Рациональное использование земель
Подборка наиболее важных документов по запросу Рациональное использование земель (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.28 "Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности" ЗК РФ"Перераспределение земель и (или) земельных участков призвано обеспечить прежде всего эффективное и рациональное использование земли (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2020 г. N 1189-О и от 28 февраля 2023 г. N 335-О). С указанной целью законодатель установил в пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ закрытый перечень случаев, допускающих такой способ приватизации, в том числе в целях исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, а также при перераспределении земельных участков, предназначенных для определенных видов использования.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Аренда земельного участка сельскохозяйственного назначения
(КонсультантПлюс, 2025)...Данная правовая позиция применима и в настоящем деле, поскольку спорные земельные участки не являются изъятыми из оборота, ограниченными в обороте и в отношении этих участков не принималось решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд. Планирование размещения в долгосрочной перспективе объектов местного значения в границах спорных земельных участков не может служить причиной отказа в их предоставлении в аренду. В случае резервирования земельных участков они могут быть предоставлены в аренду на срок, не превышающий срока резервирования земель. Позиция, избранная департаментом, не позволяет достичь цели рационального и эффективного использования земель, которые возможно использовать под сельскохозяйственное производство до принятия органом местного самоуправления решения о дальнейшей судьбе земельных участков..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Данная правовая позиция применима и в настоящем деле, поскольку спорные земельные участки не являются изъятыми из оборота, ограниченными в обороте и в отношении этих участков не принималось решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд. Планирование размещения в долгосрочной перспективе объектов местного значения в границах спорных земельных участков не может служить причиной отказа в их предоставлении в аренду. В случае резервирования земельных участков они могут быть предоставлены в аренду на срок, не превышающий срока резервирования земель. Позиция, избранная департаментом, не позволяет достичь цели рационального и эффективного использования земель, которые возможно использовать под сельскохозяйственное производство до принятия органом местного самоуправления решения о дальнейшей судьбе земельных участков..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Алгоритм оценки рационального использования земель сельскохозяйственного назначения
(Баранова Д.В., Белоусов А.О., Павлова В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12
(Баранова Д.В., Белоусов А.О., Павлова В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12
Статья: Землеустроительная документация
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство) (абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство) (абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве)).
Нормативные акты
Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О землеустройстве"Статья 14. Планирование и организация рационального использования земель и их охраны
(ред. от 08.08.2024)
"О землеустройстве"Статья 14. Планирование и организация рационального использования земель и их охраны
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для улучшения свойств земель, в том числе для восстановления плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для улучшения свойств земель, в том числе для восстановления плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Исходя из п. 4, 5, 6 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Исходя из п. 4, 5, 6 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами.
Статья: Социальная функция современного аграрного права
(Абезин Д.А., Мохов А.Ю.)
("Современное право", 2024, N 4)Стоит отметить различие в подходах к предмету регулирования в данных документах. Государственной программой в качестве приоритета обозначены преимущественно социально-экономические вопросы (развитие системы опорных сельских населенных пунктов с опережающей инфраструктурой, повышение до целевых показателей средней заработной платы в сельской местности, уровня благоустроенности жилья, а также определение конкретной доли сельского населения в общей структуре населения Российской Федерации). При этом "устойчивое развитие", согласно Стратегии, включает в себя повышение объемов производимой сельхозпродукции, а также обеспечение рационального использования земель (раздел I "Общие положения"), поддержку и развитие форм сельского самоуправления.
(Абезин Д.А., Мохов А.Ю.)
("Современное право", 2024, N 4)Стоит отметить различие в подходах к предмету регулирования в данных документах. Государственной программой в качестве приоритета обозначены преимущественно социально-экономические вопросы (развитие системы опорных сельских населенных пунктов с опережающей инфраструктурой, повышение до целевых показателей средней заработной платы в сельской местности, уровня благоустроенности жилья, а также определение конкретной доли сельского населения в общей структуре населения Российской Федерации). При этом "устойчивое развитие", согласно Стратегии, включает в себя повышение объемов производимой сельхозпродукции, а также обеспечение рационального использования земель (раздел I "Общие положения"), поддержку и развитие форм сельского самоуправления.
Статья: Сочетание интересов общества и частных интересов в регулировании использования земель
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 4)Исходя из вышеизложенного следует, что интересы частных собственников на земельные участки были подчинены публичным интересам, прежде всего цели рационального использования земли, которое понималось как "достижение максимального эффекта (результата) в реализации целей, для которых предоставлена земля, обеспечение полезного взаимодействия земли с другими природными факторами и охрану земли в процессе использования как важнейшего элемента природы, пространственного условия всякой деятельности и главного средства производства в сельском хозяйстве" [12, с. 8].
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 4)Исходя из вышеизложенного следует, что интересы частных собственников на земельные участки были подчинены публичным интересам, прежде всего цели рационального использования земли, которое понималось как "достижение максимального эффекта (результата) в реализации целей, для которых предоставлена земля, обеспечение полезного взаимодействия земли с другими природными факторами и охрану земли в процессе использования как важнейшего элемента природы, пространственного условия всякой деятельности и главного средства производства в сельском хозяйстве" [12, с. 8].
Статья: Учет земель сельскохозяйственного назначения: некоторые проблемы правового регулирования
(Подколзина Т.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 3)Стоит отметить, что статья 21 Закона о землеустройстве действительно посвящена такому виду землеустроительной документации, как тематические карты и атласы состояния и использования земель, основное назначение которых состоит в отображении характеристик состояния и использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования, определения мероприятий по организации рационального использования земель и их охраны. Исследователями отмечается, что указанная статья "фактически определяет лишь круг сведений, которые должны быть отражены в данном виде землеустроительной документации" <11>. Кроме того, в статье отсутствуют нормы процессуального характера. То есть фактически перечень таких карт имеет открытый характер.
(Подколзина Т.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 3)Стоит отметить, что статья 21 Закона о землеустройстве действительно посвящена такому виду землеустроительной документации, как тематические карты и атласы состояния и использования земель, основное назначение которых состоит в отображении характеристик состояния и использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования, определения мероприятий по организации рационального использования земель и их охраны. Исследователями отмечается, что указанная статья "фактически определяет лишь круг сведений, которые должны быть отражены в данном виде землеустроительной документации" <11>. Кроме того, в статье отсутствуют нормы процессуального характера. То есть фактически перечень таких карт имеет открытый характер.
Статья: Зонирование территорий и разрешенное использование земель как способ определения правового режима земель и земельных участков
(Сутягин М.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Подводя итог, можно сказать, что зонирование территорий как важнейший инструмент в установлении правового режима земель и земельных участков требует более глубокого изучения и комплексной систематизации правовых норм. Поскольку именно зонирование учитывает наибольшее количество различных элементов правового режима земель и, в свою очередь, позволяет более детализированно и четко установить правовой режим, что способствует эффективному, безопасному и рациональному использованию земель. При этом не стоит забывать и об институте разрешенного использования земель, который также нуждается в доработке и улучшении, поскольку именно вид разрешенного использования устанавливает правовой режим того или иного земельного участка.
(Сутягин М.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Подводя итог, можно сказать, что зонирование территорий как важнейший инструмент в установлении правового режима земель и земельных участков требует более глубокого изучения и комплексной систематизации правовых норм. Поскольку именно зонирование учитывает наибольшее количество различных элементов правового режима земель и, в свою очередь, позволяет более детализированно и четко установить правовой режим, что способствует эффективному, безопасному и рациональному использованию земель. При этом не стоит забывать и об институте разрешенного использования земель, который также нуждается в доработке и улучшении, поскольку именно вид разрешенного использования устанавливает правовой режим того или иного земельного участка.
Статья: Определение убытков, причиненных занятием сельскохозяйственных угодий при установлении публичного сервитута для строительства линейного объекта
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Внесение указанных изменений позволило существенно упростить процедуру оформления и согласования строительства линейных объектов, а также сократить общие сроки строительства. До принятия Закона N 341-ФЗ сервитут устанавливался только для ремонта линейных объектов, в связи с чем оформить участок для нового или реконструируемого объекта инфраструктуры в сложившемся землепользовании было затруднительно. Также Законом N 341-ФЗ предусмотрена возможность установления сервитута, публичного сервитута на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения без предварительного перевода в другую категорию земель (с учетом требований об обеспечении рационального использования земель).
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Внесение указанных изменений позволило существенно упростить процедуру оформления и согласования строительства линейных объектов, а также сократить общие сроки строительства. До принятия Закона N 341-ФЗ сервитут устанавливался только для ремонта линейных объектов, в связи с чем оформить участок для нового или реконструируемого объекта инфраструктуры в сложившемся землепользовании было затруднительно. Также Законом N 341-ФЗ предусмотрена возможность установления сервитута, публичного сервитута на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения без предварительного перевода в другую категорию земель (с учетом требований об обеспечении рационального использования земель).
Статья: Важность комплексного подхода к реформированию законодательных норм, регулирующих выделение в участки образованных 30 лет назад земельных долей
(Липски С.А., Румянцев Ф.П.)
("Хозяйство и право", 2024, N 6)Столь значительные площади сельхозугодий, выведенных из целевого использования, не могут не быть предметом принятия мер законодательного реагирования, направленных на устранение причин развития таких внушительных по своим масштабам негативных процессов утраты самой ценной категории земельных ресурсов, необходимость в обязательности рационального использования которых позволяет гарантировать обеспечение продовольственной безопасности государства. Особую значимость решение указанной государственной проблемы приобретает в условиях усиливающихся экономических санкций, принимаемых недружественными государствами в отношении нашей страны. Также существенным условием надлежащего использования сельхозугодий является профессиональная квалификация непосредственно самих хозяйствующих субъектов, осуществляющих коммерческую сельскохозяйственную деятельность. Особенно важным данный фактор становится в условиях рыночного ведения товарного производства, основанного на базовых принципах достижения быстрой и высокой прибыли от осуществляемой предпринимательской деятельности, невзирая на возможные негативные последствия, к которым может привести несоблюдение требования земельного законодательства о рациональном использовании земли как незаменимого средства производства.
(Липски С.А., Румянцев Ф.П.)
("Хозяйство и право", 2024, N 6)Столь значительные площади сельхозугодий, выведенных из целевого использования, не могут не быть предметом принятия мер законодательного реагирования, направленных на устранение причин развития таких внушительных по своим масштабам негативных процессов утраты самой ценной категории земельных ресурсов, необходимость в обязательности рационального использования которых позволяет гарантировать обеспечение продовольственной безопасности государства. Особую значимость решение указанной государственной проблемы приобретает в условиях усиливающихся экономических санкций, принимаемых недружественными государствами в отношении нашей страны. Также существенным условием надлежащего использования сельхозугодий является профессиональная квалификация непосредственно самих хозяйствующих субъектов, осуществляющих коммерческую сельскохозяйственную деятельность. Особенно важным данный фактор становится в условиях рыночного ведения товарного производства, основанного на базовых принципах достижения быстрой и высокой прибыли от осуществляемой предпринимательской деятельности, невзирая на возможные негативные последствия, к которым может привести несоблюдение требования земельного законодательства о рациональном использовании земли как незаменимого средства производства.
Статья: Некоторые правовые вопросы продовольственной безопасности и вовлечения неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в оборот
(Конокотин Н.Г., Конокотин Д.Н., Фаткулина А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)В статье обсуждается важность рационального использования земли как основы жизни человека. Дается краткий правовой обзор статуса земель сельскохозяйственного назначения и некоторых изменений земельного законодательства, связанных с реализацией Государственной программы эффективного вовлечения в оборот таких земель. Отмечаются положительные и отрицательные стороны законодательных нововведений и возможные проблемы их реализации. Предлагаются пути их решения.
(Конокотин Н.Г., Конокотин Д.Н., Фаткулина А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)В статье обсуждается важность рационального использования земли как основы жизни человека. Дается краткий правовой обзор статуса земель сельскохозяйственного назначения и некоторых изменений земельного законодательства, связанных с реализацией Государственной программы эффективного вовлечения в оборот таких земель. Отмечаются положительные и отрицательные стороны законодательных нововведений и возможные проблемы их реализации. Предлагаются пути их решения.
Статья: Процедура перераспределения земельного участка и правило "эстоппель"
(Луценко С.И.)
("Современное право", 2025, N 8)Как отметил Конституционный Суд РФ в Определении от 27.10.2017 <3>, положение п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, будучи направленным на недопущение или устранение недостатков при образовании новых и упорядочении существующих земельных участков, обеспечивает рациональное использование земли, которая в силу ч. 1 ст. 9 Конституции РФ используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории <4>. При этом суды с учетом многообразия возможных вариантов образования земельных участков в каждом конкретном случае должны оценивать фактические обстоятельства дела, обеспечивая в том числе защиту прав собственников земельных участков, смежных по отношению к вновь образуемому.
(Луценко С.И.)
("Современное право", 2025, N 8)Как отметил Конституционный Суд РФ в Определении от 27.10.2017 <3>, положение п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, будучи направленным на недопущение или устранение недостатков при образовании новых и упорядочении существующих земельных участков, обеспечивает рациональное использование земли, которая в силу ч. 1 ст. 9 Конституции РФ используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории <4>. При этом суды с учетом многообразия возможных вариантов образования земельных участков в каждом конкретном случае должны оценивать фактические обстоятельства дела, обеспечивая в том числе защиту прав собственников земельных участков, смежных по отношению к вновь образуемому.
Статья: Правовые проблемы модернизации института государственного управления в сфере использования и охраны земель
(Галиновская Е.А.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Автором анализируются особенности института государственного управления использованием и охраной земельных ресурсов, современные направления его развития. В работе даны предложения по созданию надлежащих правовых условий укрепления роли и основных функций государства в земельной сфере, обеспечению рационального использования земель как основы социально-экономического развития общества.
(Галиновская Е.А.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Автором анализируются особенности института государственного управления использованием и охраной земельных ресурсов, современные направления его развития. В работе даны предложения по созданию надлежащих правовых условий укрепления роли и основных функций государства в земельной сфере, обеспечению рационального использования земель как основы социально-экономического развития общества.