Расчет платы за сервитут
Подборка наиболее важных документов по запросу Расчет платы за сервитут (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Возникновение, реализация, защита прав на землю: Правообладатель недвижимости хочет заключить соглашение об установлении сервитута на предложенных им условиях
(КонсультантПлюс, 2025)обоснованность предложенных Правообладателем недвижимости условий соглашения (кадастровым планом, расчетом платы за сервитут, отчетом об оценке, заключением экспертизы и т.п.)
(КонсультантПлюс, 2025)обоснованность предложенных Правообладателем недвижимости условий соглашения (кадастровым планом, расчетом платы за сервитут, отчетом об оценке, заключением экспертизы и т.п.)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)4. В каком порядке устанавливается плата за публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)4. В каком порядке устанавливается плата за публичный сервитут на земельный участок
Готовое решение: Как установить частный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)4. Как определить размер платы за частный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)4. Как определить размер платы за частный сервитут на земельный участок
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кадастровая стоимость земельного участка лежит в основе расчета платы за публичный сервитут: в соответствии с п. 4 ст. 39.46 ЗК РФ плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. Особое правовое значение кадастровая стоимость имеет при решении вопроса о возможности перевода земель из одной категории в другую, в частности, это касается сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения: в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 178-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <1> перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных п. 3, 6, 7 и 8 ч. 1 данной статьи. Важную роль играет кадастровая стоимость при установлении публичного сервитута. Поскольку сервитут напрямую связан с земельными отношениями, то кадастровая стоимость земельного участка играет основополагающую роль при его оплате. Так, согласно п. 4 и 5 ст. 39.46 ЗК РФ известно, что плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1% кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. В случае если в отношении земельных участков и (или) земель кадастровая стоимость не определена, размер платы за публичный сервитут рассчитывается исходя из среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. Данные о кадастровой стоимости используются при определении размеров административных штрафов за земельные правонарушения. Так, привлечение к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ <2> за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа: в случае если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от 1,5 до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей, на юридические лица - от 2 до 3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей; в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридические лица - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кадастровая стоимость земельного участка лежит в основе расчета платы за публичный сервитут: в соответствии с п. 4 ст. 39.46 ЗК РФ плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. Особое правовое значение кадастровая стоимость имеет при решении вопроса о возможности перевода земель из одной категории в другую, в частности, это касается сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения: в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 178-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <1> перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных п. 3, 6, 7 и 8 ч. 1 данной статьи. Важную роль играет кадастровая стоимость при установлении публичного сервитута. Поскольку сервитут напрямую связан с земельными отношениями, то кадастровая стоимость земельного участка играет основополагающую роль при его оплате. Так, согласно п. 4 и 5 ст. 39.46 ЗК РФ известно, что плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1% кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. В случае если в отношении земельных участков и (или) земель кадастровая стоимость не определена, размер платы за публичный сервитут рассчитывается исходя из среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. Данные о кадастровой стоимости используются при определении размеров административных штрафов за земельные правонарушения. Так, привлечение к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ <2> за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа: в случае если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от 1,5 до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей, на юридические лица - от 2 до 3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей; в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридические лица - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Статья: Определение убытков, причиненных занятием сельскохозяйственных угодий при установлении публичного сервитута для строительства линейного объекта
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)В силу законодательно установленного разделения платы за сервитут и величины возмещения убытков их необходимо определять, не допуская двойного учета тех или иных составляющих. В этом смысле расчеты платы за сервитут и суммы возмещения убытков должны быть согласованы между собой. Если утвержденный сторонами расчет платы за сервитут все же включает составляющие убытков (как это еще бывает на практике), то оценщику рекомендуется не учитывать эти составляющие в проводимом им последующем расчете убытков с соответствующей ссылкой на расчет платы за сервитут.
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)В силу законодательно установленного разделения платы за сервитут и величины возмещения убытков их необходимо определять, не допуская двойного учета тех или иных составляющих. В этом смысле расчеты платы за сервитут и суммы возмещения убытков должны быть согласованы между собой. Если утвержденный сторонами расчет платы за сервитут все же включает составляющие убытков (как это еще бывает на практике), то оценщику рекомендуется не учитывать эти составляющие в проводимом им последующем расчете убытков с соответствующей ссылкой на расчет платы за сервитут.
Готовое решение: Что такое кадастровая стоимость и для чего она применяется
(КонсультантПлюс, 2025)для расчета платы за публичный сервитут в отношении земельных участков или земель, кадастровая стоимость которых не определена (п. 5 ст. 39.46 ЗК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)для расчета платы за публичный сервитут в отношении земельных участков или земель, кадастровая стоимость которых не определена (п. 5 ст. 39.46 ЗК РФ);
Статья: О некоторых аспектах установления, изменения и прекращения частных сервитутов
(Гусев А.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Постановлением АС Восточно-Сибирского округа от 03.04.2024 по делу N А19-7595/2023 признана недействительной часть гражданско-правовой сделки - соглашения о сервитуте в отношении муниципального земельного участка - в части расчета платы за сервитут. В ходе судебного разбирательства сделан вывод о том, что механизм формирования арендной платы за пользование публичными земельными участками по существу аналогичен порядку определения платы за сервитут в отношении таких участков. Следовательно, к плате за частный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, применяются основные принципы установления таких платежей (по аналогии с арендными платежами за публичные земельные участки): принцип экономической обоснованности и принцип предельно допустимой простоты расчета платы. В результате арбитражные суды, руководствуясь статьей 12 ГК РФ, не применили муниципальный нормативный правовой акт, противоречащий нормативным актам более высокого уровня (который не допускал снижения платы за сервитут в случае уменьшения кадастровой стоимости недвижимости), и часть соглашения о сервитуте в виде размера платы признали недействительной сделкой (статья 168 ГК РФ), а сервитут в этой части изменили.
(Гусев А.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Постановлением АС Восточно-Сибирского округа от 03.04.2024 по делу N А19-7595/2023 признана недействительной часть гражданско-правовой сделки - соглашения о сервитуте в отношении муниципального земельного участка - в части расчета платы за сервитут. В ходе судебного разбирательства сделан вывод о том, что механизм формирования арендной платы за пользование публичными земельными участками по существу аналогичен порядку определения платы за сервитут в отношении таких участков. Следовательно, к плате за частный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, применяются основные принципы установления таких платежей (по аналогии с арендными платежами за публичные земельные участки): принцип экономической обоснованности и принцип предельно допустимой простоты расчета платы. В результате арбитражные суды, руководствуясь статьей 12 ГК РФ, не применили муниципальный нормативный правовой акт, противоречащий нормативным актам более высокого уровня (который не допускал снижения платы за сервитут в случае уменьшения кадастровой стоимости недвижимости), и часть соглашения о сервитуте в виде размера платы признали недействительной сделкой (статья 168 ГК РФ), а сервитут в этой части изменили.
Готовое решение: Как собственнику земельного участка учесть плату за сервитут
(КонсультантПлюс, 2025)1 В целях исчисления НДС плату за сервитут Минфин России рассматривает (см., например, Письма от 18.04.2022 N 03-07-11/33893, от 11.12.2020 N 03-07-11/108712) как поступление (доход) от передачи имущественных прав (в отличие от арендной платы, которая в целях гл. 21 НК РФ считается оплатой услуг аренды (п. 5 ст. 38 НК РФ)).
(КонсультантПлюс, 2025)1 В целях исчисления НДС плату за сервитут Минфин России рассматривает (см., например, Письма от 18.04.2022 N 03-07-11/33893, от 11.12.2020 N 03-07-11/108712) как поступление (доход) от передачи имущественных прав (в отличие от арендной платы, которая в целях гл. 21 НК РФ считается оплатой услуг аренды (п. 5 ст. 38 НК РФ)).
Готовое решение: Как облагается НДФЛ оплата сервитута
(КонсультантПлюс, 2025)В расчете 6-НДФЛ платежи за сервитут физлицам-резидентам включают в разд. 2 вместе с другими доходами, которые облагаются по той же ставке, предусмотренной п. 1 ст. 224 НК РФ. Раздел заполняют как обычно.
(КонсультантПлюс, 2025)В расчете 6-НДФЛ платежи за сервитут физлицам-резидентам включают в разд. 2 вместе с другими доходами, которые облагаются по той же ставке, предусмотренной п. 1 ст. 224 НК РФ. Раздел заполняют как обычно.