Проверка сообщения о преступлении
Подборка наиболее важных документов по запросу Проверка сообщения о преступлении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 194 "Основания для прекращения производства по административному делу" КАС РФ"Поскольку требования истца касаются действий (бездействия), совершенных в связи с проверкой сообщения о преступлении, производство по делу подлежало прекращению в полном объеме, так как судами неправильно применены нормы процессуального права, что привело к принятию неправильного решения, суд кассационной инстанции отменяет судебные акты и прекращает производство по спору."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 56 "Свидетель" УПК РФ"Положения ч. 3 ст. 56 УПК РФ, определяющие круг лиц, которые не могут быть допрошены в качестве свидетелей, не исключают возможность допроса сотрудников полиции участвовавших в проверке сообщения о преступлении, в качестве свидетелей, в том числе об обстоятельствах производства отдельных процессуальных действий. Данные нормы уголовно процессуального закона судом нарушены не были."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
(ред. от 27.10.2025)1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Приказ МВД России от 29.08.2014 N 736
(ред. от 09.10.2019)
"Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.11.2014 N 34570)44. Исполнитель обязан проверять действительность факта обращения заявителя с заявлением (сообщением) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, достоверность данных заявителя: фамилии, имени, отчества, адреса, а в случае неполноты или отсутствия таких данных, принять меры к их установлению.
(ред. от 09.10.2019)
"Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.11.2014 N 34570)44. Исполнитель обязан проверять действительность факта обращения заявителя с заявлением (сообщением) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, достоверность данных заявителя: фамилии, имени, отчества, адреса, а в случае неполноты или отсутствия таких данных, принять меры к их установлению.
"Транспортные экспертизы в уголовном судопроизводстве России: монография"
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)<2> Информационное письмо "О практике использования данных дистанционного зондирования Земли из космоса при проверке сообщений о преступлениях и расследовании уголовных дел" от 5 марта 2019 года N Исоп-215/2-7950-19. М.: ГУК СК России (Криминалистический центр), 2019. С. 6.
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)<2> Информационное письмо "О практике использования данных дистанционного зондирования Земли из космоса при проверке сообщений о преступлениях и расследовании уголовных дел" от 5 марта 2019 года N Исоп-215/2-7950-19. М.: ГУК СК России (Криминалистический центр), 2019. С. 6.
Ситуация: Как привлечь к ответственности хозяина собаки, которая покусала человека?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При проверке сообщения о преступлении сотрудники полиции вправе, в частности, получать объяснения, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее проведении и получать заключение эксперта, осматривать место происшествия, а также документы и предметы (ч. 1 ст. 144 УПК РФ; п. п. 3 - 4 ч. 1 ст. 13 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При проверке сообщения о преступлении сотрудники полиции вправе, в частности, получать объяснения, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее проведении и получать заключение эксперта, осматривать место происшествия, а также документы и предметы (ч. 1 ст. 144 УПК РФ; п. п. 3 - 4 ч. 1 ст. 13 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ).
Статья: Основания и порядок производства дознания
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Круг особенностей процесса доказывания при производстве дознания в сокращенной форме очерчен ст. 226.5 УПК РФ. Принципиальное отличие сокращенной формы дознания состоит в том, что доказательства по такому делу собираются в объеме, достаточном для установления события преступления, характера и размера причиненного им вреда, а также виновности лица в совершении преступления. Это значит, что дознаватель обязан провести необходимый минимум следственных действий, критерием которых является то, что их непроизводство может повлечь за собой невосполнимую утрату следов преступления или иных доказательств. Отсюда следует вывод о том, что дознаватель теперь не обязан проверять не оспоренные сторонами доказательства, он может не допрашивать лиц, от которых в ходе проверки сообщения о преступлении были получены объяснения, не назначать судебную экспертизу при наличии по этим же вопросам заключения специалиста.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Круг особенностей процесса доказывания при производстве дознания в сокращенной форме очерчен ст. 226.5 УПК РФ. Принципиальное отличие сокращенной формы дознания состоит в том, что доказательства по такому делу собираются в объеме, достаточном для установления события преступления, характера и размера причиненного им вреда, а также виновности лица в совершении преступления. Это значит, что дознаватель обязан провести необходимый минимум следственных действий, критерием которых является то, что их непроизводство может повлечь за собой невосполнимую утрату следов преступления или иных доказательств. Отсюда следует вывод о том, что дознаватель теперь не обязан проверять не оспоренные сторонами доказательства, он может не допрашивать лиц, от которых в ходе проверки сообщения о преступлении были получены объяснения, не назначать судебную экспертизу при наличии по этим же вопросам заключения специалиста.
Статья: Ведомственный контроль за деятельностью следователя на этапе проверки сообщения о преступлении: российский и зарубежный опыт
(Иванов Д.А., Московцева К.А.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2022, N 1)"Международное уголовное право и международная юстиция", 2022, N 1
(Иванов Д.А., Московцева К.А.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2022, N 1)"Международное уголовное право и международная юстиция", 2022, N 1
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Вооруженных Силах Российской Федерации такие правоотношения определяются Инструкцией по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации <152>, в органах ФСБ России - Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности <153>, в органах МВД России - Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях <154>, в Следственном комитете Российской Федерации - Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации <155>, в арбитражных судах - разд. 41 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций) <156>.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Вооруженных Силах Российской Федерации такие правоотношения определяются Инструкцией по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации <152>, в органах ФСБ России - Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности <153>, в органах МВД России - Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях <154>, в Следственном комитете Российской Федерации - Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации <155>, в арбитражных судах - разд. 41 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций) <156>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В другом деле гражданин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие прокурора, выразившееся в ненаправлении ему копии постановления прокурора об отмене постановления об отказе в возбуждении в отношении него уголовного дела. Судья суда первой инстанции, с которым согласились апелляционный и кассационный суды, отказал в принятии административного искового заявления к производству суда, сославшись на то, что оспариваемое бездействие прокурора непосредственно связано с рассмотрением им постановления органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении административного истца, в связи с чем подлежит разрешению в порядке, установленном УПК РФ. Вместе с тем судья Верховного Суда Российской Федерации обратил внимание на то, что административный истец просит признать незаконным отказ предоставить ему копию постановления прокурора об отмене постановления об отказе в возбуждении в отношении него уголовного дела, то есть оспаривает незаконное, по его мнению, бездействие не в связи с полномочиями по осуществлению уголовного преследования, а связанное с осуществлением надзорных полномочий, предоставляющих право прокурору отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по жалобе (ст. 124 УПК РФ) или в течение пяти суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении (ч. 6 ст. 148 УПК РФ). При таких данных вывод нижестоящих судов о необходимости рассмотрения заявленных требований в порядке уголовного судопроизводства не основан на действующем законодательстве, в связи с чем вынесенные судебные акты отменены, а материал направлен в суд первой инстанции для рассмотрения заявленных административным истцом требований по существу (Кассационное определение от 31.01.2022 N 127-КАД21-20-К4).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В другом деле гражданин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие прокурора, выразившееся в ненаправлении ему копии постановления прокурора об отмене постановления об отказе в возбуждении в отношении него уголовного дела. Судья суда первой инстанции, с которым согласились апелляционный и кассационный суды, отказал в принятии административного искового заявления к производству суда, сославшись на то, что оспариваемое бездействие прокурора непосредственно связано с рассмотрением им постановления органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении административного истца, в связи с чем подлежит разрешению в порядке, установленном УПК РФ. Вместе с тем судья Верховного Суда Российской Федерации обратил внимание на то, что административный истец просит признать незаконным отказ предоставить ему копию постановления прокурора об отмене постановления об отказе в возбуждении в отношении него уголовного дела, то есть оспаривает незаконное, по его мнению, бездействие не в связи с полномочиями по осуществлению уголовного преследования, а связанное с осуществлением надзорных полномочий, предоставляющих право прокурору отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по жалобе (ст. 124 УПК РФ) или в течение пяти суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении (ч. 6 ст. 148 УПК РФ). При таких данных вывод нижестоящих судов о необходимости рассмотрения заявленных требований в порядке уголовного судопроизводства не основан на действующем законодательстве, в связи с чем вынесенные судебные акты отменены, а материал направлен в суд первой инстанции для рассмотрения заявленных административным истцом требований по существу (Кассационное определение от 31.01.2022 N 127-КАД21-20-К4).
Статья: Особенности правового регулирования сроков рассмотрения сообщений о преступлениях в Российской Федерации и некоторых государствах - членах СНГ
(Прохорова Е.А.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2022, N 5)<2> Для обозначения рассматриваемого понятия в настоящей статье также используются термины "проверка сообщения о преступлении", "доследственная проверка" и сокращенный вариант указанных терминов - "проверка".
(Прохорова Е.А.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2022, N 5)<2> Для обозначения рассматриваемого понятия в настоящей статье также используются термины "проверка сообщения о преступлении", "доследственная проверка" и сокращенный вариант указанных терминов - "проверка".