Психолого-Педагогическая помощь
Подборка наиболее важных документов по запросу Психолого-Педагогическая помощь (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Образцы должностных инструкцийДолжностная инструкция психолога (педагога-психолога, психолога образовательной организации) (оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья и т.д.) (с учетом профессионального стандарта) >>>
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
Постановление Минтруда РФ от 19.07.2000 N 53
(ред. от 24.11.2008)
"Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр психолого-педагогической помощи населению"МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 24.11.2008)
"Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр психолого-педагогической помощи населению"МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ситуация: Каков порядок получения семейного образования?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Получение дошкольного образования в семейной форме может быть организовано путем создания в образовательной организации семейных дошкольных групп. При этом родители имеют право бесплатно получать методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь, в том числе в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Получение дошкольного образования в семейной форме может быть организовано путем создания в образовательной организации семейных дошкольных групп. При этом родители имеют право бесплатно получать методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь, в том числе в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.
Ситуация: Каков порядок помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь, а также реабилитация обучающихся, включая коррекцию поведения и адаптацию в обществе, защиту их прав и законных интересов, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь, а также реабилитация обучающихся, включая коррекцию поведения и адаптацию в обществе, защиту их прав и законных интересов, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья;
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Следует отметить, что помимо центральных и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий, действующих в пределах субъекта РФ либо одного или нескольких муниципальных образований, ведомственными нормативными правовыми актами предусмотрено создание таких комиссий и в специальных учебно-воспитательных учреждениях. В этом случае комиссии создаются в целях проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающихся, подготовки по результатам обследования индивидуальных программ развития и реабилитации обучающихся, а также осуществления мониторинга эффективности психолого-педагогической, социальной помощи обучающимся, динамики их развития и реабилитации. Комиссия учреждения рассматривает динамику реабилитационного процесса каждые шесть месяцев.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Следует отметить, что помимо центральных и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий, действующих в пределах субъекта РФ либо одного или нескольких муниципальных образований, ведомственными нормативными правовыми актами предусмотрено создание таких комиссий и в специальных учебно-воспитательных учреждениях. В этом случае комиссии создаются в целях проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающихся, подготовки по результатам обследования индивидуальных программ развития и реабилитации обучающихся, а также осуществления мониторинга эффективности психолого-педагогической, социальной помощи обучающимся, динамики их развития и реабилитации. Комиссия учреждения рассматривает динамику реабилитационного процесса каждые шесть месяцев.
Статья: Взаимодействие органов опеки и попечительства с государственными и муниципальными учреждениями (организациями) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(Карпова О.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)2) социального обслуживания - специализированные учреждения для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и т.д. (детские приюты, социально-реабилитационные центры (центры помощи сиротам), центры социальной адаптации);
(Карпова О.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)2) социального обслуживания - специализированные учреждения для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и т.д. (детские приюты, социально-реабилитационные центры (центры помощи сиротам), центры социальной адаптации);
Статья: Культура мира: конституционно-правовое обеспечение
(Тетерин А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)В соответствии с принципами равенства и справедливости должны обеспечиваться инклюзивное образование и разработка адаптированных образовательных программ. Детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, социальной адаптации и развитии, оказывается медицинская, социальная и психолого-педагогическая помощь <16>.
(Тетерин А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)В соответствии с принципами равенства и справедливости должны обеспечиваться инклюзивное образование и разработка адаптированных образовательных программ. Детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, социальной адаптации и развитии, оказывается медицинская, социальная и психолого-педагогическая помощь <16>.
Статья: Правовые проблемы участия педагога или психолога в уголовном судопроизводстве с участием несовершеннолетних
(Цветкова Е.В.)
("Современное право", 2024, N 4)Реальная и эффективная работа, которая проводится педагогом или психологом при расследовании уголовных дел в отношении несовершеннолетних, сотрудничество их со следователем и оказание помощи несовершеннолетнему рассмотрены Т.В. Осиповой на примере Хабаровского края. Она пишет: "Следователь до проведения допроса несовершеннолетнего в обязательном порядке приглашает для беседы педагога либо психолога для составления его психологического портрета, независимо от возрастной категории. Далее собранная информация направляется к практикующим педагогам и психологам в социально-реабилитационные центры для оказания специализированной психологической, психолого-педагогической помощи [3, с. 8].
(Цветкова Е.В.)
("Современное право", 2024, N 4)Реальная и эффективная работа, которая проводится педагогом или психологом при расследовании уголовных дел в отношении несовершеннолетних, сотрудничество их со следователем и оказание помощи несовершеннолетнему рассмотрены Т.В. Осиповой на примере Хабаровского края. Она пишет: "Следователь до проведения допроса несовершеннолетнего в обязательном порядке приглашает для беседы педагога либо психолога для составления его психологического портрета, независимо от возрастной категории. Далее собранная информация направляется к практикующим педагогам и психологам в социально-реабилитационные центры для оказания специализированной психологической, психолого-педагогической помощи [3, с. 8].
Статья: Правовая политика в сфере защиты прав несовершеннолетних: опыт Российской Федерации и зарубежных правопорядков
(Авдонина Ю.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 4)К тому же необходимо учитывать изменение общей социальной конфигурации, поэтому речь шла также о каких-то экстраординарных мерах. Мы начнем с президентской программы "Дети России" <5>, включающей федеральные целевые программы "Дети-инвалиды", "Дети Чернобыля", "Дети Севера", "Дети-сироты", "Планирование семьи". Данные программы должны были улучшить общую ситуацию в данных областях. Программами предусматривался ряд мер по существенному улучшению медицинской и психолого-педагогической помощи детям и женщинам, включая специализированный контроль за группами повышенного риска. Данные меры были необходимы в рамках оперативного воздействия. Так, например, в рамках программы "Дети-сироты" был реализован комплекс мер по предупреждению причин появления социального сиротства и созданию наиболее благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни.
(Авдонина Ю.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 4)К тому же необходимо учитывать изменение общей социальной конфигурации, поэтому речь шла также о каких-то экстраординарных мерах. Мы начнем с президентской программы "Дети России" <5>, включающей федеральные целевые программы "Дети-инвалиды", "Дети Чернобыля", "Дети Севера", "Дети-сироты", "Планирование семьи". Данные программы должны были улучшить общую ситуацию в данных областях. Программами предусматривался ряд мер по существенному улучшению медицинской и психолого-педагогической помощи детям и женщинам, включая специализированный контроль за группами повышенного риска. Данные меры были необходимы в рамках оперативного воздействия. Так, например, в рамках программы "Дети-сироты" был реализован комплекс мер по предупреждению причин появления социального сиротства и созданию наиболее благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни.
Ситуация: В каких случаях возможно инклюзивное образование?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует также отметить, что педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в части реализации адаптированных образовательных программ, использования форм, методов и средств обучения и воспитания, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями и центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (п. 6 ч. 1 ст. 48 Закона N 273-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует также отметить, что педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в части реализации адаптированных образовательных программ, использования форм, методов и средств обучения и воспитания, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями и центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (п. 6 ч. 1 ст. 48 Закона N 273-ФЗ).
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Приказом Минпросвещения России от 22 сентября 2023 г. N 711 утвержден Перечень юридических лиц - победителей конкурсного отбора на предоставление в 2024 году из федерального бюджета гранта в форме субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на финансовое обеспечение мероприятий, направленных на оказание услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" <151>.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Приказом Минпросвещения России от 22 сентября 2023 г. N 711 утвержден Перечень юридических лиц - победителей конкурсного отбора на предоставление в 2024 году из федерального бюджета гранта в форме субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на финансовое обеспечение мероприятий, направленных на оказание услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" <151>.
Ситуация: Что входит в обязанности классного руководителя?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в части реализации адаптированных образовательных программ, использования форм, методов и средств обучения и воспитания, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями и центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в части реализации адаптированных образовательных программ, использования форм, методов и средств обучения и воспитания, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями и центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;