Публичный земельный участок это
Подборка наиболее важных документов по запросу Публичный земельный участок это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 39.7 ЗК РФ "Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности"3.2.3. Если арендодатель не уведомил арендатора публичного земельного участка об изменении регулируемой арендной платы, хотя по условиям договора обязан был это сделать, арендатор не освобождается от обязанности заплатить за аренду в размере, установленном нормативными правовыми актами, но может оспорить начисление неустойки за нарушение сроков внесения арендной платы (позиция ВС РФ) >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Аренда земельного участка под парковку
(КонсультантПлюс, 2025)Для предоставления в аренду автостоянки открытого типа, которая состоит из асфальтобетонного полотна на публичном земельном участке, заключается договор аренды этого участка, а не договор аренды сооружения
(КонсультантПлюс, 2025)Для предоставления в аренду автостоянки открытого типа, которая состоит из асфальтобетонного полотна на публичном земельном участке, заключается договор аренды этого участка, а не договор аренды сооружения
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю
Готовое решение: Как выкупить государственный или муниципальный земельный участок под зданием или сооружением
(КонсультантПлюс, 2025)Может ли один из собственников здания или помещения в здании выкупить целиком публичный земельный участок под этим зданием
(КонсультантПлюс, 2025)Может ли один из собственников здания или помещения в здании выкупить целиком публичный земельный участок под этим зданием
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает особенности осуществления государственной регистрации перехода права собственности на сооружение, созданное на земельном участке на основании публичного сервитута: в этом случае Росреестр как орган регистрации прав вносит изменения в сведения ЕГРН об обладателе публичного сервитута.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает особенности осуществления государственной регистрации перехода права собственности на сооружение, созданное на земельном участке на основании публичного сервитута: в этом случае Росреестр как орган регистрации прав вносит изменения в сведения ЕГРН об обладателе публичного сервитута.
Статья: История формирования практики "фактического резервирования" земельных участков
(Южаков Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)Если же обратиться к ограничению возможности собственника недвижимости приватизировать публичный земельный участок, на котором эта недвижимость расположена, то неправомерность подобного ограничения, пусть и на основании положений генерального плана, обосновать весьма сложно. Так, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2023 года N 742-О, в котором рассматривался вопрос в том числе о конституционности нормы пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ, было указано, что право на приватизацию публичных земельных участков не относится к числу конституционных и положениями статьи 35 Конституции Российской Федерации не защищается.
(Южаков Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)Если же обратиться к ограничению возможности собственника недвижимости приватизировать публичный земельный участок, на котором эта недвижимость расположена, то неправомерность подобного ограничения, пусть и на основании положений генерального плана, обосновать весьма сложно. Так, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2023 года N 742-О, в котором рассматривался вопрос в том числе о конституционности нормы пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ, было указано, что право на приватизацию публичных земельных участков не относится к числу конституционных и положениями статьи 35 Конституции Российской Федерации не защищается.
Готовое решение: Основания возникновения права собственности на недвижимое имущество
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что приобрести по этому основанию право собственности на публичный земельный участок не получится, поскольку это не предусмотрено земельным законодательством (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что приобрести по этому основанию право собственности на публичный земельный участок не получится, поскольку это не предусмотрено земельным законодательством (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кадастровая стоимость земельного участка лежит в основе расчета платы за публичный сервитут: в соответствии с п. 4 ст. 39.46 ЗК РФ плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. Особое правовое значение кадастровая стоимость имеет при решении вопроса о возможности перевода земель из одной категории в другую, в частности, это касается сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения: в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 178-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <1> перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных п. 3, 6, 7 и 8 ч. 1 данной статьи. Важную роль играет кадастровая стоимость при установлении публичного сервитута. Поскольку сервитут напрямую связан с земельными отношениями, то кадастровая стоимость земельного участка играет основополагающую роль при его оплате. Так, согласно п. 4 и 5 ст. 39.46 ЗК РФ известно, что плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1% кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. В случае если в отношении земельных участков и (или) земель кадастровая стоимость не определена, размер платы за публичный сервитут рассчитывается исходя из среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. Данные о кадастровой стоимости используются при определении размеров административных штрафов за земельные правонарушения. Так, привлечение к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ <2> за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа: в случае если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от 1,5 до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей, на юридические лица - от 2 до 3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей; в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридические лица - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кадастровая стоимость земельного участка лежит в основе расчета платы за публичный сервитут: в соответствии с п. 4 ст. 39.46 ЗК РФ плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. Особое правовое значение кадастровая стоимость имеет при решении вопроса о возможности перевода земель из одной категории в другую, в частности, это касается сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения: в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 178-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <1> перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных п. 3, 6, 7 и 8 ч. 1 данной статьи. Важную роль играет кадастровая стоимость при установлении публичного сервитута. Поскольку сервитут напрямую связан с земельными отношениями, то кадастровая стоимость земельного участка играет основополагающую роль при его оплате. Так, согласно п. 4 и 5 ст. 39.46 ЗК РФ известно, что плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1% кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. В случае если в отношении земельных участков и (или) земель кадастровая стоимость не определена, размер платы за публичный сервитут рассчитывается исходя из среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. Данные о кадастровой стоимости используются при определении размеров административных штрафов за земельные правонарушения. Так, привлечение к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ <2> за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа: в случае если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от 1,5 до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей, на юридические лица - от 2 до 3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей; в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридические лица - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Готовое решение: Что такое публичная собственность и как ею распоряжаются
(КонсультантПлюс, 2025)устанавливать сервитут в отношении публичной недвижимости. Это следует, в частности, из содержания ст. ст. 274, 277 ГК РФ, ст. 30 Закона о территориях опережающего развития в РФ. Пример - сервитут, установленный по соглашению между лицом, требующим его установления, и лицом, которому предоставлен публичный земельный участок (если это допускается земельным законодательством) (п. 6 ст. 274 ГК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)устанавливать сервитут в отношении публичной недвижимости. Это следует, в частности, из содержания ст. ст. 274, 277 ГК РФ, ст. 30 Закона о территориях опережающего развития в РФ. Пример - сервитут, установленный по соглашению между лицом, требующим его установления, и лицом, которому предоставлен публичный земельный участок (если это допускается земельным законодательством) (п. 6 ст. 274 ГК РФ);
Ситуация: Как организовать парковку у дома?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что если земельный участок под МКД не сформирован и не проведен его государственный кадастровый учет, то решение об установке шлагбаума принимают уполномоченные органы публично-правового образования, в собственности которого находится такой земельный участок. При этом они вправе устанавливать порядок принятия решения об установке шлагбаума, который может предусматривать учет мнения собственников помещений в соответствующем МКД (п. 2 Письма Минстроя России от 04.03.2025 N 5620-ОГ/04).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что если земельный участок под МКД не сформирован и не проведен его государственный кадастровый учет, то решение об установке шлагбаума принимают уполномоченные органы публично-правового образования, в собственности которого находится такой земельный участок. При этом они вправе устанавливать порядок принятия решения об установке шлагбаума, который может предусматривать учет мнения собственников помещений в соответствующем МКД (п. 2 Письма Минстроя России от 04.03.2025 N 5620-ОГ/04).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Вместе с тем даже включение в ГК РФ ст. 239.1 ГК РФ не исключает возможности возникновения все той же патовой ситуации в случае, когда земельный участок после 01.03.2015 однократно уже был предоставлен собственнику объекта незавершенного строительства для окончания его строительства сроком на три года, но объект не был достроен в указанный срок. При этом публичный собственник спорного земельного участка не воспользовался правом на обращение в суд с иском об изъятии объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов в течение шести месяцев со дня истечения срока действия заключенного после 01.03.2015 договора аренды указанного земельного участка, на котором расположен этот объект, либо в удовлетворении такого требования было отказано по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 239.1 ГК РФ.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Вместе с тем даже включение в ГК РФ ст. 239.1 ГК РФ не исключает возможности возникновения все той же патовой ситуации в случае, когда земельный участок после 01.03.2015 однократно уже был предоставлен собственнику объекта незавершенного строительства для окончания его строительства сроком на три года, но объект не был достроен в указанный срок. При этом публичный собственник спорного земельного участка не воспользовался правом на обращение в суд с иском об изъятии объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов в течение шести месяцев со дня истечения срока действия заключенного после 01.03.2015 договора аренды указанного земельного участка, на котором расположен этот объект, либо в удовлетворении такого требования было отказано по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 239.1 ГК РФ.
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения18.4. Можно ли заключить договор аренды части земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения кадастрового учета этой части