Публичный сервитут налогообложение
Подборка наиболее важных документов по запросу Публичный сервитут налогообложение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 153 НК РФпри передаче права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута, публичного сервитута), в том числе безвозмездно >>>
Важнейшая практика по ст. 161 НК РФпри установлении публичного сервитута на государственные (муниципальные) земельные участки >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Защита прокурором публичных интересов в сфере платного землепользования в судебном порядке
(Текеев М.Ш.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 2)Из сказанного можно заключить, что публичный интерес, возникающий в сфере платного землепользования, подлежащий защите со стороны органов прокуратуры и суда, заключается в устранении нарушений, касающихся взимания платы за землю как способа пополнения местных бюджетов. В рамках гражданского, административного, арбитражного судопроизводства прокуратура обеспечивает защиту прав публичных образований на получение арендной платы за землю, земельного налога, платы за публичный сервитут, иной платы за использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Проведенный анализ дает основания утверждать, что публичный интерес соотносится с правом публичного образования как целое и частное. Публичный интерес охватывает коллективные потребности в использовании средств бюджета как публичного фонда в государственных и общественных целях. Соответственно, незаконное сокращение количества источников его пополнения требует реакции со стороны компетентных государственных органов путем судебной защиты и восстановления нарушенных прав публичного образования, формирующих содержание права собственности на землю и, в частности, распоряжения ею (ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации). Нарушения, касающиеся платы за землю, допущенные физическими лицами либо субъектами, не связанными с экономической деятельностью, устраняются в порядке гражданского судопроизводства. Нарушения прав и интересов публичных образований, допущенные государственными органами, в том числе в ходе осуществления властных полномочий по установлению размера платы за землю, служат основанием для обращения в суд с административными исковыми заявлениями в порядке административного судопроизводства. В том случае, если нарушение прав публичного образования допущено субъектами экономической деятельности либо связано с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления в сфере платного землепользования с участием субъектов экономической деятельности, дело подлежит рассмотрению в порядке арбитражного судопроизводства.
(Текеев М.Ш.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 2)Из сказанного можно заключить, что публичный интерес, возникающий в сфере платного землепользования, подлежащий защите со стороны органов прокуратуры и суда, заключается в устранении нарушений, касающихся взимания платы за землю как способа пополнения местных бюджетов. В рамках гражданского, административного, арбитражного судопроизводства прокуратура обеспечивает защиту прав публичных образований на получение арендной платы за землю, земельного налога, платы за публичный сервитут, иной платы за использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Проведенный анализ дает основания утверждать, что публичный интерес соотносится с правом публичного образования как целое и частное. Публичный интерес охватывает коллективные потребности в использовании средств бюджета как публичного фонда в государственных и общественных целях. Соответственно, незаконное сокращение количества источников его пополнения требует реакции со стороны компетентных государственных органов путем судебной защиты и восстановления нарушенных прав публичного образования, формирующих содержание права собственности на землю и, в частности, распоряжения ею (ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации). Нарушения, касающиеся платы за землю, допущенные физическими лицами либо субъектами, не связанными с экономической деятельностью, устраняются в порядке гражданского судопроизводства. Нарушения прав и интересов публичных образований, допущенные государственными органами, в том числе в ходе осуществления властных полномочий по установлению размера платы за землю, служат основанием для обращения в суд с административными исковыми заявлениями в порядке административного судопроизводства. В том случае, если нарушение прав публичного образования допущено субъектами экономической деятельности либо связано с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления в сфере платного землепользования с участием субъектов экономической деятельности, дело подлежит рассмотрению в порядке арбитражного судопроизводства.
Статья: Частные и публичные сервитуты при государственной кадастровой оценке земельных участков
(Краснова Т.С., Жестовская Д.А., Силко Н.С., Лепехина О.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 1)Публичные сервитуты в пользу неопределенного круга лиц по ст. 23 ЗК РФ. Нормативная характеристика данного сервитута как публичного является первым (и для правоприменителя - единственным) критерием в пользу того, что такой сервитут как публично-правовое ограничение должен учитываться при кадастровой оценке в соответствии с правилами ее проведения. Но, как мы выяснили, для адекватного правоприменения недостаточно использовать навыки грамматического сопоставления гипотез правовых норм. Для того чтобы цель правил кадастровой оценки выполнялась, ограничение права на земельный участок не должно зависеть от воли собственника, поскольку это приводило бы к произвольному изменению кадастровой стоимости и, соответственно, размера налога. Административный порядок установления публичного сервитута по ст. 23 ЗК РФ не дает собственнику земельного участка возможности повлиять на возникновение данного сервитута и тем самым манипулировать размером своего налогового бремени. Из этого следует, что публичный сервитут в пользу неопределенного круга лиц по ст. 23 ЗК РФ должен учитываться при кадастровой оценке и он является публично-правовым ограничением в полном смысле слова.
(Краснова Т.С., Жестовская Д.А., Силко Н.С., Лепехина О.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 1)Публичные сервитуты в пользу неопределенного круга лиц по ст. 23 ЗК РФ. Нормативная характеристика данного сервитута как публичного является первым (и для правоприменителя - единственным) критерием в пользу того, что такой сервитут как публично-правовое ограничение должен учитываться при кадастровой оценке в соответствии с правилами ее проведения. Но, как мы выяснили, для адекватного правоприменения недостаточно использовать навыки грамматического сопоставления гипотез правовых норм. Для того чтобы цель правил кадастровой оценки выполнялась, ограничение права на земельный участок не должно зависеть от воли собственника, поскольку это приводило бы к произвольному изменению кадастровой стоимости и, соответственно, размера налога. Административный порядок установления публичного сервитута по ст. 23 ЗК РФ не дает собственнику земельного участка возможности повлиять на возникновение данного сервитута и тем самым манипулировать размером своего налогового бремени. Из этого следует, что публичный сервитут в пользу неопределенного круга лиц по ст. 23 ЗК РФ должен учитываться при кадастровой оценке и он является публично-правовым ограничением в полном смысле слова.
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, земельных участков, находящихся в собственности федеральной территории "Сириус", налоговая база определяется как сумма оплаты, перечисленной за установленный сервитут с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому земельному участку, в отношении которого установлен сервитут.
(ред. от 17.11.2025)При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, земельных участков, находящихся в собственности федеральной территории "Сириус", налоговая база определяется как сумма оплаты, перечисленной за установленный сервитут с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому земельному участку, в отношении которого установлен сервитут.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 07.04.2020 N АПЛ20-45
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 28.11.2019 N АКПИ19-786, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими методических указаний о государственной кадастровой оценке, утв. Приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226>В обжалуемом решении также правильно отмечено, что кадастровая стоимость земельных участков определяется не только для целей налогообложения, но и применяется, в частности, для целей выкупа земельных участков у публично-правовых образований, расчета арендной платы за находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц, изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения (пункт 3 статьи 39.4, пункт 12 статьи 39.11, пункт 4 статьи 39.46, пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 10 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 28.11.2019 N АКПИ19-786, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими методических указаний о государственной кадастровой оценке, утв. Приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226>В обжалуемом решении также правильно отмечено, что кадастровая стоимость земельных участков определяется не только для целей налогообложения, но и применяется, в частности, для целей выкупа земельных участков у публично-правовых образований, расчета арендной платы за находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц, изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения (пункт 3 статьи 39.4, пункт 12 статьи 39.11, пункт 4 статьи 39.46, пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 10 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Вопрос: Об НДС при предоставлении права ограниченного пользования (сервитута) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
(Письмо Минфина России от 10.03.2025 N 03-07-11/23356)В соответствии с указанными абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 161 Кодекса при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, земельных участков, находящихся в собственности федеральной территории "Сириус", налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма оплаты, перечисленной за установленный сервитут, с учетом налога. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, в интересах которых установлен сервитут. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 Кодекса.
(Письмо Минфина России от 10.03.2025 N 03-07-11/23356)В соответствии с указанными абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 161 Кодекса при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, земельных участков, находящихся в собственности федеральной территории "Сириус", налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма оплаты, перечисленной за установленный сервитут, с учетом налога. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, в интересах которых установлен сервитут. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 Кодекса.
Вопрос: Об НДС при предоставлении казенным учреждением права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъектов РФ.
(Письмо Минфина России от 25.01.2024 N 03-07-11/6133)Согласно абзацам второму и третьему пункта 3 статьи 161 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, земельных участков, находящихся в собственности федеральной территории "Сириус", налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется налоговыми агентами, которыми признаются организации и индивидуальные предприниматели, в интересах которых установлен сервитут. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой данного налога, и иные обязанности, установленные главой 21 Кодекса.
(Письмо Минфина России от 25.01.2024 N 03-07-11/6133)Согласно абзацам второму и третьему пункта 3 статьи 161 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, земельных участков, находящихся в собственности федеральной территории "Сириус", налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется налоговыми агентами, которыми признаются организации и индивидуальные предприниматели, в интересах которых установлен сервитут. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой данного налога, и иные обязанности, установленные главой 21 Кодекса.
Готовое решение: Как налоговый агент заполняет декларацию по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)заполняйте его отдельно по каждому продавцу в случае предоставления сервитута в отношении указанных участков органами государственной власти, местного самоуправления, публичной власти федеральной территории "Сириус";
(КонсультантПлюс, 2025)заполняйте его отдельно по каждому продавцу в случае предоставления сервитута в отношении указанных участков органами государственной власти, местного самоуправления, публичной власти федеральной территории "Сириус";
Статья: Соблюдение баланса интересов при установлении сервитута в отношении земельных участков
(Нигматуллина Э.Ф.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Следовательно, если речь идет о полномочии собственника по использованию земельного участка, обремененного публичным сервитутом в указанных целях, предполагающем несение им необоснованных расходов, то такая норма вряд ли уместна без соразмерного уменьшения кадастровой стоимости земельного участка и размера земельного налога на сумму платы за сервитут.
(Нигматуллина Э.Ф.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Следовательно, если речь идет о полномочии собственника по использованию земельного участка, обремененного публичным сервитутом в указанных целях, предполагающем несение им необоснованных расходов, то такая норма вряд ли уместна без соразмерного уменьшения кадастровой стоимости земельного участка и размера земельного налога на сумму платы за сервитут.
Вопрос: Об определении налоговой базы по НДС при предоставлении ОГВ, ОМСУ, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" публичного сервитута в отношении земельных участков.
(Письмо Минфина России от 12.02.2024 N 03-07-15/11793)Вопрос: Об определении налоговой базы по НДС при предоставлении ОГВ, ОМСУ, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" публичного сервитута в отношении земельных участков.
(Письмо Минфина России от 12.02.2024 N 03-07-15/11793)Вопрос: Об определении налоговой базы по НДС при предоставлении ОГВ, ОМСУ, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" публичного сервитута в отношении земельных участков.
Статья: Права и обязанности собственников земельной недвижимости: вопросы теории
(Чаркин С.А.)
("Цивилист", 2023, N 5)д) обязанность своевременно производить платежи за землю. Существует три вида платежей за землю: земельный налог (предусмотрен гл. 31 Налогового кодекса РФ <18>, там же установлены сроки платежей); арендная плата (предусмотрена ст. 614 ГК РФ, срок и размер ее уплаты определяются договором аренды); плата за установление сервитута (плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год его использования; в отношении частного сервитута порядок определения платы законом четко не регламентируется);
(Чаркин С.А.)
("Цивилист", 2023, N 5)д) обязанность своевременно производить платежи за землю. Существует три вида платежей за землю: земельный налог (предусмотрен гл. 31 Налогового кодекса РФ <18>, там же установлены сроки платежей); арендная плата (предусмотрена ст. 614 ГК РФ, срок и размер ее уплаты определяются договором аренды); плата за установление сервитута (плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год его использования; в отношении частного сервитута порядок определения платы законом четко не регламентируется);
Вопрос: Об НДС при предоставлении казенным учреждением права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении земельного участка, находящегося в собственности субъекта РФ.
(Письмо Минфина России от 18.07.2025 N 03-07-11/69992)Согласно абзацам второму и третьему пункта 3 статьи 161 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, земельных участков, находящихся в собственности федеральной территории "Сириус", налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется налоговыми агентами, которыми признаются организации и индивидуальные предприниматели, в интересах которых установлен сервитут. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой данного налога, и иные обязанности, установленные главой 21 Кодекса.
(Письмо Минфина России от 18.07.2025 N 03-07-11/69992)Согласно абзацам второму и третьему пункта 3 статьи 161 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, земельных участков, находящихся в собственности федеральной территории "Сириус", налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется налоговыми агентами, которыми признаются организации и индивидуальные предприниматели, в интересах которых установлен сервитут. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой данного налога, и иные обязанности, установленные главой 21 Кодекса.
Вопрос: Об НДС при предоставлении права ограниченного пользования земельным участком (сервитута).
(Письмо Минфина России от 26.11.2024 N 03-07-11/118038)В связи с этим при предоставлении права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) налогоплательщиками, не являющимися органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории "Сириус", исчисление и уплата в бюджет налога на добавленную стоимость осуществляются в общеустановленном порядке, то есть налогоплательщиками, предоставляющими указанные права. При этом счета-фактуры составляются в порядке, установленном статьями 168 и 169 Кодекса.
(Письмо Минфина России от 26.11.2024 N 03-07-11/118038)В связи с этим при предоставлении права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) налогоплательщиками, не являющимися органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории "Сириус", исчисление и уплата в бюджет налога на добавленную стоимость осуществляются в общеустановленном порядке, то есть налогоплательщиками, предоставляющими указанные права. При этом счета-фактуры составляются в порядке, установленном статьями 168 и 169 Кодекса.
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 12.02.2024 N 03-07-15/11793 сформулирована правовая позиция по вопросу об определении налоговой базы по НДС при предоставлении ОГВ, ОМСУ, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" публичного сервитута в отношении земельных участков.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 12.02.2024 N 03-07-15/11793 сформулирована правовая позиция по вопросу об определении налоговой базы по НДС при предоставлении ОГВ, ОМСУ, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" публичного сервитута в отношении земельных участков.
Статья: Правительственные поправки во вторую часть НК РФ
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 23)Устанавливается порядок уплаты НДС при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" права ограниченного пользования земельным участком (сервитута). В этом случае налоговая база по НДС будет определяться налоговым агентом как сумма платы за предоставленный сервитут с учетом налога отдельно по каждому земельному участку, обремененному сервитутом. При этом налоговыми агентами будут признаваться лица, в интересах которых установлен сервитут, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны будут исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых за предоставленный сервитут, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (новая редакция п. 3 ст. 161 НК РФ).
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 23)Устанавливается порядок уплаты НДС при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" права ограниченного пользования земельным участком (сервитута). В этом случае налоговая база по НДС будет определяться налоговым агентом как сумма платы за предоставленный сервитут с учетом налога отдельно по каждому земельному участку, обремененному сервитутом. При этом налоговыми агентами будут признаваться лица, в интересах которых установлен сервитут, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны будут исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых за предоставленный сервитут, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (новая редакция п. 3 ст. 161 НК РФ).