Пропуск срока предъявления претензии
Подборка наиболее важных документов по запросу Пропуск срока предъявления претензии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 539 "Договор энергоснабжения" ГК РФ"Разрешая спор, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 196, 200, 539, 541, 544, 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, установив, что ответчиком были неосновательно получены денежные средства, поступавшие в счет оплаты ресурса, который истец фактически не потреблял, доказательства перечисления денежных средств в адрес ответчика в счет оплаты по договору истцом представлены и ответчиком не оспариваются, отклонив ходатайство ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку истец узнал о нарушении его прав 24.06.2021, а иск подал 18.06.2024, трехлетний срок давности, с учетом направления истцом ответчику претензии, не пропущен, удовлетворил иск в полном объеме."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 207 "Применение исковой давности к дополнительным требованиям" ГК РФ"Комитет обратился в суд 21.07.2023, в связи с чем с учетом направления претензии и предусмотренных Договором сроков платежей, срок исковой давности по требованию о взыскании задолженности суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о взыскании задолженности и начисленной на нее неустойки за период с 01.04.2020 по 30.06.2020.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как грузоотправителю предъявить претензию к перевозчику о возмещении ущерба
(КонсультантПлюс, 2025)1.2. Что будет, если вы пропустили срок предъявления претензии
(КонсультантПлюс, 2025)1.2. Что будет, если вы пропустили срок предъявления претензии
Готовое решение: Как предъявить (выставить) претензию при неисполнении или ненадлежащем исполнении договора
(КонсультантПлюс, 2025)1. В какой срок предъявить претензию по договору и в чем состоят риски его пропуска
(КонсультантПлюс, 2025)1. В какой срок предъявить претензию по договору и в чем состоят риски его пропуска
Нормативные акты
"Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2025)2. Перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.
(ред. от 04.11.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2025)2. Перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных настоящей статьей сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных настоящей статьей сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.
Готовое решение: Риски заказчика при заключении договора подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Если в договоре подряда согласован срок, в течение которого вы вправе предъявлять требования (претензии) в связи с недостатками работы, то при нарушении такого срока есть риск, что вы лишитесь указанного права. Это объясняется тем, что обязательства должны исполняться надлежащим образом и в соответствии, в частности, с условиями этих обязательств (ст. 309 ГК РФ). Если вы отказываетесь принимать и оплачивать работу, ссылаясь на недостатки, по которым вы пропустили договорный срок предъявления претензий, такой отказ в случае спора может быть оценен как неправомерный.
(КонсультантПлюс, 2025)Если в договоре подряда согласован срок, в течение которого вы вправе предъявлять требования (претензии) в связи с недостатками работы, то при нарушении такого срока есть риск, что вы лишитесь указанного права. Это объясняется тем, что обязательства должны исполняться надлежащим образом и в соответствии, в частности, с условиями этих обязательств (ст. 309 ГК РФ). Если вы отказываетесь принимать и оплачивать работу, ссылаясь на недостатки, по которым вы пропустили договорный срок предъявления претензий, такой отказ в случае спора может быть оценен как неправомерный.
Готовое решение: Нужно ли соблюдать претензионный порядок разрешения споров по договорам поставки и подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Что делать, если пропущен срок направления претензии по договорам поставки и подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Что делать, если пропущен срок направления претензии по договорам поставки и подряда
Готовое решение: Как составить претензию к исполнителю о ненадлежащем исполнении договора возмездного оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Если в договоре последствий нет, то нужно руководствоваться общими последствиями нарушений при направлении претензий для договоров. В частности, при пропуске срока направления претензии есть риск утратить право на удовлетворение требования. Кроме того, нужно учитывать, что предъявление претензии за пределами срока давности может привести к отказу в иске.
(КонсультантПлюс, 2025)Если в договоре последствий нет, то нужно руководствоваться общими последствиями нарушений при направлении претензий для договоров. В частности, при пропуске срока направления претензии есть риск утратить право на удовлетворение требования. Кроме того, нужно учитывать, что предъявление претензии за пределами срока давности может привести к отказу в иске.
Статья: Особенности рассмотрения судебной практики по вопросам ответственности, возникающей по договорам железнодорожных перевозок
(Кулагина А.С.)
("Адвокатская практика", 2023, N 2)Несоблюдение срока подачи претензии является основанием для отказа перевозчика в ее рассмотрении. Статья 124 говорит о том, что есть 30 дней для ответа на поданную жалобу. Даже если, как показывает судебная практика, перевозчик отказывается принять претензию и возвращает ее до истечения срока, отведенного на рассмотрение претензии, лицо, подавшее претензию, вправе не обращаться в суд до истечения срока. Так, по делу N А82-6173/2011 <7> ОАО "Северсталь" предъявило претензию ОАО "РЖД" в лице филиала "Северная железная дорога" о возврате излишне взысканной платы за пользование вагонами. Претензия была возвращена без рассмотрения на основании ст. 123 УЖТ РФ в связи с пропуском срока на предъявление претензии, про что заявителю было сообщено письмом. В связи с неполучением ответа на претензию ОАО "Северсталь" обратилось в арбитражный суд с иском.
(Кулагина А.С.)
("Адвокатская практика", 2023, N 2)Несоблюдение срока подачи претензии является основанием для отказа перевозчика в ее рассмотрении. Статья 124 говорит о том, что есть 30 дней для ответа на поданную жалобу. Даже если, как показывает судебная практика, перевозчик отказывается принять претензию и возвращает ее до истечения срока, отведенного на рассмотрение претензии, лицо, подавшее претензию, вправе не обращаться в суд до истечения срока. Так, по делу N А82-6173/2011 <7> ОАО "Северсталь" предъявило претензию ОАО "РЖД" в лице филиала "Северная железная дорога" о возврате излишне взысканной платы за пользование вагонами. Претензия была возвращена без рассмотрения на основании ст. 123 УЖТ РФ в связи с пропуском срока на предъявление претензии, про что заявителю было сообщено письмом. В связи с неполучением ответа на претензию ОАО "Северсталь" обратилось в арбитражный суд с иском.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)6. Пункт 6 комментируемой статьи предусматривает, что экспедитор вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленного данной статьей срока, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной. Аналогичное положение в отношении возможности принятия претензии для рассмотрения перевозчиком, оператором морского терминала содержится соответственно в ч. 3 ст. 123 УЖДТ РФ, п. 2 ст. 126 "Срок предъявления претензии к перевозчику при внутренних воздушных перевозках" ВзК РФ и ч. 2 ст. 25 "Претензии и иски. Исковая давность" Закона о морских портах.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)6. Пункт 6 комментируемой статьи предусматривает, что экспедитор вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленного данной статьей срока, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной. Аналогичное положение в отношении возможности принятия претензии для рассмотрения перевозчиком, оператором морского терминала содержится соответственно в ч. 3 ст. 123 УЖДТ РФ, п. 2 ст. 126 "Срок предъявления претензии к перевозчику при внутренних воздушных перевозках" ВзК РФ и ч. 2 ст. 25 "Претензии и иски. Исковая давность" Закона о морских портах.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение тридцати дней со дня ее получения. При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии к нему в уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю. Экспедитор вправе принять для рассмотрения претензию по истечении тридцатидневного срока, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение тридцати дней со дня ее получения. При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии к нему в уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю. Экспедитор вправе принять для рассмотрения претензию по истечении тридцатидневного срока, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной.