ПрокурОрский надзор в сфере пожарной безопасности
Подборка наиболее важных документов по запросу ПрокурОрский надзор в сфере пожарной безопасности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 6 "Обязательность исполнения требований прокурора" Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации""Положения статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", наделяющие соответствующие уполномоченные органы осуществлять государственный пожарный надзор, не исключают осуществление прокурором надзорных функций и исполнения требований прокурора (лицам, которым они адресованы), вытекающих из его полномочий в силу статьи 6 Закона о прокуратуре, в том числе перечисленные в статьях 22, 27, 30 и 33 указанного Закона, подлежащих безусловному исполнению в установленный срок."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 6 "Обязательность исполнения требований прокурора" Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации""Положения статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", наделяющие соответствующие уполномоченные органы осуществлять государственный пожарный надзор, не исключают осуществление прокурором надзорных функций и исполнения требований прокурора (лицам, которым они адресованы), вытекающих из его полномочий в силу статьи 6 Закона о прокуратуре, в том числе перечисленные в статьях 22, 27, 30 и 33 указанного Закона, подлежащих безусловному исполнению в установленный срок."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Роспотребнадзор также не разделил индикативные показатели на две группы. Перечни показателей двух федеральных органов исполнительной власти совпадают дословно, за одним исключением: Роскомнадзор учитывает количество мероприятий, проведенных без взаимодействия в форме мониторинга безопасности, Роспотребнадзор не учитывает данный показатель. Несколько иной перечень индикативных показателей пожарного надзора утвержден МЧС России. Он включает в себя такие данные, как количество: привлеченных экспертов и экспертных организаций; принятых решений об устранении нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения (видимо, имеются в виду выданные предписания); рассмотренных вопросов о неисполнении решений по результатам проверок; предложений о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, внесенных в органы местного самоуправления; устраненных нарушений; отмененных вышестоящими должностными лицами необоснованных решений инспекторов пожарного надзора; предписаний прокуроров об устранении нарушений, допущенных инспекторами; судебных заседаний с участием инспекторов <1>. В этом перечне имеется один довольно экзотический показатель - количество принятых (и обоснованных) решений об отказе в утверждении проведенных расчетов пожарного риска. Не ясно, какие аспекты деятельности органов пожарного надзора этот показатель характеризует. Возможно, уровень взаимодействия или взаимопонимания инспекторов с контролируемыми лицами.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Роспотребнадзор также не разделил индикативные показатели на две группы. Перечни показателей двух федеральных органов исполнительной власти совпадают дословно, за одним исключением: Роскомнадзор учитывает количество мероприятий, проведенных без взаимодействия в форме мониторинга безопасности, Роспотребнадзор не учитывает данный показатель. Несколько иной перечень индикативных показателей пожарного надзора утвержден МЧС России. Он включает в себя такие данные, как количество: привлеченных экспертов и экспертных организаций; принятых решений об устранении нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения (видимо, имеются в виду выданные предписания); рассмотренных вопросов о неисполнении решений по результатам проверок; предложений о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, внесенных в органы местного самоуправления; устраненных нарушений; отмененных вышестоящими должностными лицами необоснованных решений инспекторов пожарного надзора; предписаний прокуроров об устранении нарушений, допущенных инспекторами; судебных заседаний с участием инспекторов <1>. В этом перечне имеется один довольно экзотический показатель - количество принятых (и обоснованных) решений об отказе в утверждении проведенных расчетов пожарного риска. Не ясно, какие аспекты деятельности органов пожарного надзора этот показатель характеризует. Возможно, уровень взаимодействия или взаимопонимания инспекторов с контролируемыми лицами.
Статья: Снос (приведение в соответствие с установленными требованиями) самовольной постройки в судебном порядке: некоторые вопросы материального и процессуального права
(Груздев В.В., Горбачева Ж.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 8)Лицами, уполномоченными на предъявление "публичного" иска о сносе (приведении в соответствие с установленными требованиями) самовольной постройки, выступают прокурор, а также государственные органы и органы местного самоуправления, осуществляющие по подведомственности контроль (надзор) за соблюдением земельного законодательства, градостроительных, строительных, противопожарных, санитарных, других норм и правил.
(Груздев В.В., Горбачева Ж.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 8)Лицами, уполномоченными на предъявление "публичного" иска о сносе (приведении в соответствие с установленными требованиями) самовольной постройки, выступают прокурор, а также государственные органы и органы местного самоуправления, осуществляющие по подведомственности контроль (надзор) за соблюдением земельного законодательства, градостроительных, строительных, противопожарных, санитарных, других норм и правил.
Нормативные акты
Федеральный закон от 23.05.2016 N 141-ФЗ
(ред. от 30.11.2024)
"О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1. Государственный надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о службе в федеральной противопожарной службе осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(ред. от 30.11.2024)
"О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1. Государственный надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о службе в федеральной противопожарной службе осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О пожарной безопасности"Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, обеспечивает предоставление в пределах компетенции сведений, подтверждающих факт возникновения пожара, заинтересованным лицам, первичных статистических данных в органы прокуратуры Российской Федерации для осуществления государственного единого статистического учета данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".
(ред. от 07.07.2025)
"О пожарной безопасности"Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, обеспечивает предоставление в пределах компетенции сведений, подтверждающих факт возникновения пожара, заинтересованным лицам, первичных статистических данных в органы прокуратуры Российской Федерации для осуществления государственного единого статистического учета данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".
"Защита прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля с учетом новых положений федерального законодательства"
(Вощинский М.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)На практике во исполнение поручения главы государства или Правительства России федеральные контрольные органы дают поручения своим нижестоящим структурам на проведение соответствующих проверок. Такие поручения могут даваться в преддверии новогодних праздников с целью проверки соответствия мест массового пребывания людей требованиям пожарной и санитарной безопасности или в летний период для проверки детских оздоровительных лагерей <20>, а также в случаях каких-либо чрезвычайных происшествий и других.
(Вощинский М.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)На практике во исполнение поручения главы государства или Правительства России федеральные контрольные органы дают поручения своим нижестоящим структурам на проведение соответствующих проверок. Такие поручения могут даваться в преддверии новогодних праздников с целью проверки соответствия мест массового пребывания людей требованиям пожарной и санитарной безопасности или в летний период для проверки детских оздоровительных лагерей <20>, а также в случаях каких-либо чрезвычайных происшествий и других.
Статья: Актуальные направления прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних (на примере Новосибирской области)
(Дымолазов В.С.)
("Ex jure", 2025, N 2)3. Прокурорский надзор за соблюдением жилищных прав несовершеннолетних.
(Дымолазов В.С.)
("Ex jure", 2025, N 2)3. Прокурорский надзор за соблюдением жилищных прав несовершеннолетних.
"Правовой режим самовольной постройки в системе вещного права: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Лицами, уполномоченными на предъявление "публичного" иска о сносе (приведении в соответствие с установленными требованиями) самовольной постройки, выступают прокурор, а также государственные органы и органы местного самоуправления, осуществляющие по подведомственности контроль (надзор) за соблюдением земельного законодательства, градостроительных, строительных, противопожарных, санитарных, других норм и правил.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Лицами, уполномоченными на предъявление "публичного" иска о сносе (приведении в соответствие с установленными требованиями) самовольной постройки, выступают прокурор, а также государственные органы и органы местного самоуправления, осуществляющие по подведомственности контроль (надзор) за соблюдением земельного законодательства, градостроительных, строительных, противопожарных, санитарных, других норм и правил.
Готовое решение: Как МЧС России контролирует соблюдение организациями требований пожарной безопасности
(КонсультантПлюс, 2025)Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся по согласованию с органами прокуратуры. Оно не требуется, если, в частности, внеплановые мероприятия проводят по поручению Президента РФ (Правительства РФ), по требованию прокурора (ч. 12 ст. 69, ч. 7 ст. 70, ч. 12 ст. 71, ч. 9 ст. 72, ч. 5 ст. 73 Закона N 248-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся по согласованию с органами прокуратуры. Оно не требуется, если, в частности, внеплановые мероприятия проводят по поручению Президента РФ (Правительства РФ), по требованию прокурора (ч. 12 ст. 69, ч. 7 ст. 70, ч. 12 ст. 71, ч. 9 ст. 72, ч. 5 ст. 73 Закона N 248-ФЗ).
Статья: Деятельность частных домов социального обслуживания инвалидов и престарелых - прокурорская забота
(Торговченков В.И.)
("Законность", 2025, N 9)Практика прокурорского надзора свидетельствует о допускаемых системных нарушениях прав инвалидов и престарелых, пребывающих в частных домах социального обслуживания.
(Торговченков В.И.)
("Законность", 2025, N 9)Практика прокурорского надзора свидетельствует о допускаемых системных нарушениях прав инвалидов и престарелых, пребывающих в частных домах социального обслуживания.
Статья: Надзор за исполнением законодательства в сфере соблюдения прав детей на получение доступного образования
(Криворучко Н.В.)
("Законность", 2023, N 6)Наряду с осуществлением надзора при проектировании и строительстве объектов образования прокуратура контролирует вопросы соответствия вновь построенных объектов техническим, противопожарным и санитарным требованиям, их готовности к фактической эксплуатации и приему детей.
(Криворучко Н.В.)
("Законность", 2023, N 6)Наряду с осуществлением надзора при проектировании и строительстве объектов образования прокуратура контролирует вопросы соответствия вновь построенных объектов техническим, противопожарным и санитарным требованиям, их готовности к фактической эксплуатации и приему детей.
Статья: Государственный надзор в области гражданской обороны: задачи, нормативно-правовые аспекты и основные статистические показатели
(Сорокин Г.С.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 7)- результаты взаимодействия надзорных органов и судебно-экспертных учреждений федеральной противопожарной службы;
(Сорокин Г.С.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 7)- результаты взаимодействия надзорных органов и судебно-экспертных учреждений федеральной противопожарной службы;
Статья: Привлечение к административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица: проблемы и практика правоприменения
(Тухватуллин Т.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 12)Обратимся к прокурорско-судебной практике привлечения организаций к административной ответственности за незаконное вознаграждение, в частности, должностному лицу органа государственной власти или местного самоуправления, преимущественно наделенных контрольно-надзорными полномочиями.
(Тухватуллин Т.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 12)Обратимся к прокурорско-судебной практике привлечения организаций к административной ответственности за незаконное вознаграждение, в частности, должностному лицу органа государственной власти или местного самоуправления, преимущественно наделенных контрольно-надзорными полномочиями.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)- результаты взаимодействия надзорных органов и судебно-экспертных учреждений федеральной противопожарной службы;
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)- результаты взаимодействия надзорных органов и судебно-экспертных учреждений федеральной противопожарной службы;
Статья: Особенности правового статуса военнослужащих военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации при осуществлении функций дознания
(Минтягов С.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 2)4) органы Государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
(Минтягов С.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 2)4) органы Государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.