Прямые договоры с собственниками
Подборка наиболее важных документов по запросу Прямые договоры с собственниками (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Предписание органа жилнадзора (ГЖИ)
(КонсультантПлюс, 2025)Доказательств заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных услуг для МКД, указанных в оспариваемом предписании, с управляющей компанией, а также доказательств того, что при проведении проверки инспекция запрашивала у общества сведения о заключении прямых договоров собственников МКД с ресурсоснабжающими организациями, материалы дела не содержат.
(КонсультантПлюс, 2025)Доказательств заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных услуг для МКД, указанных в оспариваемом предписании, с управляющей компанией, а также доказательств того, что при проведении проверки инспекция запрашивала у общества сведения о заключении прямых договоров собственников МКД с ресурсоснабжающими организациями, материалы дела не содержат.
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Управление многоквартирным домом: Собственник помещения хочет взыскать неосновательное обогащение в виде переплаты за жилищно-коммунальные услуги
(КонсультантПлюс, 2025)документами, подтверждающими право лица, получившего оплату, взымать ее, например прямым договором Собственника с энергоснабжающей организацией, - для случаев, когда соответствующая плата внесена не Управляющей организации (ТСЖ), а третьему лицу >>>
(КонсультантПлюс, 2025)документами, подтверждающими право лица, получившего оплату, взымать ее, например прямым договором Собственника с энергоснабжающей организацией, - для случаев, когда соответствующая плата внесена не Управляющей организации (ТСЖ), а третьему лицу >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Преимущества и недостатки прямых договоров ресурсоснабжения в многоквартирных домах
(Крючков Р.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 5)Ключевые слова: ресурсоснабжение, прямые договоры, собственники помещений, преимущества и недостатки, расчеты за коммунальные услуги.
(Крючков Р.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 5)Ключевые слова: ресурсоснабжение, прямые договоры, собственники помещений, преимущества и недостатки, расчеты за коммунальные услуги.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)Действующее жилищное законодательство (пункт 4.4 части 2 статьи 44, пункт 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ) предусматривает возможность перехода собственников и пользователей помещений в МКД на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями только в отношении строго определенного перечня коммунальных услуг (коммунальных ресурсов). Поскольку поставляемая компанией в спорный МКД "тепловая энергия на подогрев воды" не относится к коммунальным услугам, а входящее в состав общего имущества собственников помещений в МКД оборудование не использовалось компанией для самостоятельного приготовления горячей воды (пункт 4 Правил N 354), вывод судов о том, что жилищное законодательство не устанавливает ограничений для перехода на прямые договоры собственников помещений с ресурсоснабжающими организациями в отношении МКД, не оборудованных централизованной системой ГВС, является ошибочным. Иной подход означал бы возложение на ресурсоснабжающую организацию в отсутствие какого-либо правового основания (договоров аренды, оказания услуг и т.п.) бремени содержания и ремонта внутридомового оборудования, с помощью которого приготовляется горячая вода, а также обязанностей по приобретению необходимой для оказания услуги по ГВС холодной воды и по контролю качества коммунальной услуги и его соответствия жилищному законодательству.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)Действующее жилищное законодательство (пункт 4.4 части 2 статьи 44, пункт 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ) предусматривает возможность перехода собственников и пользователей помещений в МКД на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями только в отношении строго определенного перечня коммунальных услуг (коммунальных ресурсов). Поскольку поставляемая компанией в спорный МКД "тепловая энергия на подогрев воды" не относится к коммунальным услугам, а входящее в состав общего имущества собственников помещений в МКД оборудование не использовалось компанией для самостоятельного приготовления горячей воды (пункт 4 Правил N 354), вывод судов о том, что жилищное законодательство не устанавливает ограничений для перехода на прямые договоры собственников помещений с ресурсоснабжающими организациями в отношении МКД, не оборудованных централизованной системой ГВС, является ошибочным. Иной подход означал бы возложение на ресурсоснабжающую организацию в отсутствие какого-либо правового основания (договоров аренды, оказания услуг и т.п.) бремени содержания и ремонта внутридомового оборудования, с помощью которого приготовляется горячая вода, а также обязанностей по приобретению необходимой для оказания услуги по ГВС холодной воды и по контролю качества коммунальной услуги и его соответствия жилищному законодательству.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Исходя из изложенных выше положений закона, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, при разрешении спора о взыскании с собственника жилого дома в жилищно-земельном комплексе платы за управление имуществом общего пользования и его содержание судам необходимо было установить наличие конкретных объектов инфраструктуры жилищно-земельного комплекса, факт заключения собственником с управляющей организацией или с иным лицом, оказывающим услуги по управлению имуществом общего пользования и по его содержанию, договора, который в отсутствие прямо предусмотренной законом обязанности собственников земельных участков и жилых домов в жилищно-земельном комплексе нести расходы, связанные с содержанием имущества общего пользования, принадлежащего на праве собственности иному лицу, является наиболее эффективным основанием для возложения на собственников участков и домов указанной обязанности, а в случае его отсутствия - состав и размер платы за пользование объектами инфраструктуры жилищно-земельного комплекса с учетом объективной необходимости соответствующих услуг для надлежащего содержания имущества общего пользования, его использования именно для удовлетворения общей потребности жителей комплекса в комфортных условиях проживания, перечень услуг, фактически оказываемых истцом и потребляемых ответчиком, в юридически значимый период.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Исходя из изложенных выше положений закона, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, при разрешении спора о взыскании с собственника жилого дома в жилищно-земельном комплексе платы за управление имуществом общего пользования и его содержание судам необходимо было установить наличие конкретных объектов инфраструктуры жилищно-земельного комплекса, факт заключения собственником с управляющей организацией или с иным лицом, оказывающим услуги по управлению имуществом общего пользования и по его содержанию, договора, который в отсутствие прямо предусмотренной законом обязанности собственников земельных участков и жилых домов в жилищно-земельном комплексе нести расходы, связанные с содержанием имущества общего пользования, принадлежащего на праве собственности иному лицу, является наиболее эффективным основанием для возложения на собственников участков и домов указанной обязанности, а в случае его отсутствия - состав и размер платы за пользование объектами инфраструктуры жилищно-земельного комплекса с учетом объективной необходимости соответствующих услуг для надлежащего содержания имущества общего пользования, его использования именно для удовлетворения общей потребности жителей комплекса в комфортных условиях проживания, перечень услуг, фактически оказываемых истцом и потребляемых ответчиком, в юридически значимый период.
Статья: О некоторых вопросах защиты публичных интересов при рассмотрении арбитражными судами споров, вытекающих из договоров энергоснабжения
(Коваль А.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2024, N 1)В правоприменительной практике встречаются проблемы, связанные с правовой квалификацией и возможностью заключения так называемых прямых договоров между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями. Дело в том, что действующее законодательство не содержит такого понятия, как "прямой договор", а в гражданском и жилищном законодательстве таковым принято считать договор о предоставлении коммунальных услуг между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией.
(Коваль А.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2024, N 1)В правоприменительной практике встречаются проблемы, связанные с правовой квалификацией и возможностью заключения так называемых прямых договоров между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями. Дело в том, что действующее законодательство не содержит такого понятия, как "прямой договор", а в гражданском и жилищном законодательстве таковым принято считать договор о предоставлении коммунальных услуг между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)При заключении прямых договоров собственники помещений в МКД, а также наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда вносят плату за коммунальные услуги РСО (региональному оператору) (ч. 7.5 ст. 155 ЖК РФ).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)При заключении прямых договоров собственники помещений в МКД, а также наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда вносят плату за коммунальные услуги РСО (региональному оператору) (ч. 7.5 ст. 155 ЖК РФ).
Статья: Проблемы защиты прав собственников многоквартирных домов, оборудованных индивидуальными тепловыми пунктами (финансово-правовой аспект)
(Миронов В.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 3)В работе рассмотрены актуальные проблемы защиты прав собственников многоквартирных домов (далее - МКД), оборудованных индивидуальными тепловыми пунктами, при переходе на прямые договоры с потребителями, а также вопросы дифференциации тарифов в отношении МКД с различными системами отопления и водоснабжения. Показано, что ресурсоснабжающая организация в данном случае не может отказаться от договора и перейти на прямые договоры с собственниками МКД. Утверждается, что в настоящее время требуется проведение проверки обоснованности установления тарифов, которые не учитывают затраты управляющих компаний на преобразование ресурса в услугу, и выработка прозрачных правил расчета данных затрат с соответствующим сокращением тарифов для МКД, оборудованных ИТП.
(Миронов В.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 3)В работе рассмотрены актуальные проблемы защиты прав собственников многоквартирных домов (далее - МКД), оборудованных индивидуальными тепловыми пунктами, при переходе на прямые договоры с потребителями, а также вопросы дифференциации тарифов в отношении МКД с различными системами отопления и водоснабжения. Показано, что ресурсоснабжающая организация в данном случае не может отказаться от договора и перейти на прямые договоры с собственниками МКД. Утверждается, что в настоящее время требуется проведение проверки обоснованности установления тарифов, которые не учитывают затраты управляющих компаний на преобразование ресурса в услугу, и выработка прозрачных правил расчета данных затрат с соответствующим сокращением тарифов для МКД, оборудованных ИТП.
Готовое решение: Как продать имущество, находящееся в общей долевой собственности
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы передаете недвижимость, то в любом случае рекомендуем подписывать акт всем собственникам (если иной порядок прямо не предусмотрен вашим договором). Это однозначно подтвердит передачу имущества и позволит избежать возможных споров с регистрирующим органом при госрегистрации перехода права собственности.
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы передаете недвижимость, то в любом случае рекомендуем подписывать акт всем собственникам (если иной порядок прямо не предусмотрен вашим договором). Это однозначно подтвердит передачу имущества и позволит избежать возможных споров с регистрирующим органом при госрегистрации перехода права собственности.
Статья: Спор о понуждении к заключению договора (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В спорах об обязании заключить договор ресурсоснабжения такими документами могут служить протокол общего собрания собственников и решения собственников помещений в МКД, на котором принято решение перейти на заключение прямых договоров между собственниками и ресурсоснабжающими организациями (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 14.06.2022 по делу N 33-21326/2022 (Определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 13.10.2022 N 88-24138/2022 (УИД 77RS0024-02-2020-003562-04) данное Определение оставлено без изменения)).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В спорах об обязании заключить договор ресурсоснабжения такими документами могут служить протокол общего собрания собственников и решения собственников помещений в МКД, на котором принято решение перейти на заключение прямых договоров между собственниками и ресурсоснабжающими организациями (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 14.06.2022 по делу N 33-21326/2022 (Определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 13.10.2022 N 88-24138/2022 (УИД 77RS0024-02-2020-003562-04) данное Определение оставлено без изменения)).
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)В конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого века в ходе начавшихся реформ искусственно созданное для обозначения имущественной обособленности государственных предприятий "квазивещное" право оперативного управления было подвергнуто дифференциации. В ст. 24 и 26 Закона "О собственности в СССР" 1990 г., а также в п. 2 и 3 ст. 5 Закона "О собственности в РСФСР" 1990 г. оно было разделено на довольно широкое по содержанию "право полного хозяйственного ведения" (предназначавшееся для производственных предприятий) и оставшееся весьма ограниченным "право оперативного управления" (предназначавшееся для бюджетных учреждений). Это разделение было закреплено в ст. 47 и 48 Основ гражданского законодательства 1991 г. Тогда оно преследовало цель предоставления максимальной экономической свободы "государственным товаропроизводителям", в действительности не имевшим реального интереса в эффективности своей деятельности в системе "планового социалистического хозяйства". Поэтому согласно абз. 2 п. 2 ст. 5 Закона "О собственности в РСФСР" "к праву полного хозяйственного ведения применяются правила о праве собственности", если иное прямо не предусмотрено законодательством или договором предприятия с собственником его имущества.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)В конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого века в ходе начавшихся реформ искусственно созданное для обозначения имущественной обособленности государственных предприятий "квазивещное" право оперативного управления было подвергнуто дифференциации. В ст. 24 и 26 Закона "О собственности в СССР" 1990 г., а также в п. 2 и 3 ст. 5 Закона "О собственности в РСФСР" 1990 г. оно было разделено на довольно широкое по содержанию "право полного хозяйственного ведения" (предназначавшееся для производственных предприятий) и оставшееся весьма ограниченным "право оперативного управления" (предназначавшееся для бюджетных учреждений). Это разделение было закреплено в ст. 47 и 48 Основ гражданского законодательства 1991 г. Тогда оно преследовало цель предоставления максимальной экономической свободы "государственным товаропроизводителям", в действительности не имевшим реального интереса в эффективности своей деятельности в системе "планового социалистического хозяйства". Поэтому согласно абз. 2 п. 2 ст. 5 Закона "О собственности в РСФСР" "к праву полного хозяйственного ведения применяются правила о праве собственности", если иное прямо не предусмотрено законодательством или договором предприятия с собственником его имущества.