Протокол ознакомления с результатами дополнительных мероприятий
Подборка наиболее важных документов по запросу Протокол ознакомления с результатами дополнительных мероприятий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 26.06.2017 N 309-КГ17-7039 по делу N А50-9571/2016
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения налогового органа.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, так как спорные контрагенты обладают признаками анонимных структур, установлено создание налогоплательщиком формального документооборота, представленные первичные документы не соответствуют установленным требованиям, налогоплательщиком использованы документы, оформленные от имени организаций, не осуществлявших хозяйственных операций.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Судами установлено, что выездная налоговая проверка проведена инспекцией в соответствии с пунктом 1 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Решение о проведении выездной налоговой проверки от 15.09.2014 вручено налогоплательщику 15.09.2014, одновременно вручено требование о представлении документов от 15.09.2014. В соответствии с требованиями НК РФ налогоплательщику вручен также акт выездной проверки и справка о результатах дополнительных мероприятий налогового контроля от 21.09.2015 с приложениями. Протоколом от 18.08.2015 подтвержден факт ознакомления предпринимателя с иными материалами проверки.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения налогового органа.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, так как спорные контрагенты обладают признаками анонимных структур, установлено создание налогоплательщиком формального документооборота, представленные первичные документы не соответствуют установленным требованиям, налогоплательщиком использованы документы, оформленные от имени организаций, не осуществлявших хозяйственных операций.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Судами установлено, что выездная налоговая проверка проведена инспекцией в соответствии с пунктом 1 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Решение о проведении выездной налоговой проверки от 15.09.2014 вручено налогоплательщику 15.09.2014, одновременно вручено требование о представлении документов от 15.09.2014. В соответствии с требованиями НК РФ налогоплательщику вручен также акт выездной проверки и справка о результатах дополнительных мероприятий налогового контроля от 21.09.2015 с приложениями. Протоколом от 18.08.2015 подтвержден факт ознакомления предпринимателя с иными материалами проверки.
Подборка судебных решений за 2018 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Оспаривая решение налогового органа, вынесенное по результатам проверки, налогоплательщик сослался на существенное нарушение налоговым органом процедуры рассмотрения материалов проверки, поскольку налогоплательщику не была предоставлена возможность ознакомиться с протоколами допроса свидетелей и протоколами осмотра территории, полученными в результате дополнительных мероприятий налогового контроля. Отказывая в признании решения недействительным, суд отметил, что протоколы допроса свидетелей были получены налоговым органом за рамками срока проведения проверки и являются недопустимыми доказательствами ввиду неознакомления налогоплательщика с их содержанием до вынесения обжалуемых решений инспекции, но в то же время информация, полученная инспекцией, является уточняющей, не имеющей определяющего значения для решения вопроса о доначислении налога.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Оспаривая решение налогового органа, вынесенное по результатам проверки, налогоплательщик сослался на существенное нарушение налоговым органом процедуры рассмотрения материалов проверки, поскольку налогоплательщику не была предоставлена возможность ознакомиться с протоколами допроса свидетелей и протоколами осмотра территории, полученными в результате дополнительных мероприятий налогового контроля. Отказывая в признании решения недействительным, суд отметил, что протоколы допроса свидетелей были получены налоговым органом за рамками срока проведения проверки и являются недопустимыми доказательствами ввиду неознакомления налогоплательщика с их содержанием до вынесения обжалуемых решений инспекции, но в то же время информация, полученная инспекцией, является уточняющей, не имеющей определяющего значения для решения вопроса о доначислении налога.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Если инспекция назначила допмероприятия налогового контроля...
(Фирфарова Н.В.)
("Налоговая проверка", 2017, N 6)К сведению. Форма протокола ознакомления с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля приведена в приложении 2 к Письму ФНС России от 07.08.2013 N СА-4-9/14460@ "Рекомендации о порядке организации работы налоговых органов".
(Фирфарова Н.В.)
("Налоговая проверка", 2017, N 6)К сведению. Форма протокола ознакомления с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля приведена в приложении 2 к Письму ФНС России от 07.08.2013 N СА-4-9/14460@ "Рекомендации о порядке организации работы налоговых органов".
Статья: Комментарий к Письму ФНС России от 07.08.2013 N СА-4-9/14460@
(Кислов С.С.)
("Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", 2013, N 10)- протокола ознакомления с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля;
(Кислов С.С.)
("Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", 2013, N 10)- протокола ознакомления с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля;
Нормативные акты
Федеральный закон от 01.05.2016 N 130-ФЗ
"О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации""6.1. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, указанного в соответствующем решении налогового органа, вправе представить в этот налоговый орган письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части. Письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в отношении консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы. При этом налогоплательщик (ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков) вправе приложить к письменным возражениям документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.";
"О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации""6.1. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, указанного в соответствующем решении налогового органа, вправе представить в этот налоговый орган письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части. Письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в отношении консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы. При этом налогоплательщик (ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков) вправе приложить к письменным возражениям документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.";
Справочная информация: "Правовой календарь на II квартал 2016 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В частности, порядок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля дополнен процедурой ознакомления с материалами налоговой проверки, составления протокола ознакомления, а также установлено право представления письменного возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В частности, порядок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля дополнен процедурой ознакомления с материалами налоговой проверки, составления протокола ознакомления, а также установлено право представления письменного возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля.
Вопрос: Предусмотрена ли обязанность налогового органа в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки составлять протокол?
("Финансы", 2014, N 1)Кроме того, если в ходе рассмотрения материалов проверки было принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, то при ознакомлении лица с результатами дополнительных мероприятий также составляется протокол ознакомления.
("Финансы", 2014, N 1)Кроме того, если в ходе рассмотрения материалов проверки было принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, то при ознакомлении лица с результатами дополнительных мероприятий также составляется протокол ознакомления.
Статья: Новшества в налоговом администрировании: ищем позитив
(Березина Е.)
("Новая бухгалтерия", 2016, N 7)Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе ознакомиться с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, установленного законодательством для представления возражений (десять дней). А налоговый орган обязан обеспечить проверяемому лицу возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом заявления об этом. Ознакомление с такими материалами осуществляется путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий. По окончании ознакомления составляется протокол в соответствии со ст. 99 НК РФ.
(Березина Е.)
("Новая бухгалтерия", 2016, N 7)Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе ознакомиться с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, установленного законодательством для представления возражений (десять дней). А налоговый орган обязан обеспечить проверяемому лицу возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом заявления об этом. Ознакомление с такими материалами осуществляется путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий. По окончании ознакомления составляется протокол в соответствии со ст. 99 НК РФ.
Статья: О новых правилах налогового администрирования
(Гришина О.П.)
("НДС: проблемы и решения", 2016, N 6)Итак, в силу обновленных положений ст. 101 НК РФ сроки вынесения решения по налоговой проверке, завершенной 2 июня 2016 г. и позже, увеличиваются на установленный (теперь официально) период подготовки налогоплательщиком возражений на результаты дополнительных мероприятий налогового контроля (если, конечно, они проводились), а также на период рассмотрения налоговым органом данных возражений и вынесения итогового решения по проверке.
(Гришина О.П.)
("НДС: проблемы и решения", 2016, N 6)Итак, в силу обновленных положений ст. 101 НК РФ сроки вынесения решения по налоговой проверке, завершенной 2 июня 2016 г. и позже, увеличиваются на установленный (теперь официально) период подготовки налогоплательщиком возражений на результаты дополнительных мероприятий налогового контроля (если, конечно, они проводились), а также на период рассмотрения налоговым органом данных возражений и вынесения итогового решения по проверке.
Статья: Порядок оценки результатов почерковедческой экспертизы в рамках ст. 95 НК РФ
(Сакович А.С.)
("Вестник арбитражной практики", 2018, N 5)Согласно сложившейся судебной практике результаты проведенной экспертизы не признаются надлежащими доказательствами факта получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды и не могут учитываться при вынесении решения по результатам налоговой проверки в случаях, если:
(Сакович А.С.)
("Вестник арбитражной практики", 2018, N 5)Согласно сложившейся судебной практике результаты проведенной экспертизы не признаются надлежащими доказательствами факта получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды и не могут учитываться при вынесении решения по результатам налоговой проверки в случаях, если:
Вопрос: В отношении нашей компании инспекторы проводят дополнительные мероприятия налогового контроля. Как нам ознакомиться с результатами таких мероприятий?
("Российский налоговый курьер", 2015, N 9)То есть, если ваша компания хочет ознакомиться с результатами дополнительных контрольных мероприятий, нужно подать в инспекцию заявление. Налоговики предоставят вам на изучение материалы проверки (протоколы и иные документы). Более того, Минфин России напоминает, что с указанных документов налогоплательщик вправе изготовить копии (Письмо от 22.05.2013 N 03-02-07/1/18189).
("Российский налоговый курьер", 2015, N 9)То есть, если ваша компания хочет ознакомиться с результатами дополнительных контрольных мероприятий, нужно подать в инспекцию заявление. Налоговики предоставят вам на изучение материалы проверки (протоколы и иные документы). Более того, Минфин России напоминает, что с указанных документов налогоплательщик вправе изготовить копии (Письмо от 22.05.2013 N 03-02-07/1/18189).
Статья: Вызов свидетелей и переводчиков
(Шестакова Е.В.)
("Налоговая проверка", 2013, N 2)4. Отсутствие в деле о привлечении к административной ответственности сведений о дополнительных мероприятиях налогового контроля или осуществление опроса во время приостановления выездной проверки. В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2011 N 09АП-2598/2011-АК суд пришел к следующему выводу. Допросы физических лиц, на основании которых строятся доказательства нарушений обществом п. п. 1, 2, 6 ст. 169, п. 1 ст. 252 и п. 49 ст. 270 НК РФ, получены в момент приостановления выездной налоговой проверки на основании решения либо неустановленными лицами или лицами, не проводящими выездную проверку. В решении не отражен факт ознакомления проверяемого лица с результатами проведения дополнительных мероприятий налогового контроля от 18.03.2010, а именно с протоколом опроса свидетеля, проведенного главным государственным налоговым инспектором МРИ ФНС N 1 по Тульской области. В тексте решения при изложении нарушений вновь полученный допрос свидетеля не упомянут.
(Шестакова Е.В.)
("Налоговая проверка", 2013, N 2)4. Отсутствие в деле о привлечении к административной ответственности сведений о дополнительных мероприятиях налогового контроля или осуществление опроса во время приостановления выездной проверки. В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2011 N 09АП-2598/2011-АК суд пришел к следующему выводу. Допросы физических лиц, на основании которых строятся доказательства нарушений обществом п. п. 1, 2, 6 ст. 169, п. 1 ст. 252 и п. 49 ст. 270 НК РФ, получены в момент приостановления выездной налоговой проверки на основании решения либо неустановленными лицами или лицами, не проводящими выездную проверку. В решении не отражен факт ознакомления проверяемого лица с результатами проведения дополнительных мероприятий налогового контроля от 18.03.2010, а именно с протоколом опроса свидетеля, проведенного главным государственным налоговым инспектором МРИ ФНС N 1 по Тульской области. В тексте решения при изложении нарушений вновь полученный допрос свидетеля не упомянут.
Статья: О протоколах при рассмотрении актов налоговых проверок
(Азиева А.)
("Практический бухгалтерский учет", 2013, N 11)При ознакомлении с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля составляется протокол ознакомления, в котором должны быть указаны:
(Азиева А.)
("Практический бухгалтерский учет", 2013, N 11)При ознакомлении с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля составляется протокол ознакомления, в котором должны быть указаны:
Вопрос: В какой срок проверяемое лицо должно быть ознакомлено с результатами дополнительных мероприятий?
("Налоговая проверка", 2014, N 3)Кроме того, в п. 6 Рекомендаций о порядке организации работы налоговых органов, направленных Письмом ФНС России от 07.08.2013 N СА-4-9/14460@, отмечено: при ознакомлении проверяемого лица с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля составляется протокол ознакомления. Рекомендуемая форма протокола приведена в Приложении 2 к названным Рекомендациям. Также лицу вручаются копии документов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля (за исключением документов, полученных от самого лица в порядке ст. 93 НК РФ).
("Налоговая проверка", 2014, N 3)Кроме того, в п. 6 Рекомендаций о порядке организации работы налоговых органов, направленных Письмом ФНС России от 07.08.2013 N СА-4-9/14460@, отмечено: при ознакомлении проверяемого лица с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля составляется протокол ознакомления. Рекомендуемая форма протокола приведена в Приложении 2 к названным Рекомендациям. Также лицу вручаются копии документов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля (за исключением документов, полученных от самого лица в порядке ст. 93 НК РФ).
Статья: Изменения в налоговом администрировании
(Кудряшов С.Н.)
("Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 6)Помимо этого, сейчас до вынесения решения по результатам проверки налоговики обязаны знакомить налогоплательщика по его требованию со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля (с протоколами опросов контрагентов, с их первичной документацией и т.д.) (п. 2 ст. 101 НК РФ). До внесения соответствующих поправок проверяющие очень часто отказывали хозяйствующим субъектам в ознакомлении с результатами дополнительных мероприятий, принимая решение по результатам проверки даже без извещения налогоплательщиков о рассмотрении этих результатов. Однако Минфин России не поддерживал позицию налоговиков (Письмо от 19.06.2009 N 03-02-07/1-321). Был против такого подхода и арбитражный суд (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 162/10). Сейчас вопрос урегулирован на законодательном уровне.
(Кудряшов С.Н.)
("Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 6)Помимо этого, сейчас до вынесения решения по результатам проверки налоговики обязаны знакомить налогоплательщика по его требованию со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля (с протоколами опросов контрагентов, с их первичной документацией и т.д.) (п. 2 ст. 101 НК РФ). До внесения соответствующих поправок проверяющие очень часто отказывали хозяйствующим субъектам в ознакомлении с результатами дополнительных мероприятий, принимая решение по результатам проверки даже без извещения налогоплательщиков о рассмотрении этих результатов. Однако Минфин России не поддерживал позицию налоговиков (Письмо от 19.06.2009 N 03-02-07/1-321). Был против такого подхода и арбитражный суд (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 162/10). Сейчас вопрос урегулирован на законодательном уровне.
"Досудебный и судебный порядок урегулирования споров по результатам налоговых проверок: Научно-практическое пособие"
(Колесниченко Т.В.)
("Юстицинформ", 2012)По нашему мнению, с учетом нормы ст. 100 НК РФ налоговый орган не вправе составлять акт налоговой проверки второй раз либо вносить в него изменения. Если к моменту рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель инспекции выявит потребность в проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, вынесет соответствующее решение с прямым указанием сроков и форм их проведения (п. 6 ст. 101 НК РФ), то такие действия должны быть оформлены соответствующими документами (при необходимости проведения экспертизы - заключение (ст. 95 НК РФ), при допросе свидетеля - протокол (ст. 90 НК РФ) и т.п.). Далее налогоплательщику должно быть предоставлено право ознакомиться с результатами проведенных мероприятий и представить свои возражения (п. 2 ст. 101 НК РФ, п. 6 ст. 100 НК РФ). В случае если налоговый орган соблюдает вышеназванную последовательность, его действия являются законными. Вынесение дополнительного акта проверки не требуется и противоречит вышеприведенным нормам.
(Колесниченко Т.В.)
("Юстицинформ", 2012)По нашему мнению, с учетом нормы ст. 100 НК РФ налоговый орган не вправе составлять акт налоговой проверки второй раз либо вносить в него изменения. Если к моменту рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель инспекции выявит потребность в проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, вынесет соответствующее решение с прямым указанием сроков и форм их проведения (п. 6 ст. 101 НК РФ), то такие действия должны быть оформлены соответствующими документами (при необходимости проведения экспертизы - заключение (ст. 95 НК РФ), при допросе свидетеля - протокол (ст. 90 НК РФ) и т.п.). Далее налогоплательщику должно быть предоставлено право ознакомиться с результатами проведенных мероприятий и представить свои возражения (п. 2 ст. 101 НК РФ, п. 6 ст. 100 НК РФ). В случае если налоговый орган соблюдает вышеназванную последовательность, его действия являются законными. Вынесение дополнительного акта проверки не требуется и противоречит вышеприведенным нормам.