проживающие в одних субъектах, имеют такое право, а граждане, проживающие в других, нет. На наш взгляд, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" как раз и должен решать задачи установления равных гарантий для всех граждан независимо от их проживания. Конституционный Суд РФ принимал решения, базируясь именно на таких принципах. Так, к примеру, в Постановлении от 21 июня 1996 г., осуществляя проверку конституционности закона субъекта РФ, Суд отметил, что данный закон "поставил граждан Башкортостана в неравные условия с гражданами других субъектов Российской Федерации при осуществлении ими избирательных прав, что не соответствует также статье 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо, в том числе, и от места жительства" <19>. И хотя здесь речь шла о региональном законе, федеральный законодатель тем более не вправе "провоцировать" возможную дискриминацию граждан по территориальному признаку.
"Реализация конституционного принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации"
(Ишеков К.А.)
(под ред. П.П. Сергуна)
("ГОУ ВПО "Российская правовая академия Министерства юстиции РФ", 2010)В случае преодоления "вето" законодательным органом государственной власти у высшего должностного лица субъекта возникает обязанность подписать региональный закон и опубликовать его. Порядок публикации и вступления в силу законодательных актов в общих чертах фиксируется в основном законе субъекта Российской Федерации и конкретизируется в текущем законодательстве. В некоторых субъектах Федерации действуют специальные законы, подробно регламентирующие данные процедуры <1>. Срок обнародования закона определяется региональным законодательством. В соответствии со ст. 2 Закона Саратовской области "О порядке обнародования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Саратовской области" законы, принятые Саратовской областной Думой, направляются губернатору области в течение семи дней для обнародования. Губернатор области обязан обнародовать законы области, удостоверив обнародование законов путем их подписания или издания специального акта в течение четырнадцати дней с момента поступления указанного закона <2>.
(Ишеков К.А.)
(под ред. П.П. Сергуна)
("ГОУ ВПО "Российская правовая академия Министерства юстиции РФ", 2010)В случае преодоления "вето" законодательным органом государственной власти у высшего должностного лица субъекта возникает обязанность подписать региональный закон и опубликовать его. Порядок публикации и вступления в силу законодательных актов в общих чертах фиксируется в основном законе субъекта Российской Федерации и конкретизируется в текущем законодательстве. В некоторых субъектах Федерации действуют специальные законы, подробно регламентирующие данные процедуры <1>. Срок обнародования закона определяется региональным законодательством. В соответствии со ст. 2 Закона Саратовской области "О порядке обнародования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Саратовской области" законы, принятые Саратовской областной Думой, направляются губернатору области в течение семи дней для обнародования. Губернатор области обязан обнародовать законы области, удостоверив обнародование законов путем их подписания или издания специального акта в течение четырнадцати дней с момента поступления указанного закона <2>.
Статья: Проблемы правового регулирования организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации
(Ильгова Е.В.)
("Вопросы ювенальной юстиции", 2009, N 5)- образуемые органом общей компетенции субъекта Российской Федерации (правительством или администрацией) (например, Ростовская, Смоленская, Самарская, Курганская области, Ставропольский край, Ханты-Мансийский автономный округ);
(Ильгова Е.В.)
("Вопросы ювенальной юстиции", 2009, N 5)- образуемые органом общей компетенции субъекта Российской Федерации (правительством или администрацией) (например, Ростовская, Смоленская, Самарская, Курганская области, Ставропольский край, Ханты-Мансийский автономный округ);
Статья: Современные тенденции развития региональной конституционной юстиции (опыт социологического осмысления)
(Митюков М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2007, N 14)Другой отрицательной и весьма существенной тенденцией, тормозящей развитие конституционной юстиции, является восприятие ее законодательными собраниями многих субъектов Российской Федерации как "чужеродного" института, препятствующего их полновластию, как "нежелательного контролера". Об этом феномене пензенский губернатор В. Бочкарев писал еще в 2000 г. <24>. Если на общегосударственном уровне данные симптомы преодолены, то на местах они явно выражены. Поэтому в отдельных субъектах отказались от предусмотренных еще в советское время в своих конституциях комитетов конституционного надзора, не заменив их конституционными судами (Чувашия), а в других субъектах создание их "заблокировали" на стадиях либо дискуссии, необходимы ли подобные суды (Смоленская область) <25>, либо споров в законодательных собраниях о концепции закона об уставном суде (Воронежская и Нижегородская области) <26>, либо в ходе его подготовки <27>, либо уже при обсуждении проекта такого закона в первом или втором чтении <28>. В отдельных субъектах депутаты вообще отказываются рассматривать законопроект об уставном суде <29>. Но в то же время выдвигаются трудно совместимые с нынешней Конституцией предложения о создании уставных судов при полпредах в федеральных округах. Недавно подобную идею повторил кандидат наук К.Е. Черкасов из Саратова <30>.
(Митюков М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2007, N 14)Другой отрицательной и весьма существенной тенденцией, тормозящей развитие конституционной юстиции, является восприятие ее законодательными собраниями многих субъектов Российской Федерации как "чужеродного" института, препятствующего их полновластию, как "нежелательного контролера". Об этом феномене пензенский губернатор В. Бочкарев писал еще в 2000 г. <24>. Если на общегосударственном уровне данные симптомы преодолены, то на местах они явно выражены. Поэтому в отдельных субъектах отказались от предусмотренных еще в советское время в своих конституциях комитетов конституционного надзора, не заменив их конституционными судами (Чувашия), а в других субъектах создание их "заблокировали" на стадиях либо дискуссии, необходимы ли подобные суды (Смоленская область) <25>, либо споров в законодательных собраниях о концепции закона об уставном суде (Воронежская и Нижегородская области) <26>, либо в ходе его подготовки <27>, либо уже при обсуждении проекта такого закона в первом или втором чтении <28>. В отдельных субъектах депутаты вообще отказываются рассматривать законопроект об уставном суде <29>. Но в то же время выдвигаются трудно совместимые с нынешней Конституцией предложения о создании уставных судов при полпредах в федеральных округах. Недавно подобную идею повторил кандидат наук К.Е. Черкасов из Саратова <30>.
Статья: Структура наградного производства
(Трофимов Е.В.)
("Административное и муниципальное право", 2011, N 8)Например, в соответствии с п. 2 ст. 14 Закона Смоленской области от 27 ноября 2003 г. N 87-з "О наградах и почетных званиях Смоленской области" <3> председатель Смоленской областной Думы и губернатор Смоленской области вправе лично инициировать вопрос о награждении наградой и присвоении почетного звания в порядке, установленном положением о соответствующей награде, почетном звании. Пункт 9 положения о благодарности губернатора Тульской области <4> предусматривает, что по личной инициативе губернатора Тульской области благодарность может быть вынесена без представления установленного комплекта документов. Согласно п. 2.5 положения о благодарности губернатора Вологодской области <5> в исключительных случаях (при наличии особого поручения губернатора области) управлением делами Правительства области материалы о награждении могут представляться без рассмотрения комиссией по предварительному рассмотрению документов по награждению при губернаторе области. Пункт 1.3 Положения о порядке награждения почетной грамотой министерства здравоохранения Новосибирской области <6> допускает награждение названной почетной грамотой коллективов организаций здравоохранения и работников по решению министра здравоохранения Новосибирской области без представления ходатайства о награждении.
(Трофимов Е.В.)
("Административное и муниципальное право", 2011, N 8)Например, в соответствии с п. 2 ст. 14 Закона Смоленской области от 27 ноября 2003 г. N 87-з "О наградах и почетных званиях Смоленской области" <3> председатель Смоленской областной Думы и губернатор Смоленской области вправе лично инициировать вопрос о награждении наградой и присвоении почетного звания в порядке, установленном положением о соответствующей награде, почетном звании. Пункт 9 положения о благодарности губернатора Тульской области <4> предусматривает, что по личной инициативе губернатора Тульской области благодарность может быть вынесена без представления установленного комплекта документов. Согласно п. 2.5 положения о благодарности губернатора Вологодской области <5> в исключительных случаях (при наличии особого поручения губернатора области) управлением делами Правительства области материалы о награждении могут представляться без рассмотрения комиссией по предварительному рассмотрению документов по награждению при губернаторе области. Пункт 1.3 Положения о порядке награждения почетной грамотой министерства здравоохранения Новосибирской области <6> допускает награждение названной почетной грамотой коллективов организаций здравоохранения и работников по решению министра здравоохранения Новосибирской области без представления ходатайства о награждении.
Статья: К вопросу об особенностях бюджетного планирования в 2016 году
(Гриценко В.В.)
("Финансовое право", 2016, N 8)Фондом развития гражданского общества проводился итоговый рейтинг эффективности губернаторов за 2015 год <13>. Безусловно, главным вызовом для глав регионов является непростая экономическая ситуация в стране в целом, в том числе и в этих регионах, при условии, что социальные обязательства возложены на них. Таким образом, субъективный характер в развитии регионов играет немалую роль. В первую десятку по итогам 2015 г. вошли Д. Кобылкин (Ямало-Ненецкий округ), А. Артамонов (Калужская область), Е. Савченко (Белгородская область) и другие <14>. Важно отметить, что в Смоленской и Рязанской областях впервые в новейшей истории сумели уравнять доходы и расходы. Смоленский губернатор А. Островский, комментируя данную ситуацию, отметил, что "это настойчивое требование министерства финансов. Есть критерии, определенные Минфином для субъектов Федерации, по каким принципам должен формироваться региональный бюджет. Поэтому объем государственного долга области и иные показатели понудили нас сформировать его бездефицитным" <15>. Из регионов Верхневолжья только Ярославская и Владимирская области рискнули принять бюджеты на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов. Тверская, Костромская и Ивановская области сверстали основной финансовый документ сроком только на 2016 год <16>.
(Гриценко В.В.)
("Финансовое право", 2016, N 8)Фондом развития гражданского общества проводился итоговый рейтинг эффективности губернаторов за 2015 год <13>. Безусловно, главным вызовом для глав регионов является непростая экономическая ситуация в стране в целом, в том числе и в этих регионах, при условии, что социальные обязательства возложены на них. Таким образом, субъективный характер в развитии регионов играет немалую роль. В первую десятку по итогам 2015 г. вошли Д. Кобылкин (Ямало-Ненецкий округ), А. Артамонов (Калужская область), Е. Савченко (Белгородская область) и другие <14>. Важно отметить, что в Смоленской и Рязанской областях впервые в новейшей истории сумели уравнять доходы и расходы. Смоленский губернатор А. Островский, комментируя данную ситуацию, отметил, что "это настойчивое требование министерства финансов. Есть критерии, определенные Минфином для субъектов Федерации, по каким принципам должен формироваться региональный бюджет. Поэтому объем государственного долга области и иные показатели понудили нас сформировать его бездефицитным" <15>. Из регионов Верхневолжья только Ярославская и Владимирская области рискнули принять бюджеты на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов. Тверская, Костромская и Ивановская области сверстали основной финансовый документ сроком только на 2016 год <16>.
"Применение корпоративного права: практическое руководство для корпоративного юриста"
(Добровольский В.И.)
("Волтерс Клувер", 2008)Губернаторы Новгородской, Смоленской, Тульской и Тамбовской областей обратились к Генеральному прокурору РФ с требованием провести проверку в связи с незаконным приобретением 20% акций ОАО "Апатит". Губернаторы также просили принять незамедлительные меры по возврату принадлежащего государству пакета акций, устранить нарушение антимонопольного законодательства и прекратить "монопольный беспредел" лиц, незаконно владеющих 20% акций предприятия.
(Добровольский В.И.)
("Волтерс Клувер", 2008)Губернаторы Новгородской, Смоленской, Тульской и Тамбовской областей обратились к Генеральному прокурору РФ с требованием провести проверку в связи с незаконным приобретением 20% акций ОАО "Апатит". Губернаторы также просили принять незамедлительные меры по возврату принадлежащего государству пакета акций, устранить нарушение антимонопольного законодательства и прекратить "монопольный беспредел" лиц, незаконно владеющих 20% акций предприятия.
Статья: Участие граждан РФ в управлении делами государства в системе исполнительной власти в качестве членов экспертных и общественных органов
(Липчанская М.А., Тихон Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2011, N 11)Другая схема взаимодействия представителей общественности с органами государственной власти действует во Владимирской области, Волгоградской области, Смоленской области, Саратовской области и др. Здесь созданы общественные органы при законодательных (представительных) органах соответствующих регионов <8>.
(Липчанская М.А., Тихон Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2011, N 11)Другая схема взаимодействия представителей общественности с органами государственной власти действует во Владимирской области, Волгоградской области, Смоленской области, Саратовской области и др. Здесь созданы общественные органы при законодательных (представительных) органах соответствующих регионов <8>.
Статья: Надзор за исполнением законов в сфере газоснабжения объектов жилищно-коммунального хозяйства
(Умрихин М.В., Хусяйнова С.Г.)
("Законность", 2015, N 5)Повсеместно вскрыты случаи ненадлежащего выполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления предоставленных им полномочий в сфере газоснабжения населения. В связи с этим прокуроры принимают меры по понуждению органов власти выполнить в полном объеме поставленные перед ними задачи. К примеру, длительное непринятие местной администрацией программы газификации сельского поселения стало основанием для обращения прокурора одного из районов Краснодарского края с заявлением в суд о признании такого бездействия незаконным. До окончания судебного разбирательства местная администрация добровольно исполнила возложенные на нее обязанности.
(Умрихин М.В., Хусяйнова С.Г.)
("Законность", 2015, N 5)Повсеместно вскрыты случаи ненадлежащего выполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления предоставленных им полномочий в сфере газоснабжения населения. В связи с этим прокуроры принимают меры по понуждению органов власти выполнить в полном объеме поставленные перед ними задачи. К примеру, длительное непринятие местной администрацией программы газификации сельского поселения стало основанием для обращения прокурора одного из районов Краснодарского края с заявлением в суд о признании такого бездействия незаконным. До окончания судебного разбирательства местная администрация добровольно исполнила возложенные на нее обязанности.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"
(постатейный)
(Хлистун Ю.В., Егоров В.Ю., Захарова Ю.Б., Галочкин В.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)- Постановление администрации Смоленской области от 8 мая 2009 г. N 271 "Об утверждении перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств областного бюджета" и др.
(постатейный)
(Хлистун Ю.В., Егоров В.Ю., Захарова Ю.Б., Галочкин В.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)- Постановление администрации Смоленской области от 8 мая 2009 г. N 271 "Об утверждении перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств областного бюджета" и др.
Статья: Общественная палата Российской Федерации как новый субъект гражданского общества
(Панов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)<7> Постановление губернатора Саратовской области от 23 января 2002 г. N 17 "Об Общественной палате Саратовской области".
(Панов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)<7> Постановление губернатора Саратовской области от 23 января 2002 г. N 17 "Об Общественной палате Саратовской области".