Проведение несанкционированного митинга
Подборка наиболее важных документов по запросу Проведение несанкционированного митинга (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Безопасность как основа гражданской солидарности в условиях чрезвычайной ситуации
(Фомичева О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 7)В этой связи потребуется обновление теоретических подходов в исследовании различных видов солидарности, ее институционализации в законодательстве, а также способов преодоления разногласий между обществом и государством для поиска баланса взаимного доверия. Как представляется, гражданская солидарность - это объективная необходимость граждан объединиться, в основу которой положены ответственность, целеустремленность, самостоятельность, организованность, трудолюбие каждой личности с целью проявить себя через вклад (труд) во благо государства и общества. Базовыми основами гражданской солидаризации должны стать не только называемый многими принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государственных органов <7>, но и характерный для содержания самих положений законов вопрос доверия власти к гражданам. В частности, вопрос применения санкций в отдельных случаях (например, при организации и проведении несанкционированных митингов; при финансовой компенсации утраченного имущества, здоровья, жизни близких) потребует их дальнейшего совершенствования не только с целью обеспечения доступности, прозрачности, понятности для граждан, но и для признания (учета) их гражданами (своевременного информирования). Поиск и выстраивание определенной модели гражданской солидарности как возможности преодоления угроз безопасности для личности, общества и публичной власти позволят обеспечить баланс интересов общества и государства, построенный на взаимных ответственности и доверии.
(Фомичева О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 7)В этой связи потребуется обновление теоретических подходов в исследовании различных видов солидарности, ее институционализации в законодательстве, а также способов преодоления разногласий между обществом и государством для поиска баланса взаимного доверия. Как представляется, гражданская солидарность - это объективная необходимость граждан объединиться, в основу которой положены ответственность, целеустремленность, самостоятельность, организованность, трудолюбие каждой личности с целью проявить себя через вклад (труд) во благо государства и общества. Базовыми основами гражданской солидаризации должны стать не только называемый многими принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государственных органов <7>, но и характерный для содержания самих положений законов вопрос доверия власти к гражданам. В частности, вопрос применения санкций в отдельных случаях (например, при организации и проведении несанкционированных митингов; при финансовой компенсации утраченного имущества, здоровья, жизни близких) потребует их дальнейшего совершенствования не только с целью обеспечения доступности, прозрачности, понятности для граждан, но и для признания (учета) их гражданами (своевременного информирования). Поиск и выстраивание определенной модели гражданской солидарности как возможности преодоления угроз безопасности для личности, общества и публичной власти позволят обеспечить баланс интересов общества и государства, построенный на взаимных ответственности и доверии.
Статья: Особенности административно-правового статуса граждан Российской Федерации
(Корчажкина А.Б.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)Первостепенными в нашем обществе выступают политические гарантии. Согласно ст. 1 Конституции, Российская Федерация является демократическим государством <3>. "Демократия" с древнегреческого переводится как "власть народа". Следовательно, предоставление гражданам прав в сфере государственного управления является проявлением демократии. Конституционные права нуждаются в административно-правовом обеспечении. Статьей 31 Конституции РФ закрепляются права граждан на участие в митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" закрепляет порядок организации публичных мероприятий. Организаторы данных собраний граждан обязуются предупреждать органы исполнительной власти субъекта, в котором планируется проведение мероприятия, не ранее чем за 15 и не позднее чем за 10 дней до начала проведения публичного мероприятия <4>. Законодатель также устанавливает "комендантский час" для организации митингов, собраний и пикетирований, в соответствии с которым проводить их можно только в период с 7:00 утра до 22:00 вечера. Обязательный контроль, помимо организатора и уполномоченного представителя органа исполнительной власти, осуществляет орган внутренних дел, дислоцирующийся на территории проведения публичного мероприятия. Данные меры предпринимаются для предотвращения возможных неблагоприятных последствий в случае совершения гражданами административных проступков или уголовных правонарушений. Исходя из этого не исключается факт того, что не всегда проводятся санкционированные митинги, порой оппозиционно настроенные группы людей предпринимают попытки выражать свое мнение без соблюдения норм права, проводя несанкционированные митинги, которые несут хаос и беспорядки, создавая угрозу для граждан.
(Корчажкина А.Б.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)Первостепенными в нашем обществе выступают политические гарантии. Согласно ст. 1 Конституции, Российская Федерация является демократическим государством <3>. "Демократия" с древнегреческого переводится как "власть народа". Следовательно, предоставление гражданам прав в сфере государственного управления является проявлением демократии. Конституционные права нуждаются в административно-правовом обеспечении. Статьей 31 Конституции РФ закрепляются права граждан на участие в митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" закрепляет порядок организации публичных мероприятий. Организаторы данных собраний граждан обязуются предупреждать органы исполнительной власти субъекта, в котором планируется проведение мероприятия, не ранее чем за 15 и не позднее чем за 10 дней до начала проведения публичного мероприятия <4>. Законодатель также устанавливает "комендантский час" для организации митингов, собраний и пикетирований, в соответствии с которым проводить их можно только в период с 7:00 утра до 22:00 вечера. Обязательный контроль, помимо организатора и уполномоченного представителя органа исполнительной власти, осуществляет орган внутренних дел, дислоцирующийся на территории проведения публичного мероприятия. Данные меры предпринимаются для предотвращения возможных неблагоприятных последствий в случае совершения гражданами административных проступков или уголовных правонарушений. Исходя из этого не исключается факт того, что не всегда проводятся санкционированные митинги, порой оппозиционно настроенные группы людей предпринимают попытки выражать свое мнение без соблюдения норм права, проводя несанкционированные митинги, которые несут хаос и беспорядки, создавая угрозу для граждан.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования
(ред. от 04.11.2025)Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 212.1. Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования
(ред. от 17.11.2025)Статья 212.1. Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования
Статья: Анализ решений Европейского суда по правам человека в отношении политических партий
(Вершинин А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)Последней большой группой рассматриваемых решений ЕСПЧ являются жалобы политических партий на решения, принимаемые национальными властями, которые препятствуют их нормальному функционированию. Среди таких решений можно выделить Постановление ЕСПЧ от 14 февраля 2006 г. (жалоба N 28793/02) по делу "Христианско-демократическая народная партия (christian democratic people's party) против Молдавии". Министерство юстиции Молдавии приостановило регистрацию партии в связи с проведением ряда митингов, не разрешенных местными властями. ЕСПЧ, принимая решение по делу, посчитал, что временный запрет на деятельность партии не был основан на соответствующих и достаточных основаниях и не был необходимым в демократическом обществе. В деле "Политическая партия "Уранио Токсо" и другие заявители против Греции" (Постановление ЕСПЧ от 20 октября 2005 г. (жалоба N 74989/01)) ЕСПЧ также встал на сторону партии в связи с тем, что правоохранительные органы Греции не предприняли никаких действий по защите и восстановлению прав партии в связи с нападениями и причинением ущерба зданию штаб-квартиры партии. В деле "Гюнери и другие против Турции" (Постановление ЕСПЧ от 12 июля 2005 г. (жалобы N 42853/98, 43609/98, 44291/98)) Суд также нашел нарушение в действиях органов государственной власти Турции, которые запрещали проведение публичных мероприятий и встреч с избирателями курдской политической партии "Партия мира и демократии Турции" в некоторых регионах страны.
(Вершинин А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)Последней большой группой рассматриваемых решений ЕСПЧ являются жалобы политических партий на решения, принимаемые национальными властями, которые препятствуют их нормальному функционированию. Среди таких решений можно выделить Постановление ЕСПЧ от 14 февраля 2006 г. (жалоба N 28793/02) по делу "Христианско-демократическая народная партия (christian democratic people's party) против Молдавии". Министерство юстиции Молдавии приостановило регистрацию партии в связи с проведением ряда митингов, не разрешенных местными властями. ЕСПЧ, принимая решение по делу, посчитал, что временный запрет на деятельность партии не был основан на соответствующих и достаточных основаниях и не был необходимым в демократическом обществе. В деле "Политическая партия "Уранио Токсо" и другие заявители против Греции" (Постановление ЕСПЧ от 20 октября 2005 г. (жалоба N 74989/01)) ЕСПЧ также встал на сторону партии в связи с тем, что правоохранительные органы Греции не предприняли никаких действий по защите и восстановлению прав партии в связи с нападениями и причинением ущерба зданию штаб-квартиры партии. В деле "Гюнери и другие против Турции" (Постановление ЕСПЧ от 12 июля 2005 г. (жалобы N 42853/98, 43609/98, 44291/98)) Суд также нашел нарушение в действиях органов государственной власти Турции, которые запрещали проведение публичных мероприятий и встреч с избирателями курдской политической партии "Партия мира и демократии Турции" в некоторых регионах страны.