Проверка достоверности и полноты сведений о доходах
Подборка наиболее важных документов по запросу Проверка достоверности и полноты сведений о доходах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых федеральными государственными служащими по предыдущим местам службы.
(Письмо Минтруда России от 25.08.2022 N 28-6/ООГ-1177)Вопрос: Исходя из содержания п. п. 4, 7, 13 и 14 Положения <1>, устанавливающего порядок проверки достоверности и полноты сведений, представляемых федеральными государственными служащими, такая проверка осуществляется соответствующей кадровой службой ФГО <2> либо кадровой службой ТО ФГО <3>, в который государственным служащим представлены сведения (при поступлении на службу или во время ее прохождения).
(Письмо Минтруда России от 25.08.2022 N 28-6/ООГ-1177)Вопрос: Исходя из содержания п. п. 4, 7, 13 и 14 Положения <1>, устанавливающего порядок проверки достоверности и полноты сведений, представляемых федеральными государственными служащими, такая проверка осуществляется соответствующей кадровой службой ФГО <2> либо кадровой службой ТО ФГО <3>, в который государственным служащим представлены сведения (при поступлении на службу или во время ее прохождения).
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"7. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, за исключением сведений, представляемых государственными гражданскими служащими и гражданами, претендующими на включение в федеральный кадровый резерв на государственной гражданской службе Российской Федерации, гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, должностей финансовых уполномоченных и руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан или лиц, указанных в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных граждан или лиц.
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"7. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, за исключением сведений, представляемых государственными гражданскими служащими и гражданами, претендующими на включение в федеральный кадровый резерв на государственной гражданской службе Российской Федерации, гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, должностей финансовых уполномоченных и руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан или лиц, указанных в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных граждан или лиц.
Статья: Надзор за исполнением законодательства о представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
(Мурашкин И.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)На этом же этапе прокурорской проверки происходит оценка на соответствие федеральному законодательству действий и решений руководителя органа государственной власти и местного самоуправления (меры и управленческие решения, принятые этим должностным лицом по организации работы, направленной на исполнение законодательства, регламентирующего представление сведений о доходах; контроль работы кадрового подразделения или должностного лица, в чьи служебные обязанности входит осуществление мероприятий по принятию этих сведений; принятые решения по результатам проведения антикоррупционных проверок в отношении должностных лиц, не представивших сведения о доходах либо представивших неполные сведения; своевременность направления информации для включения в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия и т.д.). Также следует проверять исполнение должностным лицом, принявшим решение об осуществлении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, обязанности направлять в органы прокуратуры материалы такой проверки в случае увольнения проверяемого лица в ходе ее осуществления или после ее завершения и до принятия решения о применении к нему меры взыскания <19>.
(Мурашкин И.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)На этом же этапе прокурорской проверки происходит оценка на соответствие федеральному законодательству действий и решений руководителя органа государственной власти и местного самоуправления (меры и управленческие решения, принятые этим должностным лицом по организации работы, направленной на исполнение законодательства, регламентирующего представление сведений о доходах; контроль работы кадрового подразделения или должностного лица, в чьи служебные обязанности входит осуществление мероприятий по принятию этих сведений; принятые решения по результатам проведения антикоррупционных проверок в отношении должностных лиц, не представивших сведения о доходах либо представивших неполные сведения; своевременность направления информации для включения в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия и т.д.). Также следует проверять исполнение должностным лицом, принявшим решение об осуществлении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, обязанности направлять в органы прокуратуры материалы такой проверки в случае увольнения проверяемого лица в ходе ее осуществления или после ее завершения и до принятия решения о применении к нему меры взыскания <19>.
Статья: Правовые технологии противодействия коррупции
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)С учетом специфики развития антикоррупционной деятельности контрольно-надзорные юридические технологии постоянно совершенствуются. Используются проверенные во времени и показавшие свою эффективность технологии проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, технологии проведения правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. При этом появляются инновационные технологии, к примеру проверка законности получения денежных средств <17>.
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)С учетом специфики развития антикоррупционной деятельности контрольно-надзорные юридические технологии постоянно совершенствуются. Используются проверенные во времени и показавшие свою эффективность технологии проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, технологии проведения правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. При этом появляются инновационные технологии, к примеру проверка законности получения денежных средств <17>.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)Рассматриваемая норма предусматривает обязанность гражданина, претендующего на должность руководителя АНО "СОДФУ", а также занимающего указанную должность, представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном Федеральными законами от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) и от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Невыполнение этой обязанности либо предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме лица на работу, а также правонарушением, влекущим освобождение гражданина от должности (ч. 8, 9 ст. 8 Закона N 273-ФЗ). Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должности руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, и лицом, замещающим данную должность, осуществляется в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации. Полномочия по направлению запросов в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в целях проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указанных граждан и лиц определяются Президентом Российской Федерации (ч. 7.2 ст. 8 Закона N 273-ФЗ).
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)Рассматриваемая норма предусматривает обязанность гражданина, претендующего на должность руководителя АНО "СОДФУ", а также занимающего указанную должность, представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном Федеральными законами от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) и от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Невыполнение этой обязанности либо предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме лица на работу, а также правонарушением, влекущим освобождение гражданина от должности (ч. 8, 9 ст. 8 Закона N 273-ФЗ). Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должности руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, и лицом, замещающим данную должность, осуществляется в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации. Полномочия по направлению запросов в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в целях проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указанных граждан и лиц определяются Президентом Российской Федерации (ч. 7.2 ст. 8 Закона N 273-ФЗ).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4.4. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с ч. 4.2 настоящей статьи, осуществляется по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4.4. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с ч. 4.2 настоящей статьи, осуществляется по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Статья: Правовое регулирование противодействия коррупции на региональном и муниципальном уровне
(Габиева С.М., Газихмаев Д.Б.)
("Современное право", 2025, N 3)Основными субъектами противодействия коррупции в местном самоуправлении А.И. Соколова называет представительные органы местного самоуправления и их глав. В этих правоотношениях значимую роль также играют Ассоциации муниципальных образований, включающие глав муниципалитетов [11, с. 39], основная задача которых - помогать органам местного самоуправления в противодействии коррупции. Надо также отметить, что большое значение при этом имеет работа со сведениями о доходах муниципальных служащих и замещающих их должности лиц. Н.М. Кузнецова обращает внимание на то, что выполнение проверки достоверности и полноты сведений о доходах данных лиц происходит по решению высшего должностного лица субъекта на основе закона субъекта Федерации [5, с. 29].
(Габиева С.М., Газихмаев Д.Б.)
("Современное право", 2025, N 3)Основными субъектами противодействия коррупции в местном самоуправлении А.И. Соколова называет представительные органы местного самоуправления и их глав. В этих правоотношениях значимую роль также играют Ассоциации муниципальных образований, включающие глав муниципалитетов [11, с. 39], основная задача которых - помогать органам местного самоуправления в противодействии коррупции. Надо также отметить, что большое значение при этом имеет работа со сведениями о доходах муниципальных служащих и замещающих их должности лиц. Н.М. Кузнецова обращает внимание на то, что выполнение проверки достоверности и полноты сведений о доходах данных лиц происходит по решению высшего должностного лица субъекта на основе закона субъекта Федерации [5, с. 29].
Статья: Соотношение централизации и децентрализации антикоррупционного правового регулирования в отношении публичных должностных лиц
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 4)4) единства порядка проверки достоверности полноты сведений о доходах, соблюдения ограничений, запретов, требований и исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 4)4) единства порядка проверки достоверности полноты сведений о доходах, соблюдения ограничений, запретов, требований и исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
Ситуация: Как госслужащему представить уточненные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) остальные госслужащие, включенные в такой перечень, - в течение одного месяца или после 1 апреля или после 30 апреля года, следующего за отчетным, в зависимости от места прохождения госслужбы. Представить уточненные сведения целесообразно как можно быстрей, так как неточности и ошибки, допущенные госслужащим при заполнении справки, могут быть выявлены при проверке достоверности и полноты представленных сведений (см. Как провести проверку достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера госслужащих). В результате к госслужащему может быть применено дисциплинарное взыскание либо материалы проверки могут быть направлены в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Госслужащего могут привлечь к ответственности, даже если нарушения выявят до того, как истечет срок представления уточненных сведений.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) остальные госслужащие, включенные в такой перечень, - в течение одного месяца или после 1 апреля или после 30 апреля года, следующего за отчетным, в зависимости от места прохождения госслужбы. Представить уточненные сведения целесообразно как можно быстрей, так как неточности и ошибки, допущенные госслужащим при заполнении справки, могут быть выявлены при проверке достоверности и полноты представленных сведений (см. Как провести проверку достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера госслужащих). В результате к госслужащему может быть применено дисциплинарное взыскание либо материалы проверки могут быть направлены в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Госслужащего могут привлечь к ответственности, даже если нарушения выявят до того, как истечет срок представления уточненных сведений.
Статья: Проверки достоверности и полноты сведений о доходах
(Зобова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 12)"Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 12
(Зобова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 12)"Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 12
Статья: Представление гражданами (государственными служащими) сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверка их достоверности (полноты): проблемные вопросы, комментарии и судебная практика
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)7. Права должностных лиц и граждан, в отношении которых
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)7. Права должностных лиц и граждан, в отношении которых
Статья: Привлечение к ответственности за совершение коррупционного правонарушения после увольнения (прекращения полномочий) отдельных категорий лиц
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 8)В целях устранения указанных недостатков правового регулирования противодействия коррупции и во исполнение подп. "а" п. 11 Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. N 478, был подготовлен проект федерального закона N 297964-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии коррупции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <6> (далее - законопроект). Его основной задачей явилось совершенствование порядка проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов и ограничений, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (далее - антикоррупционная проверка), в случае увольнения (прекращения полномочий) лица, на которое были распространены соответствующие антикоррупционные стандарты (далее - проверяемое лицо):
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 8)В целях устранения указанных недостатков правового регулирования противодействия коррупции и во исполнение подп. "а" п. 11 Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. N 478, был подготовлен проект федерального закона N 297964-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии коррупции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <6> (далее - законопроект). Его основной задачей явилось совершенствование порядка проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов и ограничений, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (далее - антикоррупционная проверка), в случае увольнения (прекращения полномочий) лица, на которое были распространены соответствующие антикоррупционные стандарты (далее - проверяемое лицо):