Работник не сообщил, что он бывший государственный служащий
Подборка наиболее важных документов по запросу Работник не сообщил, что он бывший государственный служащий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Уведомление о приеме на работу госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)Юрлицо (в том числе унитарное предприятие) может взыскать убытки в размере штрафа с виновного работника, который не направил уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)Юрлицо (в том числе унитарное предприятие) может взыскать убытки в размере штрафа с виновного работника, который не направил уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Неуведомление о приеме на работу госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)Работодателя привлекают к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ, если он не сообщил о приеме на работу бывшего госслужащего из перечня, с момента увольнения которого не прошло два года, даже если это не первое место работы, куда устроился работник после увольнения с госслужбы
(КонсультантПлюс, 2025)Работодателя привлекают к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ, если он не сообщил о приеме на работу бывшего госслужащего из перечня, с момента увольнения которого не прошло два года, даже если это не первое место работы, куда устроился работник после увольнения с госслужбы
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Как работодателю узнать, что он принял на работу бывшего госслужащего, если после службы работник работал у нескольких работодателей и перешел на электронную трудовую книжку? Какова ответственность работодателя, если работник об этом не сообщил?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2021)Вопрос: Как работодателю узнать, что он принял на работу бывшего госслужащего, если после службы работник работал у нескольких работодателей и перешел на электронную трудовую книжку? Какова ответственность работодателя, если работник об этом не сообщил?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2021)Вопрос: Как работодателю узнать, что он принял на работу бывшего госслужащего, если после службы работник работал у нескольких работодателей и перешел на электронную трудовую книжку? Какова ответственность работодателя, если работник об этом не сообщил?
Нормативные акты
<Письмо> Минтруда России от 11.05.2017 N 18-4/10/П-2943
<О направлении Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией>69. Отсутствие у работодателя сведений (в случае, если они не сообщались при трудоустройстве работником, трудовая книжка не предъявлялась) о замещении гражданином в течение предшествующих трудоустройству двух лет должности государственной (муниципальной) службы, включенной в соответствующий перечень, свидетельствует об отсутствии его вины и, соответственно, состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ.
<О направлении Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией>69. Отсутствие у работодателя сведений (в случае, если они не сообщались при трудоустройстве работником, трудовая книжка не предъявлялась) о замещении гражданином в течение предшествующих трудоустройству двух лет должности государственной (муниципальной) службы, включенной в соответствующий перечень, свидетельствует об отсутствии его вины и, соответственно, состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ.
Статья: Прием на работу бывшего служащего: главные правила и опасные детали, которые нередко пропускают
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2023, N 9)Поэтому если принимаемый работник сам не сообщает сведения о своей должности на службе, то разумнее проявить инициативу и спросить у него (лучше письменно) информацию о бывшей должности. Если и после этого он "промолчит", то у работодателя будут доказательства, что он предпринял все возможные меры для соблюдения норм закона.
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2023, N 9)Поэтому если принимаемый работник сам не сообщает сведения о своей должности на службе, то разумнее проявить инициативу и спросить у него (лучше письменно) информацию о бывшей должности. Если и после этого он "промолчит", то у работодателя будут доказательства, что он предпринял все возможные меры для соблюдения норм закона.
Вопрос: С дистанционным работником заключен трудовой договор путем обмена электронными документами, трудовая книжка им не представлялась. Какие риски несет работодатель, если выяснится, что работник состоял на государственной службе, а уведомление бывшему работодателю направлено не было из-за несообщения работником сведений?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Какие риски несет работодатель, если выяснится, что ранее работник состоял на государственной службе, а уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего бывшему работодателю направлено не было из-за несообщения работником сведений об этом?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Какие риски несет работодатель, если выяснится, что ранее работник состоял на государственной службе, а уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего бывшему работодателю направлено не было из-за несообщения работником сведений об этом?
Статья: Антикоррупционное регулирование участия бывшего госслужащего в органах юридического лица
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)В то же время авторы научных исследований обращают внимание на разногласия в толковании правоприменителями (как прокурорами, так и судьями) названных норм в привлечении к ответственности руководителей коммерческих организаций за трудоустройство лиц, ранее замещавших по трудовому договору должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами <13>. Так, Верховный Суд РФ оставил в силе решения нижестоящих инстанций о привлечении индивидуального предпринимателя по ст. 19.29 КоАП РФ за факт несообщения Пенсионному фонду России как бывшему работодателю о заключении трудового договора с бывшей сотрудницей фонда. При принятии решений суды руководствовались положениями ст. 12.4 Федерального закона о противодействии коррупции <14> с учетом наличия должности, которую занимала бывшая сотрудница фонда в перечне должностей фонда, при назначении на которые и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей <15>. При этом ст. 19.29 КоАП РФ оперирует понятием именно "государственный или муниципальный служащий".
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)В то же время авторы научных исследований обращают внимание на разногласия в толковании правоприменителями (как прокурорами, так и судьями) названных норм в привлечении к ответственности руководителей коммерческих организаций за трудоустройство лиц, ранее замещавших по трудовому договору должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами <13>. Так, Верховный Суд РФ оставил в силе решения нижестоящих инстанций о привлечении индивидуального предпринимателя по ст. 19.29 КоАП РФ за факт несообщения Пенсионному фонду России как бывшему работодателю о заключении трудового договора с бывшей сотрудницей фонда. При принятии решений суды руководствовались положениями ст. 12.4 Федерального закона о противодействии коррупции <14> с учетом наличия должности, которую занимала бывшая сотрудница фонда в перечне должностей фонда, при назначении на которые и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей <15>. При этом ст. 19.29 КоАП РФ оперирует понятием именно "государственный или муниципальный служащий".
Вопрос: Возможно ли включить в трудовой договор с внешним совместителем условие об обязанности работника сообщить работодателю о том, что он является бывшим государственным служащим? Какую можно предусмотреть ответственность за несообщение этой информации?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Вопрос: Возможно ли включить в трудовой договор с внешним совместителем условие об обязанности работника сообщить работодателю о том, что он является бывшим государственным служащим, если работник трудоустраивается в течение двух лет после увольнения с госслужбы с должности, включенной в установленный перечень?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Вопрос: Возможно ли включить в трудовой договор с внешним совместителем условие об обязанности работника сообщить работодателю о том, что он является бывшим государственным служащим, если работник трудоустраивается в течение двух лет после увольнения с госслужбы с должности, включенной в установленный перечень?
Статья: Трудоустройство по совместительству бывшего государственного (муниципального) служащего
(Семенова М.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 4)"64. Вместе с тем не является нарушением требований части 4 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ несообщение работодателем представителю нанимателя (работодателя) бывшего государственного (муниципального) служащего в случае перевода последнего на другую должность или на другую работу в пределах одной организации, а также при заключении с ним трудового договора о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство)".
(Семенова М.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 4)"64. Вместе с тем не является нарушением требований части 4 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ несообщение работодателем представителю нанимателя (работодателя) бывшего государственного (муниципального) служащего в случае перевода последнего на другую должность или на другую работу в пределах одной организации, а также при заключении с ним трудового договора о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство)".
Готовое решение: Какие особенности приема на работу по совместительству действующего госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что вам не нужно сообщать по месту государственной службы о заключении с госслужащим трудового договора о работе по совместительству. В отношении действующих госслужащих такая обязанность не предусмотрена (в отличие от приема некоторых бывших госслужащих, когда вы обязаны направить уведомление о заключении с ними трудового договора по последнему месту службы). При этом, в частности, гражданский служащий сам обязан заранее уведомить представителя нанимателя по месту госслужбы о планах выполнять иную оплачиваемую работу. Но вам о выполнении такого требования он сообщать не обязан, законом это не предусмотрено. Это следует из ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, ч. 2 ст. 14 Закона о государственной гражданской службе.
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что вам не нужно сообщать по месту государственной службы о заключении с госслужащим трудового договора о работе по совместительству. В отношении действующих госслужащих такая обязанность не предусмотрена (в отличие от приема некоторых бывших госслужащих, когда вы обязаны направить уведомление о заключении с ними трудового договора по последнему месту службы). При этом, в частности, гражданский служащий сам обязан заранее уведомить представителя нанимателя по месту госслужбы о планах выполнять иную оплачиваемую работу. Но вам о выполнении такого требования он сообщать не обязан, законом это не предусмотрено. Это следует из ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, ч. 2 ст. 14 Закона о государственной гражданской службе.
Статья: Становление надзорной власти в Китае
(Алексеенко А.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Так, согласно ст. 15 названного Закона Государственная надзорная комиссия может проводить проверку в отношении любых лиц, которые так или иначе связаны или ранее были связаны с государством, независимо от их членства в КПК <23>. Такая проверка, согласно ст. 4 Закона, включает в себя сбор различных доказательств причастности лица к коррупции, опрос свидетелей, назначение экспертиз и т.д. При этом согласно ст. 33 Закона полученные таким способом доказательства являются допустимыми при рассмотрении дела судом. В случае необходимости Государственная надзорная комиссия может также задержать подозреваемого <24>. Фактически так называемые надзор и проверка дисциплины представляют собой полноценные следственные действия, однако уголовное дело не возбуждается вплоть до его передачи в прокуратуру. Следовательно, лицо, задержанное представителями органов надзора, лишается права на адвоката, так как в данной ситуации ввиду отсутствия уголовного преследования УПК КНР не применяется. Более того, о факте задержания, если есть основания полагать, что могут быть уничтожены улики, даже не ставится в известность семья задержанного. Такой подход в значительной степени ущемляет права подозреваемого и его родственников, которые оказываются в неведении о его судьбе до тех пор, пока на сайте надзорной комиссии или в средствах массовой информации не появится официальное сообщение о проведении проверки в отношении гражданина.
(Алексеенко А.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Так, согласно ст. 15 названного Закона Государственная надзорная комиссия может проводить проверку в отношении любых лиц, которые так или иначе связаны или ранее были связаны с государством, независимо от их членства в КПК <23>. Такая проверка, согласно ст. 4 Закона, включает в себя сбор различных доказательств причастности лица к коррупции, опрос свидетелей, назначение экспертиз и т.д. При этом согласно ст. 33 Закона полученные таким способом доказательства являются допустимыми при рассмотрении дела судом. В случае необходимости Государственная надзорная комиссия может также задержать подозреваемого <24>. Фактически так называемые надзор и проверка дисциплины представляют собой полноценные следственные действия, однако уголовное дело не возбуждается вплоть до его передачи в прокуратуру. Следовательно, лицо, задержанное представителями органов надзора, лишается права на адвоката, так как в данной ситуации ввиду отсутствия уголовного преследования УПК КНР не применяется. Более того, о факте задержания, если есть основания полагать, что могут быть уничтожены улики, даже не ставится в известность семья задержанного. Такой подход в значительной степени ущемляет права подозреваемого и его родственников, которые оказываются в неведении о его судьбе до тех пор, пока на сайте надзорной комиссии или в средствах массовой информации не появится официальное сообщение о проведении проверки в отношении гражданина.
Вопрос: Нужно ли уведомлять о приеме на работу работника, проработавшего в госкорпорации? Является ли такая организация государственной службой?
(Консультация эксперта, 2024)Ответ: По нашему мнению, не нужно уведомлять. Работодатель обязан уведомлять о приеме работника, в случае если на работу принимается бывший государственный или муниципальный служащий.
(Консультация эксперта, 2024)Ответ: По нашему мнению, не нужно уведомлять. Работодатель обязан уведомлять о приеме работника, в случае если на работу принимается бывший государственный или муниципальный служащий.
Статья: Основные направления по повышению эффективности противодействия коррупции в органах государственной власти Российской Федерации
(Гончарук Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)Вместе с тем ряд разделов Плана уже имеют фактическую реализацию. Например, 25 апреля 2022 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ от 25 апреля 2022 г. N 232 "О государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (вместе с "Положением о государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон") <2>. Ее координатором выступит Администрация Президента РФ, а оператором станет Федеральная служба охраны РФ; методическую поддержку в рамках использования программы "Посейдон" должно будет оказывать Министерство труда и социальной защиты РФ. Информацию для программы предоставят Центральный банк РФ, частные и государственные компании, различные фонды. У искусственного интеллекта будет практически неограниченный доступ к самой разной информации: официальным базам, социальным сетям, внутренним документам. В создаваемую базу данных информация будет поступать из Центрального банка РФ, частных и государственных компаний и различных фондов. В ней будут видны доходы и расходы государственных служащих, она позволит проследить связи и отследить возможные ситуации конфликта интересов и получение государственными служащими подарков. Подход с использованием информационных технологий для решения извечной российской проблемы уже был опробован и неплохо себя зарекомендовал: в СМИ упоминалось, что похожая программа работает в "Росатоме", однако при этом не сообщалось, каковы результаты ее применения. Информация о параметрах новой системы не раскрывается публично. Это вызывает ряд вопросов о ее эффективности. Например, не сообщается, будет ли новая система захватывать муниципальный уровень власти или она ориентирована на государственных служащих более высокого уровня. Вместе с тем уже в 2022 г. прием сотрудников, например в Судебный департамент при Верховном Суде РФ, должен осуществляться с учетом проверок лиц через информационную систему "Посейдон", которая должна помочь привлечь на работу только тех лиц, которые не были замечены в коррупционных преступлениях, а также активно бороться с коррупционными преступлениями среди уже работающих в департаменте государственных служащих.
(Гончарук Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)Вместе с тем ряд разделов Плана уже имеют фактическую реализацию. Например, 25 апреля 2022 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ от 25 апреля 2022 г. N 232 "О государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (вместе с "Положением о государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон") <2>. Ее координатором выступит Администрация Президента РФ, а оператором станет Федеральная служба охраны РФ; методическую поддержку в рамках использования программы "Посейдон" должно будет оказывать Министерство труда и социальной защиты РФ. Информацию для программы предоставят Центральный банк РФ, частные и государственные компании, различные фонды. У искусственного интеллекта будет практически неограниченный доступ к самой разной информации: официальным базам, социальным сетям, внутренним документам. В создаваемую базу данных информация будет поступать из Центрального банка РФ, частных и государственных компаний и различных фондов. В ней будут видны доходы и расходы государственных служащих, она позволит проследить связи и отследить возможные ситуации конфликта интересов и получение государственными служащими подарков. Подход с использованием информационных технологий для решения извечной российской проблемы уже был опробован и неплохо себя зарекомендовал: в СМИ упоминалось, что похожая программа работает в "Росатоме", однако при этом не сообщалось, каковы результаты ее применения. Информация о параметрах новой системы не раскрывается публично. Это вызывает ряд вопросов о ее эффективности. Например, не сообщается, будет ли новая система захватывать муниципальный уровень власти или она ориентирована на государственных служащих более высокого уровня. Вместе с тем уже в 2022 г. прием сотрудников, например в Судебный департамент при Верховном Суде РФ, должен осуществляться с учетом проверок лиц через информационную систему "Посейдон", которая должна помочь привлечь на работу только тех лиц, которые не были замечены в коррупционных преступлениях, а также активно бороться с коррупционными преступлениями среди уже работающих в департаменте государственных служащих.
Статья: Требования при приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего
(Коссов И.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 3)В то же время работодатели могут не сообщать о переводе работника на другую должность в пределах организации, а также о заключении с ним трудового договора о внутреннем совместительстве.
(Коссов И.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 3)В то же время работодатели могут не сообщать о переводе работника на другую должность в пределах организации, а также о заключении с ним трудового договора о внутреннем совместительстве.