Пропущен срок обращения в суд финансовый уполномоченный
Подборка наиболее важных документов по запросу Пропущен срок обращения в суд финансовый уполномоченный (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 25 "Защита прав потребителя финансовых услуг в судебном порядке" Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг""Отсутствие обязанности потерпевшего на досудебное обращение к финансовому уполномоченному исключает оставление судом его требований без рассмотрения в связи с пропуском потерпевшим срока, предусмотренного ч. 3 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"."
Важнейшая практика по ст. 112 ГПК РФВосстановят срок для подачи заявления об отмене заочного решения, если его копия вручена позже и не пропущен срок для апелляции >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как взыскать страховое возмещение по договору каско?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратиться к финансовому уполномоченному можно, если со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет. Если этот срок истек, вы вправе по своему выбору либо обратиться за разрешением спора к финансовому уполномоченному, одновременно с обращением подав ходатайство о восстановлении такого срока, либо предъявить иск в суд. Пропущенный по уважительным причинам срок может быть восстановлен финансовым уполномоченным на основании заявления и документов, подтверждающих уважительность этих причин (ч. 1, 4 ст. 15 Закона N 123-ФЗ; п. 89 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 19).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратиться к финансовому уполномоченному можно, если со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет. Если этот срок истек, вы вправе по своему выбору либо обратиться за разрешением спора к финансовому уполномоченному, одновременно с обращением подав ходатайство о восстановлении такого срока, либо предъявить иск в суд. Пропущенный по уважительным причинам срок может быть восстановлен финансовым уполномоченным на основании заявления и документов, подтверждающих уважительность этих причин (ч. 1, 4 ст. 15 Закона N 123-ФЗ; п. 89 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 19).
Ситуация: Как взыскать неустойку по каско за нарушение страховщиком своих обязательств по договору?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае несогласия с решением финансового уполномоченного вы можете обратиться в суд в течение 30 календарных дней после дня вступления его в силу с требованиями к страховщику по предмету, содержащемуся в обращении к финансовому уполномоченному. Иск подается в районный суд или к мировому судье в зависимости от цены иска. Пропущенный срок может быть восстановлен судьей при наличии уважительных причин (ч. 3 ст. 25 Закона N 123-ФЗ; п. п. 99, 112, 113 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 19).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае несогласия с решением финансового уполномоченного вы можете обратиться в суд в течение 30 календарных дней после дня вступления его в силу с требованиями к страховщику по предмету, содержащемуся в обращении к финансовому уполномоченному. Иск подается в районный суд или к мировому судье в зависимости от цены иска. Пропущенный срок может быть восстановлен судьей при наличии уважительных причин (ч. 3 ст. 25 Закона N 123-ФЗ; п. п. 99, 112, 113 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 19).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.10.2024)Банк обратился в суд с заявлением об оспаривании решения финансового уполномоченного, полагая его принятым при неверном применении норм права, а также указывая, что потребителем пропущен срок исковой давности.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.10.2024)Банк обратился в суд с заявлением об оспаривании решения финансового уполномоченного, полагая его принятым при неверном применении норм права, а также указывая, что потребителем пропущен срок исковой давности.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2024 N 19
"О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества"Если со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, трехлетний срок для обращения к финансовому уполномоченному истек, потребитель по своему выбору вправе либо обратиться за разрешением спора к финансовому уполномоченному, одновременно с обращением подав ходатайство о восстановлении такого срока, либо предъявить иск в суд.
"О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества"Если со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, трехлетний срок для обращения к финансовому уполномоченному истек, потребитель по своему выбору вправе либо обратиться за разрешением спора к финансовому уполномоченному, одновременно с обращением подав ходатайство о восстановлении такого срока, либо предъявить иск в суд.
Статья: Досудебный порядок урегулирования споров финансовым уполномоченным: проблемы правового регулирования
(Зайков Д.Е.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 9)Так, в силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 123-ФЗ финансовый уполномоченный рассматривает обращения потребителей, если со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет. Причем такой срок при наличии уважительных причин может быть восстановлен финансовым уполномоченным (ч. 4 ст. 15 Федерального закона N 123-ФЗ). Указанное правовое регулирование создает условия, при которых даже при пропуске срока исковой давности и отказе суда в его восстановлении потребитель не лишается возможности защиты его прав и законных интересов в споре с финансовой организацией посредством обращения к финансовому уполномоченному <15>.
(Зайков Д.Е.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 9)Так, в силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 123-ФЗ финансовый уполномоченный рассматривает обращения потребителей, если со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет. Причем такой срок при наличии уважительных причин может быть восстановлен финансовым уполномоченным (ч. 4 ст. 15 Федерального закона N 123-ФЗ). Указанное правовое регулирование создает условия, при которых даже при пропуске срока исковой давности и отказе суда в его восстановлении потребитель не лишается возможности защиты его прав и законных интересов в споре с финансовой организацией посредством обращения к финансовому уполномоченному <15>.
Интервью: Помог ли судам финомбудсмен?
("Современные страховые технологии", 2021, N 1)Какие последствия наступают в случае пропуска потребителем срока для обращения в суд с требованиями к финансовой организации, установленного ч. 3 ст. 25 ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", а также в случае пропуска финансовой организацией установленного ч. 1 ст. 26 этого Закона срока для обжалования решения финансового уполномоченного?
("Современные страховые технологии", 2021, N 1)Какие последствия наступают в случае пропуска потребителем срока для обращения в суд с требованиями к финансовой организации, установленного ч. 3 ст. 25 ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", а также в случае пропуска финансовой организацией установленного ч. 1 ст. 26 этого Закона срока для обжалования решения финансового уполномоченного?
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за январь 2024 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 3)Если со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, истек трехлетний срок для обращения потребителя к финансовому уполномоченному, потребитель по своему выбору вправе обратиться к финансовому уполномоченному с заявлением о восстановлении этого срока (при наличии уважительных причин его пропуска). Также истец вправе обратиться непосредственно в суд, не направляя в адрес страховщика заявление в порядке, предусмотренном ст. 16 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", а затем - обращение финансовому уполномоченному.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 3)Если со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, истек трехлетний срок для обращения потребителя к финансовому уполномоченному, потребитель по своему выбору вправе обратиться к финансовому уполномоченному с заявлением о восстановлении этого срока (при наличии уважительных причин его пропуска). Также истец вправе обратиться непосредственно в суд, не направляя в адрес страховщика заявление в порядке, предусмотренном ст. 16 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", а затем - обращение финансовому уполномоченному.
Ситуация: Как взыскать страховое возмещение по договору ОСАГО?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае несогласия с решением финансового уполномоченного потерпевший может обратиться в суд в течение 30 календарных дней после дня вступления в силу указанного решения. Данный срок может быть восстановлен судьей при наличии уважительных причин его пропуска (ч. 3 ст. 25 Закона N 123-ФЗ; п. 123 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 31).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае несогласия с решением финансового уполномоченного потерпевший может обратиться в суд в течение 30 календарных дней после дня вступления в силу указанного решения. Данный срок может быть восстановлен судьей при наличии уважительных причин его пропуска (ч. 3 ст. 25 Закона N 123-ФЗ; п. 123 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 31).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)В части 4 рассматриваемой статьи содержится правило, аналогичное содержащемуся в ч. 3 этой же статьи, согласно которому в случае пропуска потребителем финансовых услуг срока на предъявление удостоверения к исполнению по уважительной причине финансовый уполномоченный на основании ходатайства потребителя финансовых услуг вправе восстановить этот срок. То есть требования предъявляются те же: наличие ходатайства и уважительной причины, которая оценивается финансовым уполномоченным. Отметим, что восстановление процессуальных сроков, установленных ч. 3 и 4 ст. 23, является правом, а не обязанностью финансового уполномоченного. Комментируемым Законом не предусмотрено обжалование отказа финансового уполномоченного в удовлетворении ходатайства потребителя о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение за удостоверением и срока на предъявление удостоверения судебным приставам-исполнителям. Если срок финансовым уполномоченным восстановлен, то отметка об этом проставляется в удостоверении. Также допустим вариант, когда при возврате первоначального удостоверения с истекшим сроком выдается новое с новым сроком.
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)В части 4 рассматриваемой статьи содержится правило, аналогичное содержащемуся в ч. 3 этой же статьи, согласно которому в случае пропуска потребителем финансовых услуг срока на предъявление удостоверения к исполнению по уважительной причине финансовый уполномоченный на основании ходатайства потребителя финансовых услуг вправе восстановить этот срок. То есть требования предъявляются те же: наличие ходатайства и уважительной причины, которая оценивается финансовым уполномоченным. Отметим, что восстановление процессуальных сроков, установленных ч. 3 и 4 ст. 23, является правом, а не обязанностью финансового уполномоченного. Комментируемым Законом не предусмотрено обжалование отказа финансового уполномоченного в удовлетворении ходатайства потребителя о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение за удостоверением и срока на предъявление удостоверения судебным приставам-исполнителям. Если срок финансовым уполномоченным восстановлен, то отметка об этом проставляется в удостоверении. Также допустим вариант, когда при возврате первоначального удостоверения с истекшим сроком выдается новое с новым сроком.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за май 2024 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 7)Если со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, истек трехлетний срок для обращения потребителя к финансовому уполномоченному, потребитель по своему выбору вправе обратиться либо к финансовому уполномоченному с заявлением о восстановлении этого срока (при наличии уважительных причин его пропуска), либо непосредственно в суд.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 7)Если со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, истек трехлетний срок для обращения потребителя к финансовому уполномоченному, потребитель по своему выбору вправе обратиться либо к финансовому уполномоченному с заявлением о восстановлении этого срока (при наличии уважительных причин его пропуска), либо непосредственно в суд.
Статья: Страхование как правовое средство защиты прав потребителей на железнодорожном транспорте
(Никитина К.И.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 4)Вместе с тем принципиально иной подход применяется судами относительно пропуска потребителем 30-дневного срока после вступления в силу решения финансового уполномоченного для обращения в суд (ч. 3 ст. 25 Федерального закона N 123-ФЗ). Так, согласно п. 3 Разъяснений по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 18 марта 2020 г.) <21>, пропуск потребителем вышеназванного срока квалифицируется судом как основание для возврата искового заявления, а принятое заявление подлежит оставлению без рассмотрения (ч. 2 ст. 109 ГПК РФ). Рассмотрение же судом дела по существу с пропущенным сроком обращения потребителя расценивается кассационной инстанцией как несоответствие нормам материального права и влечет направление дела на новое рассмотрение <22>.
(Никитина К.И.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 4)Вместе с тем принципиально иной подход применяется судами относительно пропуска потребителем 30-дневного срока после вступления в силу решения финансового уполномоченного для обращения в суд (ч. 3 ст. 25 Федерального закона N 123-ФЗ). Так, согласно п. 3 Разъяснений по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 18 марта 2020 г.) <21>, пропуск потребителем вышеназванного срока квалифицируется судом как основание для возврата искового заявления, а принятое заявление подлежит оставлению без рассмотрения (ч. 2 ст. 109 ГПК РФ). Рассмотрение же судом дела по существу с пропущенным сроком обращения потребителя расценивается кассационной инстанцией как несоответствие нормам материального права и влечет направление дела на новое рассмотрение <22>.
Интервью: Последняя инстанция
("Современные страховые технологии", 2021, N 2)- С.А.: Закон о службе финансового омбудсмена работает эффективно, но есть еще некоторые пробелы. Так, в соответствии с требованием Федерального закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ), для того чтобы обратиться в суд, нужно обязательно пройти службу финомбудсмена. Однако, например, в Краснодаре мы столкнулись с тем, что наши потребители просто закидывают заявления, не отвечающие требованиям статьи 17 Федерального закона N 123-ФЗ, т.е. оформленные заведомо с нарушениями (обращается не потребитель, не приложены документы и т.п.). Финомбудсмен, руководствуясь требованиями законодательства, ставит в известность потребителя о несоответствии обращения требованиям, по существу не рассматривает либо прекращает рассмотрение обращения. Получив от финансового уполномоченного такое разъяснение, клиенты обращаются в суд, который не всегда учитывает, что стадия рассмотрения финансовым уполномоченным не пройдена должным образом, и рассматривает исковые требования, в том числе и по истечении срока, на обращение в суд. Доводы страховщиков о пропуске срока, о том, что решение финомбудсмена вступило в силу и потребитель не выразил своего несогласия с ним в установленном порядке, суды в ряде случаев не слышат. Исковые требования рассматриваются, как если бы вообще не была предусмотрена стадия обращения к финансовому уполномоченному. К сожалению, таких случаев по югу России достаточно.
("Современные страховые технологии", 2021, N 2)- С.А.: Закон о службе финансового омбудсмена работает эффективно, но есть еще некоторые пробелы. Так, в соответствии с требованием Федерального закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ), для того чтобы обратиться в суд, нужно обязательно пройти службу финомбудсмена. Однако, например, в Краснодаре мы столкнулись с тем, что наши потребители просто закидывают заявления, не отвечающие требованиям статьи 17 Федерального закона N 123-ФЗ, т.е. оформленные заведомо с нарушениями (обращается не потребитель, не приложены документы и т.п.). Финомбудсмен, руководствуясь требованиями законодательства, ставит в известность потребителя о несоответствии обращения требованиям, по существу не рассматривает либо прекращает рассмотрение обращения. Получив от финансового уполномоченного такое разъяснение, клиенты обращаются в суд, который не всегда учитывает, что стадия рассмотрения финансовым уполномоченным не пройдена должным образом, и рассматривает исковые требования, в том числе и по истечении срока, на обращение в суд. Доводы страховщиков о пропуске срока, о том, что решение финомбудсмена вступило в силу и потребитель не выразил своего несогласия с ним в установленном порядке, суды в ряде случаев не слышат. Исковые требования рассматриваются, как если бы вообще не была предусмотрена стадия обращения к финансовому уполномоченному. К сожалению, таких случаев по югу России достаточно.