Публичные слушания, проводимые по инициативе населения
Подборка наиболее важных документов по запросу Публичные слушания, проводимые по инициативе населения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Взаимодействие населения с органами государственной власти и местного самоуправления в сфере развития комфортной городской среды
(Белешев Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)Также важной формой взаимодействия являются публичные слушания и общественные обсуждения. В ряде федеральных законов понятия "общественные обсуждения", "общественные публичные слушания" рассматриваются как тождественные, но все же стоит отличать данные формы учета мнения населения. Так, публичные слушания являются обязательным этапом для принятия решения по ряду вопросов, например, по утверждению проекта местного устава, местного бюджета и других вопросов в соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Они проводятся органами местного самоуправления по инициативе как органов местного самоуправления, так и населения. Однако, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, публичные слушания не являются формой осуществления власти населением <2>. Публичные слушания дают возможность населению участвовать в обсуждении какого-либо вопроса, конечной целью которого является выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
(Белешев Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)Также важной формой взаимодействия являются публичные слушания и общественные обсуждения. В ряде федеральных законов понятия "общественные обсуждения", "общественные публичные слушания" рассматриваются как тождественные, но все же стоит отличать данные формы учета мнения населения. Так, публичные слушания являются обязательным этапом для принятия решения по ряду вопросов, например, по утверждению проекта местного устава, местного бюджета и других вопросов в соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Они проводятся органами местного самоуправления по инициативе как органов местного самоуправления, так и населения. Однако, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, публичные слушания не являются формой осуществления власти населением <2>. Публичные слушания дают возможность населению участвовать в обсуждении какого-либо вопроса, конечной целью которого является выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
"Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. С.А. Боголюбова)
("Проспект", 2017)Анализ законодательства Российской Федерации приводит к выводу, что не следует отождествлять понятия "общественные слушания" и "публичные слушания". Так, согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон 131-ФЗ) для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Как предусмотрено п. 2 ст. 28 Закона 131-ФЗ, публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. С.А. Боголюбова)
("Проспект", 2017)Анализ законодательства Российской Федерации приводит к выводу, что не следует отождествлять понятия "общественные слушания" и "публичные слушания". Так, согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон 131-ФЗ) для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Как предусмотрено п. 2 ст. 28 Закона 131-ФЗ, публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"1. Публичные слушания могут проводиться на всей территории муниципального образования для обсуждения с участием жителей муниципального образования проектов муниципальных правовых актов по вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"1. Публичные слушания могут проводиться на всей территории муниципального образования для обсуждения с участием жителей муниципального образования проектов муниципальных правовых актов по вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.
"Методические рекомендации органам государственной власти и органам местного самоуправления по вопросам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций"
(утв. Минэкономразвития России)1. Публичные слушания проводятся по инициативе населения муниципального образования или органов местного самоуправления.
(утв. Минэкономразвития России)1. Публичные слушания проводятся по инициативе населения муниципального образования или органов местного самоуправления.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(постатейный)
(Беликов П.П., Гребенникова А.А., Зюзин С.Ю., Мокеев М.М., Наумов С.Ю., Свищева В.А., Шишелова С.А.)
(под ред. Л.П. Жуковской)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Дату проведения публичных слушаний определяет их инициатор. В том случае, когда публичные слушания проводятся по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, слушания назначаются представительным органом муниципального образования. Соответственно, глава муниципального образования определяет дату проведения публичных слушаний, если они проводятся по его инициативе.
(постатейный)
(Беликов П.П., Гребенникова А.А., Зюзин С.Ю., Мокеев М.М., Наумов С.Ю., Свищева В.А., Шишелова С.А.)
(под ред. Л.П. Жуковской)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Дату проведения публичных слушаний определяет их инициатор. В том случае, когда публичные слушания проводятся по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, слушания назначаются представительным органом муниципального образования. Соответственно, глава муниципального образования определяет дату проведения публичных слушаний, если они проводятся по его инициативе.
"Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Деловой двор", 2010)При этом установлено, публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Деловой двор", 2010)При этом установлено, публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.
Статья: Эффективность организационно-правового регулирования проведения публичных слушаний как фактор обеспечения легитимности решений органов местной власти
(Холопов В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2015, N 7)Публичные слушания - это сравнительно новая форма участия населения в местном самоуправлении, установленная ст. 28 Федерального закона N 131-ФЗ <3>. Она используется представительным органом муниципального образования и его главой для обсуждения проектов наиболее важных муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования. Институт публичных слушаний предусмотрен ст. 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в качестве одной из форм участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Цель публичных слушаний - обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа или главы муниципального образования. В соответствии с Законом на публичные слушания в обязательном порядке должны выноситься проекты таких актов, как устав муниципального образования, планы и программы его развития, местный бюджет, правила землепользования и застройки, планировка территорий, а также ряд других важнейших вопросов, касающихся жизни муниципального образования. Проведение публичных слушаний также предусмотрено ст. 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации <4>.
(Холопов В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2015, N 7)Публичные слушания - это сравнительно новая форма участия населения в местном самоуправлении, установленная ст. 28 Федерального закона N 131-ФЗ <3>. Она используется представительным органом муниципального образования и его главой для обсуждения проектов наиболее важных муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования. Институт публичных слушаний предусмотрен ст. 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в качестве одной из форм участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Цель публичных слушаний - обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа или главы муниципального образования. В соответствии с Законом на публичные слушания в обязательном порядке должны выноситься проекты таких актов, как устав муниципального образования, планы и программы его развития, местный бюджет, правила землепользования и застройки, планировка территорий, а также ряд других важнейших вопросов, касающихся жизни муниципального образования. Проведение публичных слушаний также предусмотрено ст. 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации <4>.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(постатейный)
(под ред. Л.П. Жуковской)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)Дату проведения публичных слушаний определяет их инициатор. В том случае, когда публичные слушания проводятся по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, слушания назначаются представительным органом муниципального образования. Соответственно, глава муниципального образования определяет дату проведения публичных слушаний, если они проводятся по его инициативе.
(постатейный)
(под ред. Л.П. Жуковской)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)Дату проведения публичных слушаний определяет их инициатор. В том случае, когда публичные слушания проводятся по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, слушания назначаются представительным органом муниципального образования. Соответственно, глава муниципального образования определяет дату проведения публичных слушаний, если они проводятся по его инициативе.
Статья: О рассмотрении споров при проведении публичных слушаний по инициативе граждан
(Павлушкин А.В., Мельник Т.Е.)
("Юридическая литература", 2012)Согласно ст. 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Они проводятся по инициативе населения, представительного органа или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.
(Павлушкин А.В., Мельник Т.Е.)
("Юридическая литература", 2012)Согласно ст. 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Они проводятся по инициативе населения, представительного органа или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.
Статья: Некоторые вопросы муниципального нормотворчества в Ставропольском крае
(Минина А.А., Ризк О.А., Пименова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2015, N 11)Органы местного самоуправления Ставропольского края обязаны содействовать непосредственному осуществлению населением местного самоуправления. В системе местного самоуправления имеются различные формы, позволяющие населению, гражданам, общественным структурам непосредственно участвовать в решении вопросов местной жизни, высказывать собственные позиции, влиять на принятие решений муниципальных органов. К их числу следует отнести публичные слушания, которые проводятся по инициативе населения, представительного органа или главы муниципального образования для обсуждения как проектов муниципальных правовых актов, так и вопросов местного значения в целом.
(Минина А.А., Ризк О.А., Пименова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2015, N 11)Органы местного самоуправления Ставропольского края обязаны содействовать непосредственному осуществлению населением местного самоуправления. В системе местного самоуправления имеются различные формы, позволяющие населению, гражданам, общественным структурам непосредственно участвовать в решении вопросов местной жизни, высказывать собственные позиции, влиять на принятие решений муниципальных органов. К их числу следует отнести публичные слушания, которые проводятся по инициативе населения, представительного органа или главы муниципального образования для обсуждения как проектов муниципальных правовых актов, так и вопросов местного значения в целом.