Протокол об административном правонарушении составляется незамедлительно
Подборка наиболее важных документов по запросу Протокол об административном правонарушении составляется незамедлительно (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 14.25 "Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" КоАП РФ"В исследуемом случае правонарушение посягало на установленный государством порядок, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений. При этом, существенная угроза порядку публичных правоотношений сведена до минимума в силу обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии умысла на совершение действий, умаляющих авторитет закона, о чем свидетельствует факт исполнения требования налогового органа незамедлительно после его получения, причем, до составления протокола об административном правонарушении, и при таких обстоятельствах, было бы неправильным и неоправданным вывод о том, что лицо отнесся пренебрежительно к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Требования закона руководитель юридического лица не проигнорировал, он их выполнил в кратчайший срок с момента реального получения соответствующего уведомления налогового органа, но за пределами 30 дневного срока с момента его направления лицу, обязанного представить в названный срок надлежащие сведения в налоговый орган.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 19.3 "Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации" КоАП РФТо обстоятельство, что водитель Х. в последующем представил документы, в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении, не свидетельствует об ошибочности выводов судебных инстанций, поскольку законные требования сотрудника полиции, находящегося при исполнении своих служебных обязанностей, должны быть выполнены незамедлительно."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о привлечении к административной ответственности депутатов Государственной Думы Российской Федерации
(Стенюшкина Э.А.)
("Юрист", 2025, N 3)В них указано, что орган дознания или следователь в течение 3 дней после выявления правонарушения обязан уведомить Генерального прокурора РФ. Однако существует серьезный недостаток, поскольку ни следователь, ни дознаватель не правомочны возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях. В течение недели Генеральный прокурор РФ должен подготовить представление о лишении статуса неприкосновенности для соответствующей палаты. Это также является недостатком, так как протокол об административном правонарушении должен быть составлен незамедлительно либо в течение 2 дней с момента совершения деяния, если требуются дополнительные проверки. Еще один существенный недостаток выявлен в ч. 5 ст. 19 Федерального закона "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Дело в суд нельзя передать, пока не будет получено согласие ГД РФ. А для этой процедуры необходимо дополнительное время, которое в законе не предусмотрено. Кроме этого, согласимся с мнением С.А. Авакьяна, что палата берет на себя ответственность давать оценку фактическим обстоятельствам совершенного деяния и имеет возможность не допустить передачи дела в суд <7>. То есть возлагает на себя обязанности судьи, при этом правомочно определить, виновен депутат или нет? Например, правонарушение совершено, дело об административном правонарушении правомочен рассматривать судья, но материал судье не направляется. Дело в том, что в случае отказа палаты Федерального Собрания на лишение депутата статуса неприкосновенности решение считается окончательным и производство по делу об административном правонарушении прекращается. Дальнейшее производство может быть возобновлено только при вновь открывшихся обстоятельствах.
(Стенюшкина Э.А.)
("Юрист", 2025, N 3)В них указано, что орган дознания или следователь в течение 3 дней после выявления правонарушения обязан уведомить Генерального прокурора РФ. Однако существует серьезный недостаток, поскольку ни следователь, ни дознаватель не правомочны возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях. В течение недели Генеральный прокурор РФ должен подготовить представление о лишении статуса неприкосновенности для соответствующей палаты. Это также является недостатком, так как протокол об административном правонарушении должен быть составлен незамедлительно либо в течение 2 дней с момента совершения деяния, если требуются дополнительные проверки. Еще один существенный недостаток выявлен в ч. 5 ст. 19 Федерального закона "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Дело в суд нельзя передать, пока не будет получено согласие ГД РФ. А для этой процедуры необходимо дополнительное время, которое в законе не предусмотрено. Кроме этого, согласимся с мнением С.А. Авакьяна, что палата берет на себя ответственность давать оценку фактическим обстоятельствам совершенного деяния и имеет возможность не допустить передачи дела в суд <7>. То есть возлагает на себя обязанности судьи, при этом правомочно определить, виновен депутат или нет? Например, правонарушение совершено, дело об административном правонарушении правомочен рассматривать судья, но материал судье не направляется. Дело в том, что в случае отказа палаты Федерального Собрания на лишение депутата статуса неприкосновенности решение считается окончательным и производство по делу об административном правонарушении прекращается. Дальнейшее производство может быть возобновлено только при вновь открывшихся обстоятельствах.
Ситуация: Как вернуть автомобиль, эвакуированный на штрафстоянку?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Инспектор ГИБДД (в г. Москве - инспектор Московской автомобильной дорожной инспекции (МАДИ)) имеет право эвакуировать неправильно припаркованный автомобиль в отсутствие водителя, возбудить дело об административном правонарушении, составив протокол о задержании автомобиля в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. При этом копия протокола с решением о возврате задержанного автомобиля незамедлительно после устранения причины задержания автомобиля будет вручена владельцу автомобиля, его представителю либо лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным автомобилем (ч. 8 ст. 27.13 КоАП РФ; п. п. 1, 4.2.2 Положения о МАДИ, утв. Постановлением Правительства г. Москвы от 14.10.2013 N 679-ПП).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Инспектор ГИБДД (в г. Москве - инспектор Московской автомобильной дорожной инспекции (МАДИ)) имеет право эвакуировать неправильно припаркованный автомобиль в отсутствие водителя, возбудить дело об административном правонарушении, составив протокол о задержании автомобиля в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. При этом копия протокола с решением о возврате задержанного автомобиля незамедлительно после устранения причины задержания автомобиля будет вручена владельцу автомобиля, его представителю либо лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным автомобилем (ч. 8 ст. 27.13 КоАП РФ; п. п. 1, 4.2.2 Положения о МАДИ, утв. Постановлением Правительства г. Москвы от 14.10.2013 N 679-ПП).
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 06.04.2023 N 15-П
"По делу о проверке конституционности абзаца девятого пункта 2 статьи 1, абзацев первого и второго пункта 1 и предложения первого пункта 2 статьи 21, пункта 2 статьи 22 и пункта 3 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", абзаца второго части 6 статьи 28.3 и предложения второго части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также пункта 1 части 3 статьи 16.5 Закона города Москвы "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в связи с жалобой гражданина П.Н. Лакина"Таким образом, с момента вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2014 года N 247-ФЗ и до заключения указанного в абзаце втором части 6 статьи 28.3 КоАП Российской Федерации соглашения на должностных лиц органов внутренних дел (полиции) не могли быть возложены полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, а соответствующие положения законов субъектов Российской Федерации более не подлежали применению, если еще ранее они не были признаны судами общей юрисдикции недействующими. Такое регулирование требовало незамедлительного внесения необходимых изменений в законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, содержащих соответствующие положения, в том числе Москвы, с тем чтобы обеспечить возможность реализации установленных ими мер ответственности.
"По делу о проверке конституционности абзаца девятого пункта 2 статьи 1, абзацев первого и второго пункта 1 и предложения первого пункта 2 статьи 21, пункта 2 статьи 22 и пункта 3 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", абзаца второго части 6 статьи 28.3 и предложения второго части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также пункта 1 части 3 статьи 16.5 Закона города Москвы "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в связи с жалобой гражданина П.Н. Лакина"Таким образом, с момента вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2014 года N 247-ФЗ и до заключения указанного в абзаце втором части 6 статьи 28.3 КоАП Российской Федерации соглашения на должностных лиц органов внутренних дел (полиции) не могли быть возложены полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, а соответствующие положения законов субъектов Российской Федерации более не подлежали применению, если еще ранее они не были признаны судами общей юрисдикции недействующими. Такое регулирование требовало незамедлительного внесения необходимых изменений в законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, содержащих соответствующие положения, в том числе Москвы, с тем чтобы обеспечить возможность реализации установленных ими мер ответственности.
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Подписанная лицами, указанными в абзаце первом части 1.1 настоящей статьи, копия протокола с отметкой о получении ими данной копии незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня направляется лицом, осуществляющим организацию видео-конференц-связи, должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.
(ред. от 04.11.2025)Подписанная лицами, указанными в абзаце первом части 1.1 настоящей статьи, копия протокола с отметкой о получении ими данной копии незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня направляется лицом, осуществляющим организацию видео-конференц-связи, должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.
Ситуация: Каков порядок привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Разбирательство может не назначаться, если обстоятельства совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка установлены проведенными ранее ревизией, проверкой или административным расследованием либо материалами об административном правонарушении. В этом случае назначается офицер для составления протокола и определяется срок его составления (не более трех суток).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Разбирательство может не назначаться, если обстоятельства совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка установлены проведенными ранее ревизией, проверкой или административным расследованием либо материалами об административном правонарушении. В этом случае назначается офицер для составления протокола и определяется срок его составления (не более трех суток).
Статья: Состязательность сторон при рассмотрении судом дел об административных правонарушениях
(Суворова Е.А., Лизунов А.С.)
("Адвокатская практика", 2022, N 6)В таком случае произойдет подлинная реализация конституционного принципа состязательности сторон при рассмотрении судом дел об административных правонарушениях. Суд полностью освободится от нехарактерной ему функции преследования в административно-деликтных правоотношениях. Снизится количество дел об административных правонарушениях, направленных в суд с нарушением законодательства, поскольку появится фильтр для подобных дел в виде прокурора. С учетом того что дела об административных правонарушениях в большей своей части не объемны, время проверки прокурором указанных дел будет минимальным, а по тем делам, где лицо, привлекаемое к административной ответственности, задержано, изучение и проверка дела должны проводиться незамедлительно с моментов поступления материалов дела прокурору. Отказ прокурора в качестве обвинителя от обвинения должен влечь за собой безусловное прекращение административного преследования. Также в подобной юридической конструкции подлежит исключению у лиц, составивших протокол об административном правонарушении, прав обжаловать судебные решения по делу и представлять в суд доказательства. Данные полномочия будут реализованы прокурором.
(Суворова Е.А., Лизунов А.С.)
("Адвокатская практика", 2022, N 6)В таком случае произойдет подлинная реализация конституционного принципа состязательности сторон при рассмотрении судом дел об административных правонарушениях. Суд полностью освободится от нехарактерной ему функции преследования в административно-деликтных правоотношениях. Снизится количество дел об административных правонарушениях, направленных в суд с нарушением законодательства, поскольку появится фильтр для подобных дел в виде прокурора. С учетом того что дела об административных правонарушениях в большей своей части не объемны, время проверки прокурором указанных дел будет минимальным, а по тем делам, где лицо, привлекаемое к административной ответственности, задержано, изучение и проверка дела должны проводиться незамедлительно с моментов поступления материалов дела прокурору. Отказ прокурора в качестве обвинителя от обвинения должен влечь за собой безусловное прекращение административного преследования. Также в подобной юридической конструкции подлежит исключению у лиц, составивших протокол об административном правонарушении, прав обжаловать судебные решения по делу и представлять в суд доказательства. Данные полномочия будут реализованы прокурором.
"Бюджетные учреждения: планирование, учет, анализ и контроль: Учебник"
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)Инспектор Счетной палаты, в соответствии с ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ, вправе составить протокол об административном правонарушении по факту создания инспектору и (или) иному сотруднику аппарата Счетной палаты препятствий для проведения контрольного мероприятия.
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)Инспектор Счетной палаты, в соответствии с ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ, вправе составить протокол об административном правонарушении по факту создания инспектору и (или) иному сотруднику аппарата Счетной палаты препятствий для проведения контрольного мероприятия.
Ситуация: Как происходит эвакуация автомобиля и что при этом предпринять?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Задержание автомобиля осуществляется уполномоченным должностным лицом после составления протокола об административном правонарушении. О задержании автомобиля составляется протокол. При задержании транспортного средства вне населенного пункта сотрудник оказывает участнику дорожного движения содействие в проезде до ближайшего населенного пункта (ч. 3 ст. 27.13 КоАП РФ; п. 118 Порядка, утв. Приказом МВД России от 02.05.2023 N 264).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Задержание автомобиля осуществляется уполномоченным должностным лицом после составления протокола об административном правонарушении. О задержании автомобиля составляется протокол. При задержании транспортного средства вне населенного пункта сотрудник оказывает участнику дорожного движения содействие в проезде до ближайшего населенного пункта (ч. 3 ст. 27.13 КоАП РФ; п. 118 Порядка, утв. Приказом МВД России от 02.05.2023 N 264).
Вопрос: Какой порядок проверки территориальным органом МВД России заявлений (сообщений) об административных правонарушениях?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 59 - 59.4 Инструкции МВД о приеме заявлений по результатам рассмотрения заявлений и сообщений об административных правонарушениях должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 59 - 59.4 Инструкции МВД о приеме заявлений по результатам рассмотрения заявлений и сообщений об административных правонарушениях должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:
Готовое решение: Какие требования предъявляются к составлению и содержанию протокола об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы (ваш законный представитель) отказались подписать копию протокола, лицо, осуществляющее организацию видео-конференц-связи, направляет такую копию, сделав на ней соответствующую запись, должностному лицу, составившему протокол, незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня (ч. 5.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы (ваш законный представитель) отказались подписать копию протокола, лицо, осуществляющее организацию видео-конференц-связи, направляет такую копию, сделав на ней соответствующую запись, должностному лицу, составившему протокол, незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня (ч. 5.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Ситуация: Как бороться с курильщиками в доме?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Целесообразно обратиться в участковый пункт полиции либо в ОВД, на подведомственной территории которых произошло событие административного правонарушения, и настоять, чтобы по данному факту был составлен протокол об административном правонарушении. Также можно обратиться в орган регионального государственного жилищного надзора, например жилищную инспекцию (ч. 1 ст. 23.3, ст. ст. 23.55, 28.2, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Целесообразно обратиться в участковый пункт полиции либо в ОВД, на подведомственной территории которых произошло событие административного правонарушения, и настоять, чтобы по данному факту был составлен протокол об административном правонарушении. Также можно обратиться в орган регионального государственного жилищного надзора, например жилищную инспекцию (ч. 1 ст. 23.3, ст. ст. 23.55, 28.2, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).