Публичный сервитут в отдельных целях
Подборка наиболее важных документов по запросу Публичный сервитут в отдельных целях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.37 "Цели установления публичного сервитута" ЗК РФМежду тем положениями главы V.7 ЗК РФ определены правила установления публичного сервитута в отдельных целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ, срок такого публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут.
Подборка судебных решений за 2023 год: Глава v.7 "Установление публичного сервитута в отдельных целях" ЗК РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)ГЛАВА V.7 "УСТАНОВЛЕНИЕ ПУБЛИЧНОГО СЕРВИТУТА
(Арбитражный суд Уральского округа)ГЛАВА V.7 "УСТАНОВЛЕНИЕ ПУБЛИЧНОГО СЕРВИТУТА
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О месте общественных обсуждений, публичных слушаний в системе регулирования публичного сервитута для отдельных целей
(Майборода В.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2
(Майборода В.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2
Готовое решение: Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)С ходатайством об установлении публичного сервитута в отдельных целях вправе обратиться (в рамках своей компетенции) (ст. 39.40 ЗК РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)С ходатайством об установлении публичного сервитута в отдельных целях вправе обратиться (в рамках своей компетенции) (ст. 39.40 ЗК РФ):
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)ГЛАВА V.7. УСТАНОВЛЕНИЕ ПУБЛИЧНОГО СЕРВИТУТА
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)ГЛАВА V.7. УСТАНОВЛЕНИЕ ПУБЛИЧНОГО СЕРВИТУТА
Статья: Особенности размещения линейных объектов на основании публичного сервитута
(Горелова Е.Ю.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Статистические данные последних лет показывают интересную динамику в отношении линейных объектов: протяженность нефтепроводов в период с 2002 по 2019 г. выросла на 3,3 тыс. км, газопроводов - на 29,1 тыс. км, автомобильных дорог общего пользования - на 949,6 тыс. км <1>. При этом вопросы размещения линейных объектов сохраняют дискуссионный характер, что в первую очередь связано с принятием Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ <2>, которым Земельный кодекс Российской Федерации <3> (ЗК РФ) дополнен гл. V.7, регламентирующей порядок установления публичного сервитута в отдельных целях.
(Горелова Е.Ю.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Статистические данные последних лет показывают интересную динамику в отношении линейных объектов: протяженность нефтепроводов в период с 2002 по 2019 г. выросла на 3,3 тыс. км, газопроводов - на 29,1 тыс. км, автомобильных дорог общего пользования - на 949,6 тыс. км <1>. При этом вопросы размещения линейных объектов сохраняют дискуссионный характер, что в первую очередь связано с принятием Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ <2>, которым Земельный кодекс Российской Федерации <3> (ЗК РФ) дополнен гл. V.7, регламентирующей порядок установления публичного сервитута в отдельных целях.
Статья: Проблема обеспечения баланса частных и публичных интересов при определении срока публичного сервитута
(Кокурин В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 4)Автор анализирует срочность публичного сервитута как отдельную проблему обеспечения баланса частных и публичных интересов. Приходит к выводу о том, что в российском законодательстве имеются основания для применения модели использования как постоянных, так и временных публичных сервитутов для отдельных целей.
(Кокурин В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 4)Автор анализирует срочность публичного сервитута как отдельную проблему обеспечения баланса частных и публичных интересов. Приходит к выводу о том, что в российском законодательстве имеются основания для применения модели использования как постоянных, так и временных публичных сервитутов для отдельных целей.
Статья: О землепользовании юридических лиц, не являющихся собственниками земельных участков
(Ахметьянова З.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)Особенно остро такого рода проблема проявляется в случае расположения на земельном участке линейного объекта, обладающего особой спецификой. Действующее законодательство не содержит норм, четко определяющих порядок предоставления земельных участков для размещения на них линейных объектов. Хотя, как верно отмечает Г.А. Волков, "как правило, особенности конструкции, способы размещения на земельных участках и технические характеристики линейных сооружений в большинстве случаев не приводят к существенным затруднениям в использовании или невозможности использования земельных участков правообладателями, к существенным ограничениям их прав" <22>, тем не менее собственник или иной обладатель прав на земельный участок вынужден претерпевать некоторые неудобства уже по причине того, что земельный участок так или иначе "задействован" под эксплуатацию линейного объекта. Чаще всего речь идет о сервитутных правах собственника или иного обладателя линейного объекта и соответствующем обременении земельного участка, используемого для размещения линейного объекта. Это может быть публичный сервитут в отдельных целях, устанавливаемый по правилам гл. V.7 ЗК РФ, или так называемый легальный сервитут, предусмотренный ст. 42 ЗК РФ, когда сервитут устанавливается по основаниям, названным в законе (сервитут в силу закона) <23>.
(Ахметьянова З.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)Особенно остро такого рода проблема проявляется в случае расположения на земельном участке линейного объекта, обладающего особой спецификой. Действующее законодательство не содержит норм, четко определяющих порядок предоставления земельных участков для размещения на них линейных объектов. Хотя, как верно отмечает Г.А. Волков, "как правило, особенности конструкции, способы размещения на земельных участках и технические характеристики линейных сооружений в большинстве случаев не приводят к существенным затруднениям в использовании или невозможности использования земельных участков правообладателями, к существенным ограничениям их прав" <22>, тем не менее собственник или иной обладатель прав на земельный участок вынужден претерпевать некоторые неудобства уже по причине того, что земельный участок так или иначе "задействован" под эксплуатацию линейного объекта. Чаще всего речь идет о сервитутных правах собственника или иного обладателя линейного объекта и соответствующем обременении земельного участка, используемого для размещения линейного объекта. Это может быть публичный сервитут в отдельных целях, устанавливаемый по правилам гл. V.7 ЗК РФ, или так называемый легальный сервитут, предусмотренный ст. 42 ЗК РФ, когда сервитут устанавливается по основаниям, названным в законе (сервитут в силу закона) <23>.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)С ходатайством об установлении публичного сервитута в отдельных целях вправе обратиться (ст. 39.40 ЗК РФ):
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)С ходатайством об установлении публичного сервитута в отдельных целях вправе обратиться (ст. 39.40 ЗК РФ):
Статья: Резорбция регламентом jus in rem
(Майборода В.А.)
("Юрист", 2024, N 1)В-третьих, вопреки экономическим закономерностям <4> в России прослеживается постоянная попытка унификации правовых режимов земельных участков через единство системы их кадастрового учета процедуры регистрации прав. Вслед за тем, когда быстро окупаемые прибыльные земли для застройки подменяют собой в правовом смысле земли в качестве природного ресурса, появляется нужда в экстраординарном регулировании, таком как, например, "лесная амнистия" либо публичный сервитут для отдельных целей.
(Майборода В.А.)
("Юрист", 2024, N 1)В-третьих, вопреки экономическим закономерностям <4> в России прослеживается постоянная попытка унификации правовых режимов земельных участков через единство системы их кадастрового учета процедуры регистрации прав. Вслед за тем, когда быстро окупаемые прибыльные земли для застройки подменяют собой в правовом смысле земли в качестве природного ресурса, появляется нужда в экстраординарном регулировании, таком как, например, "лесная амнистия" либо публичный сервитут для отдельных целей.
Статья: О новом публично-правовом инструменте - едином документе территориального планирования и градостроительного зонирования
(Майборода В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 1)<9> Майборода В.А. О месте общественных обсуждений, публичных слушаний в системе регулирования публичного сервитута для отдельных целей // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2021. N 2. С. 9 - 13.
(Майборода В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 1)<9> Майборода В.А. О месте общественных обсуждений, публичных слушаний в системе регулирования публичного сервитута для отдельных целей // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2021. N 2. С. 9 - 13.
Статья: Государственное управление на стадии установления публичного сервитута
(Ушакова А.П.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)В 2018 г. Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) был дополнен новой главой V.7 "Установление публичного сервитута в отдельных целях". Одной из основных задач, стоявших перед законодателем при ее разработке, было создание действенной альтернативы частным переговорам, позволяющей упростить процесс оформления прав на землю под линейными объектами. В качестве такой альтернативы законодатель избрал введение новой административной процедуры, неизвестной ранее действовавшему земельному законодательству. Это повлекло включение процесса установления публичного сервитута в сферу государственного управления.
(Ушакова А.П.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)В 2018 г. Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) был дополнен новой главой V.7 "Установление публичного сервитута в отдельных целях". Одной из основных задач, стоявших перед законодателем при ее разработке, было создание действенной альтернативы частным переговорам, позволяющей упростить процесс оформления прав на землю под линейными объектами. В качестве такой альтернативы законодатель избрал введение новой административной процедуры, неизвестной ранее действовавшему земельному законодательству. Это повлекло включение процесса установления публичного сервитута в сферу государственного управления.
Путеводитель. Что нужно знать о сервитуте на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)Публичный сервитут, установленный в отдельных целях, может быть прекращен по решению уполномоченного органа и по другим основаниям (п. 4 ст. 48 ЗК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Публичный сервитут, установленный в отдельных целях, может быть прекращен по решению уполномоченного органа и по другим основаниям (п. 4 ст. 48 ЗК РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Органы власти вправе разрешить организации ЖКХ, связи или иному лицу использовать участок на условиях публичного сервитута для отдельных целей, чтобы разместить:
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Органы власти вправе разрешить организации ЖКХ, связи или иному лицу использовать участок на условиях публичного сервитута для отдельных целей, чтобы разместить:
Статья: Публичный сервитут как основание использования земельных участков, занятых линейными объектами
(Фадеев М.М.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)<1> См.: Майборода В.А. Установление публичного сервитута для отдельных целей в отношении части земельного участка // Нотариус. 2020. N 4. С. 43.
(Фадеев М.М.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)<1> См.: Майборода В.А. Установление публичного сервитута для отдельных целей в отношении части земельного участка // Нотариус. 2020. N 4. С. 43.