Публичный сервитут для линейных объектов
Подборка наиболее важных документов по запросу Публичный сервитут для линейных объектов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3.6 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации""Таким образом, при введении в действие главы V.7 ЗК РФ, статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" законодатель стремился упростить механизм установления публичного сервитута для размещения линейных объектов, в том числе, за счет закрепления единых правил о полномочиях органов публичной власти на принятие таких решений по принципу: один правовой акт - один публичный сервитут на всем протяжении трассы линейного объекта вне зависимости от количества и принадлежности земельных участков, которые он обременяет."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 39.44 "Отказ в установлении публичного сервитута" ЗК РФМежду тем, вышеприведенные нормативные положения о правовой природе публичного сервитута, законодательные цели упрощения процедуры размещения линейных объектов и установления публичного сервитута при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции учтены не были, в том числе и положения статьи 39.44 ЗК РФ, содержащие закрытый перечень оснований для отказа в установлении публичного сервитута, в котором не предусмотрено и также исходя из части 1 статьи 11 Закона N 341-ФЗ не может быть предусмотрено такого основания для отказа как отнесение земельного участка к категории земель лесного фонда или иной категории.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. Можно ли установить публичный сервитут для размещения и эксплуатации линейных объектов
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. Можно ли установить публичный сервитут для размещения и эксплуатации линейных объектов
Статья: Определение убытков, причиненных занятием сельскохозяйственных угодий при установлении публичного сервитута для строительства линейного объекта
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)В порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях:
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)В порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях:
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"1. До 1 января 2027 года в порядке, установленном настоящей статьей и главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, положения которой применяются в части, не противоречащей настоящей статье, публичный сервитут может быть установлен на основании ходатайства субъекта естественной монополии для эксплуатации используемого им линейного объекта в сфере деятельности субъекта естественной монополии или на основании ходатайства оператора связи для эксплуатации линии связи, в отношении которых у таких субъекта или оператора связи отсутствуют права, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и которые эксплуатируются для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения, водоотведения и оказания населению услуг связи. При этом предоставление правоустанавливающих документов на указанный линейный объект не требуется. Положения настоящего пункта применяются в отношении линейных объектов, созданных до 30 декабря 2004 года.
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"1. До 1 января 2027 года в порядке, установленном настоящей статьей и главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, положения которой применяются в части, не противоречащей настоящей статье, публичный сервитут может быть установлен на основании ходатайства субъекта естественной монополии для эксплуатации используемого им линейного объекта в сфере деятельности субъекта естественной монополии или на основании ходатайства оператора связи для эксплуатации линии связи, в отношении которых у таких субъекта или оператора связи отсутствуют права, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и которые эксплуатируются для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения, водоотведения и оказания населению услуг связи. При этом предоставление правоустанавливающих документов на указанный линейный объект не требуется. Положения настоящего пункта применяются в отношении линейных объектов, созданных до 30 декабря 2004 года.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- возможность установления публичных сервитутов для строительства линейных объектов;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- возможность установления публичных сервитутов для строительства линейных объектов;
Статья: Спор об установлении сервитута (права ограниченного пользования чужим земельным участком) (на основании судебной практики Московского городского и Московского областного судов)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В отсутствие нормативного правового акта об установлении публичного сервитута собственник линейного объекта вправе обратиться к собственнику земельного участка, на котором расположен указанный объект, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта (п. 4 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ от 26.04.2017).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В отсутствие нормативного правового акта об установлении публичного сервитута собственник линейного объекта вправе обратиться к собственнику земельного участка, на котором расположен указанный объект, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта (п. 4 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ от 26.04.2017).
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики)"
(выпуск 28)
(отв. ред. В.М. Жуйков)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)В то же время необходимо иметь в виду, что во многих случаях эти два рассматриваемых института "взаимозаменяемы". Так, Президиум ВС РФ в Обзоре судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок <1> (п. 4) указал, что в отсутствие нормативного правового акта об установлении публичного сервитута собственник линейного объекта вправе обратиться к собственнику земельного участка, на котором расположен указанный объект, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта. Арбитражный суд отказал в удовлетворении иска собственника газопровода, обратившегося за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта данного газопровода, сочтя, что истец согласно подп. 2 п. 3 ст. 23 ЗК РФ вправе использовать чужой земельный участок для этой цели на основании публичного сервитута. Окружной арбитражный суд направил дело на новое рассмотрение, указав, что собственник линейного объекта испрашивал сервитут в целях эксплуатации и ремонта газопровода, обратившись к собственнику земельного участка в порядке ст. 274 ГК РФ, которой, в частности, разрешается установление сервитута для эксплуатации линейных объектов. Сами по себе положения подп. 2 п. 3 ст. 23 ЗК РФ, допускающие принятие нормативного акта об установлении публичного сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейных объектов, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
(выпуск 28)
(отв. ред. В.М. Жуйков)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)В то же время необходимо иметь в виду, что во многих случаях эти два рассматриваемых института "взаимозаменяемы". Так, Президиум ВС РФ в Обзоре судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок <1> (п. 4) указал, что в отсутствие нормативного правового акта об установлении публичного сервитута собственник линейного объекта вправе обратиться к собственнику земельного участка, на котором расположен указанный объект, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта. Арбитражный суд отказал в удовлетворении иска собственника газопровода, обратившегося за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта данного газопровода, сочтя, что истец согласно подп. 2 п. 3 ст. 23 ЗК РФ вправе использовать чужой земельный участок для этой цели на основании публичного сервитута. Окружной арбитражный суд направил дело на новое рассмотрение, указав, что собственник линейного объекта испрашивал сервитут в целях эксплуатации и ремонта газопровода, обратившись к собственнику земельного участка в порядке ст. 274 ГК РФ, которой, в частности, разрешается установление сервитута для эксплуатации линейных объектов. Сами по себе положения подп. 2 п. 3 ст. 23 ЗК РФ, допускающие принятие нормативного акта об установлении публичного сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейных объектов, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Статья: Актуальные проблемы правового регулирования обеспечения строящихся объектов инженерными сетями в рамках комплексного развития территории
(Белоплотов А.О.)
("Закон", 2025, N 3)Ключевые слова: комплексное развитие территории, сети инженерно-технического обеспечения, линейный объект, сервитут, публичный сервитут, публичные нужды.
(Белоплотов А.О.)
("Закон", 2025, N 3)Ключевые слова: комплексное развитие территории, сети инженерно-технического обеспечения, линейный объект, сервитут, публичный сервитут, публичные нужды.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В ряде случаев экономические и иные потребности приводят к обособлению различных пространств и установлению в отношении них определенного правового режима. Поскольку характеристики указанных пространств не подпадают под признаки предусмотренных ЗК РФ объектов земельных отношений, в Кодексе и других законах для таких случаев может использоваться термин "территория". Так, согласно ст. 39.43 ЗК РФ публичный сервитут для нужд линейных объектов устанавливается в том числе в отношении земельных участков, не имеющих кадастровых номеров, и неразграниченных земель, в результате формируется объект со специфическими характеристиками, сведения о границах которого вносятся в ЕГРН. В судебной практике данное пространство именуется территорией публичного сервитута <1>. У правообладателя указанной территории возникает в отношении нее ограниченное вещное право, предусматривающее соответствующие способы защиты.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В ряде случаев экономические и иные потребности приводят к обособлению различных пространств и установлению в отношении них определенного правового режима. Поскольку характеристики указанных пространств не подпадают под признаки предусмотренных ЗК РФ объектов земельных отношений, в Кодексе и других законах для таких случаев может использоваться термин "территория". Так, согласно ст. 39.43 ЗК РФ публичный сервитут для нужд линейных объектов устанавливается в том числе в отношении земельных участков, не имеющих кадастровых номеров, и неразграниченных земель, в результате формируется объект со специфическими характеристиками, сведения о границах которого вносятся в ЕГРН. В судебной практике данное пространство именуется территорией публичного сервитута <1>. У правообладателя указанной территории возникает в отношении нее ограниченное вещное право, предусматривающее соответствующие способы защиты.
Статья: Публичный сервитут как основание использования земельных участков, занятых линейными объектами
(Фадеев М.М.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)"Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3
(Фадеев М.М.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)"Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3
Статья: Особенности установления публичного сервитута в целях размещения инженерных сооружений
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Ключевые слова: публичный сервитут для инженерных сооружений, публичный сервитут и охранные зоны, публичный сервитут для линейных объектов, соглашение об осуществлении публичного сервитута, обоснование необходимости установления публичного сервитута.
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Ключевые слова: публичный сервитут для инженерных сооружений, публичный сервитут и охранные зоны, публичный сервитут для линейных объектов, соглашение об осуществлении публичного сервитута, обоснование необходимости установления публичного сервитута.