Проведение гласных ОРМ
Подборка наиболее важных документов по запросу Проведение гласных ОРМ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 94 "Выемка документов и предметов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В ходе обследования помещений налогоплательщика сотрудники УФСБ России изъяли документы и электронные носители информации, которые впоследствии передали в Управление ФНС России. Управление отказалось по ходатайству общества предоставить копии полученных документов и информации, указав, что данные действия не относятся к его полномочиям: обязанность предоставлять копии изъятых в ходе оперативно-разыскной деятельности документов возложена на должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность. Общество обратилось в суд с заявлением о признании отказа Управления незаконным. По мнению общества, в отношении документов, изъятых сотрудниками УФСБ, но переданных впоследствии в налоговый орган, оно обладает правами, закрепленными в ст. 94 НК РФ, в том числе правом на получение копий. Суд отметил, что в данном случае имела место не выемка документов при проведении налоговой проверки, а их изъятие при проведении гласных оперативно-разыскных мероприятий, в связи с чем положения ст. 94 НК РФ неприменимы. Суд поддержал довод Управления о том, что в данном случае общество может получить копии документов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", и признал отказ Управления предоставить копии законным.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В ходе обследования помещений налогоплательщика сотрудники УФСБ России изъяли документы и электронные носители информации, которые впоследствии передали в Управление ФНС России. Управление отказалось по ходатайству общества предоставить копии полученных документов и информации, указав, что данные действия не относятся к его полномочиям: обязанность предоставлять копии изъятых в ходе оперативно-разыскной деятельности документов возложена на должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность. Общество обратилось в суд с заявлением о признании отказа Управления незаконным. По мнению общества, в отношении документов, изъятых сотрудниками УФСБ, но переданных впоследствии в налоговый орган, оно обладает правами, закрепленными в ст. 94 НК РФ, в том числе правом на получение копий. Суд отметил, что в данном случае имела место не выемка документов при проведении налоговой проверки, а их изъятие при проведении гласных оперативно-разыскных мероприятий, в связи с чем положения ст. 94 НК РФ неприменимы. Суд поддержал довод Управления о том, что в данном случае общество может получить копии документов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", и признал отказ Управления предоставить копии законным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Квалифицированная юридическая помощь лицам, в отношении которых проводятся негласные оперативно-розыскные мероприятия, в случаях приобретения такими мероприятиями гласного характера
(Гусев В.А., Герасименко Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)"Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2
(Гусев В.А., Герасименко Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)"Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)
"Об оперативно-розыскной деятельности"В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
(ред. от 01.04.2025)
"Об оперативно-розыскной деятельности"В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
Статья: О заподозренном в рамках оперативно-разыскной деятельности и его праве на адвоката
(Мазюк Р.В.)
("Адвокатская практика", 2023, N 2)<18> Герасименко Е.В. Обеспечение права на квалифицированную юридическую помощь адвоката при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий // Научный вестник Омской академии МВД России. 2022. Т. 28. N 1 (84). С. 56 - 57.
(Мазюк Р.В.)
("Адвокатская практика", 2023, N 2)<18> Герасименко Е.В. Обеспечение права на квалифицированную юридическую помощь адвоката при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий // Научный вестник Омской академии МВД России. 2022. Т. 28. N 1 (84). С. 56 - 57.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Гласное содействие оказывается лицом при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), в ходе которых это лицо не требует (или не требуется) сохранения в тайне его участия в данных мероприятиях, а в последующем при необходимости оно может дать свидетельские показания по уголовным делам. Привлечение отдельных лиц к подготовке и проведению ОРМ на гласной основе может выражаться, например, в использовании помощи этих лиц для проведения проверочных закупок, наблюдения, наведения справок и т.п.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Гласное содействие оказывается лицом при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), в ходе которых это лицо не требует (или не требуется) сохранения в тайне его участия в данных мероприятиях, а в последующем при необходимости оно может дать свидетельские показания по уголовным делам. Привлечение отдельных лиц к подготовке и проведению ОРМ на гласной основе может выражаться, например, в использовании помощи этих лиц для проведения проверочных закупок, наблюдения, наведения справок и т.п.
Статья: Рассмотрение и разрешение прокурором жалоб и иных обращений в связи с действиями и решениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
(Никитин Е.Л.)
("Законность", 2025, N 3)Среди возможных субъектов, инициирующих обращения, следует указать юридических лиц, упомянутых в ч. 9 ст. 5 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", чьи законные интересы и деловая репутация могут быть затронуты при осуществлении ОРД. Например, их интересы часто затрагиваются в ходе проведения гласного ОРМ "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств", когда на основании ст. 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" в ходе его проведения осуществляется изъятие предметов, веществ, продукции, документов, технических носителей информации и т.п. <8>. Такое изъятие нередко влечет за собой дезорганизацию работы предприятий, причиняет убытки хозяйствующим субъектам. Также законные интересы организаций - субъектов возможных обращений могут быть затронуты при проведении ОРМ "наведение справок" с истребованием информации, составляющей банковскую тайну, согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 и ч. 8 ст. 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". С учетом важности обеспечения защиты прав предпринимателей межведомственным указанием от 23 июля 2020 г. предписывается осуществлять аккумулирование поступающей информации о нарушении прав предпринимателей в прокуратурах, незамедлительно рассматривать жалобы на решения руководителей и иных должностных лиц органов, осуществляющих ОРД (п. п. 3.6 и 3.7).
(Никитин Е.Л.)
("Законность", 2025, N 3)Среди возможных субъектов, инициирующих обращения, следует указать юридических лиц, упомянутых в ч. 9 ст. 5 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", чьи законные интересы и деловая репутация могут быть затронуты при осуществлении ОРД. Например, их интересы часто затрагиваются в ходе проведения гласного ОРМ "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств", когда на основании ст. 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" в ходе его проведения осуществляется изъятие предметов, веществ, продукции, документов, технических носителей информации и т.п. <8>. Такое изъятие нередко влечет за собой дезорганизацию работы предприятий, причиняет убытки хозяйствующим субъектам. Также законные интересы организаций - субъектов возможных обращений могут быть затронуты при проведении ОРМ "наведение справок" с истребованием информации, составляющей банковскую тайну, согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 и ч. 8 ст. 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". С учетом важности обеспечения защиты прав предпринимателей межведомственным указанием от 23 июля 2020 г. предписывается осуществлять аккумулирование поступающей информации о нарушении прав предпринимателей в прокуратурах, незамедлительно рассматривать жалобы на решения руководителей и иных должностных лиц органов, осуществляющих ОРД (п. п. 3.6 и 3.7).
"Ошибки и нарушения закона в сфере оперативно-розыскной деятельности: практическое пособие"
(выпуск 1)
(Гармаев Ю.П., Викулов О.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)- приложение 1 и другие документы из Приказа МВД России от 01.04.2014 N 199 (ред. от 17.04.2017) "Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств".
(выпуск 1)
(Гармаев Ю.П., Викулов О.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)- приложение 1 и другие документы из Приказа МВД России от 01.04.2014 N 199 (ред. от 17.04.2017) "Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств".
Статья: Об отдельных вопросах обеспечения прокурором законности при осуществлении доказывания в досудебных стадиях уголовного судопроизводства
(Страхова С.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 4)Подытоживая сказанное, отметим, что нам близка позиция А.Б. Судницына, который рассматривает формулировку ч. 1 ст. 144 УПК РФ через призму Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - закон об ОРД). Так, в ст. 15 Закона об ОРД закреплено, что в случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. При этом, подчеркивает А.Б. Судницын, имеется в виду не составление протокола выемки со ссылками на ст. 183 УПК РФ, а применение процессуальных правил составления протокола <19>. Указанный подход согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, суть которой состоит в том, что правило составления протокола в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства направлено на удостоверение факта, хода и результатов производства оперативно-розыскного мероприятия, а не следственного действия, и обусловлено запретом ст. 89 УПК РФ использования в процессе доказывания результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ <20>. Принимая во внимание, что изъятие не является следственным действием и может осуществляться процессуальным и непроцессуальным путем, изъятие предметов и документов возможно в ходе гласного оперативно-розыскного мероприятия "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств", которое оформляется протоколом изъятия, а также в результате истребования в соответствии с ч. 4 ст. 21 УПК РФ, поэтому логично полагать, что формулировка об изъятии документов и предметов "в порядке, установленном УПК РФ", использована законодателем без привязки к такому следственному действию, как выемка. Следственные действия, в ходе которых законом предусмотрено изъятие, прямо названы законодателем в ч. 1 ст. 144 УПК РФ.
(Страхова С.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 4)Подытоживая сказанное, отметим, что нам близка позиция А.Б. Судницына, который рассматривает формулировку ч. 1 ст. 144 УПК РФ через призму Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - закон об ОРД). Так, в ст. 15 Закона об ОРД закреплено, что в случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. При этом, подчеркивает А.Б. Судницын, имеется в виду не составление протокола выемки со ссылками на ст. 183 УПК РФ, а применение процессуальных правил составления протокола <19>. Указанный подход согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, суть которой состоит в том, что правило составления протокола в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства направлено на удостоверение факта, хода и результатов производства оперативно-розыскного мероприятия, а не следственного действия, и обусловлено запретом ст. 89 УПК РФ использования в процессе доказывания результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ <20>. Принимая во внимание, что изъятие не является следственным действием и может осуществляться процессуальным и непроцессуальным путем, изъятие предметов и документов возможно в ходе гласного оперативно-розыскного мероприятия "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств", которое оформляется протоколом изъятия, а также в результате истребования в соответствии с ч. 4 ст. 21 УПК РФ, поэтому логично полагать, что формулировка об изъятии документов и предметов "в порядке, установленном УПК РФ", использована законодателем без привязки к такому следственному действию, как выемка. Следственные действия, в ходе которых законом предусмотрено изъятие, прямо названы законодателем в ч. 1 ст. 144 УПК РФ.