Публичная достоверность реестра
Подборка наиболее важных документов по запросу Публичная достоверность реестра (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 8.1 "Государственная регистрация прав на имущество" ГК РФПубличная достоверность реестра является мерой по поддержанию стабильности гражданского оборота как необходимого элемента экономики государства.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 8.1 "Государственная регистрация прав на имущество" ГК РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)Из положений ст. 8.1 ГК РФ следует, что сведения Единого государственного реестра недвижимости обладают свойством публичной достоверности, а подлежащее государственной регистрации право считается существующим с момента внесения соответствующих сведений в реестр и до момента их исключения из реестра в установленном порядке. Публичная достоверность реестра является мерой по поддержанию стабильности гражданского оборота как необходимого элемента экономики государства.
(Арбитражный суд Уральского округа)Из положений ст. 8.1 ГК РФ следует, что сведения Единого государственного реестра недвижимости обладают свойством публичной достоверности, а подлежащее государственной регистрации право считается существующим с момента внесения соответствующих сведений в реестр и до момента их исключения из реестра в установленном порядке. Публичная достоверность реестра является мерой по поддержанию стабильности гражданского оборота как необходимого элемента экономики государства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О влиянии регистрационной системы на оборот недвижимости
(Рудоквас А.Д.)
("Вестник гражданского права", 2022, N 1)Публичная достоверность реестра недвижимости декларируется в Гражданском кодексе России как базовый принцип регистрации прав на недвижимость по российскому праву. Однако в действительности публичная достоверность регистрационных записей отсутствует, поскольку она неосознанно смешалась законодателем с защитой добросовестного приобретателя, применяемой к движимым вещам. Эта путаница оборачивается большим количеством споров о правах на недвижимость, почти невозможных в Германии. Некоторые иные институты немецкого права, призванные подкрепить публичную достоверность реестра, такие как возражение на внесенную запись и предварительная запись, не заимствованы отечественным законодателем в надлежащей форме. Все это не способствует доверию к данным реестра недвижимости, несмотря на его внешнюю схожесть с германским образцом.
(Рудоквас А.Д.)
("Вестник гражданского права", 2022, N 1)Публичная достоверность реестра недвижимости декларируется в Гражданском кодексе России как базовый принцип регистрации прав на недвижимость по российскому праву. Однако в действительности публичная достоверность регистрационных записей отсутствует, поскольку она неосознанно смешалась законодателем с защитой добросовестного приобретателя, применяемой к движимым вещам. Эта путаница оборачивается большим количеством споров о правах на недвижимость, почти невозможных в Германии. Некоторые иные институты немецкого права, призванные подкрепить публичную достоверность реестра, такие как возражение на внесенную запись и предварительная запись, не заимствованы отечественным законодателем в надлежащей форме. Все это не способствует доверию к данным реестра недвижимости, несмотря на его внешнюю схожесть с германским образцом.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)Обеспечение принципа достоверности сведений Единого государственного реестра недвижимости, закрепленного в части 1 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), является необходимым условием стабильности гражданского оборота и защиты вещных прав управомоченных лиц. Достоверность публичного реестра о правах на недвижимое имущество обеспечивает интерес не только третьих лиц, заинтересованных в получении информации об объектах недвижимости, но и самих правообладателей, в отношении которых внесены сведения о принадлежности им имущества.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)Обеспечение принципа достоверности сведений Единого государственного реестра недвижимости, закрепленного в части 1 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), является необходимым условием стабильности гражданского оборота и защиты вещных прав управомоченных лиц. Достоверность публичного реестра о правах на недвижимое имущество обеспечивает интерес не только третьих лиц, заинтересованных в получении информации об объектах недвижимости, но и самих правообладателей, в отношении которых внесены сведения о принадлежности им имущества.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)Право собственности всех приобретателей указанного земельного участка возникло с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр недвижимости, которая осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра (пункты 1, 2 статьи 8.1 ГК РФ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)Право собственности всех приобретателей указанного земельного участка возникло с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр недвижимости, которая осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра (пункты 1, 2 статьи 8.1 ГК РФ).
Статья: Недействующее юридическое лицо: понятие и порядок исключения из ЕГРЮЛ
(Гаврилина М.Ю.)
("Право и бизнес", 2022, N 3)Таким образом, закрепление механизма прекращения недействующего юридического лица путем исключения его из ЕГРЮЛ направлено на обеспечение публичной достоверности реестра юридических лиц, снижение нагрузки судебных органов. Тем не менее зачастую данный институт используется с целью прикрытия противоправных действий, направленных в том числе на избежание возмещения задолженности перед кредиторами компании, а многочисленные споры о восстановлении исключенных компаний увеличивают количество судебных разбирательств. Предлагаемым решением является закрепление менее формальных критериев признания юридических лиц недействующими, упрощение процедуры восстановления исключенной компании, а также развитие практики применения альтернативных способов защиты прав кредиторов (субсидиарной ответственности, распределения обнаруженного имущества исключенной компании и другие).
(Гаврилина М.Ю.)
("Право и бизнес", 2022, N 3)Таким образом, закрепление механизма прекращения недействующего юридического лица путем исключения его из ЕГРЮЛ направлено на обеспечение публичной достоверности реестра юридических лиц, снижение нагрузки судебных органов. Тем не менее зачастую данный институт используется с целью прикрытия противоправных действий, направленных в том числе на избежание возмещения задолженности перед кредиторами компании, а многочисленные споры о восстановлении исключенных компаний увеличивают количество судебных разбирательств. Предлагаемым решением является закрепление менее формальных критериев признания юридических лиц недействующими, упрощение процедуры восстановления исключенной компании, а также развитие практики применения альтернативных способов защиты прав кредиторов (субсидиарной ответственности, распределения обнаруженного имущества исключенной компании и другие).
Статья: К проблеме публичной достоверности ЕГРЮЛ при совершении сделок с долями в обществах с ограниченной ответственностью
(Холоденко Ю.В., Наземцев Д.М.)
("Нотариальный вестник", 2022, N 5)<5> В юридической литературе выделяют следующие принципы, закрепленные в статье 8.1 ГК РФ: внесения, открытости, легалитета, публичной достоверности реестра, специалитета, старшинства (см.: Бевзенко Р.С. Указ. соч. С. 45).
(Холоденко Ю.В., Наземцев Д.М.)
("Нотариальный вестник", 2022, N 5)<5> В юридической литературе выделяют следующие принципы, закрепленные в статье 8.1 ГК РФ: внесения, открытости, легалитета, публичной достоверности реестра, специалитета, старшинства (см.: Бевзенко Р.С. Указ. соч. С. 45).
Статья: Защита прав супругов при отчуждении общего имущества третьим лицам
(Нестерова Т.И.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)Приобретатель недвижимости, для того чтобы считаться добросовестным, учитывая принцип публичной достоверности реестра прав на недвижимость, должен только запросить выписку из реестра о собственнике имущества (п. 6 ст. 8 Гражданского кодекса РФ; далее - ГК РФ). Поскольку в настоящее время часто оформляется право единоличной собственности на недвижимость, принадлежащую обоим супругам, это влечет недостоверность реестра прав на недвижимость. Негативные последствия не решенной законодателем проблемы достоверности реестра полностью возложены на супруга.
(Нестерова Т.И.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)Приобретатель недвижимости, для того чтобы считаться добросовестным, учитывая принцип публичной достоверности реестра прав на недвижимость, должен только запросить выписку из реестра о собственнике имущества (п. 6 ст. 8 Гражданского кодекса РФ; далее - ГК РФ). Поскольку в настоящее время часто оформляется право единоличной собственности на недвижимость, принадлежащую обоим супругам, это влечет недостоверность реестра прав на недвижимость. Негативные последствия не решенной законодателем проблемы достоверности реестра полностью возложены на супруга.
Статья: Понятие недвижимости в Гражданском кодексе России (история, современность и перспективы развития)
(Козырь О.М., Сенчищев В.И.)
("Закон", 2025, N 1)В этом контексте, наверное, допустимо сказать, что ВАС РФ отчасти предвосхитил появившийся в ходе реформы части первой ГК РФ <18> так называемый принцип внесения, легальное закрепление которого в новой ст. 8.1 ГК РФ непосредственно опирается на принцип публичной достоверности реестра недвижимости, а содержание может быть передано следующим утверждением: в юридическом отношении нет недвижимой вещи и прав на нее, если сама вещь и права на нее не описаны в государственном реестре недвижимости.
(Козырь О.М., Сенчищев В.И.)
("Закон", 2025, N 1)В этом контексте, наверное, допустимо сказать, что ВАС РФ отчасти предвосхитил появившийся в ходе реформы части первой ГК РФ <18> так называемый принцип внесения, легальное закрепление которого в новой ст. 8.1 ГК РФ непосредственно опирается на принцип публичной достоверности реестра недвижимости, а содержание может быть передано следующим утверждением: в юридическом отношении нет недвижимой вещи и прав на нее, если сама вещь и права на нее не описаны в государственном реестре недвижимости.
Статья: Корпоративное управление предприятиями оборонно-промышленного комплекса: смена парадигм
(Лаптев В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)Ключевым актом в данном вопросе стало Постановление Правительства РФ от 16.09.2022 N 1625 <24>, в рамках которого разделены ограничительные меры США на основе сформированного списка граждан и юридических лиц (Specially Designated Nationals And Blocked Persons List) и ограничительные меры Евросоюза в отношении денежных средств и экономических ресурсов соответствующих лиц. Данный акт позволил переоценить привычное представление о необходимости раскрывать информацию об эмитенте и одновременно изменил подходы судебной практики к публичной достоверности реестра (ЕГРЮЛ), к осведомленности участников (кредиторов, контрагентов и иных лиц) о директоре и иных органах управления обществом, к должной осмотрительности участников общественных отношений при совершении крупных сделок и сделок с заинтересованностью, к исковой давности и т.д.
(Лаптев В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)Ключевым актом в данном вопросе стало Постановление Правительства РФ от 16.09.2022 N 1625 <24>, в рамках которого разделены ограничительные меры США на основе сформированного списка граждан и юридических лиц (Specially Designated Nationals And Blocked Persons List) и ограничительные меры Евросоюза в отношении денежных средств и экономических ресурсов соответствующих лиц. Данный акт позволил переоценить привычное представление о необходимости раскрывать информацию об эмитенте и одновременно изменил подходы судебной практики к публичной достоверности реестра (ЕГРЮЛ), к осведомленности участников (кредиторов, контрагентов и иных лиц) о директоре и иных органах управления обществом, к должной осмотрительности участников общественных отношений при совершении крупных сделок и сделок с заинтересованностью, к исковой давности и т.д.
Статья: Защита добросовестного приобретателя исключительного права
(Мадаминов-Ширинский О.Г.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 3)Альтернативной можно считать точку зрения о полной независимости института защиты добросовестного приобретателя от принципа публичной достоверности реестра. Оба явления представляют собой эманации доктрины защиты видимости права <39>, которая в случае расхождения между внешним фактическим составом и правовым содержанием отношений считает целесообразной защиту лица, доверившегося внешнему фактическому составу, если это соответствует интересам оборота <40>. Преследуя одну цель, названные институты достигают ее по-разному: принцип публичной достоверности защищает ожидания лица, полагавшегося на реестр, независимо от других элементов фактического состава отношений сторон, а институт добросовестного приобретателя защищает ожидания лица, полагавшегося на сложившийся фактический состав, в периметр которого реестр может в принципе не входить: "...вследствие действия принципа публичной достоверности в исследовании приобретателем титула отчуждателя нет необходимости <41>, ведь любой, кто заключает сделку с лицом, чье право внесено в реестр, приобретает данное право. Напротив, для признания приобретателя добросовестным проверка им титула отчуждателя, насколько таковая объективно возможна при данных обстоятельствах, является необходимым условием..." <42>.
(Мадаминов-Ширинский О.Г.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 3)Альтернативной можно считать точку зрения о полной независимости института защиты добросовестного приобретателя от принципа публичной достоверности реестра. Оба явления представляют собой эманации доктрины защиты видимости права <39>, которая в случае расхождения между внешним фактическим составом и правовым содержанием отношений считает целесообразной защиту лица, доверившегося внешнему фактическому составу, если это соответствует интересам оборота <40>. Преследуя одну цель, названные институты достигают ее по-разному: принцип публичной достоверности защищает ожидания лица, полагавшегося на реестр, независимо от других элементов фактического состава отношений сторон, а институт добросовестного приобретателя защищает ожидания лица, полагавшегося на сложившийся фактический состав, в периметр которого реестр может в принципе не входить: "...вследствие действия принципа публичной достоверности в исследовании приобретателем титула отчуждателя нет необходимости <41>, ведь любой, кто заключает сделку с лицом, чье право внесено в реестр, приобретает данное право. Напротив, для признания приобретателя добросовестным проверка им титула отчуждателя, насколько таковая объективно возможна при данных обстоятельствах, является необходимым условием..." <42>.
Статья: Почему отменили свидетельство о государственной регистрации права?
(Овчинникова М., Ростов А.)
("Делопроизводство", 2025, N 1)В настоящее время у российской регистрационной системы отсутствует качество публичной достоверности, то есть участники сделок не доверяют записям реестра и стремятся проверять всю цепочку передачи титулов на недвижимость. В связи с этим представляется необходимым введение принципа абсолютной достоверности и достаточности реестровой записи о праве, иными словами, обращение к реестру должно быть единственным необходимым и достаточным источником для проверки контрагента. Включение записи в реестр должно носить не информационный характер, как сегодня, а правопорождающую функцию. Указанные выше меры позволят создать позитивный образ государственного реестра для всех участников рынка. Таким образом, добросовестный приобретатель - это тот, кто убедился, что продавец записан в реестре как собственник и никаких обременений на эту недвижимость со стороны третьих лиц в реестре не зафиксировано.
(Овчинникова М., Ростов А.)
("Делопроизводство", 2025, N 1)В настоящее время у российской регистрационной системы отсутствует качество публичной достоверности, то есть участники сделок не доверяют записям реестра и стремятся проверять всю цепочку передачи титулов на недвижимость. В связи с этим представляется необходимым введение принципа абсолютной достоверности и достаточности реестровой записи о праве, иными словами, обращение к реестру должно быть единственным необходимым и достаточным источником для проверки контрагента. Включение записи в реестр должно носить не информационный характер, как сегодня, а правопорождающую функцию. Указанные выше меры позволят создать позитивный образ государственного реестра для всех участников рынка. Таким образом, добросовестный приобретатель - это тот, кто убедился, что продавец записан в реестре как собственник и никаких обременений на эту недвижимость со стороны третьих лиц в реестре не зафиксировано.
Статья: Правовое значение признаков "номинального" участника общества с ограниченной ответственностью и его статус
(Лукьяненко М.Ф.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 9)Что касается формальной составляющей, отметим, что доля в уставном капитале ООО переходит к ее приобретателю с момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Такая запись о корпоративных правах участника носит правоустанавливающий характер. Закон об ООО развивает принципы публичности и достоверности его ведения. Под принципом публичности понимают возможность каждому желающему ознакомиться с внесенными в реестр сведениями. Принцип достоверности позволяет полагаться на правильность записи, содержащейся в реестре. Публичная достоверность может быть оспорена в судебном порядке, если запись не соответствует действительности.
(Лукьяненко М.Ф.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 9)Что касается формальной составляющей, отметим, что доля в уставном капитале ООО переходит к ее приобретателю с момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Такая запись о корпоративных правах участника носит правоустанавливающий характер. Закон об ООО развивает принципы публичности и достоверности его ведения. Под принципом публичности понимают возможность каждому желающему ознакомиться с внесенными в реестр сведениями. Принцип достоверности позволяет полагаться на правильность записи, содержащейся в реестре. Публичная достоверность может быть оспорена в судебном порядке, если запись не соответствует действительности.
Статья: Актуальные вопросы защиты прав граждан в сфере недвижимости
(Пушкина А.В., Лебедь К.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)Такого рода ситуацию рассматривал Конституционный Суд РФ в 2021 г. <13> и решил, что риск отчуждения квартиры без согласия "нереестрового супруга" должен лежать на этом супруге, а не на добросовестном приобретателе. Это справедливо, так как "нереестровый супруг" не позаботился о внесении в реестр данных о своем праве, а добросовестный покупатель полагался на публичную достоверность реестра. Пункт 1 ст. 302 ГК РФ, оспоренный заявителем, был признан соответствующим Конституции РФ. А. Рыбалов, комментируя данное Постановление, отмечает: "Как раз ст. 35 СК РФ и вызывает сомнения с точки зрения конституционности" <14>.
(Пушкина А.В., Лебедь К.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)Такого рода ситуацию рассматривал Конституционный Суд РФ в 2021 г. <13> и решил, что риск отчуждения квартиры без согласия "нереестрового супруга" должен лежать на этом супруге, а не на добросовестном приобретателе. Это справедливо, так как "нереестровый супруг" не позаботился о внесении в реестр данных о своем праве, а добросовестный покупатель полагался на публичную достоверность реестра. Пункт 1 ст. 302 ГК РФ, оспоренный заявителем, был признан соответствующим Конституции РФ. А. Рыбалов, комментируя данное Постановление, отмечает: "Как раз ст. 35 СК РФ и вызывает сомнения с точки зрения конституционности" <14>.
Статья: Отказы в регистрации ипотеки
(Наумова Л.Н.)
("Закон", 2023, N 2)Так, в Определении ВС РФ от 4 апреля 2016 года N 306-ЭС15-8369 по делу N А55-26194/2013 и Постановлении АС УО от 2 февраля 2017 года N Ф09-10920/16 по делу N А50-27533/2015 суды решили, что очередность залогодержателей определяется очередностью записей в ЕГРН, сославшись на необходимость признания правила публичной достоверности государственного реестра. Суд указал, что "залогодержатель, который не знал и не должен был знать об основаниях недействительности сделки по прекращению первого залога, добросовестно полагавшийся на запись об отсутствии действующей ипотеки, должен быть защищен принципом непротивопоставимости ему как третьему лицу прав, не внесенных в государственный реестр".
(Наумова Л.Н.)
("Закон", 2023, N 2)Так, в Определении ВС РФ от 4 апреля 2016 года N 306-ЭС15-8369 по делу N А55-26194/2013 и Постановлении АС УО от 2 февраля 2017 года N Ф09-10920/16 по делу N А50-27533/2015 суды решили, что очередность залогодержателей определяется очередностью записей в ЕГРН, сославшись на необходимость признания правила публичной достоверности государственного реестра. Суд указал, что "залогодержатель, который не знал и не должен был знать об основаниях недействительности сделки по прекращению первого залога, добросовестно полагавшийся на запись об отсутствии действующей ипотеки, должен быть защищен принципом непротивопоставимости ему как третьему лицу прав, не внесенных в государственный реестр".