Прокуратура и СМИ
Подборка наиболее важных документов по запросу Прокуратура и СМИ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за отказ в предоставлении информации СМИ
(КонсультантПлюс, 2025)...ООО "С", являющееся учредителем средства массовой информации сетевого издания... обратилось в прокуратуру... с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ, в отношении должностного лица ПАО...
(КонсультантПлюс, 2025)...ООО "С", являющееся учредителем средства массовой информации сетевого издания... обратилось в прокуратуру... с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ, в отношении должностного лица ПАО...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Мониторинг как важнейший инструмент в деятельности российской прокуратуры
(Ергашев Е.Р., Леготин А.О.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)4. Повод, основания и условия. Проверка проводится только при наличии сведений о нарушении закона, которые поступили в прокуратуру. Поводом для нее могут стать жалобы граждан, сигналы из СМИ, поручение вышестоящей прокуратуры; кроме того, прокурор может самостоятельно изучить оперативные и следственные материалы. Мониторинг проводится на основании прямого указания в ведомственных актах Генерального прокурора. Так, в п. п. 3.1, 4.1, 5.2 Приказа Генерального прокурора РФ от 17 мая 2018 г. N 296 "О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации и общественностью" (ред. от 22 апреля 2022 г.) предусмотрен ежедневный мониторинг СМИ, а также сети Интернет, осуществляемый Управлением взаимодействия со СМИ Генеральной прокуратуры РФ, Главной военной прокуратурой, прокурорами субъектов РФ и приравненными к ним специализированными прокурорами, а также нижестоящими прокурорами.
(Ергашев Е.Р., Леготин А.О.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)4. Повод, основания и условия. Проверка проводится только при наличии сведений о нарушении закона, которые поступили в прокуратуру. Поводом для нее могут стать жалобы граждан, сигналы из СМИ, поручение вышестоящей прокуратуры; кроме того, прокурор может самостоятельно изучить оперативные и следственные материалы. Мониторинг проводится на основании прямого указания в ведомственных актах Генерального прокурора. Так, в п. п. 3.1, 4.1, 5.2 Приказа Генерального прокурора РФ от 17 мая 2018 г. N 296 "О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации и общественностью" (ред. от 22 апреля 2022 г.) предусмотрен ежедневный мониторинг СМИ, а также сети Интернет, осуществляемый Управлением взаимодействия со СМИ Генеральной прокуратуры РФ, Главной военной прокуратурой, прокурорами субъектов РФ и приравненными к ним специализированными прокурорами, а также нижестоящими прокурорами.
Статья: Легитимация правоприменительной деятельности: аксиологический аспект
(Денисенко В.В., Малышкин С.П.)
("Российская юстиция", 2024, N 8)Особенную сложность представляет анализ ценностей, на которых строится правоприменительная деятельность в кризисных правовых системах. Так, если рассматривать легитимность правоприменительных решений в правовой системе, которая нацелена на поддержание функционирования тоталитарной диктатуры (например, право нацистской Германии), то следует обратить внимание, соответствует ли отдельное судебное (или другое правоприменительное) решение тем ценностям, благодаря которым оказывается возможным существование этой системы права. Даже если привести примеры менее последовательной правоприменительной деятельности, так называемого избирательного правоприменения, то мы установим, что правоприменительные акты будут легитимны, если они соответствуют ценностям, на которых построено избирательное правоприменение. В частности, в Приказах Генпрокуратуры России от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" и от 17 мая 2018 г. N 296 "О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации и общественностью" особенно выделяется необходимость мер прокурорского реагирования по наиболее актуальным вопросам о массовых, грубых нарушениях закона, "вызвавших общественный резонанс" и критические выступления в СМИ <16>. Таким образом, даже в контексте избирательного правоприменения правовая система не может не ориентироваться на ценность соразмерности. Иными словами, исходя из ограниченности ресурсов любой правовой системы и государственного аппарата, призванного обеспечивать ее функционирование, избирательное правоприменение может иметь место, но до тех пор, пока оно не становится эксцессом отдельного исполнителя и не идентифицируется как произвольное, несоразмерное последствиям правоприменительного действия.
(Денисенко В.В., Малышкин С.П.)
("Российская юстиция", 2024, N 8)Особенную сложность представляет анализ ценностей, на которых строится правоприменительная деятельность в кризисных правовых системах. Так, если рассматривать легитимность правоприменительных решений в правовой системе, которая нацелена на поддержание функционирования тоталитарной диктатуры (например, право нацистской Германии), то следует обратить внимание, соответствует ли отдельное судебное (или другое правоприменительное) решение тем ценностям, благодаря которым оказывается возможным существование этой системы права. Даже если привести примеры менее последовательной правоприменительной деятельности, так называемого избирательного правоприменения, то мы установим, что правоприменительные акты будут легитимны, если они соответствуют ценностям, на которых построено избирательное правоприменение. В частности, в Приказах Генпрокуратуры России от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" и от 17 мая 2018 г. N 296 "О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации и общественностью" особенно выделяется необходимость мер прокурорского реагирования по наиболее актуальным вопросам о массовых, грубых нарушениях закона, "вызвавших общественный резонанс" и критические выступления в СМИ <16>. Таким образом, даже в контексте избирательного правоприменения правовая система не может не ориентироваться на ценность соразмерности. Иными словами, исходя из ограниченности ресурсов любой правовой системы и государственного аппарата, призванного обеспечивать ее функционирование, избирательное правоприменение может иметь место, но до тех пор, пока оно не становится эксцессом отдельного исполнителя и не идентифицируется как произвольное, несоразмерное последствиям правоприменительного действия.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)По аналогичным основаниям с вынесением нового судебного акта было отменено и решение суда по иску депутата законодательного органа области А. к средству массовой информации и прокуратуре области о защите чести, достоинства, деловой репутации и компенсации причиненного ему морального вреда.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)По аналогичным основаниям с вынесением нового судебного акта было отменено и решение суда по иску депутата законодательного органа области А. к средству массовой информации и прокуратуре области о защите чести, достоинства, деловой репутации и компенсации причиненного ему морального вреда.
Приказ Генпрокуратуры России от 17.05.2018 N 296
(ред. от 22.04.2022)
"О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации и общественностью"ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 22.04.2022)
"О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации и общественностью"ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Теория и практика возбуждения уголовного дела: учебное пособие"
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Обязанность проведения такого мониторинга предусмотрена п. 5.2 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 17 мая 2018 г. N 296 "О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации и общественностью" и п. 2.1, 2.2 Приказа Следственного комитета РФ от 11 августа 2011 г. N 127 "Об организации взаимодействия Следственного комитета Российской Федерации со средствами массовой информации и общественностью".
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Обязанность проведения такого мониторинга предусмотрена п. 5.2 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 17 мая 2018 г. N 296 "О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации и общественностью" и п. 2.1, 2.2 Приказа Следственного комитета РФ от 11 августа 2011 г. N 127 "Об организации взаимодействия Следственного комитета Российской Федерации со средствами массовой информации и общественностью".
Готовое решение: Что нужно знать заказчикам и участникам о прокурорском надзоре в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Для этого органы прокуратуры проводят проверки. Основанием для их проведения могут служить как заявления граждан и должностных лиц, так и сведения, ставшие известными органам прокуратуры из других источников, например из сообщений СМИ (п. 6 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195).
(КонсультантПлюс, 2025)Для этого органы прокуратуры проводят проверки. Основанием для их проведения могут служить как заявления граждан и должностных лиц, так и сведения, ставшие известными органам прокуратуры из других источников, например из сообщений СМИ (п. 6 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195).
Статья: Прокурорская проверка: правовой и практический аспекты
(Бывальцева С.Г., Байрамов Б.Б.)
("Законность", 2021, N 9)Прокуратурой Каменского района Свердловской области проводятся проверки исполнения законов и соблюдения прав и свобод человека и гражданина на основании обращений граждан, организаций, должностных лиц в том числе органов местного самоуправления, органов исполнительной власти, сообщений средств массовой информации, поручений прокуратуры региона, и перед проверяющими прокурорами встает вопрос: в каждом ли случае, когда необходимо получение какой-либо информации, обязательно выносить решение о проведении проверки, и если нет, то в каких случаях это все же необходимо?
(Бывальцева С.Г., Байрамов Б.Б.)
("Законность", 2021, N 9)Прокуратурой Каменского района Свердловской области проводятся проверки исполнения законов и соблюдения прав и свобод человека и гражданина на основании обращений граждан, организаций, должностных лиц в том числе органов местного самоуправления, органов исполнительной власти, сообщений средств массовой информации, поручений прокуратуры региона, и перед проверяющими прокурорами встает вопрос: в каждом ли случае, когда необходимо получение какой-либо информации, обязательно выносить решение о проведении проверки, и если нет, то в каких случаях это все же необходимо?
Готовое решение: Как контролируются закупки, проводимые по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Это могут быть как заявления граждан и должностных лиц, так и сведения, ставшие известными органам прокуратуры на иных основаниях, например из сообщений СМИ (п. 6 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195). При поступлении информации о нарушении закона, если подтвердить или опровергнуть без проверки ее нельзя, органы прокуратуры начинают проверку (п. 2 ст. 21 Закона N 2202-1).
(КонсультантПлюс, 2025)Это могут быть как заявления граждан и должностных лиц, так и сведения, ставшие известными органам прокуратуры на иных основаниях, например из сообщений СМИ (п. 6 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195). При поступлении информации о нарушении закона, если подтвердить или опровергнуть без проверки ее нельзя, органы прокуратуры начинают проверку (п. 2 ст. 21 Закона N 2202-1).
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<1> См.: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 17 мая 2018 г. N 296 "О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации и общественностью".
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<1> См.: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 17 мая 2018 г. N 296 "О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации и общественностью".
Статья: Правовые проблемы повышения эффективности мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в современных условиях
(Жаворонкова Н.Г., Выпханова Г.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 1)При рассмотрении состояния и перспектив развития "чрезвычайного" законодательства следует отметить еще одно важное обстоятельство. Законы, нормы, правила, стандарты, процедуры рассчитаны и применимы в полном объеме только в "нормальных" условиях. Но это не значит, что в условиях чрезвычайной ситуации "во имя спасения" можно вообще не следовать закону. В известном смысле закон - это не только набор формальных правил, но и "смысл", "дух", отражение идеи справедливости, фундаментальных ценностей гражданского общества. В обычной жизни эти и другие качества закона и права в целом невидимы, они подразумеваются в ходе применения права различными институтами - судами, органами государственного надзора, прокуратуры, средствами массовой информации и др., хотя разрешение спора, доказывание в суде проводится по формальным основаниям. Риск ошибок, ответственности практически не связан с несоблюдением "духа", идеи справедливости и т.д. Но в условиях чрезвычайных ситуаций при принятии решения, не позволившего минимизировать человеческие жертвы или ограничивающего законные права граждан, требуются иные критерии "эффективности", которые, несомненно, должны быть связаны не только с оценкой законности действий, но и с вышеприведенными критериями применяемого права.
(Жаворонкова Н.Г., Выпханова Г.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 1)При рассмотрении состояния и перспектив развития "чрезвычайного" законодательства следует отметить еще одно важное обстоятельство. Законы, нормы, правила, стандарты, процедуры рассчитаны и применимы в полном объеме только в "нормальных" условиях. Но это не значит, что в условиях чрезвычайной ситуации "во имя спасения" можно вообще не следовать закону. В известном смысле закон - это не только набор формальных правил, но и "смысл", "дух", отражение идеи справедливости, фундаментальных ценностей гражданского общества. В обычной жизни эти и другие качества закона и права в целом невидимы, они подразумеваются в ходе применения права различными институтами - судами, органами государственного надзора, прокуратуры, средствами массовой информации и др., хотя разрешение спора, доказывание в суде проводится по формальным основаниям. Риск ошибок, ответственности практически не связан с несоблюдением "духа", идеи справедливости и т.д. Но в условиях чрезвычайных ситуаций при принятии решения, не позволившего минимизировать человеческие жертвы или ограничивающего законные права граждан, требуются иные критерии "эффективности", которые, несомненно, должны быть связаны не только с оценкой законности действий, но и с вышеприведенными критериями применяемого права.