Психолого-педагогическое сопровождение
Подборка наиболее важных документов по запросу Психолого-педагогическое сопровождение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Образцы должностных инструкцийДолжностная инструкция психолога (педагога-психолога, психолога образовательной организации) (психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса) (с учетом профессионального стандарта) >>>
Ситуация: Как получить место в детском саду?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Законный представитель должен подписать его в течение 10 календарных дней путем проставления отметки в соответствующем поле. Кроме того, путем проставления отметок в соответствующих полях подписываются согласие на психолого-педагогическое сопровождение ребенка (по желанию), согласие на фото-, видеосъемку и дальнейшее размещение материалов в информационных системах образовательной организации (по желанию) (п. п. 3.1 - 3.3 Порядка N 159р).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Законный представитель должен подписать его в течение 10 календарных дней путем проставления отметки в соответствующем поле. Кроме того, путем проставления отметок в соответствующих полях подписываются согласие на психолого-педагогическое сопровождение ребенка (по желанию), согласие на фото-, видеосъемку и дальнейшее размещение материалов в информационных системах образовательной организации (по желанию) (п. п. 3.1 - 3.3 Порядка N 159р).
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"а) психолого-педагогического сопровождения реализации основных общеобразовательных программ, включая адаптированные основные общеобразовательные программы;
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"а) психолого-педагогического сопровождения реализации основных общеобразовательных программ, включая адаптированные основные общеобразовательные программы;
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- психолого-педагогическое сопровождение реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования, основных программ профессионального обучения, дополнительных образовательных программ, включая инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации;
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- психолого-педагогическое сопровождение реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования, основных программ профессионального обучения, дополнительных образовательных программ, включая инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации;
Статья: Основные направления, формы и методы воспитательной работы с работниками и курсантами образовательных организаций уголовно-исполнительной системы Российской Федерации
(Кулакова С.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 4)<7> Психолого-педагогическое сопровождение сотрудников правоохранительных органов: нивелирование психотравмирующих событий при решении служебных (оперативно-тактических) задач в условиях внештатных ситуаций: учебник / С.В. Кулакова, А.В. Новиков, Д.Н. Слабкая. М., 2018. 191 с.
(Кулакова С.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 4)<7> Психолого-педагогическое сопровождение сотрудников правоохранительных органов: нивелирование психотравмирующих событий при решении служебных (оперативно-тактических) задач в условиях внештатных ситуаций: учебник / С.В. Кулакова, А.В. Новиков, Д.Н. Слабкая. М., 2018. 191 с.
Статья: Социально-психологические причины преступного поведения инвалидов и пожилых лиц
(Заборовская Ю.М.)
("Российский следователь", 2021, N 2)Кроме того, данная категория осужденных нуждается в поддержке и особом уходе после освобождения. Представляется, что именно комплексная организация построения мер по обеспечению защиты прав граждан, в частности инвалидов, освободившихся из мест лишения свободы, а также взаимосвязанная профилактическая деятельность среды, в которой предстоит жить освободившемуся, позволят снизить социальную нестабильность данной категории граждан и тем самым предупредить рецидив преступлений в целом. Согласимся с М.В. Киселевым, Н.Н. Ивашко, что с целью профилактики повторных преступлений среди осужденных престарелого возраста и осужденных инвалидов воспитательная работа с ними должна предполагать подготовку специальных программ психолого-педагогического сопровождения, направленного на восстановление способности индивидов к полноценному социальному функционированию <6>.
(Заборовская Ю.М.)
("Российский следователь", 2021, N 2)Кроме того, данная категория осужденных нуждается в поддержке и особом уходе после освобождения. Представляется, что именно комплексная организация построения мер по обеспечению защиты прав граждан, в частности инвалидов, освободившихся из мест лишения свободы, а также взаимосвязанная профилактическая деятельность среды, в которой предстоит жить освободившемуся, позволят снизить социальную нестабильность данной категории граждан и тем самым предупредить рецидив преступлений в целом. Согласимся с М.В. Киселевым, Н.Н. Ивашко, что с целью профилактики повторных преступлений среди осужденных престарелого возраста и осужденных инвалидов воспитательная работа с ними должна предполагать подготовку специальных программ психолого-педагогического сопровождения, направленного на восстановление способности индивидов к полноценному социальному функционированию <6>.
Статья: Моделирование психологической помощи в системе пробации несовершеннолетним лицам, освободившимся из мест лишения свободы, в преодолении социально-психологической дезадаптации
(Федоров А.Ф., Суслов Ю.Е.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 6)Поэтому, безусловно, важным этапом подобной работы должна стать психолого-педагогическая диагностика проблем лиц, попавших в критическую ситуацию, для последующей организации адресного психолого-педагогического сопровождения.
(Федоров А.Ф., Суслов Ю.Е.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 6)Поэтому, безусловно, важным этапом подобной работы должна стать психолого-педагогическая диагностика проблем лиц, попавших в критическую ситуацию, для последующей организации адресного психолого-педагогического сопровождения.
Статья: О необходимости изучения явления фрустрации у курсантов образовательных организаций ФСИН России
(Кириллова Т.В., Пашукова А.Д., Мачульная Л.Г.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 4)Современные ученые-пенитенциаристы считают, что одним из приоритетных направлений в деятельности пенитенциарных психологов становится профилактика негативных изменений в личности сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе прохождения службы. Это, несомненно, относится и к психолого-педагогическому сопровождению курсантов образовательных организаций ФСИН России в процессе учебной деятельности <1>. Мы в ряду рассматриваемых учеными негативных изменений, таких как профессиональная деформация, профессиональное выгорание личного состава, возникающих под влиянием специфичных стрессогенных факторов, хотим выделить и более подробно рассмотреть явление фрустрации, которое нами было выявлено в ходе изучения личностных особенностей курсантов.
(Кириллова Т.В., Пашукова А.Д., Мачульная Л.Г.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 4)Современные ученые-пенитенциаристы считают, что одним из приоритетных направлений в деятельности пенитенциарных психологов становится профилактика негативных изменений в личности сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе прохождения службы. Это, несомненно, относится и к психолого-педагогическому сопровождению курсантов образовательных организаций ФСИН России в процессе учебной деятельности <1>. Мы в ряду рассматриваемых учеными негативных изменений, таких как профессиональная деформация, профессиональное выгорание личного состава, возникающих под влиянием специфичных стрессогенных факторов, хотим выделить и более подробно рассмотреть явление фрустрации, которое нами было выявлено в ходе изучения личностных особенностей курсантов.
Статья: Актуальные направления прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних (на примере Новосибирской области)
(Дымолазов В.С.)
("Ex jure", 2025, N 2)Прокуроры реагировали на нарушения, связанные с ненадлежащим психолого-педагогическим сопровождением несовершеннолетних, попавших по результатам социально-психологического тестирования в группу риска. По предложению прокуратуры области с 2024 года на территории региона функционирует созданный на базе государственного учреждения Центр информационной и психологической безопасности молодежи, одна из задач которого - мониторинг соцсетей и выявление вредоносного и деструктивного контента.
(Дымолазов В.С.)
("Ex jure", 2025, N 2)Прокуроры реагировали на нарушения, связанные с ненадлежащим психолого-педагогическим сопровождением несовершеннолетних, попавших по результатам социально-психологического тестирования в группу риска. По предложению прокуратуры области с 2024 года на территории региона функционирует созданный на базе государственного учреждения Центр информационной и психологической безопасности молодежи, одна из задач которого - мониторинг соцсетей и выявление вредоносного и деструктивного контента.
Статья: Характеристики реализации Концепции воспитательной работы с работниками УИС на период до 2030 года в 2024 году
(Казберов П.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 3)<6> Вилкова А.В., Кулакова С.В., Холопова Е.Ю. Стрессогенность: психотравмирующие педагогические факторы // Перспективы науки. 2021. N 12 (147). С. 95 - 97; Психолого-педагогическое сопровождение сотрудников правоохранительных органов. Нивелирование психотравмирующих событий при решении служебных (оперативно-тактических) задач в условиях внештатных ситуаций: Учебник / С.В. Кулакова, А.В. Новиков, Д.Н. Слабкая. М., 2018. 191 с.; Хрюнова В.А. Психологические аспекты манипулятивного воздействия сект с использованием Интернета // Юридическая психология. 2010. N 1. С. 10 - 14.
(Казберов П.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 3)<6> Вилкова А.В., Кулакова С.В., Холопова Е.Ю. Стрессогенность: психотравмирующие педагогические факторы // Перспективы науки. 2021. N 12 (147). С. 95 - 97; Психолого-педагогическое сопровождение сотрудников правоохранительных органов. Нивелирование психотравмирующих событий при решении служебных (оперативно-тактических) задач в условиях внештатных ситуаций: Учебник / С.В. Кулакова, А.В. Новиков, Д.Н. Слабкая. М., 2018. 191 с.; Хрюнова В.А. Психологические аспекты манипулятивного воздействия сект с использованием Интернета // Юридическая психология. 2010. N 1. С. 10 - 14.
Статья: Методологические основы разработки дидактической концепции интегративной подготовки пенитенциарных психологов к работе с осужденными за преступления террористического характера и экстремистской направленности
(Казберов П.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2)<5> Кулакова С.В., Новиков А.В., Слабкая Д.Н. Психолого-педагогическое сопровождение сотрудников правоохранительных органов. Нивелирование психотравмирующих событий при решении служебных (оперативно-тактических) задач в условиях внештатных ситуаций: Учебн. М., 2018. С. 43 - 46.
(Казберов П.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2)<5> Кулакова С.В., Новиков А.В., Слабкая Д.Н. Психолого-педагогическое сопровождение сотрудников правоохранительных органов. Нивелирование психотравмирующих событий при решении служебных (оперативно-тактических) задач в условиях внештатных ситуаций: Учебн. М., 2018. С. 43 - 46.
Статья: Повышение эффективности мер поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с помощью искусственного интеллекта: правовой аспект
(Жужгина А.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 6)Для успешной интеграции выпускников-сирот в трудовую среду необходимо комплексное социально-психолого-педагогическое сопровождение, учитывающее их специфические потребности и особенности развития. Описанное исследователями комплексное воздействие не всегда возможно. Кроме того, ряд исследований указывают, что семьям с детьми-сиротами необходима профессиональная поддержка нескольких специалистов одновременно: юристов, психологов, педагогов и т.д., что требует не только кадровых, но и финансовых затрат. Кроме того, помощь должна оказываться адресно и качественно.
(Жужгина А.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 6)Для успешной интеграции выпускников-сирот в трудовую среду необходимо комплексное социально-психолого-педагогическое сопровождение, учитывающее их специфические потребности и особенности развития. Описанное исследователями комплексное воздействие не всегда возможно. Кроме того, ряд исследований указывают, что семьям с детьми-сиротами необходима профессиональная поддержка нескольких специалистов одновременно: юристов, психологов, педагогов и т.д., что требует не только кадровых, но и финансовых затрат. Кроме того, помощь должна оказываться адресно и качественно.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- психолого-педагогическое сопровождение реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования, основных программ профессионального обучения, дополнительных образовательных программ, включая инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации;
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- психолого-педагогическое сопровождение реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования, основных программ профессионального обучения, дополнительных образовательных программ, включая инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации;