Проверка земельного законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Проверка земельного законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за разгрузочно-погрузочные работы во дворе многоквартирного дома и установку незаконных ограждений
(КонсультантПлюс, 2025)"...на основании требования прокуратуры... о выделении специалиста государственный инспектор... по использованию и охране земель Управления... принимал участие в проведении... прокуратурой проверки соблюдения требований земельного законодательства при осуществлении туристической деятельности вблизи теплых озер... района.
(КонсультантПлюс, 2025)"...на основании требования прокуратуры... о выделении специалиста государственный инспектор... по использованию и охране земель Управления... принимал участие в проведении... прокуратурой проверки соблюдения требований земельного законодательства при осуществлении туристической деятельности вблизи теплых озер... района.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.1 "Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства" Федерального закона "О защите конкуренции"
(Арбитражный суд Уральского округа)Возможная неправомерность действий Департамента в области земельного законодательства сама по себе не может являться основанием для вывода о нарушении норм антимонопольного законодательства, а у антимонопольного органа отсутствуют полномочия по проверке действий государственных органов на предмет их соответствия земельному законодательству либо любой иной отрасли законодательства, в том случае если признаки нарушения антимонопольного законодательства не усматриваются.
(Арбитражный суд Уральского округа)Возможная неправомерность действий Департамента в области земельного законодательства сама по себе не может являться основанием для вывода о нарушении норм антимонопольного законодательства, а у антимонопольного органа отсутствуют полномочия по проверке действий государственных органов на предмет их соответствия земельному законодательству либо любой иной отрасли законодательства, в том случае если признаки нарушения антимонопольного законодательства не усматриваются.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Обязан ли арендатор освободить земельный участок от временных и неузаконенных объектов при прекращении договора аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно акту проверки соблюдения земельного законодательства от 17.03.2009 N 75 на спорном земельном участке расположен торговый киоск в структуре торгово-остановочного комплекса, общая площадь земельного участка, занятого киоском, составляет не менее 25 кв. м.
Обязан ли арендатор освободить земельный участок от временных и неузаконенных объектов при прекращении договора аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно акту проверки соблюдения земельного законодательства от 17.03.2009 N 75 на спорном земельном участке расположен торговый киоск в структуре торгово-остановочного комплекса, общая площадь земельного участка, занятого киоском, составляет не менее 25 кв. м.
Путеводитель по судебной практике: Заем.
Может ли публично-правовое образование получить заем от юридического лица
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела, в ходе проверки соблюдения земельного законодательства на территории Тахтамукайского района, Прокуратурой Республики Адыгея установлено, что 23.06.05 администрация (заемщик) и общество (займодавец) заключили договор беспроцентного займа на сумму 708 тыс. рублей в связи с дефицитом бюджета для корректировки генерального плана аула Тахтамукай...
Может ли публично-правовое образование получить заем от юридического лица
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела, в ходе проверки соблюдения земельного законодательства на территории Тахтамукайского района, Прокуратурой Республики Адыгея установлено, что 23.06.05 администрация (заемщик) и общество (займодавец) заключили договор беспроцентного займа на сумму 708 тыс. рублей в связи с дефицитом бюджета для корректировки генерального плана аула Тахтамукай...
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Частью 1 ст. 4 названного закона предусмотрено право должностных лиц органов муниципального контроля в том числе осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации (п. 1), выдавать в пределах полномочий обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (п. 4).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Частью 1 ст. 4 названного закона предусмотрено право должностных лиц органов муниципального контроля в том числе осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации (п. 1), выдавать в пределах полномочий обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (п. 4).
"Обзор практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.12.2013)
(ред. от 04.03.2015)Построенное А.В.В., Б.И.Г., Б.Д.С., Б.Э.В. и другими строение, исходя из представленных доказательств (акта проверки соблюдения земельного законодательства, технического паспорта строения, экспертного заключения и др.), является многоэтажным многоквартирным домом (4 этажа и 1 подземный этаж).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.12.2013)
(ред. от 04.03.2015)Построенное А.В.В., Б.И.Г., Б.Д.С., Б.Э.В. и другими строение, исходя из представленных доказательств (акта проверки соблюдения земельного законодательства, технического паспорта строения, экспертного заключения и др.), является многоэтажным многоквартирным домом (4 этажа и 1 подземный этаж).
Статья: Конституционная модернизация и прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
(Евдокимов В.Б., Игонина Н.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 12)На наш взгляд, как показали "уроки" пандемии коронавируса, невозможно отождествлять и подводить под единые требования о проведении прокурорских проверок ситуации, связанные с нарушением важнейших конституционных прав человека, например, обусловленные неоказанием, отказом в медицинской помощи нуждающимся, незаконным помещением в психиатрические стационары, нарушением социальных прав пребывающих в домах престарелых, психоневрологических интернатах, домах ребенка, которые требуют незамедлительной прокурорской проверки и вмешательства, и ситуации, вызванные организацией проверок исполнения земельного законодательства либо законодательства о рекламе, собственности, об участии в долевом строительстве жилья и проч., проводимых в строгом соответствии с порядком, установленным п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре. Данный Закон либо самостоятельный Закон о прокурорских проверках, как представляется, должен определять к этим разным ситуациям и разные порядки проведения прокурорских проверок. Однако вопрос проверок соблюдения прав и свобод человека и гражданина как основного средства функции надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, их разграничения с проверками исполнения законов должен быть предметом рассмотрения отдельной научной работы.
(Евдокимов В.Б., Игонина Н.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 12)На наш взгляд, как показали "уроки" пандемии коронавируса, невозможно отождествлять и подводить под единые требования о проведении прокурорских проверок ситуации, связанные с нарушением важнейших конституционных прав человека, например, обусловленные неоказанием, отказом в медицинской помощи нуждающимся, незаконным помещением в психиатрические стационары, нарушением социальных прав пребывающих в домах престарелых, психоневрологических интернатах, домах ребенка, которые требуют незамедлительной прокурорской проверки и вмешательства, и ситуации, вызванные организацией проверок исполнения земельного законодательства либо законодательства о рекламе, собственности, об участии в долевом строительстве жилья и проч., проводимых в строгом соответствии с порядком, установленным п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре. Данный Закон либо самостоятельный Закон о прокурорских проверках, как представляется, должен определять к этим разным ситуациям и разные порядки проведения прокурорских проверок. Однако вопрос проверок соблюдения прав и свобод человека и гражданина как основного средства функции надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, их разграничения с проверками исполнения законов должен быть предметом рассмотрения отдельной научной работы.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Во всех этих случаях суды обоснованно отказывают в принятии административных исковых заявлений или прекращают производство по делу применительно к п. 1 ч. 1 ст. 128 или п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ, ссылаясь на то, что подобные действия должностных лиц не образуют самостоятельного предмета судебной защиты (материально-правового спора), а признание их неправомерными не направлено на восстановление нарушенных, по мнению административных истцов, прав. Что же касается протоколов применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и иных документов, оформленных в рамках административно-юрисдикционного производства (например, акта проверки соблюдения земельного законодательства, акта обмера земельного участка, протокола об административном правонарушении), то они являются доказательствами по конкретному делу об административном правонарушении, в рамках которого и подлежат оценке.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Во всех этих случаях суды обоснованно отказывают в принятии административных исковых заявлений или прекращают производство по делу применительно к п. 1 ч. 1 ст. 128 или п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ, ссылаясь на то, что подобные действия должностных лиц не образуют самостоятельного предмета судебной защиты (материально-правового спора), а признание их неправомерными не направлено на восстановление нарушенных, по мнению административных истцов, прав. Что же касается протоколов применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и иных документов, оформленных в рамках административно-юрисдикционного производства (например, акта проверки соблюдения земельного законодательства, акта обмера земельного участка, протокола об административном правонарушении), то они являются доказательствами по конкретному делу об административном правонарушении, в рамках которого и подлежат оценке.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В число сведений, подлежащих направлению в орган регистрации прав, согласно п. 17 ч. 1 комментируемой статьи относятся сведения о результатах государственного земельного надзора, целью которого является проверка соблюдения тех требований земельного законодательства, за нарушение которых предусмотрена ответственность (п. 2 ст. 72 ЗК РФ). Объектом государственного земельного надзора являются объекты земельных отношений (земли, земельные участки или части земельных участков), а также деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В число сведений, подлежащих направлению в орган регистрации прав, согласно п. 17 ч. 1 комментируемой статьи относятся сведения о результатах государственного земельного надзора, целью которого является проверка соблюдения тех требований земельного законодательства, за нарушение которых предусмотрена ответственность (п. 2 ст. 72 ЗК РФ). Объектом государственного земельного надзора являются объекты земельных отношений (земли, земельные участки или части земельных участков), а также деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Статья: Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Уроки пандемии
(Игонина Н.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)Как показали "уроки" эпидемии коронавируса, невозможно отождествлять и подводить под единые требования о проведении прокурорских проверок ситуации с нарушением важнейших конституционных прав человека, связанные, к примеру, с неоказанием, отказом в медицинской помощи нуждающимся (инвалидам), незаконным помещением в психиатрические стационары, нарушением социальных прав пребывающих в домах престарелых, психоневрологических интернатах, которые требуют незамедлительной прокурорской проверки и вмешательства, с организацией проверки исполнения земельного законодательства либо законодательства о рекламе, собственности, которые должны проводиться в строгом соответствии с порядком, установленным п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре. Закон о прокуратуре должен определять к этим разным ситуациям и разные порядки проведения прокурорских проверок.
(Игонина Н.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)Как показали "уроки" эпидемии коронавируса, невозможно отождествлять и подводить под единые требования о проведении прокурорских проверок ситуации с нарушением важнейших конституционных прав человека, связанные, к примеру, с неоказанием, отказом в медицинской помощи нуждающимся (инвалидам), незаконным помещением в психиатрические стационары, нарушением социальных прав пребывающих в домах престарелых, психоневрологических интернатах, которые требуют незамедлительной прокурорской проверки и вмешательства, с организацией проверки исполнения земельного законодательства либо законодательства о рекламе, собственности, которые должны проводиться в строгом соответствии с порядком, установленным п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре. Закон о прокуратуре должен определять к этим разным ситуациям и разные порядки проведения прокурорских проверок.
Статья: Правовой режим природных ресурсов, используемых в сельском хозяйстве: вопросы теории и практики
(Рыженков А.Я.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 6)Вопрос о порядке использования общераспространенных полезных ископаемых сельскохозяйственными товаропроизводителями часто возникает в судебной практике. Так, ФАС Центрального округа отказал в удовлетворении требования о признании недействительным предписания уполномоченного органа об устранении нарушения земельного законодательства. Суд пришел к выводу о том, что уполномоченными органами в ходе проверки соблюдения земельного законодательства был выявлен факт использования земельного участка для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, а также установлено, что на площади 1 га расположен карьер по добыче песка для строительства автодрома (его глубина 5 - 6 м), по периметру карьера размещены отвалы снятого грунта и обустроена подъездная дорога, уложенная бетонными плитами, протяженностью 400 м и шириной 15 м. Между тем общество является арендатором земельного участка, который относится к землям сельскохозяйственного назначения, его разрешенный вид использования - ведение сельскохозяйственного производства. Однако общество использует его не для сельскохозяйственного производства. На основании ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ общество было привлечено к административной ответственности. Обратившись в суд с заявлением о признании недействительным предписания об устранении нарушения земельного законодательства, общество ссылалось на то, что вправе использовать земельный участок для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, с учетом правил, установленных в ст. 19 Закона "О недрах". Однако суд кассационной инстанции указал, что соблюдение требований законодательства о недрах не отменяет предписаний земельного законодательства <9>. С данной позицией суда следует согласиться.
(Рыженков А.Я.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 6)Вопрос о порядке использования общераспространенных полезных ископаемых сельскохозяйственными товаропроизводителями часто возникает в судебной практике. Так, ФАС Центрального округа отказал в удовлетворении требования о признании недействительным предписания уполномоченного органа об устранении нарушения земельного законодательства. Суд пришел к выводу о том, что уполномоченными органами в ходе проверки соблюдения земельного законодательства был выявлен факт использования земельного участка для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, а также установлено, что на площади 1 га расположен карьер по добыче песка для строительства автодрома (его глубина 5 - 6 м), по периметру карьера размещены отвалы снятого грунта и обустроена подъездная дорога, уложенная бетонными плитами, протяженностью 400 м и шириной 15 м. Между тем общество является арендатором земельного участка, который относится к землям сельскохозяйственного назначения, его разрешенный вид использования - ведение сельскохозяйственного производства. Однако общество использует его не для сельскохозяйственного производства. На основании ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ общество было привлечено к административной ответственности. Обратившись в суд с заявлением о признании недействительным предписания об устранении нарушения земельного законодательства, общество ссылалось на то, что вправе использовать земельный участок для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, с учетом правил, установленных в ст. 19 Закона "О недрах". Однако суд кассационной инстанции указал, что соблюдение требований законодательства о недрах не отменяет предписаний земельного законодательства <9>. С данной позицией суда следует согласиться.
Статья: Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В судебной практике можно встретить указание на такие документы, подтверждающие местоположение границ, как топографическая съемка местной администрации, технический паспорт домовладения с указанием площади земельного участка, акт проверки соблюдения земельного законодательства и др.
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В судебной практике можно встретить указание на такие документы, подтверждающие местоположение границ, как топографическая съемка местной администрации, технический паспорт домовладения с указанием площади земельного участка, акт проверки соблюдения земельного законодательства и др.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Проведенный анализ показывает, что на практике возникают вопросы о законности нахождения линейного объекта на земельном участке в части соответствия размещения такого объекта виду разрешенного использования участка. Как следовало из материалов судебного дела (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 3 июля 2018 г. N 01АП-80/18), прокуратурой проведена проверка соблюдения акционерным обществом (АО) требований земельного законодательства, в ходе которой установлено, что на арендуемом обществом земельном участке, относящемся к землям сельскохозяйственного назначения, располагается принадлежащий АО линейный объект - опора станции сети сотовой радиотелефонной связи, что свидетельствует о том, что использование участка осуществляется с нарушением целевого назначения и вида разрешенного использования, который под объект связи не изменен. Данные действия АО, по мнению прокуратуры, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8 КоАП РФ, в частности, обществу вменяется использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием. Признавая незаконным постановление о привлечении АО к административной ответственности, суд указал, что эксплуатация линейного сооружения на землях сельскохозяйственного назначения не является нарушением земельного законодательства, так как существующее правовое регулирование допускает размещение линейных объектов на любых земельных участках без необходимости дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования участка. Из судебного акта следует, что под понятием "существующее правовое регулирование" подразумевается Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее - Классификатор видов разрешенного использования), в примечании 2 которого указывается, что содержание видов разрешенного использования допускает без отдельного указания в Классификаторе размещение и эксплуатацию линейных объектов (кроме отдельных видов), защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, объектов благоустройства, если федеральным законом не установлено иное.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Проведенный анализ показывает, что на практике возникают вопросы о законности нахождения линейного объекта на земельном участке в части соответствия размещения такого объекта виду разрешенного использования участка. Как следовало из материалов судебного дела (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 3 июля 2018 г. N 01АП-80/18), прокуратурой проведена проверка соблюдения акционерным обществом (АО) требований земельного законодательства, в ходе которой установлено, что на арендуемом обществом земельном участке, относящемся к землям сельскохозяйственного назначения, располагается принадлежащий АО линейный объект - опора станции сети сотовой радиотелефонной связи, что свидетельствует о том, что использование участка осуществляется с нарушением целевого назначения и вида разрешенного использования, который под объект связи не изменен. Данные действия АО, по мнению прокуратуры, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8 КоАП РФ, в частности, обществу вменяется использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием. Признавая незаконным постановление о привлечении АО к административной ответственности, суд указал, что эксплуатация линейного сооружения на землях сельскохозяйственного назначения не является нарушением земельного законодательства, так как существующее правовое регулирование допускает размещение линейных объектов на любых земельных участках без необходимости дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования участка. Из судебного акта следует, что под понятием "существующее правовое регулирование" подразумевается Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее - Классификатор видов разрешенного использования), в примечании 2 которого указывается, что содержание видов разрешенного использования допускает без отдельного указания в Классификаторе размещение и эксплуатацию линейных объектов (кроме отдельных видов), защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, объектов благоустройства, если федеральным законом не установлено иное.
Статья: Если земельный участок используется не по целевому назначению или с нарушением законодательства РФ
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)К таким документам (сведениям), рассматриваемым налоговым органом, в частности, могут относиться сведения, акты, постановления, предписания, представленные органами, осуществляющими государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль, материалы проверок правоохранительных органов, полученные в соответствии с законодательством, сведения, содержащиеся в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности, сведения, представленные в порядке межведомственного информационного взаимодействия, и т.п. По мнению Минфина, если обследования земельных участков проведены в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном для осуществления муниципального земельного контроля нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, то результаты обследований и проверок, а также составленные на их основании акты, предписания об устранении выявленных нарушений могут рассматриваться налоговыми органами для подтверждения соответствующих фактов использования/неиспользования земельных участков по целевому назначению, в целях применения налоговых ставок, установленных согласно нормам Налогового кодекса (Письмо от 17.02.2022 N 03-05-04-02/11500).
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)К таким документам (сведениям), рассматриваемым налоговым органом, в частности, могут относиться сведения, акты, постановления, предписания, представленные органами, осуществляющими государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль, материалы проверок правоохранительных органов, полученные в соответствии с законодательством, сведения, содержащиеся в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности, сведения, представленные в порядке межведомственного информационного взаимодействия, и т.п. По мнению Минфина, если обследования земельных участков проведены в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном для осуществления муниципального земельного контроля нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, то результаты обследований и проверок, а также составленные на их основании акты, предписания об устранении выявленных нарушений могут рассматриваться налоговыми органами для подтверждения соответствующих фактов использования/неиспользования земельных участков по целевому назначению, в целях применения налоговых ставок, установленных согласно нормам Налогового кодекса (Письмо от 17.02.2022 N 03-05-04-02/11500).