Работодатель обязан предоставлять сведения о вакансиях
Подборка наиболее важных документов по запросу Работодатель обязан предоставлять сведения о вакансиях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Новое штатное расписание при сокращении штата или реорганизации
(КонсультантПлюс, 2025)"...для проверки законности увольнения... по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации суду необходимо было истребовать у работодателя... действующее на день увольнения... [истца - ред.] штатное расписание организации, исследовать его и определить, имелись ли у работодателя на эту дату вакантные должности... поскольку в материалы дела представлено штатное расписание лишь с указанием количества штатных единиц... сведения о штатной расстановке работников в материалах дела отсутствуют, при том что представленные сведения... не позволяют определить наличие вакансий..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...для проверки законности увольнения... по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации суду необходимо было истребовать у работодателя... действующее на день увольнения... [истца - ред.] штатное расписание организации, исследовать его и определить, имелись ли у работодателя на эту дату вакантные должности... поскольку в материалы дела представлено штатное расписание лишь с указанием количества штатных единиц... сведения о штатной расстановке работников в материалах дела отсутствуют, при том что представленные сведения... не позволяют определить наличие вакансий..."
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 19.07.2023 N 88-14483/2023 (УИД 78RS0001-01-2021-008473-14)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) Об обязании заключить трудовой договор; 2) Об обязании предоставить информацию о наличии вакансий.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик не предоставил сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов. По мнению истца, в организации ответчика была начата кампания по набору новых сотрудников. Однако истцу отказано в заключении трудового договора в связи с несоответствием деловых качеств должностям.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Кроме того, судами учтено, что трудовое законодательство не возлагает на работодателя обязанность предоставлять в открытый доступ информацию о наличии в организации всех вакантных должностей, поскольку работодатель самостоятельно определяет момент, когда на данные вакантные должности необходимо принять новых сотрудников, в связи с чем то обстоятельство, что в 2021 г. ответчиком были приняты на работу 196 новых сотрудников, не свидетельствует о том, что данные должности в первоочередном порядке должны были быть предложены истцу, и не подтверждает дискриминационный характер отказа в принятии истца на работу.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) Об обязании заключить трудовой договор; 2) Об обязании предоставить информацию о наличии вакансий.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик не предоставил сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов. По мнению истца, в организации ответчика была начата кампания по набору новых сотрудников. Однако истцу отказано в заключении трудового договора в связи с несоответствием деловых качеств должностям.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Кроме того, судами учтено, что трудовое законодательство не возлагает на работодателя обязанность предоставлять в открытый доступ информацию о наличии в организации всех вакантных должностей, поскольку работодатель самостоятельно определяет момент, когда на данные вакантные должности необходимо принять новых сотрудников, в связи с чем то обстоятельство, что в 2021 г. ответчиком были приняты на работу 196 новых сотрудников, не свидетельствует о том, что данные должности в первоочередном порядке должны были быть предложены истцу, и не подтверждает дискриминационный характер отказа в принятии истца на работу.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников
(КонсультантПлюс, 2025)срок представления сведений о потребности работодателя в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) в центр занятости населения составляет менее одного календарного месяца на дату получения запроса о выдаче заключения (абз. 3 п. 8 Порядка оформления и выдачи заключения).
(КонсультантПлюс, 2025)срок представления сведений о потребности работодателя в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) в центр занятости населения составляет менее одного календарного месяца на дату получения запроса о выдаче заключения (абз. 3 п. 8 Порядка оформления и выдачи заключения).
Статья: Особенности распределения обязанностей по доказыванию по трудовым спорам о дискриминации по признаку инвалидности
(Беляковская (Ерофеева) О.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)Как отмечается в Тематическом докладе Уполномоченного по правам человека в РФ <3>, работодатели сознательно продолжают дискриминировать граждан с ограниченными возможностями здоровья, будучи уверенными, что они просто не способны к полноценному труду, о чем свидетельствуют обращения граждан к уполномоченным по правам человека в регионах. Отмечается, что зачастую работодатели квотируют рабочие места, не пользующиеся спросом у соискателей-инвалидов (Саратовская область, Республика Алтай). В основном инвалиды трудоустроены на малоквалифицированных и, следовательно, малооплачиваемых должностях (уборщики производственных и служебных помещений, рабочие по благоустройству населенных пунктов, подсобные рабочие, вахтеры, машинисты по стирке и ремонту специальной одежды, разнорабочие). Лишь единицы устраиваются на работу по специальности - врачами, медицинскими сестрами по массажу (Республика Алтай). Зачастую нарушения трудовых прав инвалидов связаны с позицией работодателя, противодействующего трудоустройству лиц с инвалидностью. Подобные отказы инвалидам при трудоустройстве могут быть связаны с множеством причин. Кто-то считает, что люди с инвалидностью не способны надлежащим образом выполнять свои обязанности и, соответственно, будут работать неэффективно, кто-то избегает их приема на работу в связи с необходимостью обеспечивать им надлежащие условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и предоставлять дополнительные льготы. Наряду с необоснованными отказами в приеме на работу, в ходе прокурорских проверок выявляются и иные факты нарушений работодателями прав инвалидов при их трудоустройстве, включая ненадлежащее предоставление работодателями сведений в органы занятости о наличии свободных рабочих мест, созданных или выделенных в соответствии с установленной квотой для приема инвалидов на работу, установление размера квоты для трудоустройства инвалидов в организации ниже, чем это предусмотрено законодательством.
(Беляковская (Ерофеева) О.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)Как отмечается в Тематическом докладе Уполномоченного по правам человека в РФ <3>, работодатели сознательно продолжают дискриминировать граждан с ограниченными возможностями здоровья, будучи уверенными, что они просто не способны к полноценному труду, о чем свидетельствуют обращения граждан к уполномоченным по правам человека в регионах. Отмечается, что зачастую работодатели квотируют рабочие места, не пользующиеся спросом у соискателей-инвалидов (Саратовская область, Республика Алтай). В основном инвалиды трудоустроены на малоквалифицированных и, следовательно, малооплачиваемых должностях (уборщики производственных и служебных помещений, рабочие по благоустройству населенных пунктов, подсобные рабочие, вахтеры, машинисты по стирке и ремонту специальной одежды, разнорабочие). Лишь единицы устраиваются на работу по специальности - врачами, медицинскими сестрами по массажу (Республика Алтай). Зачастую нарушения трудовых прав инвалидов связаны с позицией работодателя, противодействующего трудоустройству лиц с инвалидностью. Подобные отказы инвалидам при трудоустройстве могут быть связаны с множеством причин. Кто-то считает, что люди с инвалидностью не способны надлежащим образом выполнять свои обязанности и, соответственно, будут работать неэффективно, кто-то избегает их приема на работу в связи с необходимостью обеспечивать им надлежащие условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и предоставлять дополнительные льготы. Наряду с необоснованными отказами в приеме на работу, в ходе прокурорских проверок выявляются и иные факты нарушений работодателями прав инвалидов при их трудоустройстве, включая ненадлежащее предоставление работодателями сведений в органы занятости о наличии свободных рабочих мест, созданных или выделенных в соответствии с установленной квотой для приема инвалидов на работу, установление размера квоты для трудоустройства инвалидов в организации ниже, чем это предусмотрено законодательством.
Нормативные акты
Справочная информация: "Календарь бухгалтера на 2025 год"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)2.1.8. Сведения о свободных рабочих местах и вакантных должностях, в том числе о потребности в их замещении
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)2.1.8. Сведения о свободных рабочих местах и вакантных должностях, в том числе о потребности в их замещении
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с заключением трудового договора"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.04.2022)В силу абзаца третьего пункта 3 статьи 25 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.04.2022)В силу абзаца третьего пункта 3 статьи 25 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Статья: Защита прав работников от дискриминации по заработной плате: опыт Евросоюза
(Цветков В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)В отношении соискателей работодатели должны будут предоставлять данные о 1) начальной зарплате и возможном пределе для соответствующей позиции; 2) условиях коллективного договора, применимых к этой позиции. Указанные сведения должны предоставляться таким образом, чтобы обеспечить информированность и прозрачность переговоров о заработной плате (например, в опубликованном объявлении о вакансии), что обеспечивает гендерное равенство в процессе найма. Работодателям запрещается запрашивать у соискателей сведения об их заработной плате на предыдущих местах работы.
(Цветков В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)В отношении соискателей работодатели должны будут предоставлять данные о 1) начальной зарплате и возможном пределе для соответствующей позиции; 2) условиях коллективного договора, применимых к этой позиции. Указанные сведения должны предоставляться таким образом, чтобы обеспечить информированность и прозрачность переговоров о заработной плате (например, в опубликованном объявлении о вакансии), что обеспечивает гендерное равенство в процессе найма. Работодателям запрещается запрашивать у соискателей сведения об их заработной плате на предыдущих местах работы.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Граждане, ищущие работу, могут на портале "Работа в России" подавать заявления о регистрации в целях поиска подходящей работы, в качестве безработного, заполнить анкету, содержащую сведения о себе, в том числе об образовании, о квалификации, об опыте работы и другие сведения, необходимые для поиска работы, просматривать вакансии, варианты профессионального обучения, стажировки, взаимодействовать с органами службы занятости и работодателями.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Граждане, ищущие работу, могут на портале "Работа в России" подавать заявления о регистрации в целях поиска подходящей работы, в качестве безработного, заполнить анкету, содержащую сведения о себе, в том числе об образовании, о квалификации, об опыте работы и другие сведения, необходимые для поиска работы, просматривать вакансии, варианты профессионального обучения, стажировки, взаимодействовать с органами службы занятости и работодателями.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)В рассмотренном выше примере права медицинского работника были нарушены. Кроме того, что ей отказали в предоставлении единовременной компенсационной выплаты по указанной программе, нарушение прав выразилось и в предоставлении недостоверной, ложной информации при размещении сведений о вакансии с участием в программе "Земский доктор", введении работника в заблуждение представителями работодателя (больницы) при устном собеседовании о праве на получение единовременной выплаты, в предоставлении ложной информации о направлении договора о предоставлении единовременной компенсации в Минздрав Свердловской области, несвоевременной подготовке, сборе и направлении ответчиком в Минздрав Свердловской области документов, необходимых для рассмотрения вопроса о возможности получения истцом единовременной компенсационной выплаты (нарушение требований п. 7 Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Свердловской области, согласно которому работодатель обязан в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в п. 6, принять решение о заключении договора или об отказе в его заключении (Определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2022 по делу N 88-1334/2022).
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)В рассмотренном выше примере права медицинского работника были нарушены. Кроме того, что ей отказали в предоставлении единовременной компенсационной выплаты по указанной программе, нарушение прав выразилось и в предоставлении недостоверной, ложной информации при размещении сведений о вакансии с участием в программе "Земский доктор", введении работника в заблуждение представителями работодателя (больницы) при устном собеседовании о праве на получение единовременной выплаты, в предоставлении ложной информации о направлении договора о предоставлении единовременной компенсации в Минздрав Свердловской области, несвоевременной подготовке, сборе и направлении ответчиком в Минздрав Свердловской области документов, необходимых для рассмотрения вопроса о возможности получения истцом единовременной компенсационной выплаты (нарушение требований п. 7 Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Свердловской области, согласно которому работодатель обязан в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в п. 6, принять решение о заключении договора или об отказе в его заключении (Определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2022 по делу N 88-1334/2022).
Статья: Изменения и судебная практика за март 2024 года
(Кочанова Т.)
("Трудовое право", 2024, N 4)Минтруд обновил формы документов для предоставления госуслуг в сфере содействия занятости, в частности, установлена новая форма заявления работодателя о предоставлении госуслуги по содействию в подборе необходимых работников.
(Кочанова Т.)
("Трудовое право", 2024, N 4)Минтруд обновил формы документов для предоставления госуслуг в сфере содействия занятости, в частности, установлена новая форма заявления работодателя о предоставлении госуслуги по содействию в подборе необходимых работников.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Еще одно изменение касается ситуации, связанной с вакансиями. С начала 2022 года работодатели должны размещать соответствующие сведения на специальной площадке "Работа в России". Это касается в первую очередь вакантных мест, потенциально подходящих инвалидам и другим категориям граждан. Порядок предоставления сведений закреплен положениями Постановления Правительства N 2576, утвержденного 30.12.2021.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Еще одно изменение касается ситуации, связанной с вакансиями. С начала 2022 года работодатели должны размещать соответствующие сведения на специальной площадке "Работа в России". Это касается в первую очередь вакантных мест, потенциально подходящих инвалидам и другим категориям граждан. Порядок предоставления сведений закреплен положениями Постановления Правительства N 2576, утвержденного 30.12.2021.
Статья: Об отчетах, подаваемых в службу занятости
(Сергеева И.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Общие правила представления работодателями сведений (информации) о вакантных рабочих местах в службу занятости (на портал "Работа в России) определены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2021 N 2576 <4> (далее - Правила N 2576). Заметим: положения региональных постановлений, как правило, во многом идентичны данному правительственному акту. Правила N 2576 действуют с 01.01.2022.
(Сергеева И.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Общие правила представления работодателями сведений (информации) о вакантных рабочих местах в службу занятости (на портал "Работа в России) определены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2021 N 2576 <4> (далее - Правила N 2576). Заметим: положения региональных постановлений, как правило, во многом идентичны данному правительственному акту. Правила N 2576 действуют с 01.01.2022.
Вопрос: Имеют ли работники предпенсионного возраста преимущественное право оставления на работе при сокращении? Каков порядок сокращения таких работников?
(Консультация эксперта, 2025)Если работник дал согласие на увольнение до истечения срока предупреждения, то ему все равно необходимо предлагать имеющиеся у работодателя вакансии, соответствующие установленным ТК РФ требованиям (Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18.01.2022 N 88-3059/2022).
(Консультация эксперта, 2025)Если работник дал согласие на увольнение до истечения срока предупреждения, то ему все равно необходимо предлагать имеющиеся у работодателя вакансии, соответствующие установленным ТК РФ требованиям (Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18.01.2022 N 88-3059/2022).
Статья: Комментарий к Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 16.04.2024 N 195н "Об утверждении форм предоставления работодателями обязательной информации, предусмотренной частью 1 статьи 53 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации", в государственную службу занятости"
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 11)Предоставлять центру занятости информацию о свободных рабочих местах и вакантных должностях обязаны все работодатели.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 11)Предоставлять центру занятости информацию о свободных рабочих местах и вакантных должностях обязаны все работодатели.
Статья: Очень молодые работники: эксперт рассказал об особенностях трудоустройства подростков
(Санина Ю.)
("Трудовое право", 2023, N 1)Согласно данным изменениям установлены новые формы представления работодателями сведений и информации органам службы занятости, включая информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, в том числе выделенных в счет квоты для трудоустройства инвалидов и несовершеннолетних граждан. Это непосредственная обязанность, которая закреплена законом. Возникает логичный вопрос: кого трудоустраивать в первоочередном порядке? Тех, кого обязан принять работодатель в силу закона, или тех, кто желает поработать временно, например в период летних каникул и в облегченных условиях труда? Думаю, что ответ очевиден.
(Санина Ю.)
("Трудовое право", 2023, N 1)Согласно данным изменениям установлены новые формы представления работодателями сведений и информации органам службы занятости, включая информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, в том числе выделенных в счет квоты для трудоустройства инвалидов и несовершеннолетних граждан. Это непосредственная обязанность, которая закреплена законом. Возникает логичный вопрос: кого трудоустраивать в первоочередном порядке? Тех, кого обязан принять работодатель в силу закона, или тех, кто желает поработать временно, например в период летних каникул и в облегченных условиях труда? Думаю, что ответ очевиден.