Проверка контрагента ФНС
Подборка наиболее важных документов по запросу Проверка контрагента ФНС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 172 "Порядок применения налоговых вычетов" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, он имеет право на вычеты НДС по сделкам со спорным контрагентом, так как, проверив факт его государственной регистрации и ознакомившись со сведениями, размещенными на сайте ФНС России, он проявил должную степень осмотрительности.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, он имеет право на вычеты НДС по сделкам со спорным контрагентом, так как, проверив факт его государственной регистрации и ознакомившись со сведениями, размещенными на сайте ФНС России, он проявил должную степень осмотрительности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Информация: Обновлен сервис по проверке контрагентов на сайте ФНС России
("Официальный сайт ФНС России", 2023)"Официальный сайт ФНС России https://www.nalog.gov.ru", 2023
("Официальный сайт ФНС России", 2023)"Официальный сайт ФНС России https://www.nalog.gov.ru", 2023
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для бухгалтера бюджетной организации"ФНС подсказала, как проверить самозанятого на добросовестность как потенциального контрагента (20.11.2025)
"КонсультантПлюс: Новости для бухгалтера"ФНС подсказала, как проверить самозанятого на добросовестность как потенциального контрагента (20.11.2025)
Статья: Добросовестность контрагента: проблемы определения границ должной осмотрительности
(Клоницкая А.Ю., Михайлов А.В.)
("Аудитор", 2025, N 7)В данной статье рассмотрены актуальные вопросы проявления должной (коммерческой) осмотрительности налогоплательщиками при выборе контрагентов. Особое внимание уделено анализу судебной практики по ст. 54.1 НК РФ, проблеме "технических компаний" и стандартам проверки контрагентов. На основе писем и разъяснений ФНС России, а также арбитражных дел выявлены ключевые риски и предложены направления совершенствования мероприятий по проявлению должной осмотрительности. По итогам работы сделаны выводы о том, как коммерческая осмотрительность влияет на снижение рисков при выборе контрагента с целью обеспечения экономической и налоговой безопасности хозяйствующих субъектов.
(Клоницкая А.Ю., Михайлов А.В.)
("Аудитор", 2025, N 7)В данной статье рассмотрены актуальные вопросы проявления должной (коммерческой) осмотрительности налогоплательщиками при выборе контрагентов. Особое внимание уделено анализу судебной практики по ст. 54.1 НК РФ, проблеме "технических компаний" и стандартам проверки контрагентов. На основе писем и разъяснений ФНС России, а также арбитражных дел выявлены ключевые риски и предложены направления совершенствования мероприятий по проявлению должной осмотрительности. По итогам работы сделаны выводы о том, как коммерческая осмотрительность влияет на снижение рисков при выборе контрагента с целью обеспечения экономической и налоговой безопасности хозяйствующих субъектов.
Готовое решение: Каким требованиям должен соответствовать участник закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)ФАС и ФНС России рекомендовали предусмотреть в положении о закупке перечень случаев закупки у единственного поставщика, при которых проверка потенциального контрагента с помощью указанных сервисов обязательна (Письмо ФНС России N ЕД-17-31/1324, ФАС России N МШ/45087/25 от 15.05.2025).
(КонсультантПлюс, 2025)ФАС и ФНС России рекомендовали предусмотреть в положении о закупке перечень случаев закупки у единственного поставщика, при которых проверка потенциального контрагента с помощью указанных сервисов обязательна (Письмо ФНС России N ЕД-17-31/1324, ФАС России N МШ/45087/25 от 15.05.2025).
Статья: Правовые и методические проблемы стандартизации комплексной юридической проверки (дью-дилидженс)
(Таут С.В., Бурский И.Г.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 2)В этом случае следует определить органы, которые будут ответственны за подготовку и актуализацию правил, а также проведение проверочных мероприятий (например, ФНС в части проверки контрагентов и т.п.). К рабочей группе по разработке такого стандарта необходимо привлечь академических работников, а также выразителей интересов субъектов предпринимательской деятельности в лице ведущих бизнес-объединений.
(Таут С.В., Бурский И.Г.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 2)В этом случае следует определить органы, которые будут ответственны за подготовку и актуализацию правил, а также проведение проверочных мероприятий (например, ФНС в части проверки контрагентов и т.п.). К рабочей группе по разработке такого стандарта необходимо привлечь академических работников, а также выразителей интересов субъектов предпринимательской деятельности в лице ведущих бизнес-объединений.
Готовое решение: Как проявить должную осмотрительность и подтвердить обоснованность налоговой выгоды
(КонсультантПлюс, 2025)Обязанность проверять контрагента в законе не установлена. Тем не менее с учетом ст. 54.1 НК РФ и рекомендаций по применению положений ст. 54.1 НК РФ проявление должной осмотрительности важно, и не столько для того, чтобы доказать сам факт проверки контрагента (Письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@, от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@).
(КонсультантПлюс, 2025)Обязанность проверять контрагента в законе не установлена. Тем не менее с учетом ст. 54.1 НК РФ и рекомендаций по применению положений ст. 54.1 НК РФ проявление должной осмотрительности важно, и не столько для того, чтобы доказать сам факт проверки контрагента (Письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@, от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@).
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (август 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Как следует из протокола подведения итогов, заявка участника признана не соответствующей требованиям Извещения в связи со следующим: "Выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке (отклонение по п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ). Участник закупки для оценки по критерию "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" предоставил данные 30 специалистов из реестра НОПРИЗ; при этом согласно выпискам из электронных трудовых книжек: 1 специалист работает с 2021 года, 5 специалистов работают с 2022 года и 24 специалиста - с 2023. При проверке контрагента на сервисе Федеральной налоговой службы "Прозрачный бизнес" у участника определяется средняя списочная численность: за 2021 год - 1 человек, за 2022 год - 1 человек. Таким образом, участник предоставил недостоверную информацию, содержащуюся в заявке на участие в закупке".
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Как следует из протокола подведения итогов, заявка участника признана не соответствующей требованиям Извещения в связи со следующим: "Выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке (отклонение по п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ). Участник закупки для оценки по критерию "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" предоставил данные 30 специалистов из реестра НОПРИЗ; при этом согласно выпискам из электронных трудовых книжек: 1 специалист работает с 2021 года, 5 специалистов работают с 2022 года и 24 специалиста - с 2023. При проверке контрагента на сервисе Федеральной налоговой службы "Прозрачный бизнес" у участника определяется средняя списочная численность: за 2021 год - 1 человек, за 2022 год - 1 человек. Таким образом, участник предоставил недостоверную информацию, содержащуюся в заявке на участие в закупке".
Готовое решение: Встречная проверка
(КонсультантПлюс, 2025)При этом необязательно, чтобы вы были прямым (первым) контрагентом проверяемого налогоплательщика (Обзор судебных актов ВС РФ, направленный Письмом ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/12693@).
(КонсультантПлюс, 2025)При этом необязательно, чтобы вы были прямым (первым) контрагентом проверяемого налогоплательщика (Обзор судебных актов ВС РФ, направленный Письмом ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/12693@).
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Рекомендации ФНС России проверять наличие у контрагента собственных ресурсов для фактического исполнения договора <1> оторваны от жизни и не основаны ни на гражданском законодательстве, ни на обычаях делового оборота. Даже на уровне Верховного Суда РФ признано, что оценивать способность поставщика исполнить обязательства по договору нужно с учетом того, что поставщик может быть посредником <2>.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Рекомендации ФНС России проверять наличие у контрагента собственных ресурсов для фактического исполнения договора <1> оторваны от жизни и не основаны ни на гражданском законодательстве, ни на обычаях делового оборота. Даже на уровне Верховного Суда РФ признано, что оценивать способность поставщика исполнить обязательства по договору нужно с учетом того, что поставщик может быть посредником <2>.