Прямой договор собственников с РСО
Подборка наиболее важных документов по запросу Прямой договор собственников с РСО (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Предписание органа жилнадзора (ГЖИ)
(КонсультантПлюс, 2025)Доказательств заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных услуг для МКД, указанных в оспариваемом предписании, с управляющей компанией, а также доказательств того, что при проведении проверки инспекция запрашивала у общества сведения о заключении прямых договоров собственников МКД с ресурсоснабжающими организациями, материалы дела не содержат.
(КонсультантПлюс, 2025)Доказательств заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных услуг для МКД, указанных в оспариваемом предписании, с управляющей компанией, а также доказательств того, что при проведении проверки инспекция запрашивала у общества сведения о заключении прямых договоров собственников МКД с ресурсоснабжающими организациями, материалы дела не содержат.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 157.2 "Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами" ЖК РФ"В рассматриваемом деле судами установлено, что смена управляющей организации не производилась; договоры теплоснабжения, заключенные ресурсоснабжающей организацией со всеми собственниками отсутствуют, а имеют место "прямые расчеты"; решений о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией собственниками помещений также не принималось. Обратного ответчиком при рассмотрении настоящего дела не доказано (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Спор о понуждении к заключению договора (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В спорах об обязании заключить договор ресурсоснабжения такими документами могут служить протокол общего собрания собственников и решения собственников помещений в МКД, на котором принято решение перейти на заключение прямых договоров между собственниками и ресурсоснабжающими организациями (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 14.06.2022 по делу N 33-21326/2022 (Определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 13.10.2022 N 88-24138/2022 (УИД 77RS0024-02-2020-003562-04) данное Определение оставлено без изменения)).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В спорах об обязании заключить договор ресурсоснабжения такими документами могут служить протокол общего собрания собственников и решения собственников помещений в МКД, на котором принято решение перейти на заключение прямых договоров между собственниками и ресурсоснабжающими организациями (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 14.06.2022 по делу N 33-21326/2022 (Определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 13.10.2022 N 88-24138/2022 (УИД 77RS0024-02-2020-003562-04) данное Определение оставлено без изменения)).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)Действующее жилищное законодательство (пункт 4.4 части 2 статьи 44, пункт 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ) предусматривает возможность перехода собственников и пользователей помещений в МКД на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями только в отношении строго определенного перечня коммунальных услуг (коммунальных ресурсов). Поскольку поставляемая компанией в спорный МКД "тепловая энергия на подогрев воды" не относится к коммунальным услугам, а входящее в состав общего имущества собственников помещений в МКД оборудование не использовалось компанией для самостоятельного приготовления горячей воды (пункт 4 Правил N 354), вывод судов о том, что жилищное законодательство не устанавливает ограничений для перехода на прямые договоры собственников помещений с ресурсоснабжающими организациями в отношении МКД, не оборудованных централизованной системой ГВС, является ошибочным. Иной подход означал бы возложение на ресурсоснабжающую организацию в отсутствие какого-либо правового основания (договоров аренды, оказания услуг и т.п.) бремени содержания и ремонта внутридомового оборудования, с помощью которого приготовляется горячая вода, а также обязанностей по приобретению необходимой для оказания услуги по ГВС холодной воды и по контролю качества коммунальной услуги и его соответствия жилищному законодательству.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)Действующее жилищное законодательство (пункт 4.4 части 2 статьи 44, пункт 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ) предусматривает возможность перехода собственников и пользователей помещений в МКД на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями только в отношении строго определенного перечня коммунальных услуг (коммунальных ресурсов). Поскольку поставляемая компанией в спорный МКД "тепловая энергия на подогрев воды" не относится к коммунальным услугам, а входящее в состав общего имущества собственников помещений в МКД оборудование не использовалось компанией для самостоятельного приготовления горячей воды (пункт 4 Правил N 354), вывод судов о том, что жилищное законодательство не устанавливает ограничений для перехода на прямые договоры собственников помещений с ресурсоснабжающими организациями в отношении МКД, не оборудованных централизованной системой ГВС, является ошибочным. Иной подход означал бы возложение на ресурсоснабжающую организацию в отсутствие какого-либо правового основания (договоров аренды, оказания услуг и т.п.) бремени содержания и ремонта внутридомового оборудования, с помощью которого приготовляется горячая вода, а также обязанностей по приобретению необходимой для оказания услуги по ГВС холодной воды и по контролю качества коммунальной услуги и его соответствия жилищному законодательству.
Решение Ленинградского областного суда от 21.09.2021 по делу N 3а-339/2021
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта "а" пункта 2.2 Порядка предоставления субсидий ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) холодного водоснабжения и(или) водоотведения, реализуемые населению на территории Ленинградской области, утв. постановлением Правительства Ленинградской области от 14.04.2014 N 121 (ред. от 28.12.2020)>В части 1 статьи 157.2 названного Кодекса определены случаи заключения ресурсоснабжающей организацией, прямых договоров на предоставление коммунальных услуг собственникам жилых помещений в многоквартирном доме, нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта "а" пункта 2.2 Порядка предоставления субсидий ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) холодного водоснабжения и(или) водоотведения, реализуемые населению на территории Ленинградской области, утв. постановлением Правительства Ленинградской области от 14.04.2014 N 121 (ред. от 28.12.2020)>В части 1 статьи 157.2 названного Кодекса определены случаи заключения ресурсоснабжающей организацией, прямых договоров на предоставление коммунальных услуг собственникам жилых помещений в многоквартирном доме, нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме.
Статья: Проблемы защиты прав собственников многоквартирных домов, оборудованных индивидуальными тепловыми пунктами (финансово-правовой аспект)
(Миронов В.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 3)Таким образом, можно констатировать, что судами отрицается возможность перехода на прямые договоры с собственниками в части подачи тепловой энергии для производства горячей воды, а также отопления при отсутствии нецентрализованной системы отопления и/или горячего водоснабжения в МКД. Соответственно, даже если УК длительное время не погашает долги перед РСО, отказаться от договора и перейти на прямые договоры с собственниками МКД РСО не вправе и должна искать иные рычаги воздействия на неплательщиков.
(Миронов В.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 3)Таким образом, можно констатировать, что судами отрицается возможность перехода на прямые договоры с собственниками в части подачи тепловой энергии для производства горячей воды, а также отопления при отсутствии нецентрализованной системы отопления и/или горячего водоснабжения в МКД. Соответственно, даже если УК длительное время не погашает долги перед РСО, отказаться от договора и перейти на прямые договоры с собственниками МКД РСО не вправе и должна искать иные рычаги воздействия на неплательщиков.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Прямые договоры заключаются РСО (региональным оператором) с каждым собственником помещений в МКД, действующим от своего имени, на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством РФ. Заключение договора в письменной форме не требуется.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Прямые договоры заключаются РСО (региональным оператором) с каждым собственником помещений в МКД, действующим от своего имени, на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством РФ. Заключение договора в письменной форме не требуется.
Статья: О некоторых вопросах защиты публичных интересов при рассмотрении арбитражными судами споров, вытекающих из договоров энергоснабжения
(Коваль А.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2024, N 1)Так, Верховный Суд РФ указал, что из системного толкования п. 1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ, п. 4 и 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) следует, что коммунальная услуга по горячему водоснабжению в многоквартирных домах с нецентрализованной системой горячего водоснабжения может быть предоставлена только исполнителем, осуществляющим эксплуатацию относящегося к общему имуществу собственников помещений внутридомового оборудования, с помощью которого приготавливается горячая вода, и, следовательно, заключение собственниками помещений прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией, поставляющей только один из необходимых для приготовления горячей воды компонентов (тепловую энергию), не допускается. Таким образом, отказ компании от перехода на прямые договоры по поставке тепловой энергии на подогрев воды является правомерным <5>.
(Коваль А.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2024, N 1)Так, Верховный Суд РФ указал, что из системного толкования п. 1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ, п. 4 и 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) следует, что коммунальная услуга по горячему водоснабжению в многоквартирных домах с нецентрализованной системой горячего водоснабжения может быть предоставлена только исполнителем, осуществляющим эксплуатацию относящегося к общему имуществу собственников помещений внутридомового оборудования, с помощью которого приготавливается горячая вода, и, следовательно, заключение собственниками помещений прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией, поставляющей только один из необходимых для приготовления горячей воды компонентов (тепловую энергию), не допускается. Таким образом, отказ компании от перехода на прямые договоры по поставке тепловой энергии на подогрев воды является правомерным <5>.