Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду срок
Подборка наиболее важных документов по запросу Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду срок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 16.1 "Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду" Федерального закона "Об охране окружающей среды"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд также подчеркнул, что проведение контроля за начислением платы за НВОС за пределами срока, установленного Правилами исчислении и взимании платы за НВОС (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255, действовавшим в спорный период), не свидетельствует о незаконности решения ответчика.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд также подчеркнул, что проведение контроля за начислением платы за НВОС за пределами срока, установленного Правилами исчислении и взимании платы за НВОС (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255, действовавшим в спорный период), не свидетельствует о незаконности решения ответчика.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 307 "Понятие обязательства" ГК РФ"Ссылка Общества на ошибочность ранее переданных показаний прибора учета питьевой воды N 16363845 правомерно не принята во внимание Предприятием и судами, поскольку Общество заявило об этом за рамками установленных пунктом 2.7 Договора сроков (в течение первых двух дней месяца, следующего за расчетным) и после расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, в ноябре 2023 года, когда возможность проверки правильности снятия показания за август 2023 года была утрачена, а спорный прибор учета N 16363845 заменен на новый (акт опломбирования узла учета от 30.10.2023). Такое поведение абонента при исполнении Договора по смыслу пункта 3 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не соответствует разумному стандарту информационного взаимодействия с контрагентом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Рассмотрение споров, связанных с применением законодательства об охране окружающей среды
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Суд первой инстанции удовлетворил заявленные обществом требования, указав, что в нарушение пункта 37 Правил N 255 оспариваемый акт от 01.02.2021 составлен за пределами установленного для проведения контроля за исчислением платы за НВОС срока.
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Суд первой инстанции удовлетворил заявленные обществом требования, указав, что в нарушение пункта 37 Правил N 255 оспариваемый акт от 01.02.2021 составлен за пределами установленного для проведения контроля за исчислением платы за НВОС срока.
Готовое решение: Корректировка платы за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы не учли эти затраты при исчислении платы за отчетный год, то их можно перенести на следующие годы, но в пределах срока выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности (п. 12 ст. 16.3 Закона об охране окружающей среды, п. 47 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы не учли эти затраты при исчислении платы за отчетный год, то их можно перенести на следующие годы, но в пределах срока выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности (п. 12 ст. 16.3 Закона об охране окружающей среды, п. 47 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)В соответствии с пунктом 52 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 года N 255, в случае невнесения или неполного внесения платы в установленный срок администратор платы применяет предусмотренные законодательством об административных правонарушениях административные санкции в отношении лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, и направляет в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации информацию об указанных лицах.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)В соответствии с пунктом 52 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 года N 255, в случае невнесения или неполного внесения платы в установленный срок администратор платы применяет предусмотренные законодательством об административных правонарушениях административные санкции в отношении лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, и направляет в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации информацию об указанных лицах.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)Поскольку в действующей на момент принятия такого нормативного правового акта декларации отсутствуют значения концентрации по веществам (показателям), которыми дополнен перечень загрязняющих веществ, пунктом 195 Правил холодного водоснабжения устанавливается, что до подачи корректирующей декларации расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных НССВ должен производиться ежемесячно на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение. По смыслу изложенных законоположений указанный трехмесячный срок предоставляется абоненту для того, чтобы он мог в соответствии с пунктом 129 названных правил провести анализ состава и свойств проб сточных вод по вновь включенным в перечень загрязняющих веществ показателям и по результатам этого анализа подать корректирующую декларацию, содержащую значения фактических концентраций.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)Поскольку в действующей на момент принятия такого нормативного правового акта декларации отсутствуют значения концентрации по веществам (показателям), которыми дополнен перечень загрязняющих веществ, пунктом 195 Правил холодного водоснабжения устанавливается, что до подачи корректирующей декларации расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных НССВ должен производиться ежемесячно на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение. По смыслу изложенных законоположений указанный трехмесячный срок предоставляется абоненту для того, чтобы он мог в соответствии с пунктом 129 названных правил провести анализ состава и свойств проб сточных вод по вновь включенным в перечень загрязняющих веществ показателям и по результатам этого анализа подать корректирующую декларацию, содержащую значения фактических концентраций.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации, применяющей УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", плату за негативное воздействие на окружающую среду, уплачиваемую в течение отчетного года в виде авансовых платежей?..
(Консультация эксперта, 2024)Отчетным периодом в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду в общем случае признается календарный год, исчисленная по итогам отчетного периода плата вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом (п. п. 2, 3 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ, п. 52 Правил).
(Консультация эксперта, 2024)Отчетным периодом в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду в общем случае признается календарный год, исчисленная по итогам отчетного периода плата вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом (п. п. 2, 3 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ, п. 52 Правил).
Готовое решение: Порядок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)Срок уплаты авансовых платежей за НВОС - не позднее 20-го числа месяца, который следует за окончанием квартала. То есть (п. 4 ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды, п. 54 Правил исчисления и взимания платы за НВОС):
(КонсультантПлюс, 2025)Срок уплаты авансовых платежей за НВОС - не позднее 20-го числа месяца, который следует за окончанием квартала. То есть (п. 4 ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды, п. 54 Правил исчисления и взимания платы за НВОС):
Статья: Плата за НВОС: какие изменения ожидают плательщиков
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 23)Плата за НВОС по итогу года, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 23)Плата за НВОС по итогу года, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.
Статья: Правовая охрана вод при морской добыче нефти в полярных условиях (опыт Норвегии и России)
(Папков С.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 3)Статьей 16 Закона об охране окружающей среды предусмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС). Институт платы за НВОС призван стимулировать природопользователей к сокращению причинения вреда окружающей среде и его возмещению. При превышении установленных нормативов или несоблюдении снижения объема или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в течение установленного срока в соответствии с планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности применяются повышающие коэффициенты при исчислении платы за НВОС <29>.
(Папков С.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 3)Статьей 16 Закона об охране окружающей среды предусмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС). Институт платы за НВОС призван стимулировать природопользователей к сокращению причинения вреда окружающей среде и его возмещению. При превышении установленных нормативов или несоблюдении снижения объема или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в течение установленного срока в соответствии с планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности применяются повышающие коэффициенты при исчислении платы за НВОС <29>.
Статья: Побочные продукты животноводства: Минсельхоз разъясняет
(Рябинин В.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 2)Таким образом, за нарушение любых требований к обращению ППЖ, предусмотренных законодательством, вводится административный штраф. В свою очередь, нарушение отдельных требований, установленных перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2022 N 3256-р, влечет признание таких ППЖ отходами. В данном случае согласно п. 7 ст. 5 Федерального закона N 248-ФЗ собственник ППЖ, признанных отходами, обязан исчислить и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду.
(Рябинин В.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 2)Таким образом, за нарушение любых требований к обращению ППЖ, предусмотренных законодательством, вводится административный штраф. В свою очередь, нарушение отдельных требований, установленных перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2022 N 3256-р, влечет признание таких ППЖ отходами. В данном случае согласно п. 7 ст. 5 Федерального закона N 248-ФЗ собственник ППЖ, признанных отходами, обязан исчислить и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Законом регулируются содержание и основания расторжения договоров, заключенных организациями водоснабжения или бассейновыми управлениями с водопользователями. По общему правилу договоры водопользования, заключенные с гражданами, предприятиями и организациями, подлежат досрочному расторжению по инициативе выдавшего разрешение органа в случаях: невыполнения водопользователем своих договорных обязанностей; нарушения природоохранного и водного законодательства; невнесения в установленный срок платы за водопользование; загрязнения водного источника; неустановки водосчетчика, регулировочного оборудования или неверного расчета использованной воды; по решению бассейновой администрации. При этом в целях обеспечения безопасности водоснабжения населения правительство может по собственной инициативе отменить права других водопользователей, пользующихся данным водным источником.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Законом регулируются содержание и основания расторжения договоров, заключенных организациями водоснабжения или бассейновыми управлениями с водопользователями. По общему правилу договоры водопользования, заключенные с гражданами, предприятиями и организациями, подлежат досрочному расторжению по инициативе выдавшего разрешение органа в случаях: невыполнения водопользователем своих договорных обязанностей; нарушения природоохранного и водного законодательства; невнесения в установленный срок платы за водопользование; загрязнения водного источника; неустановки водосчетчика, регулировочного оборудования или неверного расчета использованной воды; по решению бассейновой администрации. При этом в целях обеспечения безопасности водоснабжения населения правительство может по собственной инициативе отменить права других водопользователей, пользующихся данным водным источником.
Готовое решение: Уточненная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)если ошибки (несоответствия, противоречия) нашел Росприроднадзор и вы согласны, что нужно исправить отчетность, - в течение 20 рабочих дней со дня, как получили требование о представлении пояснений или внесении исправлений (п. 64 Правил исчисления и взимания платы за НВОС). Если не подать пояснения и (или) "уточненку" в срок и не представить возражения по найденным ошибкам, вас могут привлечь к ответственности;
(КонсультантПлюс, 2025)если ошибки (несоответствия, противоречия) нашел Росприроднадзор и вы согласны, что нужно исправить отчетность, - в течение 20 рабочих дней со дня, как получили требование о представлении пояснений или внесении исправлений (п. 64 Правил исчисления и взимания платы за НВОС). Если не подать пояснения и (или) "уточненку" в срок и не представить возражения по найденным ошибкам, вас могут привлечь к ответственности;
Готовое решение: Как рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)В некоторых случаях нужно пересчитать плату за НВОС (п. 41 Правил исчисления и взимания платы за НВОС). Например, это требуется, если вы не снизили выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в течение шести месяцев после наступления сроков, определенных планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности, установленными ст. 67.1 Закона об охране окружающей среды.
(КонсультантПлюс, 2025)В некоторых случаях нужно пересчитать плату за НВОС (п. 41 Правил исчисления и взимания платы за НВОС). Например, это требуется, если вы не снизили выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в течение шести месяцев после наступления сроков, определенных планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности, установленными ст. 67.1 Закона об охране окружающей среды.
Готовое решение: Как представить технический отчет по обращению с отходами в органы Росприроднадзора (до 01.01.2021)
(КонсультантПлюс, 2020)Если отчет не представлен в указанный срок, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение считаются неутвержденными. В таком случае должен применяться повышающий коэффициент, определенный п. 20 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255).
(КонсультантПлюс, 2020)Если отчет не представлен в указанный срок, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение считаются неутвержденными. В таком случае должен применяться повышающий коэффициент, определенный п. 20 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255).