Проверка достоверности и полноты сведений о доходах муниципальных служащих
Подборка наиболее важных документов по запросу Проверка достоверности и полноты сведений о доходах муниципальных служащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Соотношение централизации и децентрализации антикоррупционного правового регулирования в отношении публичных должностных лиц
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 4)Примером централизации регулирования является формирование на региональном уровне единых правил применения антикоррупционных стандартов в отношении муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности. Например, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, соблюдения муниципальными служащими антикоррупционных ограничений осуществляется в порядке, определяемом нормативными актами субъекта РФ (ч. 6 ст. 15 Закона N 25-ФЗ). До принятия указанной нормы (вступила в силу 03.12.2011) каждое муниципальное образование самостоятельно утверждало данный порядок, руководствуясь Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065, которым им рекомендовано руководствоваться. Вместе с тем значительное число муниципальных образований не признали такие акты утратившими силу, и они по-прежнему продолжают действовать (например, городские округа Улан-Удэ Республики Бурятия, Хабаровск Хабаровского края, Ставрополь Ставропольского края, Химки и Мытищи Московской области и т.д.).
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 4)Примером централизации регулирования является формирование на региональном уровне единых правил применения антикоррупционных стандартов в отношении муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности. Например, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, соблюдения муниципальными служащими антикоррупционных ограничений осуществляется в порядке, определяемом нормативными актами субъекта РФ (ч. 6 ст. 15 Закона N 25-ФЗ). До принятия указанной нормы (вступила в силу 03.12.2011) каждое муниципальное образование самостоятельно утверждало данный порядок, руководствуясь Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065, которым им рекомендовано руководствоваться. Вместе с тем значительное число муниципальных образований не признали такие акты утратившими силу, и они по-прежнему продолжают действовать (например, городские округа Улан-Удэ Республики Бурятия, Хабаровск Хабаровского края, Ставрополь Ставропольского края, Химки и Мытищи Московской области и т.д.).
Статья: Правовое регулирование противодействия коррупции на региональном и муниципальном уровне
(Габиева С.М., Газихмаев Д.Б.)
("Современное право", 2025, N 3)Основными субъектами противодействия коррупции в местном самоуправлении А.И. Соколова называет представительные органы местного самоуправления и их глав. В этих правоотношениях значимую роль также играют Ассоциации муниципальных образований, включающие глав муниципалитетов [11, с. 39], основная задача которых - помогать органам местного самоуправления в противодействии коррупции. Надо также отметить, что большое значение при этом имеет работа со сведениями о доходах муниципальных служащих и замещающих их должности лиц. Н.М. Кузнецова обращает внимание на то, что выполнение проверки достоверности и полноты сведений о доходах данных лиц происходит по решению высшего должностного лица субъекта на основе закона субъекта Федерации [5, с. 29].
(Габиева С.М., Газихмаев Д.Б.)
("Современное право", 2025, N 3)Основными субъектами противодействия коррупции в местном самоуправлении А.И. Соколова называет представительные органы местного самоуправления и их глав. В этих правоотношениях значимую роль также играют Ассоциации муниципальных образований, включающие глав муниципалитетов [11, с. 39], основная задача которых - помогать органам местного самоуправления в противодействии коррупции. Надо также отметить, что большое значение при этом имеет работа со сведениями о доходах муниципальных служащих и замещающих их должности лиц. Н.М. Кузнецова обращает внимание на то, что выполнение проверки достоверности и полноты сведений о доходах данных лиц происходит по решению высшего должностного лица субъекта на основе закона субъекта Федерации [5, с. 29].
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1065
(ред. от 06.10.2025)
"О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению"
(вместе с "Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению")6. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими, сведений (в части, касающейся профилактики коррупционных правонарушений), представляемых гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также о проверке соблюдения государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
(ред. от 06.10.2025)
"О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению"
(вместе с "Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению")6. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими, сведений (в части, касающейся профилактики коррупционных правонарушений), представляемых гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также о проверке соблюдения государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"6. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"6. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Статья: Предпринимательская деятельность государственных и муниципальных служащих: соблюдение антикоррупционного запрета и получение дохода
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)На основании вышеизложенного можно заключить, что квалификация деятельности государственных и муниципальных служащих при получении ими дохода от сдачи внаем (в аренду) недвижимого имущества, принадлежащего им на праве собственности, в качестве предпринимательской возможна только по результатам проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также мероприятий налогового контроля.
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)На основании вышеизложенного можно заключить, что квалификация деятельности государственных и муниципальных служащих при получении ими дохода от сдачи внаем (в аренду) недвижимого имущества, принадлежащего им на праве собственности, в качестве предпринимательской возможна только по результатам проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также мероприятий налогового контроля.
Статья: Проверки достоверности и полноты сведений о доходах
(Зобова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 12)В отношении государственных гражданских и муниципальных служащих может проводиться проверка достоверности и полноты представленных ими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при наличии соответствующих оснований. Основанием для осуществления проверки может быть различного рода информация о наличии нарушений, которая представляется в установленном порядке кадровой службой лицу, уполномоченному на принятие соответствующего решения. Проверка проводится органом самостоятельно либо путем направления различных запросов. Порядок направления запросов, информация, которая должна в них содержаться, детально регламентированы правовыми актами.
(Зобова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 12)В отношении государственных гражданских и муниципальных служащих может проводиться проверка достоверности и полноты представленных ими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при наличии соответствующих оснований. Основанием для осуществления проверки может быть различного рода информация о наличии нарушений, которая представляется в установленном порядке кадровой службой лицу, уполномоченному на принятие соответствующего решения. Проверка проводится органом самостоятельно либо путем направления различных запросов. Порядок направления запросов, информация, которая должна в них содержаться, детально регламентированы правовыми актами.
Статья: Увольнение в связи с утратой доверия на государственной и муниципальной службе
(Селивановская И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)Правовые основания увольнения с муниципальной службы в связи с утратой доверия. Основаниями увольнения лиц с муниципальной службы в связи с утратой доверия являются следующие правовые акты, которые указаны в графе "Основание": Трудовой кодекс Российской Федерации; Федеральные законы Российской Федерации (N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", N 25-ФЗ "О муниципальной службе", N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"); законы субъектов Российской Федерации (Закон Республики Коми N 82-РЗ "О противодействии коррупции в Республике Коми", Закон Тульской области N 36-ЗТО "О порядке представления гражданам, претендующим на замещение муниципальной должности, и лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и порядке проверки достоверности и полноты указанных сведений, Закон Мурманской области N 898-01-ЗМО "О противодействии коррупции в Мурманской области" и др.); прочие (Устав муниципального образования "Тайгинского городского округа Кемеровской области - Кузбасса").
(Селивановская И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)Правовые основания увольнения с муниципальной службы в связи с утратой доверия. Основаниями увольнения лиц с муниципальной службы в связи с утратой доверия являются следующие правовые акты, которые указаны в графе "Основание": Трудовой кодекс Российской Федерации; Федеральные законы Российской Федерации (N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", N 25-ФЗ "О муниципальной службе", N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"); законы субъектов Российской Федерации (Закон Республики Коми N 82-РЗ "О противодействии коррупции в Республике Коми", Закон Тульской области N 36-ЗТО "О порядке представления гражданам, претендующим на замещение муниципальной должности, и лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и порядке проверки достоверности и полноты указанных сведений, Закон Мурманской области N 898-01-ЗМО "О противодействии коррупции в Мурманской области" и др.); прочие (Устав муниципального образования "Тайгинского городского округа Кемеровской области - Кузбасса").
Статья: Обращение в доход государства денежных средств публичных должностных лиц в порядке антикоррупционного контроля: новелла российского законодательства
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)<12> В терминах специальных нормативных актов к проверке достоверности и полноты сведений, представленных государственными служащими, имеют отношение "кадровые службы государственных органов", "подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений" и "комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов". См.: Указ Президента РФ от 21 сентября 2009 г. N 1065 (ред. от 10.12.2020) "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" // СЗ РФ. 2009. N 39. Ст. 4588.
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)<12> В терминах специальных нормативных актов к проверке достоверности и полноты сведений, представленных государственными служащими, имеют отношение "кадровые службы государственных органов", "подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений" и "комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов". См.: Указ Президента РФ от 21 сентября 2009 г. N 1065 (ред. от 10.12.2020) "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" // СЗ РФ. 2009. N 39. Ст. 4588.
Статья: Правовые предпосылки унификации форм статистической отчетности о результатах реализации мер по противодействию коррупции
(Черепанова Е.В., Матулис С.Н.)
("Журнал российского права", 2020, N 12)2) сведения о проверках достоверности и полноты, а также о результатах контроля сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными (муниципальными) служащими;
(Черепанова Е.В., Матулис С.Н.)
("Журнал российского права", 2020, N 12)2) сведения о проверках достоверности и полноты, а также о результатах контроля сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными (муниципальными) служащими;
Вопрос: Что относится к специальным мерам противодействия коррупции?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- порядок и сроки предоставления кредитного отчета из бюро кредитных историй должностным лицам, перечень которых определяется Президентом РФ, при проведении в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных Законом о противодействии коррупции, другими федеральными законами в целях противодействия коррупции.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- порядок и сроки предоставления кредитного отчета из бюро кредитных историй должностным лицам, перечень которых определяется Президентом РФ, при проведении в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных Законом о противодействии коррупции, другими федеральными законами в целях противодействия коррупции.
Статья: Надзор за исполнением законодательства о представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
(Мурашкин И.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)порядок размещения сведений о доходах на официальных сайтах органов государственной власти и местного самоуправления <12>;
(Мурашкин И.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)порядок размещения сведений о доходах на официальных сайтах органов государственной власти и местного самоуправления <12>;