Протокол нарушение тишины
Подборка наиболее важных документов по запросу Протокол нарушение тишины (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение тишины и покоя граждан
(КонсультантПлюс, 2025)Позиция 1. Дело о нарушении тишины и покоя граждан (вывоз ТКО в ночное время) должно содержать сведения о превышении допустимого уровня шума, полученные путем исследования и вынесения протокола исследования шума
(КонсультантПлюс, 2025)Позиция 1. Дело о нарушении тишины и покоя граждан (вывоз ТКО в ночное время) должно содержать сведения о превышении допустимого уровня шума, полученные путем исследования и вынесения протокола исследования шума
Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23.06.2023 по делу N 16-3501/2023 (УИД 61RS0008-01-2022-006305-89)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 5 ст. 2.3 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" за нарушение тишины и покоя граждан с 23-00 часов до 07-00 часов следующего дня.
Решение: Производство по делу прекращено.Судья областного суда, прекращая производство по делу в отношении ООО "ГК "Чистый город" ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, исходил из того, что в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательств, объективного характера (фото, видео и т.п.), либо составленные уполномоченными должностными лицами (акт, протокол осмотра и т.п.), которым было бы зафиксированы обстоятельства нарушения тишины и покоя в установленное время. Судья областного суда отметил, что представленные объяснения граждан однозначно не подтверждают факт установления источника шума, как и то, что именно ООО "ГК "Чистый город" производил погрузочные работы.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 5 ст. 2.3 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" за нарушение тишины и покоя граждан с 23-00 часов до 07-00 часов следующего дня.
Решение: Производство по делу прекращено.Судья областного суда, прекращая производство по делу в отношении ООО "ГК "Чистый город" ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, исходил из того, что в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательств, объективного характера (фото, видео и т.п.), либо составленные уполномоченными должностными лицами (акт, протокол осмотра и т.п.), которым было бы зафиксированы обстоятельства нарушения тишины и покоя в установленное время. Судья областного суда отметил, что представленные объяснения граждан однозначно не подтверждают факт установления источника шума, как и то, что именно ООО "ГК "Чистый город" производил погрузочные работы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Нецелевое использование объектов гражданских прав при оказании гостиничных услуг
(Суслова С.И.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 2)Так, показательно дело, в котором суд удовлетворил иск в части запрета соответствующей деятельности. При этом в основу решения были положены следующие факты: 1) наличие в сети Интернет объявлений о сдаче этого объекта посуточно и почасово; 2) наличие протоколов об административных правонарушениях (нарушение тишины) отдыхающими; 3) многочисленные факты обращения в ОВД по факту нарушения тишины и покоя соседей; 4) количество гостей превышает нормы площади на одного человека; 5) дополнительные платные услуги в виде сауны; 6) допустимость проведения вечеринок. В итоге был сделан вывод: вышеперечисленные факты свидетельствует о том, что использование ответчиком принадлежащих ему спорных жилых помещений для краткосрочного заселения происходит не с целью сдачи внаем для проживания нанимателям и членам их семей, а для временного размещения граждан на возмездной основе, в том числе с целью проведения различных мероприятий <7>. Аналогичные примеры присутствуют и в отношении квартир в многоквартирных домах <8>.
(Суслова С.И.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 2)Так, показательно дело, в котором суд удовлетворил иск в части запрета соответствующей деятельности. При этом в основу решения были положены следующие факты: 1) наличие в сети Интернет объявлений о сдаче этого объекта посуточно и почасово; 2) наличие протоколов об административных правонарушениях (нарушение тишины) отдыхающими; 3) многочисленные факты обращения в ОВД по факту нарушения тишины и покоя соседей; 4) количество гостей превышает нормы площади на одного человека; 5) дополнительные платные услуги в виде сауны; 6) допустимость проведения вечеринок. В итоге был сделан вывод: вышеперечисленные факты свидетельствует о том, что использование ответчиком принадлежащих ему спорных жилых помещений для краткосрочного заселения происходит не с целью сдачи внаем для проживания нанимателям и членам их семей, а для временного размещения граждан на возмездной основе, в том числе с целью проведения различных мероприятий <7>. Аналогичные примеры присутствуют и в отношении квартир в многоквартирных домах <8>.
Статья: К вопросу об административной ответственности за нарушение покоя граждан и тишины
(Буравлев Ю.М.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)Но самой сложной проблемой является процессуальное несовершенство порядка привлечения к ответственности несознательных граждан и иных лиц, нарушающих требования тишины и покоя. В марте 2019 г. данному вопросу была посвящена специальная конференция, проведенная в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по инициативе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В выступлениях отмечалось, что по состоянию на период проведения конференции лишь 19 регионов заключили договоры с территориальными органами внутренних дел об администрировании региональных законов о тишине, т.е. о составлении протоколов об административном правонарушении по законам субъектов РФ в части соблюдения тишины и покоя граждан.
(Буравлев Ю.М.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)Но самой сложной проблемой является процессуальное несовершенство порядка привлечения к ответственности несознательных граждан и иных лиц, нарушающих требования тишины и покоя. В марте 2019 г. данному вопросу была посвящена специальная конференция, проведенная в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по инициативе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В выступлениях отмечалось, что по состоянию на период проведения конференции лишь 19 регионов заключили договоры с территориальными органами внутренних дел об администрировании региональных законов о тишине, т.е. о составлении протоколов об административном правонарушении по законам субъектов РФ в части соблюдения тишины и покоя граждан.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 06.04.2023 N 15-П
"По делу о проверке конституционности абзаца девятого пункта 2 статьи 1, абзацев первого и второго пункта 1 и предложения первого пункта 2 статьи 21, пункта 2 статьи 22 и пункта 3 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", абзаца второго части 6 статьи 28.3 и предложения второго части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также пункта 1 части 3 статьи 16.5 Закона города Москвы "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в связи с жалобой гражданина П.Н. Лакина"1.1. Гражданин П.Н. Лакин обратился 1 ноября 2020 года в МО МВД России "Коммунарский" г. Москвы с заявлением о принятии мер в отношении его соседей, которые нарушали режим тишины в ночное время. По указанному факту постановлением временно исполняющего обязанности начальника данного межмуниципального отдела от 8 ноября 2020 года отказано в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления, предусмотренного статьей 213 "Хулиганство" УК Российской Федерации. В постановлении указано на возможные признаки в действиях соседей заявителя административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.13 КоАП Москвы, и на то, что составление протокола о таком административном правонарушении не относится к полномочиям должностных лиц органов внутренних дел.
"По делу о проверке конституционности абзаца девятого пункта 2 статьи 1, абзацев первого и второго пункта 1 и предложения первого пункта 2 статьи 21, пункта 2 статьи 22 и пункта 3 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", абзаца второго части 6 статьи 28.3 и предложения второго части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также пункта 1 части 3 статьи 16.5 Закона города Москвы "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в связи с жалобой гражданина П.Н. Лакина"1.1. Гражданин П.Н. Лакин обратился 1 ноября 2020 года в МО МВД России "Коммунарский" г. Москвы с заявлением о принятии мер в отношении его соседей, которые нарушали режим тишины в ночное время. По указанному факту постановлением временно исполняющего обязанности начальника данного межмуниципального отдела от 8 ноября 2020 года отказано в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления, предусмотренного статьей 213 "Хулиганство" УК Российской Федерации. В постановлении указано на возможные признаки в действиях соседей заявителя административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.13 КоАП Москвы, и на то, что составление протокола о таком административном правонарушении не относится к полномочиям должностных лиц органов внутренних дел.
Ситуация: Что делать, если шумят соседи?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Протокол об указанном административном правонарушении в отношении совершеннолетних граждан уполномочены составлять должностные лица Объединения административно-технических инспекций г. Москвы. При этом оказывать содействие в привлечении виновных к административной ответственности обязаны должностные лица ОВД (полиции), в том числе при отсутствии соответствующего соглашения между МВД России и Правительством Москвы. Таким образом, если соседи нарушают покой и тишину в доме, вы можете, в частности, вызвать полицию (п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ; Закон г. Москвы от 08.06.2022 N 18; Постановление Конституционного Суда РФ от 06.04.2023 N 15-П).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Протокол об указанном административном правонарушении в отношении совершеннолетних граждан уполномочены составлять должностные лица Объединения административно-технических инспекций г. Москвы. При этом оказывать содействие в привлечении виновных к административной ответственности обязаны должностные лица ОВД (полиции), в том числе при отсутствии соответствующего соглашения между МВД России и Правительством Москвы. Таким образом, если соседи нарушают покой и тишину в доме, вы можете, в частности, вызвать полицию (п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ; Закон г. Москвы от 08.06.2022 N 18; Постановление Конституционного Суда РФ от 06.04.2023 N 15-П).
Статья: Субконституционная модель распределения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами: централизация vs автономия регионов
(Чаплинский А.В., Меркуленко А.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 1)Предметом соглашений, заключенных с МВД России, является передача части региональных полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законодательством субъектов РФ. Речь идет о таких составах, как попрошайничество, нарушение тишины и покоя граждан в ночное время, приставание к гражданам, допущение нахождения несовершеннолетних без сопровождения взрослых в ночное время или в запрещенных местах, нарушение правил проведения спортивных и культурных мероприятий и др.
(Чаплинский А.В., Меркуленко А.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 1)Предметом соглашений, заключенных с МВД России, является передача части региональных полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законодательством субъектов РФ. Речь идет о таких составах, как попрошайничество, нарушение тишины и покоя граждан в ночное время, приставание к гражданам, допущение нахождения несовершеннолетних без сопровождения взрослых в ночное время или в запрещенных местах, нарушение правил проведения спортивных и культурных мероприятий и др.
Статья: Административное принуждение, применяемое мировыми судьями в Российской Федерации
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Как отмечает П.Е. Спиридонов, объем нормативных правовых актов, входящих в систему административно-процессуального регулирования, зависит полностью от объема правоотношений, требующих административно-процессуального регулирования <14>. В силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство субъектов Российской Федерации входит в систему источников судебного административно-процессуального права. Такие акты содержат нормы, устанавливающие основания и условия применения мер административного принуждения (административно-правовые), например п. 4.1, 4.2 ст. 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", Закон Алтайского края от 6 декабря 2017 г. N 95-ЗС "Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Алтайского края", Закон Белгородской области от 18 июня 2020 г. N 489 "Об обеспечении покоя граждан и тишины на территории Белгородской области", законы субъектов РФ, устанавливающие обязательные платежи. Отдельно выделим нормы, относящиеся к порядку применения мер административного принуждения (административно-процессуальные) о полномочиях по составлению протоколов в силу ст. 1.3.1 КоАП РФ (внесудебный порядок), полномочиях судей по рассмотрению дел (судебный порядок).
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Как отмечает П.Е. Спиридонов, объем нормативных правовых актов, входящих в систему административно-процессуального регулирования, зависит полностью от объема правоотношений, требующих административно-процессуального регулирования <14>. В силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство субъектов Российской Федерации входит в систему источников судебного административно-процессуального права. Такие акты содержат нормы, устанавливающие основания и условия применения мер административного принуждения (административно-правовые), например п. 4.1, 4.2 ст. 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", Закон Алтайского края от 6 декабря 2017 г. N 95-ЗС "Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Алтайского края", Закон Белгородской области от 18 июня 2020 г. N 489 "Об обеспечении покоя граждан и тишины на территории Белгородской области", законы субъектов РФ, устанавливающие обязательные платежи. Отдельно выделим нормы, относящиеся к порядку применения мер административного принуждения (административно-процессуальные) о полномочиях по составлению протоколов в силу ст. 1.3.1 КоАП РФ (внесудебный порядок), полномочиях судей по рассмотрению дел (судебный порядок).
Статья: Некоторые актуальные вопросы финансирования полиции при передаче ей субъектами Российской Федерации полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях
(Костенников М.В., Султанов К.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)<11> Брциева З.Г. Коллизия норм по передаче МВД России части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях субъектами Российской Федерации // Российский следователь. 2016. N 15. С. 27 - 31.
(Костенников М.В., Султанов К.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)<11> Брциева З.Г. Коллизия норм по передаче МВД России части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях субъектами Российской Федерации // Российский следователь. 2016. N 15. С. 27 - 31.
Статья: Некоторые проблемные вопросы установления административной ответственности за нарушения законодательства субъектов Российской Федерации в области тишины и покоя граждан
(Зиборов О.В., Султанов К.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)<4> Гусев А.В. Некоторые вопросы развития законодательства об административной ответственности за нарушение тишины и покоя граждан // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2017. N 1.
(Зиборов О.В., Султанов К.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)<4> Гусев А.В. Некоторые вопросы развития законодательства об административной ответственности за нарушение тишины и покоя граждан // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2017. N 1.
Статья: Найти управу на соседских квартирантов стало проще: реальные примеры
(Родионова Д.)
("Жилищное право", 2021, N 8)Довольно обстоятельно изложены виды нарушения тишины и покоя граждан в ночное время, в выходные и праздничные дни в ст. 8 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 (ред. от 11.06.2021) "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (принят ЗС СПб 12.05.2010). Например, согласно п. 2 данной статьи крики, свист, стук, передвижение мебели, пение, игра на музыкальных инструментах и иные действия, повлекшие нарушение тишины и покоя граждан в ночное время на защищаемых объектах в Санкт-Петербурге (к которым относится и квартира в многоквартирном доме), влекут предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. Ф.И.О. 5 Постановлением Административной комиссии Московского района Санкт-Петербурга была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 8 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 (ред. от 28.12.2016) "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге", подвергнута административному наказанию в виде в виде предупреждения. Какое именно нарушение совершила Ф.И.О. 5? Она громко стучала с 22:00 до 02:00 часов. Какими доказательствами было подтверждено совершение данного нарушения? Протоколом об административном правонарушении, заявлением Ф.И.О. 6 о нарушении Ф.И.О. 5 тишины и покоя граждан, объяснениями трех свидетелей (Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 29.04.2020 N 16-593/2020).
(Родионова Д.)
("Жилищное право", 2021, N 8)Довольно обстоятельно изложены виды нарушения тишины и покоя граждан в ночное время, в выходные и праздничные дни в ст. 8 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 (ред. от 11.06.2021) "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (принят ЗС СПб 12.05.2010). Например, согласно п. 2 данной статьи крики, свист, стук, передвижение мебели, пение, игра на музыкальных инструментах и иные действия, повлекшие нарушение тишины и покоя граждан в ночное время на защищаемых объектах в Санкт-Петербурге (к которым относится и квартира в многоквартирном доме), влекут предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. Ф.И.О. 5 Постановлением Административной комиссии Московского района Санкт-Петербурга была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 8 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 (ред. от 28.12.2016) "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге", подвергнута административному наказанию в виде в виде предупреждения. Какое именно нарушение совершила Ф.И.О. 5? Она громко стучала с 22:00 до 02:00 часов. Какими доказательствами было подтверждено совершение данного нарушения? Протоколом об административном правонарушении, заявлением Ф.И.О. 6 о нарушении Ф.И.О. 5 тишины и покоя граждан, объяснениями трех свидетелей (Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 29.04.2020 N 16-593/2020).