Протокол об административном правонарушении гит
Подборка наиболее важных документов по запросу Протокол об административном правонарушении гит (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение законодательства о труде
(КонсультантПлюс, 2025)...Установленные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ... сделан правильный вывод о наличии в действиях ФГАОУ... состава административного правонарушения..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Установленные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ... сделан правильный вывод о наличии в действиях ФГАОУ... состава административного правонарушения..."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 29.1 "Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении" КоАП РФ"Указание представителя на то, что судье в порядке подготовки к рассмотрению жалобы требовалось вынести определение об устранении недостатков протокола и направить его в ГИТ СО (в части указания места жительства Ш.) не соответствуют требованиям ст. 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, более того, нормами данного Кодекса вынесение подобных определений не предусмотрено."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какая ответственность предусмотрена для директора за оскорбление работника?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)в федеральную инспекцию труда. Так, государственные инспекторы труда вправе, в частности, составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности (ч. 2 ст. 352, ч. 1 ст. 353, ст. 356, ч. 1 ст. 357 ТК РФ);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)в федеральную инспекцию труда. Так, государственные инспекторы труда вправе, в частности, составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности (ч. 2 ст. 352, ч. 1 ст. 353, ст. 356, ч. 1 ст. 357 ТК РФ);
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанными нормами КоАП РФ, составляются должностными лицами федеральной инспекции труда и подведомственными ей государственных инспекций труда. Дела данной категории рассматривают федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда, а от их имени - должностные лица, указанные в ч. 2 ст. 23.12 КоАП РФ.
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанными нормами КоАП РФ, составляются должностными лицами федеральной инспекции труда и подведомственными ей государственных инспекций труда. Дела данной категории рассматривают федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда, а от их имени - должностные лица, указанные в ч. 2 ст. 23.12 КоАП РФ.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 12.11.2024 N 51-П
"По делу о проверке конституционности пункта 3 части 1 статьи 30.1 и иных положений о подсудности Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Подольского городского суда Московской области"Судья Подольского городского суда Московской области, рассмотрев материалы дела и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.9 КоАП Российской Федерации, пришел к выводу о том, что подсудность жалобы на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении определяется по месту вынесения указанного постановления, а не по месту совершения административного правонарушения. По мнению суда, единственным исключением из данного правила являются постановления, вынесенные в особом порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 "Назначение административного наказания без составления протокола" КоАП Российской Федерации, обжалование которых осуществляется по месту совершения административного правонарушения. Поэтому, принимая во внимание место расположения Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге, судья этого суда определением от 24 мая 2023 года возвратил жалобу и иные материалы дела по территориальной подсудности в Смольнинский районный суд города Санкт-Петербурга.
"По делу о проверке конституционности пункта 3 части 1 статьи 30.1 и иных положений о подсудности Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Подольского городского суда Московской области"Судья Подольского городского суда Московской области, рассмотрев материалы дела и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.9 КоАП Российской Федерации, пришел к выводу о том, что подсудность жалобы на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении определяется по месту вынесения указанного постановления, а не по месту совершения административного правонарушения. По мнению суда, единственным исключением из данного правила являются постановления, вынесенные в особом порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 "Назначение административного наказания без составления протокола" КоАП Российской Федерации, обжалование которых осуществляется по месту совершения административного правонарушения. Поэтому, принимая во внимание место расположения Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге, судья этого суда определением от 24 мая 2023 года возвратил жалобу и иные материалы дела по территориальной подсудности в Смольнинский районный суд города Санкт-Петербурга.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы второй, третий и пятнадцатый ст. 356 ТК РФ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы второй, третий и пятнадцатый ст. 356 ТК РФ).
Статья: Вправе ли ГИТ отменить примененные работодателем к сотруднику дисциплинарные взыскания?
(Зотов Г.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)В соответствии с ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством следующих мероприятий:
(Зотов Г.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)В соответствии с ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством следующих мероприятий:
Вопрос: Работник считает свое увольнение незаконным и направил жалобу в трудовую инспекцию, которая приняла решение о его восстановлении и собирается представлять его интересы в суде. Правомерно ли это?
(Консультация эксперта, 2024)- составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
(Консультация эксперта, 2024)- составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях в области персональных данных переданы от прокуроров к Роскомнадзору. Срок давности для административной ответственности - три месяца со дня нарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Протокол об административном нарушении составляют сотрудники Роскомнадзора (п. 58 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях в области персональных данных переданы от прокуроров к Роскомнадзору. Срок давности для административной ответственности - три месяца со дня нарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Протокол об административном нарушении составляют сотрудники Роскомнадзора (п. 58 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Статья: Переход на гибкое рабочее время
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 4)Данные обстоятельства и вина... в совершении вмененного административного правонарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от... актом проверки от... графиком работы на 12 месяцев... содержащим в графе "согласен/подпись" подписи работника ФИО с отметкой "ознакомлен, не согласен, дата"; заявлением ФИО и другими материалами дела..." (Решение Московского городского суда от 17.05.2022 по делу N 7-7334/2022).
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 4)Данные обстоятельства и вина... в совершении вмененного административного правонарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от... актом проверки от... графиком работы на 12 месяцев... содержащим в графе "согласен/подпись" подписи работника ФИО с отметкой "ознакомлен, не согласен, дата"; заявлением ФИО и другими материалами дела..." (Решение Московского городского суда от 17.05.2022 по делу N 7-7334/2022).
Статья: Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства как основной способ защиты трудовых прав работников
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2022, N 9)Основные полномочия органов федеральной инспекции труда закреплены ст. 356 ТК РФ. Федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях, подготовки других материалов о привлечении виновных лиц к ответственности. Например, ст. 360 ТК РФ предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки служит обращение или заявление работника о нарушении работодателем его трудовых прав, о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы; поступление информации о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора.
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2022, N 9)Основные полномочия органов федеральной инспекции труда закреплены ст. 356 ТК РФ. Федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях, подготовки других материалов о привлечении виновных лиц к ответственности. Например, ст. 360 ТК РФ предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки служит обращение или заявление работника о нарушении работодателем его трудовых прав, о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы; поступление информации о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора.
Статья: Предостережение, предписание и постановление ГИТ
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 5)Иногда о том, что работодатель не согласен с выявленными нарушениями, становится понятно уже на стадии возбуждения административного дела. Но далеко не всегда работодателю выгодно выражать свое несогласие сразу, например, в объяснениях к протоколу об административном правонарушении. Ведь зачастую лучше умолчать о нарушениях, чтобы потом они могли сыграть работодателю в плюс в суде, как в приведенном ниже образце жалобы (пример 3).
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 5)Иногда о том, что работодатель не согласен с выявленными нарушениями, становится понятно уже на стадии возбуждения административного дела. Но далеко не всегда работодателю выгодно выражать свое несогласие сразу, например, в объяснениях к протоколу об административном правонарушении. Ведь зачастую лучше умолчать о нарушениях, чтобы потом они могли сыграть работодателю в плюс в суде, как в приведенном ниже образце жалобы (пример 3).
Статья: Можно ли взыскать с начальника отдела кадров штраф, наложенный Гострудинспекцией на организацию?
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 9)Пример. Гострудинспекция пришла с проверкой в ООО "***" и обнаружила, что в трудовых договорах с работниками не установлены условия труда на рабочем месте, в то время как это обязательные условия. Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении начальника отдела кадров ООО... Ц. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности (штраф 20 000 руб.). В дальнейшем начальник отдела кадров обжаловал штраф в суде, даже принес дополнительные соглашения к трудовым договорам с работниками, в которых установлены те самые условия труда. Но суд поддержал ГИТ:
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 9)Пример. Гострудинспекция пришла с проверкой в ООО "***" и обнаружила, что в трудовых договорах с работниками не установлены условия труда на рабочем месте, в то время как это обязательные условия. Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении начальника отдела кадров ООО... Ц. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности (штраф 20 000 руб.). В дальнейшем начальник отдела кадров обжаловал штраф в суде, даже принес дополнительные соглашения к трудовым договорам с работниками, в которых установлены те самые условия труда. Но суд поддержал ГИТ:
Готовое решение: За что штрафует трудовая инспекция
(КонсультантПлюс, 2025)Трудовая инспекция не сможет вас оштрафовать самостоятельно, если выявит у вас повторные аналогичные нарушения, например по оформлению трудового договора, по оплате труда, потому что у нее по закону нет таких полномочий. Дело в следующем: если трудинспектор выявит указанные нарушения и окажется, что вас за них уже наказывали, то он только составит протокол об административном правонарушении. Само дело инспектор передаст в суд, который будет выносить решение, в том числе о штрафе. Это следует из ч. 1 ст. 23.1, ст. 23.12, п. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ. При этом учитываются правила ст. 4.6 КоАП РФ о сроке, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
(КонсультантПлюс, 2025)Трудовая инспекция не сможет вас оштрафовать самостоятельно, если выявит у вас повторные аналогичные нарушения, например по оформлению трудового договора, по оплате труда, потому что у нее по закону нет таких полномочий. Дело в следующем: если трудинспектор выявит указанные нарушения и окажется, что вас за них уже наказывали, то он только составит протокол об административном правонарушении. Само дело инспектор передаст в суд, который будет выносить решение, в том числе о штрафе. Это следует из ч. 1 ст. 23.1, ст. 23.12, п. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ. При этом учитываются правила ст. 4.6 КоАП РФ о сроке, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Статья: Иски о понуждении к исполнению предписаний контрольных (надзорных) органов
(Карпеева Е.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 2)Аналогично регламентированы полномочия инспекций труда. Так, согласно ст. 353 ТК РФ федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2021 г. N 1230 об утверждении положения по указанному виду контроля (надзора). На основании Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по труду, утвержденного Приказом Минтруда России от 26 мая 2015 г. N 318н, разработаны и утверждены положения о территориальных инспекциях труда различных субъектов РФ. При этом п. п. 12.8 и 12.9 Типового положения должностным лицам территориальных органов предоставлено право при осуществлении соответствующего федерального государственного контроля (надзора) составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве. Таким образом, инспекции труда также не вправе предъявлять иски о понуждении к исполнению их предписаний. Но это не мешает указанным органам добиваться от работодателей соблюдения законодательства с помощью мер административного понуждения - через требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений.
(Карпеева Е.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 2)Аналогично регламентированы полномочия инспекций труда. Так, согласно ст. 353 ТК РФ федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2021 г. N 1230 об утверждении положения по указанному виду контроля (надзора). На основании Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по труду, утвержденного Приказом Минтруда России от 26 мая 2015 г. N 318н, разработаны и утверждены положения о территориальных инспекциях труда различных субъектов РФ. При этом п. п. 12.8 и 12.9 Типового положения должностным лицам территориальных органов предоставлено право при осуществлении соответствующего федерального государственного контроля (надзора) составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве. Таким образом, инспекции труда также не вправе предъявлять иски о понуждении к исполнению их предписаний. Но это не мешает указанным органам добиваться от работодателей соблюдения законодательства с помощью мер административного понуждения - через требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений.