Работник (иностранный гражданин) получил гражданство РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Работник (иностранный гражданин) получил гражданство РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Миграционный учет иностранных работников
(КонсультантПлюс, 2025)Приведенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении... рапортом начальника ОВМ УМВД... копией трудового договора... копией приказа о приеме работника на работу... и другими доказательствами по делу...
(КонсультантПлюс, 2025)Приведенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении... рапортом начальника ОВМ УМВД... копией трудового договора... копией приказа о приеме работника на работу... и другими доказательствами по делу...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как вести личную карточку работника
(КонсультантПлюс, 2025)Если в процессе работы у вас работник изменит гражданство, например, иностранный гражданин получит гражданство РФ, то нужно внести в личную карточку изменения, о чем подробнее расскажем далее в данном разделе.
(КонсультантПлюс, 2025)Если в процессе работы у вас работник изменит гражданство, например, иностранный гражданин получит гражданство РФ, то нужно внести в личную карточку изменения, о чем подробнее расскажем далее в данном разделе.
Статья: Расчет 6-НДФЛ за 2023 год: построчно
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 1)- "5" - если работник - иностранный гражданин (лицо без гражданства) признан беженцем или получил временное убежище на территории РФ, не является налоговым резидентом РФ;
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 1)- "5" - если работник - иностранный гражданин (лицо без гражданства) признан беженцем или получил временное убежище на территории РФ, не является налоговым резидентом РФ;
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, -
(ред. от 04.11.2025)2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, -
Федеральный закон от 01.10.2019 N 328-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"11) сообщить в письменной форме непосредственному руководителю (начальнику) о прекращении гражданства Российской Федерации или приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, в день, когда сотруднику стало известно об этом, но не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства;
(ред. от 07.07.2025)
"О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"11) сообщить в письменной форме непосредственному руководителю (начальнику) о прекращении гражданства Российской Федерации или приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, в день, когда сотруднику стало известно об этом, но не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства;
Готовое решение: Какие есть особенности увольнения работника-иностранца
(КонсультантПлюс, 2025)Применение того или иного специального основания увольнения зависит от статуса иностранца (работник-иностранец с патентом (разрешением на работу), временно проживающий в РФ или с видом на жительство в РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Применение того или иного специального основания увольнения зависит от статуса иностранца (работник-иностранец с патентом (разрешением на работу), временно проживающий в РФ или с видом на жительство в РФ).
Статья: О заключении фиктивного брака с иностранными гражданами и лицами без гражданства
(Прудникова Т.А., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2024, N 1)Следует предусмотреть в национальном законодательстве минимальный срок состояния в браке иностранного гражданина с гражданином Российской Федерации в качестве основания для выдачи в упрощенном порядке иностранному гражданину разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также основания и пределы вмешательства сотрудников органов внутренних дел в частную и семейную жизнь граждан, что позволит эффективно выявлять иностранных граждан и лиц без гражданства, злоупотребляющих правом получения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.
(Прудникова Т.А., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2024, N 1)Следует предусмотреть в национальном законодательстве минимальный срок состояния в браке иностранного гражданина с гражданином Российской Федерации в качестве основания для выдачи в упрощенном порядке иностранному гражданину разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также основания и пределы вмешательства сотрудников органов внутренних дел в частную и семейную жизнь граждан, что позволит эффективно выявлять иностранных граждан и лиц без гражданства, злоупотребляющих правом получения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.
Готовое решение: Что нужно знать о трудовой деятельности иностранных граждан
(КонсультантПлюс, 2025)Если, например, иностранец утрачивает статус беженца или лица, получившего временное убежище, в связи с получением гражданства РФ и при этом вы и работник хотите продолжить трудовые отношения, то расторгать с ним действующий трудовой договор и заключать новый не нужно, законом это не предусмотрено. Смена статуса в этом случае никак не влияет на возможность работника продолжать работать у вас. В указанной ситуации не потребуется вносить изменения в трудовой договор. Вы можете сделать это по своему усмотрению, оформив дополнительное соглашение к нему, в частности изменить сведения о паспортных данных работника, а также, например, исключить сведения об удостоверении беженца, если гражданство РФ получил беженец. При необходимости внесите изменения и в другие документы. Это следует в том числе из абз. 3 ч. 1 ст. 57 ТК РФ, абз. 1, 2 п. 7 ст. 7, пп. 1 п. 1 ст. 9, пп. 2 п. 5 ст. 12 Закона о беженцах, п. п. 1, 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 N 356.
(КонсультантПлюс, 2025)Если, например, иностранец утрачивает статус беженца или лица, получившего временное убежище, в связи с получением гражданства РФ и при этом вы и работник хотите продолжить трудовые отношения, то расторгать с ним действующий трудовой договор и заключать новый не нужно, законом это не предусмотрено. Смена статуса в этом случае никак не влияет на возможность работника продолжать работать у вас. В указанной ситуации не потребуется вносить изменения в трудовой договор. Вы можете сделать это по своему усмотрению, оформив дополнительное соглашение к нему, в частности изменить сведения о паспортных данных работника, а также, например, исключить сведения об удостоверении беженца, если гражданство РФ получил беженец. При необходимости внесите изменения и в другие документы. Это следует в том числе из абз. 3 ч. 1 ст. 57 ТК РФ, абз. 1, 2 п. 7 ст. 7, пп. 1 п. 1 ст. 9, пп. 2 п. 5 ст. 12 Закона о беженцах, п. п. 1, 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 N 356.
Статья: Об изменениях законодательства в 2023 году
(Шадрина Т.В.)
("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2023, N 1)С 1 января 2023 года предъявлять полис ДМС или договоры о предоставлении платных медицинских услуг временно пребывающие в Российской Федерации работники-иностранцы и лица без гражданства не должны, поскольку они получили право на обязательное медицинское страхование. Предоставлять полис ДМС должны только высококвалифицированные специалисты (Федеральный закон от 14.07.2022 N 240-ФЗ).
(Шадрина Т.В.)
("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2023, N 1)С 1 января 2023 года предъявлять полис ДМС или договоры о предоставлении платных медицинских услуг временно пребывающие в Российской Федерации работники-иностранцы и лица без гражданства не должны, поскольку они получили право на обязательное медицинское страхование. Предоставлять полис ДМС должны только высококвалифицированные специалисты (Федеральный закон от 14.07.2022 N 240-ФЗ).
Вопрос: Надо ли вносить изменения в трудовой договор и уведомлять МВД России, если иностранный работник получил гражданство РФ?
(Консультация эксперта, 2025)При заключении трудового договора с постоянно проживающим в РФ иностранным гражданином в нем указываются сведения о виде на жительство (ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)При заключении трудового договора с постоянно проживающим в РФ иностранным гражданином в нем указываются сведения о виде на жительство (ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ).
Вопрос: Российская организация планирует пригласить для работы визовых иностранных граждан (не ВКС). С чего начать оформление разрешительных документов и в каком размере уплачивать госпошлины до заключения трудового договора?
(Консультация эксперта, 2024)Процедура получения разрешений установлена Приказом МВД России от 01.08.2020 N 541 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства".
(Консультация эксперта, 2024)Процедура получения разрешений установлена Приказом МВД России от 01.08.2020 N 541 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства".
Вопрос: Каковы особенности направления в командировку иностранного работника, имеющего вид на жительство в РФ?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2024)Таким образом, иностранные граждане, имеющие вид на жительство в РФ, не имеют никаких ограничений на поездки по РФ, поэтому их можно направить в служебную командировку по тем же правилам и в те же сроки, как и российских работников.
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2024)Таким образом, иностранные граждане, имеющие вид на жительство в РФ, не имеют никаких ограничений на поездки по РФ, поэтому их можно направить в служебную командировку по тем же правилам и в те же сроки, как и российских работников.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)11) сообщить в письменной форме непосредственному руководителю (начальнику) о прекращении гражданства Российской Федерации или приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, в день, когда сотруднику стало известно об этом, но не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства (в ред. Закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ);
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)11) сообщить в письменной форме непосредственному руководителю (начальнику) о прекращении гражданства Российской Федерации или приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, в день, когда сотруднику стало известно об этом, но не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства (в ред. Закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ);
Готовое решение: Как рассчитать страховой стаж работника для оплаты больничного листа
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, в страховой стаж застрахованного гражданина РФ не включаются периоды его работы на территории иностранного государства, гражданином которого он являлся до приобретения гражданства РФ, если между РФ и данным государством не заключен договор (соглашение), предусматривающий учет (суммирование) страхового (трудового) стажа, приобретенного на территориях договаривающихся сторон. Это следует из ч. 1.2 ст. 16 Закона N 255-ФЗ, п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, в страховой стаж застрахованного гражданина РФ не включаются периоды его работы на территории иностранного государства, гражданином которого он являлся до приобретения гражданства РФ, если между РФ и данным государством не заключен договор (соглашение), предусматривающий учет (суммирование) страхового (трудового) стажа, приобретенного на территориях договаривающихся сторон. Это следует из ч. 1.2 ст. 16 Закона N 255-ФЗ, п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
Статья: Владение русским языком, знание российской истории и основ законодательства иностранными гражданами (лицами без гражданства), прибывшими на территорию Российской Федерации: проблемы и перспективы правового регулирования
(Руколеев В.А.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 4)Заслуживает упоминания точка зрения о передачи полномочий по приему экзаменов региональным экзаменационным комиссиям. Во всех субъектах РФ, считает А.В. Степанов, стоит сформировать постоянные комиссии по проверке у иностранных граждан (лиц без гражданства) владения русским языком, знания истории России, основ законодательства Российской Федерации. В состав комиссии рекомендовано включать сотрудников образовательных учреждений [8, с. 54]. Конечно, изложению похожих соображений способствует сложившаяся конъюнктура. Между тем они сочетают преимущества и недостатки. К первой категории относится потенциальное привлечение в состав региональных комиссий сотрудников из ряда государственных учреждений, расположенных на территории субъекта РФ. Смешанный состав помешает развитию корыстных мотивов, принципиально влияющих на проверку степени усвоения экзаменационных областей знаний иностранными гражданами (лицами без гражданства). Через такие комиссии субъекты РФ получат доступ к упорядочению пропуска миграционных потоков. За полномочием скрывается большая доля ответственности. Ведь от подхода к реализации полномочия зависит то, какой контингент иностранных граждан (лиц без гражданства) осядет на территории региона. Пребывание не готовых к адаптации под российские условия, о чем говорит отклоняющееся поведение, будет накладывать отпечаток на образ власти субъекта РФ. В сравнении с центральной, нижестоящая власть более восприимчива к настроениям населения. Данное является еще одним преимуществом. Теперь перейдем к недостаткам. На наш взгляд, передача полномочия по приему экзаменов субъектам РФ приведет к расхождениям в интерпретации общего нормативного правового массива и, как следствие, обусловит нестандартное правотворчество с хаотичным правоприменением. Государственные учреждения инертны, они жестко вклинены в вертикаль подчинения. Механизмы контроля за их деятельностью налажены, модернизируются. На тот же исход с экзаменационными комиссиями в субъектах РФ потребуется время. Есть раздумья и по техническим моментам организации работы экзаменационных комиссий: "Какой статус будет у экзаменационных комиссий: самостоятельного или вспомогательного органа?", "Каков будет порядок формирования экзаменационных комиссий?", "Кем будут приниматься решения о выдачи документа о владении русским языком, знании истории России, основ законодательства Российской Федерации?". Четкого ответа на вопросы в научной литературе не дается. Если резюмировать, то консенсуса в пользу региональных экзаменационных комиссий нет.
(Руколеев В.А.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 4)Заслуживает упоминания точка зрения о передачи полномочий по приему экзаменов региональным экзаменационным комиссиям. Во всех субъектах РФ, считает А.В. Степанов, стоит сформировать постоянные комиссии по проверке у иностранных граждан (лиц без гражданства) владения русским языком, знания истории России, основ законодательства Российской Федерации. В состав комиссии рекомендовано включать сотрудников образовательных учреждений [8, с. 54]. Конечно, изложению похожих соображений способствует сложившаяся конъюнктура. Между тем они сочетают преимущества и недостатки. К первой категории относится потенциальное привлечение в состав региональных комиссий сотрудников из ряда государственных учреждений, расположенных на территории субъекта РФ. Смешанный состав помешает развитию корыстных мотивов, принципиально влияющих на проверку степени усвоения экзаменационных областей знаний иностранными гражданами (лицами без гражданства). Через такие комиссии субъекты РФ получат доступ к упорядочению пропуска миграционных потоков. За полномочием скрывается большая доля ответственности. Ведь от подхода к реализации полномочия зависит то, какой контингент иностранных граждан (лиц без гражданства) осядет на территории региона. Пребывание не готовых к адаптации под российские условия, о чем говорит отклоняющееся поведение, будет накладывать отпечаток на образ власти субъекта РФ. В сравнении с центральной, нижестоящая власть более восприимчива к настроениям населения. Данное является еще одним преимуществом. Теперь перейдем к недостаткам. На наш взгляд, передача полномочия по приему экзаменов субъектам РФ приведет к расхождениям в интерпретации общего нормативного правового массива и, как следствие, обусловит нестандартное правотворчество с хаотичным правоприменением. Государственные учреждения инертны, они жестко вклинены в вертикаль подчинения. Механизмы контроля за их деятельностью налажены, модернизируются. На тот же исход с экзаменационными комиссиями в субъектах РФ потребуется время. Есть раздумья и по техническим моментам организации работы экзаменационных комиссий: "Какой статус будет у экзаменационных комиссий: самостоятельного или вспомогательного органа?", "Каков будет порядок формирования экзаменационных комиссий?", "Кем будут приниматься решения о выдачи документа о владении русским языком, знании истории России, основ законодательства Российской Федерации?". Четкого ответа на вопросы в научной литературе не дается. Если резюмировать, то консенсуса в пользу региональных экзаменационных комиссий нет.