Проверка соблюдения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов
Подборка наиболее важных документов по запросу Проверка соблюдения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение муниципального служащего
(КонсультантПлюс, 2025)"...в адрес истца было направлено уведомление о начале в отношении него проверки соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных... ФЗ "О противодействии коррупции"...
(КонсультантПлюс, 2025)"...в адрес истца было направлено уведомление о начале в отношении него проверки соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных... ФЗ "О противодействии коррупции"...
Апелляционное определение Архангельского областного суда от 31.10.2024 N 33-8602/2024 (УИД 29RS0019-01-2024-000569-86)
Категория спора: Защита прав и интересов иных лиц в трудовых спорах.
Требования: О признании приказа незаконным, изменении формулировки основания увольнения.
Обстоятельства: Установлено, что ответчик-1, исполняя обязанности заместителя, то есть имея организационно-распорядительные функции по отношению к самому себе, увольняя себя с должности, злоупотребил своими правами, выбрав такое основание для увольнения, которое не предусматривает двухнедельный срок для отработки, чем исключил возможность проведения работодателем проверки по прокурорскому представлению.
Решение: Удовлетворено.Вопреки доводам жалобы, суд рассмотрел довод ответчика о нарушении прокурором процедуры, признав его несостоятельным, придя к выводу о том, что несмотря на то, что проверка соблюдения требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов в отношении ФИО11 не проводилась, поскольку он уволился, указанное обстоятельство не свидетельствует об ограничении полномочий прокурора по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за исполнением, в том числе Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Категория спора: Защита прав и интересов иных лиц в трудовых спорах.
Требования: О признании приказа незаконным, изменении формулировки основания увольнения.
Обстоятельства: Установлено, что ответчик-1, исполняя обязанности заместителя, то есть имея организационно-распорядительные функции по отношению к самому себе, увольняя себя с должности, злоупотребил своими правами, выбрав такое основание для увольнения, которое не предусматривает двухнедельный срок для отработки, чем исключил возможность проведения работодателем проверки по прокурорскому представлению.
Решение: Удовлетворено.Вопреки доводам жалобы, суд рассмотрел довод ответчика о нарушении прокурором процедуры, признав его несостоятельным, придя к выводу о том, что несмотря на то, что проверка соблюдения требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов в отношении ФИО11 не проводилась, поскольку он уволился, указанное обстоятельство не свидетельствует об ограничении полномочий прокурора по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за исполнением, в том числе Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Невмешательство в управленческую деятельность поднадзорных лиц как критерий определения пределов прокурорской деятельности
(Афанасьева Т.И.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Между тем Верховный Суд РФ, проверяя законность вынесенных нижестоящими судами решений, не квалифицирует в качестве вмешательства прокурора в оперативно-хозяйственную деятельность указания на конкретные меры по устранению нарушений, содержащиеся в резолютивной части представления. Например, в оспариваемых представлениях содержались такие требования прокурора: "изменить вид разрешенного использования принадлежащего Обществу на праве собственности земельного участка и направить соответствующие документы в филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" <12>; "снять наложенное на подчиненного военнослужащего дисциплинарное взыскание, о чем сообщить в письменной форме" <13>; "организовать комиссией Думы городского округа по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов проведение проверки соблюдения депутатом... требований законодательства о предотвращении и об урегулировании конфликта интересов" <14>; "прекратить несанкционированную рубку древесной растительности в полосе отвода автомобильной дороги "Нагорье - Берендеево"... возместить ущерб, причиненный компонентам природной среды" <15>; "принять меры по организации содержания дороги, очистке ее от снега, подаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для постановки дороги на учет" <16>. Более того, Верховный Суд РФ напоминает судам о необходимости сверки требований прокурора, изложенных в представлении, и вмененного лицу деяния при решении вопроса о наличии оснований для привлечения к ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ, поскольку таковое возможно лишь при неисполнении законного требования <17>. Изложенное позволяет говорить, что Верховный Суд РФ признает допустимыми указания прокурора на конкретные меры устранения выявленных им нарушений.
(Афанасьева Т.И.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Между тем Верховный Суд РФ, проверяя законность вынесенных нижестоящими судами решений, не квалифицирует в качестве вмешательства прокурора в оперативно-хозяйственную деятельность указания на конкретные меры по устранению нарушений, содержащиеся в резолютивной части представления. Например, в оспариваемых представлениях содержались такие требования прокурора: "изменить вид разрешенного использования принадлежащего Обществу на праве собственности земельного участка и направить соответствующие документы в филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" <12>; "снять наложенное на подчиненного военнослужащего дисциплинарное взыскание, о чем сообщить в письменной форме" <13>; "организовать комиссией Думы городского округа по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов проведение проверки соблюдения депутатом... требований законодательства о предотвращении и об урегулировании конфликта интересов" <14>; "прекратить несанкционированную рубку древесной растительности в полосе отвода автомобильной дороги "Нагорье - Берендеево"... возместить ущерб, причиненный компонентам природной среды" <15>; "принять меры по организации содержания дороги, очистке ее от снега, подаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для постановки дороги на учет" <16>. Более того, Верховный Суд РФ напоминает судам о необходимости сверки требований прокурора, изложенных в представлении, и вмененного лицу деяния при решении вопроса о наличии оснований для привлечения к ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ, поскольку таковое возможно лишь при неисполнении законного требования <17>. Изложенное позволяет говорить, что Верховный Суд РФ признает допустимыми указания прокурора на конкретные меры устранения выявленных им нарушений.
Статья: Вопросы развития правового института дисциплины труда. Документирование
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)В этой связи показательным является пример из судебной практики, свидетельствующий о формальных нарушениях со стороны работодателя. Так, в Павловском городском суде Нижегородской области 05.11.2019 рассматривалось исковое заявление М. к ИФНС России по Нижегородской области о восстановлении на работе и взыскании компенсации морального вреда <17>. В суде было установлено, что 15 июля 2019 г. работодателем был издан приказ о применении дисциплинарного взыскания в отношении истца, в результате которого М. был уволен со службы в связи с утратой доверия. Решение было принято на основании доклада должностных лиц ИФНС, представленного по результатам проведенной проверки соблюдения гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции".
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)В этой связи показательным является пример из судебной практики, свидетельствующий о формальных нарушениях со стороны работодателя. Так, в Павловском городском суде Нижегородской области 05.11.2019 рассматривалось исковое заявление М. к ИФНС России по Нижегородской области о восстановлении на работе и взыскании компенсации морального вреда <17>. В суде было установлено, что 15 июля 2019 г. работодателем был издан приказ о применении дисциплинарного взыскания в отношении истца, в результате которого М. был уволен со службы в связи с утратой доверия. Решение было принято на основании доклада должностных лиц ИФНС, представленного по результатам проведенной проверки соблюдения гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции".
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"13. Не допускается перевод на иную должность гражданской службы в том же государственном органе (за исключением перевода в случаях, указанных в пунктах 3 - 6, 9, 10, 13 и 14 части 5 настоящей статьи, на должность гражданской службы, размер должностного оклада по которой не превышает размер должностного оклада по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы) или в другой государственный орган гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка либо проверка соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"13. Не допускается перевод на иную должность гражданской службы в том же государственном органе (за исключением перевода в случаях, указанных в пунктах 3 - 6, 9, 10, 13 и 14 части 5 настоящей статьи, на должность гражданской службы, размер должностного оклада по которой не превышает размер должностного оклада по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы) или в другой государственный орган гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка либо проверка соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)
"Об оперативно-розыскной деятельности"3. О соблюдении лицами, замещающими должности, указанные в пункте 1 настоящей части, ограничений и запретов, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки соблюдения указанными лицами данных ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении обязанностей.
(ред. от 01.04.2025)
"Об оперативно-розыскной деятельности"3. О соблюдении лицами, замещающими должности, указанные в пункте 1 настоящей части, ограничений и запретов, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки соблюдения указанными лицами данных ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении обязанностей.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Исковые требования мотивирует тем, что приказом Госкомрегистра истец Ш. был принят на государственную гражданскую службу и назначен на должность государственной гражданской службы заведующего Белогорским районным отделом Госкомрегистра, о чем с ним заключен служебный контракт, который продлевался приказами Госкомрегистра и дополнительными соглашениями. Приказом Госкомрегистра действие служебного контракта прекращено, истец Ш. освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы заведующего Белогорским районным отделом Госкомрегистра и уволен с государственной гражданской службы. Основанием принятия приказа об увольнении является доклад по результатам проверки соблюдения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов; пояснения Ш. и решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Госкомрегистра, на которые имеется ссылка в приказе. В трудовую книжку истца Ш. со ссылкой на приказ была внесена запись о прекращении действия служебного контракта, освобождении от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнении с государственной гражданской службы в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 59.2, ст. 59.3, п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции).
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Исковые требования мотивирует тем, что приказом Госкомрегистра истец Ш. был принят на государственную гражданскую службу и назначен на должность государственной гражданской службы заведующего Белогорским районным отделом Госкомрегистра, о чем с ним заключен служебный контракт, который продлевался приказами Госкомрегистра и дополнительными соглашениями. Приказом Госкомрегистра действие служебного контракта прекращено, истец Ш. освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы заведующего Белогорским районным отделом Госкомрегистра и уволен с государственной гражданской службы. Основанием принятия приказа об увольнении является доклад по результатам проверки соблюдения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов; пояснения Ш. и решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Госкомрегистра, на которые имеется ссылка в приказе. В трудовую книжку истца Ш. со ссылкой на приказ была внесена запись о прекращении действия служебного контракта, освобождении от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнении с государственной гражданской службы в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 59.2, ст. 59.3, п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции).