Публичный сервитут ЕГРН
Подборка наиболее важных документов по запросу Публичный сервитут ЕГРН (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)Сведения о публичном сервитуте вносятся в реестр границ ЕГРН. В реестре прав на недвижимость ЕГРН публичный сервитут регистрировать не нужно. В кадастр недвижимости ЕГРН данные о части земельного участка, на которую распространяется публичный сервитут, не включаются.
(КонсультантПлюс, 2025)Сведения о публичном сервитуте вносятся в реестр границ ЕГРН. В реестре прав на недвижимость ЕГРН публичный сервитут регистрировать не нужно. В кадастр недвижимости ЕГРН данные о части земельного участка, на которую распространяется публичный сервитут, не включаются.
Ситуация: Как заполняется декларация об объекте недвижимости при оформлении прав на него по дачной амнистии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В приложение к декларации включаются копии правоустанавливающих, правоудостоверяющих документов на объект недвижимости (земельный участок (земельные участки), в границах которого (которых) расположен объект недвижимости), решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка (земельных участков), соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута (за исключением определенных случаев, в частности случая наличия сведений о публичном сервитуте в ЕГРН). Также в приложение к декларации включаются копии документов, подтверждающих полномочия представителя правообладателя. Если право на объект недвижимости (в том числе сервитут на соответствующий земельный участок (земельные участки)) зарегистрировано, то копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов в приложение к декларации не включаются (п. 33 Требований).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В приложение к декларации включаются копии правоустанавливающих, правоудостоверяющих документов на объект недвижимости (земельный участок (земельные участки), в границах которого (которых) расположен объект недвижимости), решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка (земельных участков), соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута (за исключением определенных случаев, в частности случая наличия сведений о публичном сервитуте в ЕГРН). Также в приложение к декларации включаются копии документов, подтверждающих полномочия представителя правообладателя. Если право на объект недвижимости (в том числе сервитут на соответствующий земельный участок (земельные участки)) зарегистрировано, то копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов в приложение к декларации не включаются (п. 33 Требований).
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Обладатель публичного сервитута вправе приступить к осуществлению публичного сервитута со дня заключения соглашения о его осуществлении, если иное не предусмотрено статьей 39.47 настоящего Кодекса и пунктом 2 настоящей статьи, но не ранее дня внесения сведений о публичном сервитуте в Единый государственный реестр недвижимости.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Обладатель публичного сервитута вправе приступить к осуществлению публичного сервитута со дня заключения соглашения о его осуществлении, если иное не предусмотрено статьей 39.47 настоящего Кодекса и пунктом 2 настоящей статьи, но не ранее дня внесения сведений о публичном сервитуте в Единый государственный реестр недвижимости.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)17. В случае, если в результате реконструкции линейного объекта (в том числе линейного объекта, который переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд), капитального ремонта линейного объекта, реконструкции участка (части) линейного объекта (в том числе линейного объекта, который переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд), капитального ремонта участка (части) такого линейного объекта местоположение такого линейного объекта (его участка (части) изменяется и такой объект (его участок (часть) размещается в границах публичного сервитута, орган регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, участка (части) такого объекта недвижимости вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости об обладателе публичного сервитута в случае, если в качестве обладателя публичного сервитута в Едином государственном реестре недвижимости указано иное лицо.
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)17. В случае, если в результате реконструкции линейного объекта (в том числе линейного объекта, который переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд), капитального ремонта линейного объекта, реконструкции участка (части) линейного объекта (в том числе линейного объекта, который переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд), капитального ремонта участка (части) такого линейного объекта местоположение такого линейного объекта (его участка (части) изменяется и такой объект (его участок (часть) размещается в границах публичного сервитута, орган регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, участка (части) такого объекта недвижимости вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости об обладателе публичного сервитута в случае, если в качестве обладателя публичного сервитута в Едином государственном реестре недвижимости указано иное лицо.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В таких случаях орган регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, участка (части) такого объекта недвижимости вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости об обладателе публичного сервитута в случае, если в качестве обладателя публичного сервитута в Едином государственном реестре недвижимости указано иное лицо.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В таких случаях орган регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, участка (части) такого объекта недвижимости вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости об обладателе публичного сервитута в случае, если в качестве обладателя публичного сервитута в Едином государственном реестре недвижимости указано иное лицо.
Статья: Государственное управление на стадии установления публичного сервитута
(Ушакова А.П.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Процедура установления публичного сервитута начинается по инициативе заинтересованного лица, планирующего размещение или эксплуатацию объектов инфраструктуры <1> либо проведение некоторых видов временных работ, перечисленных в подп. 2 и 5 ст. 39.37 ЗК РФ. Это лицо подает ходатайство об установлении публичного сервитута. Важнейшим содержательным элементом ходатайства является обоснование необходимости установления публичного сервитута, которое должно содержать отсылки к утвержденной ранее технической документации (например, к проекту планировки территории), а в случаях, когда разработки такой документации для размещения планируемого объекта по законодательству не требуется, в ходатайстве приводятся расчеты и доводы, подтверждающие целесообразность предлагаемого способа установления публичного сервитута. К ходатайству прилагается предлагаемый заинтересованным лицом проект границ испрашиваемого публичного сервитута. Получив ходатайство, уполномоченный орган проводит проверку соблюдения законодательных требований к планируемой деятельности, предполагаемому обладателю публичного сервитута и представленным им документам. Если все требования соблюдены, уполномоченный орган публикует сообщение о планируемом установлении публичного сервитута и выявляет правообладателей земельных участков в границах публичного сервитута. Далее принимается административный акт - решение об установлении публичного сервитута. О принятом решении уведомляется целый ряд лиц: заявитель (получивший статус обладателя публичного сервитута), а также все выявленные правообладатели земельных участков. Кроме того, уполномоченный орган направляет копию решения в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество (Росреестр) для внесения сведений о публичном сервитуте и его границах в реестр границ в составе ЕГРН. Публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН (ч. 8 ст. 39.43 ЗК РФ). Этот момент можно считать моментом завершения процедуры установления публичного сервитута и начала процесса его осуществления.
(Ушакова А.П.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Процедура установления публичного сервитута начинается по инициативе заинтересованного лица, планирующего размещение или эксплуатацию объектов инфраструктуры <1> либо проведение некоторых видов временных работ, перечисленных в подп. 2 и 5 ст. 39.37 ЗК РФ. Это лицо подает ходатайство об установлении публичного сервитута. Важнейшим содержательным элементом ходатайства является обоснование необходимости установления публичного сервитута, которое должно содержать отсылки к утвержденной ранее технической документации (например, к проекту планировки территории), а в случаях, когда разработки такой документации для размещения планируемого объекта по законодательству не требуется, в ходатайстве приводятся расчеты и доводы, подтверждающие целесообразность предлагаемого способа установления публичного сервитута. К ходатайству прилагается предлагаемый заинтересованным лицом проект границ испрашиваемого публичного сервитута. Получив ходатайство, уполномоченный орган проводит проверку соблюдения законодательных требований к планируемой деятельности, предполагаемому обладателю публичного сервитута и представленным им документам. Если все требования соблюдены, уполномоченный орган публикует сообщение о планируемом установлении публичного сервитута и выявляет правообладателей земельных участков в границах публичного сервитута. Далее принимается административный акт - решение об установлении публичного сервитута. О принятом решении уведомляется целый ряд лиц: заявитель (получивший статус обладателя публичного сервитута), а также все выявленные правообладатели земельных участков. Кроме того, уполномоченный орган направляет копию решения в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество (Росреестр) для внесения сведений о публичном сервитуте и его границах в реестр границ в составе ЕГРН. Публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН (ч. 8 ст. 39.43 ЗК РФ). Этот момент можно считать моментом завершения процедуры установления публичного сервитута и начала процесса его осуществления.
Ситуация: Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Такие сведения вносятся в ЕГРН на основании копии решения об установлении публичного сервитута, которое в течение пяти рабочих дней со дня его принятия направляется органом, установившим сервитут, в орган регистрации прав. Одновременно с внесением в ЕГРН сведений о публичном сервитуте осуществляется государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением публичного сервитута (п. 17 ст. 23, пп. 4 п. 7, п. 8 ст. 39.43 ЗК РФ; ч. 15.1 ст. 32, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 44 Закона N 218-ФЗ; Письмо Росреестра от 25.03.2019 N 01-02960-ГЕ/19 (Приложение к Письму Росреестра от 04.06.2019 N 01-05327-ГЕ/19)).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Такие сведения вносятся в ЕГРН на основании копии решения об установлении публичного сервитута, которое в течение пяти рабочих дней со дня его принятия направляется органом, установившим сервитут, в орган регистрации прав. Одновременно с внесением в ЕГРН сведений о публичном сервитуте осуществляется государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением публичного сервитута (п. 17 ст. 23, пп. 4 п. 7, п. 8 ст. 39.43 ЗК РФ; ч. 15.1 ст. 32, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 44 Закона N 218-ФЗ; Письмо Росреестра от 25.03.2019 N 01-02960-ГЕ/19 (Приложение к Письму Росреестра от 04.06.2019 N 01-05327-ГЕ/19)).
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В части 17 комментируемой статьи определены особенности государственного кадастрового учета в случае, если в результате реконструкции линейного объекта (в т.ч. линейного объекта, который переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд), капитального ремонта линейного объекта, реконструкции участка (части) линейного объекта (в том числе линейного объекта, который переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд), капитального ремонта участка (части) такого линейного объекта местоположение такого линейного объекта (его участка (части) изменяется и такой объект (его участок (часть) размещается в границах публичного сервитута: в этом случае орган регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, участка (части) такого объекта недвижимости вносит изменения в сведения ЕГРН об обладателе публичного сервитута в случае, если в качестве обладателя публичного сервитута в ЕГРН недвижимости указано иное лицо.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В части 17 комментируемой статьи определены особенности государственного кадастрового учета в случае, если в результате реконструкции линейного объекта (в т.ч. линейного объекта, который переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд), капитального ремонта линейного объекта, реконструкции участка (части) линейного объекта (в том числе линейного объекта, который переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд), капитального ремонта участка (части) такого линейного объекта местоположение такого линейного объекта (его участка (части) изменяется и такой объект (его участок (часть) размещается в границах публичного сервитута: в этом случае орган регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, участка (части) такого объекта недвижимости вносит изменения в сведения ЕГРН об обладателе публичного сервитута в случае, если в качестве обладателя публичного сервитута в ЕГРН недвижимости указано иное лицо.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Сведения об установлении публичного сервитута вносятся в ЕГРН, и он считается установленным со дня, когда сведения о нем внесены в ЕГРН <1>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Сведения об установлении публичного сервитута вносятся в ЕГРН, и он считается установленным со дня, когда сведения о нем внесены в ЕГРН <1>.
Статья: Особенности установления публичного сервитута в целях размещения инженерных сооружений
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Одним из ключевых этапов, связанных с установлением публичного сервитута, является направление соответствующего ходатайства в уполномоченный орган, неверное определение которого, несмотря на выполнение всех мероприятий, предусмотренных ЗК РФ, влечет направление органом регистрации прав уведомления о невозможности внесения сведений о публичном сервитуте в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) <4>. Орган, уполномоченный на принятие такого решения, определяется в соответствии со статьей 39.38 ЗК РФ. В целях определения органа, к полномочиям которого отнесено принятие решения об установлении публичного сервитута в целях размещения инженерного сооружения, необходимо установить, обладает ли такое сооружение "публичным статусом", то есть является ли сооружение объектом местного, регионального или федерального значения. Руководствуясь этим критерием, лицо, заинтересованное в установлении публичного сервитута, направляет ходатайство в орган местного самоуправления, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в федеральный орган исполнительной власти соответственно. При этом если инженерное сооружение не обладает публичным статусом, но в целях его размещения допускается установление публичного сервитута (например если размещение инженерного сооружения осуществляется в целях подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения), то такое решение принимается органом местного самоуправления.
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Одним из ключевых этапов, связанных с установлением публичного сервитута, является направление соответствующего ходатайства в уполномоченный орган, неверное определение которого, несмотря на выполнение всех мероприятий, предусмотренных ЗК РФ, влечет направление органом регистрации прав уведомления о невозможности внесения сведений о публичном сервитуте в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) <4>. Орган, уполномоченный на принятие такого решения, определяется в соответствии со статьей 39.38 ЗК РФ. В целях определения органа, к полномочиям которого отнесено принятие решения об установлении публичного сервитута в целях размещения инженерного сооружения, необходимо установить, обладает ли такое сооружение "публичным статусом", то есть является ли сооружение объектом местного, регионального или федерального значения. Руководствуясь этим критерием, лицо, заинтересованное в установлении публичного сервитута, направляет ходатайство в орган местного самоуправления, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в федеральный орган исполнительной власти соответственно. При этом если инженерное сооружение не обладает публичным статусом, но в целях его размещения допускается установление публичного сервитута (например если размещение инженерного сооружения осуществляется в целях подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения), то такое решение принимается органом местного самоуправления.
Статья: Сервитут как обременение права собственности. Частный и публичный сервитуты. Зона прохода и проезда
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)Для формирования документов, необходимых для внесения сведений о публичном сервитуте в ЕГРН, на мой взгляд, уполномоченным органам власти и местного самоуправления целесообразно использовать электронные сервисы Росреестра и (или) обращаться к квалифицированным кадастровым инженерам.
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)Для формирования документов, необходимых для внесения сведений о публичном сервитуте в ЕГРН, на мой взгляд, уполномоченным органам власти и местного самоуправления целесообразно использовать электронные сервисы Росреестра и (или) обращаться к квалифицированным кадастровым инженерам.
Статья: Особенности государственного кадастрового учета объектов капитального строительства
(Нуприенкова А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Поскольку Градостроительным кодексом допускается изменение в результате капитального ремонта основных характеристик только некоторых линейных объектов, положения Федерального закона N 218-ФЗ, устанавливающие особенности государственного кадастрового учета вследствие капитального ремонта, применимы только к указанным в Градостроительном кодексе линейным объектам. В частности, несмотря на наличие проектной документации по выполнению работ по капитальному ремонту, технический план может быть подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости, которая составляется и заверяется правообладателем такого сооружения <22>. Если в результате капитального ремонта изменяется местоположение линейного объекта, при этом объект или его часть, участок были размещены на условиях публичного сервитута, то при осуществлении государственного кадастрового учета подлежат изменению сведения об обладателе публичного сервитута, если в качестве обладателя публичного сервитута в ЕГРН было указано иное лицо <23>.
(Нуприенкова А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Поскольку Градостроительным кодексом допускается изменение в результате капитального ремонта основных характеристик только некоторых линейных объектов, положения Федерального закона N 218-ФЗ, устанавливающие особенности государственного кадастрового учета вследствие капитального ремонта, применимы только к указанным в Градостроительном кодексе линейным объектам. В частности, несмотря на наличие проектной документации по выполнению работ по капитальному ремонту, технический план может быть подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости, которая составляется и заверяется правообладателем такого сооружения <22>. Если в результате капитального ремонта изменяется местоположение линейного объекта, при этом объект или его часть, участок были размещены на условиях публичного сервитута, то при осуществлении государственного кадастрового учета подлежат изменению сведения об обладателе публичного сервитута, если в качестве обладателя публичного сервитута в ЕГРН было указано иное лицо <23>.