Проведение экспертизы по закону о защите прав потребителей
Подборка наиболее важных документов по запросу Проведение экспертизы по закону о защите прав потребителей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 23.1 "Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю" Закона РФ "О защите прав потребителей""Доводы ООО "Ремонт на ОК" о применении судами первой и апелляционной инстанций не подлежащих применению норм пункта 3 статьи 23.1, пункта 5 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, поскольку истец-ответчик по встречному иску уклонилась от предусмотренной обязанности разрешить проведение досудебной экспертизы, лишила исполнителя возможности провести проверку качества товара, что является злоупотреблением правом со стороны заказчика и является основанием для отказа во взыскании неустойки и штрафа, а также суждения ООО "Ремонт на ОК" о том, что проведение досудебного исследования без согласования с ООО "Ремонт на ОК" в совокупности с действиями истца-ответчика по встречному иску по непредоставлению товара на проверку качества, подтверждающие злоупотребление К.Э.РА. правом, являются основанием к отказу во взыскании в е пользу расходов на проведение означенного исследования, подлежат отклонению как выражающие произвольное толкование стороной закона применительно к обстоятельствам настоящего дела, потому что факт нарушения ООО "Ремонт на ОК" срока поставки предоплаченного товара судом апелляционной инстанции установлен, условие о взыскании неустойки, предусмотренной пунктом 3 статьи 23.1 Закона о защите прав потребителей не состоит в зависимости от действий потребителя по проведению оценки качества товара. Из обстоятельств, как они установлены судом, также следует, что, обнаружив недостатки доставленной продукции, истец-ответчик по встречному иску уведомила исполнителя о них, в связи с чем последним предпринимались меры по их устранению на месте, что подтверждает согласие исполнителя с наличием устранявшихся недостатков, что признавало и само ООО "Ремонт на ОК", вместе с тем указывая на исправление им всех недостатков. О необходимости проведения экспертизы качества исполнителем заявлено только после устранения, как установлено судом апелляционной инстанции, части недостатков и обращения истца к ООО "Ремонт на ОК" с повторной претензией и затем в суд с иском в связи с неисполнением обязанности по устранению недостатков товара и результатов работ, с которым Законом о защите прав потребителя не связана обязанность потребителя по предоставлению исполнителю повторной возможности организации в досудебном порядке проверки качества и устранению недостатков, что, в свою очередь, в совокупности с отказом ООО "Ремонт на ОК" от проведения по делу судебной экспертизы не образует злоупотребления правом со стороны истца-ответчика по встречному иску по смыслу пункта 1 статьи 10 ГК РФ, влекущего отказ в защите его прав согласно пункту 2 статьи 10 ГК РФ и освобождение исполнителя от гражданской правовой ответственности за ненадлежащее исполнение договорных обязательств (статьи 13, 15, 23.1, 28, 29 Закона о защите прав потребителей, статья 393 ГК РФ), а также от судебных расходов, подлежащих взысканию на основании статей 94, 98 ГПК РФ."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Экспертиза в спорах о защите прав потребителей в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Истец провел данные исследования до обращения к ответчику, минуя обязательную стадию обращения к продавцу, обязанному в силу закона организовать проверку качества товара. Указание в п. 5 ст. 19 Закона РФ "О защите прав потребителей" на то, что потребитель обязан доказать факт возникновения недостатков до их передачи потребителю, лишь распределяет бремя доказывания при возникновении спора между сторонами, но не возлагает на потребителя [обязанность - ред.]... провести проверку качества до обращения к продавцу..."
(КонсультантПлюс, 2025)Истец провел данные исследования до обращения к ответчику, минуя обязательную стадию обращения к продавцу, обязанному в силу закона организовать проверку качества товара. Указание в п. 5 ст. 19 Закона РФ "О защите прав потребителей" на то, что потребитель обязан доказать факт возникновения недостатков до их передачи потребителю, лишь распределяет бремя доказывания при возникновении спора между сторонами, но не возлагает на потребителя [обязанность - ред.]... провести проверку качества до обращения к продавцу..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Проблемы защиты прав потребителей (по материалам судебной практики мировых судей Санкт-Петербурга и Ленинградской области): учебное пособие"
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)По мнению Н.Ю. Четыркиной, такие сторонние досудебные экспертные исследования возможны по соглашению с продавцом: "По соглашению между потребителем и продавцом... потребитель может не передавать товар для проверки качества (экспертизы) продавцу (изготовителю), а представить заключение экспертизы сторонней организации. В этом случае продавец (изготовитель) должен возместить потребителю расходы на проведение экспертизы, поскольку п. 5 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусматривает проведение экспертизы за счет продавца (изготовителя)" <31>.
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)По мнению Н.Ю. Четыркиной, такие сторонние досудебные экспертные исследования возможны по соглашению с продавцом: "По соглашению между потребителем и продавцом... потребитель может не передавать товар для проверки качества (экспертизы) продавцу (изготовителю), а представить заключение экспертизы сторонней организации. В этом случае продавец (изготовитель) должен возместить потребителю расходы на проведение экспертизы, поскольку п. 5 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусматривает проведение экспертизы за счет продавца (изготовителя)" <31>.
Вопрос: Продавец отклонил претензию потребителя о возврате бракованного товара. Потребитель в судебном порядке взыскал стоимость товара, пени и штраф; также продавец должен возместить судебные расходы с учетом экспертизы. Вправе ли продавец в целях налога на прибыль включить в расходы всю сумму?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)Вопрос: Продавец отклонил претензию потребителя о возврате бракованного товара. Потребитель в судебном порядке взыскал стоимость товара, пени и штраф; также продавец должен возместить судебные расходы с учетом экспертизы. Вправе ли продавец в целях налога на прибыль включить в расходы всю сумму? То есть могут ли быть претензии в связи с тем, что дополнительные расходы, которые понес поставщик, экономически необоснованны, так как он повел себя неосмотрительно, в нарушение Закона о защите прав потребителей не провел экспертизу и необоснованно отклонил претензию?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)Вопрос: Продавец отклонил претензию потребителя о возврате бракованного товара. Потребитель в судебном порядке взыскал стоимость товара, пени и штраф; также продавец должен возместить судебные расходы с учетом экспертизы. Вправе ли продавец в целях налога на прибыль включить в расходы всю сумму? То есть могут ли быть претензии в связи с тем, что дополнительные расходы, которые понес поставщик, экономически необоснованны, так как он повел себя неосмотрительно, в нарушение Закона о защите прав потребителей не провел экспертизу и необоснованно отклонил претензию?
Нормативные акты
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021)Согласно абз. 3 п. 5 указанной статьи в случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные ст. 20, 21 и 22 Закона о защите прав потребителей.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021)Согласно абз. 3 п. 5 указанной статьи в случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные ст. 20, 21 и 22 Закона о защите прав потребителей.
Статья: Некоторые аспекты института общественной проверки на муниципальном уровне
(Привалова Е.А., Галяутдинов М.Р.)
("Современное право", 2024, N 10)В качестве другого примера можно привести Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", ст. 45 которого наделяет общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) полномочиями по проведению общественных проверок <4>. По результатам общественной проверки перечисленные субъекты вправе направлять в органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей.
(Привалова Е.А., Галяутдинов М.Р.)
("Современное право", 2024, N 10)В качестве другого примера можно привести Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", ст. 45 которого наделяет общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) полномочиями по проведению общественных проверок <4>. По результатам общественной проверки перечисленные субъекты вправе направлять в органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей.
Статья: Неопределенность правового статуса самозанятых. Обзор судебной практики
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Закон", 2022, N 12)В то же время суды не демонстрируют лояльности к неисполнению самозанятым гражданином должным образом обязанности по информированию покупателя товара или заказчика изготовления вещи о ее свойствах и особенностях эксплуатации. Например, Шестым кассационным судом нарушением прав истца было признано непредоставление гражданину полной и достоверной информации о проданной пряже, из который был изготовлен зимний костюм, а также о готовом изделии из указанной пряжи (информации об основных потребительских свойствах вещи, ее составе, правилах и способах ухода), отсутствие достоверной информации об обязательном подтверждении соответствия товара <24>. Ущерб выразился в появлении на костюме после его приемки дефектов в виде катышек. Экспертом было установлено, что дефект изделия обусловлен неудачным выбором пряжи и рисунком пряжи, не подходящим для данного изделия. Суд не учел доводы ответчика, что при передаче изготовленного изделия заказчику были даны рекомендации (предупреждения) по эксплуатации изделия из шерсти, в том числе рекомендация не носить изделие под верхней одеждой по причине возможного возникновения дефектов (катышек). В результате с самозанятого гражданина в пользу истца были взысканы денежные средства, уплаченные за товар, расходы по проведению экспертизы, а также компенсация морального вреда.
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Закон", 2022, N 12)В то же время суды не демонстрируют лояльности к неисполнению самозанятым гражданином должным образом обязанности по информированию покупателя товара или заказчика изготовления вещи о ее свойствах и особенностях эксплуатации. Например, Шестым кассационным судом нарушением прав истца было признано непредоставление гражданину полной и достоверной информации о проданной пряже, из который был изготовлен зимний костюм, а также о готовом изделии из указанной пряжи (информации об основных потребительских свойствах вещи, ее составе, правилах и способах ухода), отсутствие достоверной информации об обязательном подтверждении соответствия товара <24>. Ущерб выразился в появлении на костюме после его приемки дефектов в виде катышек. Экспертом было установлено, что дефект изделия обусловлен неудачным выбором пряжи и рисунком пряжи, не подходящим для данного изделия. Суд не учел доводы ответчика, что при передаче изготовленного изделия заказчику были даны рекомендации (предупреждения) по эксплуатации изделия из шерсти, в том числе рекомендация не носить изделие под верхней одеждой по причине возможного возникновения дефектов (катышек). В результате с самозанятого гражданина в пользу истца были взысканы денежные средства, уплаченные за товар, расходы по проведению экспертизы, а также компенсация морального вреда.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
Статья: Некоторые проблемы применения закона о финансовом уполномоченном в процессе защиты гражданских прав
(Наумов М.А.)
("Цивилист", 2023, N 1)Часть 10 ст. 20 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", предусматривая право финансового уполномоченного организовывать проведение независимой экспертизы (оценки) по предмету спора для решения вопросов, связанных с рассмотрением обращения, тем самым закрепляет необходимый элемент механизма реализации введенного названным Законом дополнительного способа защиты прав потребителей финансовых услуг и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявительницы в обозначенном в жалобе аспекте.
(Наумов М.А.)
("Цивилист", 2023, N 1)Часть 10 ст. 20 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", предусматривая право финансового уполномоченного организовывать проведение независимой экспертизы (оценки) по предмету спора для решения вопросов, связанных с рассмотрением обращения, тем самым закрепляет необходимый элемент механизма реализации введенного названным Законом дополнительного способа защиты прав потребителей финансовых услуг и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявительницы в обозначенном в жалобе аспекте.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете списание и уничтожение продовольственного сырья, предназначенного для производства пищевой продукции, в связи с истечением срока его годности?..
(Консультация эксперта, 2025)На продукты питания изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (ст. 472 Гражданского кодекса РФ, п. 4 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1)). Продажа товара по истечении установленного срока годности запрещается (п. 5 ст. 5 Закона N 2300-1).
(Консультация эксперта, 2025)На продукты питания изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (ст. 472 Гражданского кодекса РФ, п. 4 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1)). Продажа товара по истечении установленного срока годности запрещается (п. 5 ст. 5 Закона N 2300-1).
Статья: Структура системы административно-правового обеспечения продовольственной безопасности в России
(Галицкая Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Доктрина продовольственной безопасности определяет продовольственную безопасность как продовольственную независимость, являющуюся показателем социально-экономического развития страны. Данный документ в п. 2 вводит в научный и практический оборот понятие продовольственной независимости Российской Федерации - это самообеспечение страны основными видами отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Из этого следует сделать вывод о том, что реализация обозначенной стратегически важной задачи достигается путем организации работы системы административно-правового обеспечения рассматриваемого вида безопасности, функционирование которого невозможно без юридически оформленной работоспособной внутренней структуры заинтересованных органов и служб. Василий Михайлович Манохин справедливо отмечал, что "большой объем государственных, особенно административно-правовых полномочий по руководству делами общества неизбежно влечет увеличение численности и многообразие объектов воздействия со стороны государственных структур, в т.ч. по части обеспечения их безопасности" <19>. В рассматриваемом аспекте уместно говорить о четырехуровневой структуре системы административно-правового обеспечения продовольственной безопасности в России. Поскольку в нашей стране отсутствует централизованная система государственных органов, осуществляющих деятельность исключительно в области продовольственной безопасности, то в качестве первого уровня анализируемой структуры следует рассматривать профильные управления и отделы центрального аппарата Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства внутренних дел РФ, иных федеральных органов власти, привлекаемые к решению обеспечения населения качественным продовольствием. На втором уровне задействованы территориальные подразделения указанных и иных органов исполнительной власти, функционирующие в субъектах Федерации. Третий уровень анализируемой структуры представлен профильными подразделениями, создаваемыми органами местного самоуправления. Четвертый уровень - объектовый, на нем сосредоточены все внутриструктурные звенья, созданные производителями, перевозчиками, ответственными за хранение и реализацию продуктов питания организациями, а также экспертные организации, специализированные лаборатории. В число звеньев этого уровня можно включить и общественные объединения потребителей, которые в соответствии со ст. 45 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 (ред. от 05.12.2022) "О защите прав потребителей" <20> имеют право проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них; осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей.
(Галицкая Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Доктрина продовольственной безопасности определяет продовольственную безопасность как продовольственную независимость, являющуюся показателем социально-экономического развития страны. Данный документ в п. 2 вводит в научный и практический оборот понятие продовольственной независимости Российской Федерации - это самообеспечение страны основными видами отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Из этого следует сделать вывод о том, что реализация обозначенной стратегически важной задачи достигается путем организации работы системы административно-правового обеспечения рассматриваемого вида безопасности, функционирование которого невозможно без юридически оформленной работоспособной внутренней структуры заинтересованных органов и служб. Василий Михайлович Манохин справедливо отмечал, что "большой объем государственных, особенно административно-правовых полномочий по руководству делами общества неизбежно влечет увеличение численности и многообразие объектов воздействия со стороны государственных структур, в т.ч. по части обеспечения их безопасности" <19>. В рассматриваемом аспекте уместно говорить о четырехуровневой структуре системы административно-правового обеспечения продовольственной безопасности в России. Поскольку в нашей стране отсутствует централизованная система государственных органов, осуществляющих деятельность исключительно в области продовольственной безопасности, то в качестве первого уровня анализируемой структуры следует рассматривать профильные управления и отделы центрального аппарата Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства внутренних дел РФ, иных федеральных органов власти, привлекаемые к решению обеспечения населения качественным продовольствием. На втором уровне задействованы территориальные подразделения указанных и иных органов исполнительной власти, функционирующие в субъектах Федерации. Третий уровень анализируемой структуры представлен профильными подразделениями, создаваемыми органами местного самоуправления. Четвертый уровень - объектовый, на нем сосредоточены все внутриструктурные звенья, созданные производителями, перевозчиками, ответственными за хранение и реализацию продуктов питания организациями, а также экспертные организации, специализированные лаборатории. В число звеньев этого уровня можно включить и общественные объединения потребителей, которые в соответствии со ст. 45 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 (ред. от 05.12.2022) "О защите прав потребителей" <20> имеют право проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них; осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей.
Статья: Спор о взыскании страхового возмещения по договору добровольного автострахования (по риску "каско") (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В связи с вышеизложенным, в соответствии со ст. ст. 15, 309, 310, 395, 929, 931, 1064 ГК РФ; ст. ст. 3, 29, 88 ГПК РФ; ст. ст. 9, 10 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", ст. ст. 13, 15, 17 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В связи с вышеизложенным, в соответствии со ст. ст. 15, 309, 310, 395, 929, 931, 1064 ГК РФ; ст. ст. 3, 29, 88 ГПК РФ; ст. ст. 9, 10 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", ст. ст. 13, 15, 17 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"
"Комментарий судебной практики. Выпуск 29"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)В ходе рассмотрения дела по иску Я.В.Н. к Н.В. суд первой инстанции по ходатайству ответчика назначил комплексную пожарно-техническую и автотовароведческую экспертизу для определения очага и причин пожара, установления причинно-следственной связи между возгоранием и проведенными ранее работами по техническому обслуживанию автомобиля, а также для определения размера причиненного ущерба. Проведение экспертизы было поручено ООО "Центр независимых технических исследований" (далее - ООО "ЦНТИ").
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)В ходе рассмотрения дела по иску Я.В.Н. к Н.В. суд первой инстанции по ходатайству ответчика назначил комплексную пожарно-техническую и автотовароведческую экспертизу для определения очага и причин пожара, установления причинно-следственной связи между возгоранием и проведенными ранее работами по техническому обслуживанию автомобиля, а также для определения размера причиненного ущерба. Проведение экспертизы было поручено ООО "Центр независимых технических исследований" (далее - ООО "ЦНТИ").
Ситуация: Как потребителю заменить автомобиль при обнаружении в нем недостатков?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обращаясь в суд с исковым заявлением об обязании продавца заменить автомобиль в случае обнаружения в нем недостатков, вы можете дополнительно потребовать от него возмещения убытков, причиненных вам вследствие продажи некачественного автомобиля, а также компенсации морального вреда (ст. 15, п. 1 ст. 18 Закона N 2300-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обращаясь в суд с исковым заявлением об обязании продавца заменить автомобиль в случае обнаружения в нем недостатков, вы можете дополнительно потребовать от него возмещения убытков, причиненных вам вследствие продажи некачественного автомобиля, а также компенсации морального вреда (ст. 15, п. 1 ст. 18 Закона N 2300-1).
Статья: Спор о возмещении ущерба, причиненного имуществу гражданина (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- о возмещении судебных расходов (расходы на проведение экспертизы (оценки), расходы на оплату услуг представителей, почтовые расходы и т.д.).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- о возмещении судебных расходов (расходы на проведение экспертизы (оценки), расходы на оплату услуг представителей, почтовые расходы и т.д.).