Распитие спиртных напитков в общественных местах
Подборка наиболее важных документов по запросу Распитие спиртных напитков в общественных местах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок или общественную безопасность: Гражданин оспаривает привлечение к ответственности за потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом
(КонсультантПлюс, 2025)распитие алкогольного напитка происходило не в общественном месте (в жилом помещении)
(КонсультантПлюс, 2025)распитие алкогольного напитка происходило не в общественном месте (в жилом помещении)
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 20.20 "Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах" КоАП РФОбъективную сторону правонарушения составляют следующие действия потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом. При этом объективной стороной является не нахождение лица в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, а употребление спиртосодержащей продукции в общественном месте, в связи с чем установление состояния опьянения лица не требуется."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Общественное место
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Распитие спиртных напитков в общественном месте
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Распитие спиртных напитков в общественном месте
Статья: Угощение посетителей шампанским без лицензии
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 49)На розничную продажу алкогольной продукции необходима лицензия (п. 2 ст. 18 Закона N 171-ФЗ). Поскольку у компании такой лицензии нет, это означает, что в торговых точках, где предполагается угощать посетителей шампанским, розничная продажа алкогольной продукции не ведется. А значит, в таких торговых точках проводить рекламные акции с раздачей алкоголя нельзя. Помимо несоответствия требованиям ст. 21 Закона N 38-ФЗ, это будет нарушать требования п. 7 ст. 16 Закона N 171-ФЗ, на который сослались финансисты. Он запрещает потребление (распитие) алкогольной продукции в общественных местах.
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 49)На розничную продажу алкогольной продукции необходима лицензия (п. 2 ст. 18 Закона N 171-ФЗ). Поскольку у компании такой лицензии нет, это означает, что в торговых точках, где предполагается угощать посетителей шампанским, розничная продажа алкогольной продукции не ведется. А значит, в таких торговых точках проводить рекламные акции с раздачей алкоголя нельзя. Помимо несоответствия требованиям ст. 21 Закона N 38-ФЗ, это будет нарушать требования п. 7 ст. 16 Закона N 171-ФЗ, на который сослались финансисты. Он запрещает потребление (распитие) алкогольной продукции в общественных местах.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)7. Не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, указанных в подпунктах 1 - 9 пункта 2 настоящей статьи, в других общественных местах, в том числе во дворах, в подъездах, на лестницах, лестничных площадках, в лифтах жилых домов, на детских площадках, в зонах рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом), за исключением потребления (распития) алкогольной продукции, приобретенной в организациях, у крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями, потребления (распития) пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, приобретенных у индивидуальных предпринимателей, при оказании этими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в местах оказания таких услуг, потребления (распития) винодельческой продукции (за исключением коньяка, бренди и виноградной водки) в местах, указанных в подпунктах 3 и 9 пункта 2 настоящей статьи, при проведении дегустации винодельческой продукции, а также несовершеннолетними.
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)7. Не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, указанных в подпунктах 1 - 9 пункта 2 настоящей статьи, в других общественных местах, в том числе во дворах, в подъездах, на лестницах, лестничных площадках, в лифтах жилых домов, на детских площадках, в зонах рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом), за исключением потребления (распития) алкогольной продукции, приобретенной в организациях, у крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями, потребления (распития) пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, приобретенных у индивидуальных предпринимателей, при оказании этими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в местах оказания таких услуг, потребления (распития) винодельческой продукции (за исключением коньяка, бренди и виноградной водки) в местах, указанных в подпунктах 3 и 9 пункта 2 настоящей статьи, при проведении дегустации винодельческой продукции, а также несовершеннолетними.
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
(ред. от 04.11.2025)Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
Статья: О прокурорском надзоре за предупреждением должностных насильственных преступлений
(Галяутдинов Р.Р.)
("Российский следователь", 2023, N 11)При изучении материалов по расследованию преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации <4> (далее - УК РФ), необходимо выяснять, не поступали ли ранее сигналы в отделы полиции или следственные отделы о противоправном поведении должностных лиц и почему не были предприняты предупредительные меры. К сожалению, подобные примеры встречаются на практике: одно из рассмотренных нами дел судебной практики состояло в том, что трое нетрезвых лиц в автобусе задели и испачкали одежду супруги заместителя начальника одного из отделов полиции. Узнав это, заместитель начальника отдела полиции вызвал по телефону своих подчиненных, сотрудников полиции А. и Б., которые отвезли всех троих в отдел. После незаконного задержания под предлогом нарушения общественного порядка и распития спиртных напитков в общественном месте в течение суток А. и Б. пытали задержанных, прерывали им дыхание, ставили на колени на гвозди и на битое стекло, били с использованием спецсредств, угрожали расправой. Узнав, что у потерпевших лиц имеются значительные денежные средства на банковских картах, их на служебном автомобиле доставили к банкомату. После получения денег должностные лица А. и Б. разделили их между собой и отпустили потерпевших домой. Суд назначил наказание всем сотрудникам полиции в виде лишения свободы, в том числе по п. "а", "б", "в" ч. 3 ст. 286 УК РФ. В ходе расследования уголовного дела в правоохранительные органы обратился В. с заявлением о совершении в отношении его аналогичного преступления в 2010 г. <5>
(Галяутдинов Р.Р.)
("Российский следователь", 2023, N 11)При изучении материалов по расследованию преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации <4> (далее - УК РФ), необходимо выяснять, не поступали ли ранее сигналы в отделы полиции или следственные отделы о противоправном поведении должностных лиц и почему не были предприняты предупредительные меры. К сожалению, подобные примеры встречаются на практике: одно из рассмотренных нами дел судебной практики состояло в том, что трое нетрезвых лиц в автобусе задели и испачкали одежду супруги заместителя начальника одного из отделов полиции. Узнав это, заместитель начальника отдела полиции вызвал по телефону своих подчиненных, сотрудников полиции А. и Б., которые отвезли всех троих в отдел. После незаконного задержания под предлогом нарушения общественного порядка и распития спиртных напитков в общественном месте в течение суток А. и Б. пытали задержанных, прерывали им дыхание, ставили на колени на гвозди и на битое стекло, били с использованием спецсредств, угрожали расправой. Узнав, что у потерпевших лиц имеются значительные денежные средства на банковских картах, их на служебном автомобиле доставили к банкомату. После получения денег должностные лица А. и Б. разделили их между собой и отпустили потерпевших домой. Суд назначил наказание всем сотрудникам полиции в виде лишения свободы, в том числе по п. "а", "б", "в" ч. 3 ст. 286 УК РФ. В ходе расследования уголовного дела в правоохранительные органы обратился В. с заявлением о совершении в отношении его аналогичного преступления в 2010 г. <5>
Статья: Юридическая ответственность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
(Фирсов М.В.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 1)Таким образом, с одной стороны, руководитель ТО ФОИВ в случае совершения административного правонарушения в качестве должностного лица подлежит привлечению уполномоченным органом к административной ответственности и проведению по данному факту служебной проверки в целях рассмотрения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности со стороны нанимателя. При этом и совершение руководителем ТО ФОИВ административного правонарушения в статусе физического лица в ряде случаев не освобождает последнего от возможности привлечения к дисциплинарной ответственности. К таким случаям можно отнести факты совершения административных правонарушений, порочащих честь и достоинство государственного служащего: хулиганство, публичное оскорбление власти, управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, распитие спиртных напитков в общественном месте.
(Фирсов М.В.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 1)Таким образом, с одной стороны, руководитель ТО ФОИВ в случае совершения административного правонарушения в качестве должностного лица подлежит привлечению уполномоченным органом к административной ответственности и проведению по данному факту служебной проверки в целях рассмотрения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности со стороны нанимателя. При этом и совершение руководителем ТО ФОИВ административного правонарушения в статусе физического лица в ряде случаев не освобождает последнего от возможности привлечения к дисциплинарной ответственности. К таким случаям можно отнести факты совершения административных правонарушений, порочащих честь и достоинство государственного служащего: хулиганство, публичное оскорбление власти, управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, распитие спиртных напитков в общественном месте.
Статья: К вопросу о содержании административно-правовых средств и способов обеспечения и защиты прав несовершеннолетних
(Михалева Г.Г.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)Исходя из практики подразделений по делам несовершеннолетних Главного управления Министерства внутренних дел России (ГУ МВД России) по Пермскому краю и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) Пермского края за 2019 г. было привлечено 28 527 несовершеннолетних, связанных с нахождением в состоянии алкогольного опьянения и распитием алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах <3>.
(Михалева Г.Г.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)Исходя из практики подразделений по делам несовершеннолетних Главного управления Министерства внутренних дел России (ГУ МВД России) по Пермскому краю и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) Пермского края за 2019 г. было привлечено 28 527 несовершеннолетних, связанных с нахождением в состоянии алкогольного опьянения и распитием алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах <3>.