Проверка вне рамок налоговых проверок
Подборка наиболее важных документов по запросу Проверка вне рамок налоговых проверок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 88 "Камеральная налоговая проверка" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как установлено судом, ИФНС проведена камеральная налоговая проверка, в ходе которой налогоплательщику было направлено требование о представлении документов по вопросам контроля этой проверки. Суд указал, что фактически представление документов мотивировано камеральной налоговой проверкой, однако направление его вне рамок проведения налоговых проверок противоречит нормам налогового законодательства.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как установлено судом, ИФНС проведена камеральная налоговая проверка, в ходе которой налогоплательщику было направлено требование о представлении документов по вопросам контроля этой проверки. Суд указал, что фактически представление документов мотивировано камеральной налоговой проверкой, однако направление его вне рамок проведения налоговых проверок противоречит нормам налогового законодательства.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 126 "Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган направил требование от 24.12.2021 о предоставлении документов и информации в течение 10 дней со дня получения требования. Требование было получено обществом 14.01.2022. 27.01.2022 общество направило в адрес налогового органа ответ, в котором со ссылкой на несоответствие требования нормам ст. 93.1 НК РФ сообщило о готовности исполнить данное требование после уточнения налоговым органом, в рамках каких именно мероприятий налогового контроля истребуются документы (информация). Налоговый орган привлек налогоплательщика к ответственности по п. 2 ст. 126, п. 1 ст. 129.1 НК РФ. Суд признал правомерным привлечение налогоплательщика к ответственности. Суд указал, что требование содержит всю необходимую информацию, предусмотренную п. 2 ст. 93.1 НК РФ и Приказом Федеральной налоговой службы от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@, позволяет идентифицировать всех контрагентов налогоплательщика, по взаимоотношениям с которыми запрошены документы и информация, в требовании указаны реквизиты договоров, а также указано, что документы и информацию необходимо представить за период с 01.01.2021 по настоящее время. Суд указал, что начиная с 01.04.2020 применение ст. 126 НК РФ не поставлено в зависимость от того, в рамках налоговой проверки истребуются документы либо вне рамок проведения налоговой проверки, следовательно, действующая редакция п. 6 ст. 93.1 НК РФ позволяет привлечь лицо к ответственности по ст. 126 НК РФ в случае отказа от представления истребуемых документов и вне рамок налоговой проверки. Суд отдельно отметил, что в письме от 27.01.2022, направленном в адрес налогового органа в ответ на его требование от 24.12.2021, налогоплательщик фактически установил для налогового органа условие, при котором он выполнит требование инспекции: уточнение налоговым органом, в рамках каких именно мероприятий налогового контроля истребуются документы (информация). По своей сути указанное письмо не является обращением в смысле, определяемом Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", следовательно, его действие на письмо налогоплательщика не распространяется. Исходя из того, что в письме 27.01.2022 налогоплательщик фактически выразил отказ в предоставлении информации и документов, суд признал решение о привлечении общества к ответственности по п. 2 ст. 126 и п. 1 ст. 129.1 НК РФ обоснованным.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган направил требование от 24.12.2021 о предоставлении документов и информации в течение 10 дней со дня получения требования. Требование было получено обществом 14.01.2022. 27.01.2022 общество направило в адрес налогового органа ответ, в котором со ссылкой на несоответствие требования нормам ст. 93.1 НК РФ сообщило о готовности исполнить данное требование после уточнения налоговым органом, в рамках каких именно мероприятий налогового контроля истребуются документы (информация). Налоговый орган привлек налогоплательщика к ответственности по п. 2 ст. 126, п. 1 ст. 129.1 НК РФ. Суд признал правомерным привлечение налогоплательщика к ответственности. Суд указал, что требование содержит всю необходимую информацию, предусмотренную п. 2 ст. 93.1 НК РФ и Приказом Федеральной налоговой службы от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@, позволяет идентифицировать всех контрагентов налогоплательщика, по взаимоотношениям с которыми запрошены документы и информация, в требовании указаны реквизиты договоров, а также указано, что документы и информацию необходимо представить за период с 01.01.2021 по настоящее время. Суд указал, что начиная с 01.04.2020 применение ст. 126 НК РФ не поставлено в зависимость от того, в рамках налоговой проверки истребуются документы либо вне рамок проведения налоговой проверки, следовательно, действующая редакция п. 6 ст. 93.1 НК РФ позволяет привлечь лицо к ответственности по ст. 126 НК РФ в случае отказа от представления истребуемых документов и вне рамок налоговой проверки. Суд отдельно отметил, что в письме от 27.01.2022, направленном в адрес налогового органа в ответ на его требование от 24.12.2021, налогоплательщик фактически установил для налогового органа условие, при котором он выполнит требование инспекции: уточнение налоговым органом, в рамках каких именно мероприятий налогового контроля истребуются документы (информация). По своей сути указанное письмо не является обращением в смысле, определяемом Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", следовательно, его действие на письмо налогоплательщика не распространяется. Исходя из того, что в письме 27.01.2022 налогоплательщик фактически выразил отказ в предоставлении информации и документов, суд признал решение о привлечении общества к ответственности по п. 2 ст. 126 и п. 1 ст. 129.1 НК РФ обоснованным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам19.14. ОСОБЕННОСТИ ИСТРЕБОВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ (ИНФОРМАЦИИ)
Статья: Предпроверочный анализ в налоговом контроле: проблемы правового регулирования
(Челноков Д.М.)
("Финансовое право", 2024, N 3)Важно, что отнесение контрагента к той или иной категории спорных налогоплательщиков осуществляется самой системой АИС "Налог-3" в автоматическом режиме или на основании комментариев, вносимых сотрудниками налогового органа в ходе проведения камеральных и выездных налоговых проверок, а также вне рамок налоговых проверок.
(Челноков Д.М.)
("Финансовое право", 2024, N 3)Важно, что отнесение контрагента к той или иной категории спорных налогоплательщиков осуществляется самой системой АИС "Налог-3" в автоматическом режиме или на основании комментариев, вносимых сотрудниками налогового органа в ходе проведения камеральных и выездных налоговых проверок, а также вне рамок налоговых проверок.
Нормативные акты
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"
(разработаны Минфином России)8. Создание возможности рассмотрения материалов налоговой проверки, акта вне рамок налоговой проверки с использованием видео-конференц-связи.
(разработаны Минфином России)8. Создание возможности рассмотрения материалов налоговой проверки, акта вне рамок налоговой проверки с использованием видео-конференц-связи.
Готовое решение: Как обжаловать решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы подаете жалобу через ТКС или личный кабинет налогоплательщика и она не связана с решениями налоговых органов по проверке и по налоговым правонарушениям вне рамок таких проверок, то ее могут рассмотреть в упрощенном порядке. Нужно указать на это в самой жалобе (п. 1 ст. 140.1 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы подаете жалобу через ТКС или личный кабинет налогоплательщика и она не связана с решениями налоговых органов по проверке и по налоговым правонарушениям вне рамок таких проверок, то ее могут рассмотреть в упрощенном порядке. Нужно указать на это в самой жалобе (п. 1 ст. 140.1 НК РФ).
Статья: Особенности истребования налоговым органом у налогоплательщика документов (информации) о его деятельности вне рамок налоговой проверки
(Протасов А.И., Стрыгина М.А.)
("Российский судья", 2023, N 2)Следовательно, согласно нормам ст. 93 и 93.1 НК РФ законодатель разграничивает полномочия налогового органа по основаниям и объему запрашиваемых у налогоплательщика документов, классифицируя их в зависимости от проводимой в отношении самого налогоплательщика или его контрагентов формы налогового контроля. Так, 1) в ходе налоговых проверок инспекция вправе истребовать у самого проверяемого налогоплательщика и его контрагентов документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика; 2) вне рамок проведения налоговых проверок инспекция вправе затребовать у участников сделки только документы относительно этой сделки и только в случае обоснованной необходимости.
(Протасов А.И., Стрыгина М.А.)
("Российский судья", 2023, N 2)Следовательно, согласно нормам ст. 93 и 93.1 НК РФ законодатель разграничивает полномочия налогового органа по основаниям и объему запрашиваемых у налогоплательщика документов, классифицируя их в зависимости от проводимой в отношении самого налогоплательщика или его контрагентов формы налогового контроля. Так, 1) в ходе налоговых проверок инспекция вправе истребовать у самого проверяемого налогоплательщика и его контрагентов документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика; 2) вне рамок проведения налоговых проверок инспекция вправе затребовать у участников сделки только документы относительно этой сделки и только в случае обоснованной необходимости.
Статья: Вызов в инспекцию для дачи пояснений и допрос - не одно и то же
(Жоголев А.А.)
("Главная книга", 2025, N 14)ИФНС имеет право вызвать к себе налогоплательщиков или налоговых агентов для дачи пояснений. Пояснения могут быть нужны инспекторам как в рамках налоговых проверок, так и вне проверок. Для вызова ИФНС должна оформить письменное уведомление <1>.
(Жоголев А.А.)
("Главная книга", 2025, N 14)ИФНС имеет право вызвать к себе налогоплательщиков или налоговых агентов для дачи пояснений. Пояснения могут быть нужны инспекторам как в рамках налоговых проверок, так и вне проверок. Для вызова ИФНС должна оформить письменное уведомление <1>.
Статья: Внепроверочные мероприятия налогового контроля: проблемы и практика правоприменения
(Сулейманов Р.М. оглы)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Кроме того, изменился и подход налоговых органов к проведению налогового контроля. Выездная налоговая проверка требует больших трудозатрат и занимает длительное время. С момента назначения выездной налоговой проверки и до вынесения решения и поступления денежных средств в бюджет РФ проходит больше года, что неэффективно с точки зрения процессуальной экономии и собираемости налоговых платежей в бюджет. Поэтому теперь налоговые органы, собрав и проанализировав большой объем информации по налогоплательщику в рамках предпроверочного анализа, еще до назначения выездной налоговой проверки осуществляют точечные мероприятия налогового контроля вне рамок налоговой проверки с целью побудить налогоплательщика к "добровольному" уточнению налоговых обязательств по конкретным сделкам и операциям. Как результат, в 2020 - 2021 гг. налоговые поступления в бюджет в виде добровольных уточнений по итогам внепроверочных мероприятий налогового контроля превысили налоговые доначисления по результатам выездной налоговой проверки <3>.
(Сулейманов Р.М. оглы)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Кроме того, изменился и подход налоговых органов к проведению налогового контроля. Выездная налоговая проверка требует больших трудозатрат и занимает длительное время. С момента назначения выездной налоговой проверки и до вынесения решения и поступления денежных средств в бюджет РФ проходит больше года, что неэффективно с точки зрения процессуальной экономии и собираемости налоговых платежей в бюджет. Поэтому теперь налоговые органы, собрав и проанализировав большой объем информации по налогоплательщику в рамках предпроверочного анализа, еще до назначения выездной налоговой проверки осуществляют точечные мероприятия налогового контроля вне рамок налоговой проверки с целью побудить налогоплательщика к "добровольному" уточнению налоговых обязательств по конкретным сделкам и операциям. Как результат, в 2020 - 2021 гг. налоговые поступления в бюджет в виде добровольных уточнений по итогам внепроверочных мероприятий налогового контроля превысили налоговые доначисления по результатам выездной налоговой проверки <3>.
Готовое решение: Какие контрольные мероприятия инспекторы могут проводить вне рамок налоговых проверок
(КонсультантПлюс, 2025)Какие контрольные мероприятия инспекторы могут проводить вне рамок налоговых проверок
(КонсультантПлюс, 2025)Какие контрольные мероприятия инспекторы могут проводить вне рамок налоговых проверок
Готовое решение: Как представить документы по требованию налогового органа
(КонсультантПлюс, 2025)3. Какие документы нужно представить по требованию инспекции вне рамок налоговых проверок
(КонсультантПлюс, 2025)3. Какие документы нужно представить по требованию инспекции вне рамок налоговых проверок
Статья: Ошибка налогового органа как решающий аргумент налогоплательщика
(Медведев А.Н.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 10)Затягивание сроков ВНП в большинстве случаев обусловлено несоблюдением требований Рекомендаций по планированию и подготовке выездных налоговых проверок (Письмо ФНС России от 12.02.2018 N ЕД-5-2/307дсп@), согласно которым доказательства, подтверждающие выводы о наличии обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 54.1 НК РФ, и (или) несоблюдении условий, установленных п. 2 ст. 54.1 НК РФ, собираются налоговым органом в рамках проводимых мероприятий налогового контроля до назначения ВНП (например, в ходе камеральной налоговой проверки и (или) вне рамок проведения налоговых проверок).
(Медведев А.Н.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 10)Затягивание сроков ВНП в большинстве случаев обусловлено несоблюдением требований Рекомендаций по планированию и подготовке выездных налоговых проверок (Письмо ФНС России от 12.02.2018 N ЕД-5-2/307дсп@), согласно которым доказательства, подтверждающие выводы о наличии обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 54.1 НК РФ, и (или) несоблюдении условий, установленных п. 2 ст. 54.1 НК РФ, собираются налоговым органом в рамках проводимых мероприятий налогового контроля до назначения ВНП (например, в ходе камеральной налоговой проверки и (или) вне рамок проведения налоговых проверок).