Проверка работодателя профсоюзом
Подборка наиболее важных документов по запросу Проверка работодателя профсоюзом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Права и обязанности профсоюза, его членов
(КонсультантПлюс, 2025)...Принимая во внимание, что работодатель самостоятельно устанавливает структуру управления, решение о сокращении штата (должности) и исключение из штатного расписания... лаборатории ответчиком принято в силу экономической нецелесообразности сохранения такого отделения, соответственно, в компетенцию профсоюзного органа не входит проверка обоснованности и целесообразности сокращения штата, его задачами являются проверка оснований и соблюдение установленного трудовым законодательством порядка увольнения работников. При реализации процедуры увольнения работниками и их представительным органом могут проверяться лишь факты извещения работников о предстоящем увольнении, предложения иных вакантных должностей, но никак не порядок принятия работодателем решения о сокращении..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Принимая во внимание, что работодатель самостоятельно устанавливает структуру управления, решение о сокращении штата (должности) и исключение из штатного расписания... лаборатории ответчиком принято в силу экономической нецелесообразности сохранения такого отделения, соответственно, в компетенцию профсоюзного органа не входит проверка обоснованности и целесообразности сокращения штата, его задачами являются проверка оснований и соблюдение установленного трудовым законодательством порядка увольнения работников. При реализации процедуры увольнения работниками и их представительным органом могут проверяться лишь факты извещения работников о предстоящем увольнении, предложения иных вакантных должностей, но никак не порядок принятия работодателем решения о сокращении..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Профсоюз- осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Стоит отметить, что на сегодняшний день материально-правовые кодексы содержат значительное число процедурных норм. Так, нормы ГК РФ регулируют порядок проведения торгов, удостоверения доверенности, списания денежных средств со счета должника в банке. Нормы трудового права регулируют порядок организации и проведения проверок работодателей, учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов, рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам. Нормы семейного права регулируют порядок временной передачи детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные (процедурные) нормы, предназначенные для регулирования порядка осуществления определенной деятельности, служат реализации материальных прав граждан и организаций. Вместе с тем данные нормы не относятся к процессуальным (в строгом смысле этого слова), а регулируемая ими деятельность - к процессу.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Стоит отметить, что на сегодняшний день материально-правовые кодексы содержат значительное число процедурных норм. Так, нормы ГК РФ регулируют порядок проведения торгов, удостоверения доверенности, списания денежных средств со счета должника в банке. Нормы трудового права регулируют порядок организации и проведения проверок работодателей, учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов, рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам. Нормы семейного права регулируют порядок временной передачи детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные (процедурные) нормы, предназначенные для регулирования порядка осуществления определенной деятельности, служат реализации материальных прав граждан и организаций. Вместе с тем данные нормы не относятся к процессуальным (в строгом смысле этого слова), а регулируемая ими деятельность - к процессу.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ
(ред. от 21.12.2021)
"О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"3. Профсоюзные инспектора труда вправе беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения.
(ред. от 21.12.2021)
"О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"3. Профсоюзные инспектора труда вправе беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения.
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.
(ред. от 29.09.2025)Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.
Статья: Изменение графика сменности: вопросы практики
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2025, N 4)Пример. "Доводы кассационной жалобы о нарушении процедуры принятия графика сменности N 101 были проверены судами двух инстанций, установившими, что при составлении графика сменности N 101 работодателем учтено мотивированное мнение профсоюза ОАО "***" от 21 февраля 2023 года N 23/7, приказ от 1 марта 2023 года N 81-п издан работодателем после подписания протокола разногласий от 28 февраля 2023 года, что соответствует положениям статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации" (Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15.08.2024 N 88-5533/2024).
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2025, N 4)Пример. "Доводы кассационной жалобы о нарушении процедуры принятия графика сменности N 101 были проверены судами двух инстанций, установившими, что при составлении графика сменности N 101 работодателем учтено мотивированное мнение профсоюза ОАО "***" от 21 февраля 2023 года N 23/7, приказ от 1 марта 2023 года N 81-п издан работодателем после подписания протокола разногласий от 28 февраля 2023 года, что соответствует положениям статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации" (Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15.08.2024 N 88-5533/2024).
Вопрос: По результатам служебной проверки работник за нарушение трудовой дисциплины привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Вина установлена аттестационной комиссией. Издан соответствующий приказ. Вправе ли работодатель отменить приказ по ходатайству профсоюза?
(Консультация эксперта, Роструд, 2025)Вопрос: По результатам служебной проверки работник за нарушение трудовой дисциплины привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Вина установлена аттестационной комиссией, действующей у работодателя. Издан соответствующий приказ. В соответствии с системой оплаты труда организации наличие дисциплинарного взыскания влечет снижение квартальной поощрительной выплаты. В дальнейшем трудовой коллектив и профсоюз обратились к работодателю с просьбой отменить приказ о выговоре в связи с тяжелым материальным положением работника. Вправе ли работодатель отменить этот приказ? Требуется ли согласование с аттестационной комиссией?
(Консультация эксперта, Роструд, 2025)Вопрос: По результатам служебной проверки работник за нарушение трудовой дисциплины привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Вина установлена аттестационной комиссией, действующей у работодателя. Издан соответствующий приказ. В соответствии с системой оплаты труда организации наличие дисциплинарного взыскания влечет снижение квартальной поощрительной выплаты. В дальнейшем трудовой коллектив и профсоюз обратились к работодателю с просьбой отменить приказ о выговоре в связи с тяжелым материальным положением работника. Вправе ли работодатель отменить этот приказ? Требуется ли согласование с аттестационной комиссией?
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)В соответствии со стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.007-2009 "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию", утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 N 138-ст, задачами Комитета (комиссии) являются: разработка на основе предложений членов Комитета (комиссии) программы совместных действий работодателя, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний; организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений работодателю по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты (п. 7.5.3).
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)В соответствии со стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.007-2009 "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию", утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 N 138-ст, задачами Комитета (комиссии) являются: разработка на основе предложений членов Комитета (комиссии) программы совместных действий работодателя, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний; организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений работодателю по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты (п. 7.5.3).
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)К примеру, практика проведения совместных проверок Прокуратуры Свердловской области и Федерации профсоюзов Свердловской области в государственных и муниципальных учреждениях показывает, что работодатели нередко направляют работников в организации, не включенные в список, определенный распорядительным документом органа исполнительной власти в сфере здравоохранения субъекта РФ, что служит основанием для привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)К примеру, практика проведения совместных проверок Прокуратуры Свердловской области и Федерации профсоюзов Свердловской области в государственных и муниципальных учреждениях показывает, что работодатели нередко направляют работников в организации, не включенные в список, определенный распорядительным документом органа исполнительной власти в сфере здравоохранения субъекта РФ, что служит основанием для привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП.
Готовое решение: Как обеспечить работников СИЗ и смывающими средствами
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок испытаний СИЗ в организации нормативно не урегулирован. Работодатель обязан разработать и утвердить локальным нормативным актом перечень СИЗ, подлежащих испытаниям и (или) проверке. При этом необходимо учесть мнение выборного органа первичной профорганизации (иного представительного органа работников) (при наличии) (п. 59 Правил обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами).
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок испытаний СИЗ в организации нормативно не урегулирован. Работодатель обязан разработать и утвердить локальным нормативным актом перечень СИЗ, подлежащих испытаниям и (или) проверке. При этом необходимо учесть мнение выборного органа первичной профорганизации (иного представительного органа работников) (при наличии) (п. 59 Правил обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами).
Статья: Применение норм общей части трудового права: теория и практика (взгляд сквозь призму целей, задач и предмета отрасли)
(Миронов В.И., Бобров Е.А., Симонов В.И.)
("Юрист", 2022, N 6)Очевидно, что ст. 1 ТК РФ является содержанием общей части трудового права. Деление норм нашей отрасли на общую и особенную части имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Общими могут быть признаны нормы, подлежащие применению всеми субъектами трудового права и во всех отношениях, входящих в предмет данной отрасли. В свою очередь, нормы Особенной части применяются в отдельных отношениях их субъектами. Следовательно, достижение целей и решение перечисленных в ст. 1 ТК РФ задач становится обязанностью всех субъектов трудового права. Таким образом, полномочные государственные органы, профсоюзы могут самостоятельно без обращения участника материальных отношений требовать достижения целей и решения задач, перечисленных в ст. 1 ТК РФ. Отказ работодателя от применения данной нормы не может служить правовым основанием для лишения других субъектов, в частности государственных органов и профсоюзов, права проведения проверки законности и обоснованности решения, принятого работодателем без учета ее содержания. Законность будет означать выделение из содержания ст. 1 ТК РФ юридически значимых обстоятельств (далее - ЮЗО), а обоснованность - их подтверждение совокупностью относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательств. Остается выделить из ст. 1 ТК РФ ЮЗО, определяющие цели трудового права. К их числу законодательство относит: 1) установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан; 2) создание благоприятных условий труда; 3) защиту прав и интересов работников и работодателей. Доказанность совокупности перечисленных ЮЗО позволяет сделать вывод о достижении целей трудового права, определенных законодателем. Очевидно, что государственные гарантии трудовых прав и свобод предполагают соблюдение норм особенной части. В приведенных примерах данные нормы нарушены. Работа беременной женщины в ночное время, а также водителя сверх установленной для него продолжительности рабочего времени и без выходных означает их труд в неблагоприятных условиях, вопреки требованиям законодательства. Получение работодателем прибыли за счет запрещенного нормами трудового права труда означает нарушение баланса интересов сторон трудовых отношений в пользу работодателя, что также не соответствует целям трудового права. Получается, что указанные нарушения на основании ст. 1 ТК РФ могут быть устранены без обращения работника к полномочным субъектам. В свою очередь, работодатель за допущенные нарушения должен нести установленную законодательством ответственность.
(Миронов В.И., Бобров Е.А., Симонов В.И.)
("Юрист", 2022, N 6)Очевидно, что ст. 1 ТК РФ является содержанием общей части трудового права. Деление норм нашей отрасли на общую и особенную части имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Общими могут быть признаны нормы, подлежащие применению всеми субъектами трудового права и во всех отношениях, входящих в предмет данной отрасли. В свою очередь, нормы Особенной части применяются в отдельных отношениях их субъектами. Следовательно, достижение целей и решение перечисленных в ст. 1 ТК РФ задач становится обязанностью всех субъектов трудового права. Таким образом, полномочные государственные органы, профсоюзы могут самостоятельно без обращения участника материальных отношений требовать достижения целей и решения задач, перечисленных в ст. 1 ТК РФ. Отказ работодателя от применения данной нормы не может служить правовым основанием для лишения других субъектов, в частности государственных органов и профсоюзов, права проведения проверки законности и обоснованности решения, принятого работодателем без учета ее содержания. Законность будет означать выделение из содержания ст. 1 ТК РФ юридически значимых обстоятельств (далее - ЮЗО), а обоснованность - их подтверждение совокупностью относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательств. Остается выделить из ст. 1 ТК РФ ЮЗО, определяющие цели трудового права. К их числу законодательство относит: 1) установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан; 2) создание благоприятных условий труда; 3) защиту прав и интересов работников и работодателей. Доказанность совокупности перечисленных ЮЗО позволяет сделать вывод о достижении целей трудового права, определенных законодателем. Очевидно, что государственные гарантии трудовых прав и свобод предполагают соблюдение норм особенной части. В приведенных примерах данные нормы нарушены. Работа беременной женщины в ночное время, а также водителя сверх установленной для него продолжительности рабочего времени и без выходных означает их труд в неблагоприятных условиях, вопреки требованиям законодательства. Получение работодателем прибыли за счет запрещенного нормами трудового права труда означает нарушение баланса интересов сторон трудовых отношений в пользу работодателя, что также не соответствует целям трудового права. Получается, что указанные нарушения на основании ст. 1 ТК РФ могут быть устранены без обращения работника к полномочным субъектам. В свою очередь, работодатель за допущенные нарушения должен нести установленную законодательством ответственность.
Вопрос: Как заключить гражданско-правовой договор с ИП, чтобы избежать риска признания его трудовым договором?
(Консультация эксперта, 2025)Поступление в Федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе ИП, юридических лиц, информации от органов госвласти, органов местного самоуправления, профсоюзов, из СМИ о фактах заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, является основанием для проведения внеплановой проверки ГИТ (ст. 352, абз. 2, 15 ст. 356 ТК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), п. п. 3, 8, 35 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 N 1230 (далее - Положение N 1230)).
(Консультация эксперта, 2025)Поступление в Федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе ИП, юридических лиц, информации от органов госвласти, органов местного самоуправления, профсоюзов, из СМИ о фактах заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, является основанием для проведения внеплановой проверки ГИТ (ст. 352, абз. 2, 15 ст. 356 ТК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), п. п. 3, 8, 35 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 N 1230 (далее - Положение N 1230)).
Статья: Некоторые аспекты института общественной проверки на муниципальном уровне
(Привалова Е.А., Галяутдинов М.Р.)
("Современное право", 2024, N 10)К примеру, согласно ст. 370 Трудового кодекса РФ профессиональным союзам в целях осуществления контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений предоставлено право создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов <3>. На местном уровне профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.
(Привалова Е.А., Галяутдинов М.Р.)
("Современное право", 2024, N 10)К примеру, согласно ст. 370 Трудового кодекса РФ профессиональным союзам в целях осуществления контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений предоставлено право создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов <3>. На местном уровне профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.
Статья: Практика социального партнерства: современное состояние и перспективы совершенствования
(Сафонов В.А.)
("Закон", 2022, N 10)Законодательство не содержит норм об основаниях и процедурах проверки информации о количестве членов профсоюза, которую предоставляет работодателю и государству сам профсоюз. Более того, в силу ст. 86 ТК РФ работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законом. Такие исключения на настоящий момент закон не предусматривает.
(Сафонов В.А.)
("Закон", 2022, N 10)Законодательство не содержит норм об основаниях и процедурах проверки информации о количестве членов профсоюза, которую предоставляет работодателю и государству сам профсоюз. Более того, в силу ст. 86 ТК РФ работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законом. Такие исключения на настоящий момент закон не предусматривает.
Вопрос: Как организовать обучение работника на рабочем месте?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Руководитель организации, руководители филиалов организации, председатель (заместители председателя) и члены комиссий по проверке знания требований охраны труда, работники, проводящие инструктаж по охране труда и обучение требованиям охраны труда, специалисты по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов организаций, а также лицо, назначенное на микропредприятии работодателем для проведения проверки знания требований охраны труда, проходят обучение требованиям охраны труда в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда. Обучение требованиям охраны труда проводится в соответствии с программами обучения, содержащими информацию о темах обучения, практических занятиях, формах обучения, формах проведения проверки знания требований охраны труда, а также о количестве часов, отведенных на изучение каждой темы, выполнение практических занятий и на проверку знания требований охраны труда. Программы обучения требованиям охраны труда должны учитывать специфику вида деятельности организации, трудовые функции работников и содержать темы, соответствующие условиям труда работников (п. п. 44 - 49 Правил).
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Руководитель организации, руководители филиалов организации, председатель (заместители председателя) и члены комиссий по проверке знания требований охраны труда, работники, проводящие инструктаж по охране труда и обучение требованиям охраны труда, специалисты по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов организаций, а также лицо, назначенное на микропредприятии работодателем для проведения проверки знания требований охраны труда, проходят обучение требованиям охраны труда в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда. Обучение требованиям охраны труда проводится в соответствии с программами обучения, содержащими информацию о темах обучения, практических занятиях, формах обучения, формах проведения проверки знания требований охраны труда, а также о количестве часов, отведенных на изучение каждой темы, выполнение практических занятий и на проверку знания требований охраны труда. Программы обучения требованиям охраны труда должны учитывать специфику вида деятельности организации, трудовые функции работников и содержать темы, соответствующие условиям труда работников (п. п. 44 - 49 Правил).