Производственный земельный контроль
Подборка наиболее важных документов по запросу Производственный земельный контроль (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды при обращении с отходами, в том числе строительными
(КонсультантПлюс, 2025)...в рамках проведения выездного государственного земельного контроля (надзора)... управлением... [Россельхознадзора - ред.] проведено обследование земельного участка... установлен факт размещения отходов производства и потребления: асфальтовой крошки... лома бетонных изделий... строительного мусора (отходы, мусор от строительных и ремонтных работ)... При проведении проверки установлен факт использования обществом части земельного участка... не по целевому назначению...
(КонсультантПлюс, 2025)...в рамках проведения выездного государственного земельного контроля (надзора)... управлением... [Россельхознадзора - ред.] проведено обследование земельного участка... установлен факт размещения отходов производства и потребления: асфальтовой крошки... лома бетонных изделий... строительного мусора (отходы, мусор от строительных и ремонтных работ)... При проведении проверки установлен факт использования обществом части земельного участка... не по целевому назначению...
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Земельный налог: Налоговый орган исчислил (доначислил) земельный налог исходя из кадастровой стоимости, с которой не согласен Налогоплательщик
(КонсультантПлюс, 2025)отсутствие признаков нецелевого использования участка (актом установления фактического использования земельного участка, составленным органом, осуществляющим контроль за использованием земель, постановлением управления Росреестра о прекращении производства по делу об административной ответственности и т.д.) >>>
(КонсультантПлюс, 2025)отсутствие признаков нецелевого использования участка (актом установления фактического использования земельного участка, составленным органом, осуществляющим контроль за использованием земель, постановлением управления Росреестра о прекращении производства по делу об административной ответственности и т.д.) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые сравнительно-правовые аспекты обеспечения безопасности использования пестицидов в сельском хозяйстве России, США, Германии и Польши
(Ибрагимов К.Х.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)Заметим, что две основные правовые нормы, а именно обязательность получения соответствующей квалификации сельскохозяйственными товаропроизводителями до приобретения ими права на пользование землей, а также обязательность проведения ими самостоятельного производственного земельного контроля, в том числе за качеством своей продукции, соответственно, не включены в Земельный кодекс РФ (далее - ЗК РФ), что было прописано в прежних кодексах, либо упразднены из действующего ЗК РФ.
(Ибрагимов К.Х.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)Заметим, что две основные правовые нормы, а именно обязательность получения соответствующей квалификации сельскохозяйственными товаропроизводителями до приобретения ими права на пользование землей, а также обязательность проведения ими самостоятельного производственного земельного контроля, в том числе за качеством своей продукции, соответственно, не включены в Земельный кодекс РФ (далее - ЗК РФ), что было прописано в прежних кодексах, либо упразднены из действующего ЗК РФ.
Статья: Публичное управление земельными ресурсами
(Белоусова В.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)Казалось бы, вектор по эффективному использованию земельных ресурсов заложен в правильном направлении, однако мало что изменилось по истечении 11 лет. Возвращаясь к действительности, стоит уделить пристальное внимание Государственному (национальному) докладу "О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2020 г.", подготовленному Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, в котором приведены неутешительные данные в отношении земель сельскохозяйственного назначения. Так, по сравнению с 2011 г. площадь земель уменьшилась на 8,2 млн га и составляет 380,8 млн га, причиной чего явились изменение границ населенных пунктов, изъятие земель для государственных нужд, изменение вида разрешенного использования. Разумеется, основанием перевода земель являлись акты органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, однако подобное положение вещей не может в дальнейшем повлиять не только на сохранение основного потенциала страны, но и на его развитие. Ведь зачастую изъятие и перевод сельскохозяйственных земель в другую категорию обусловлены не только тенденцией развития, например, городских агломераций, но и непригодных земель в связи с их деградацией: эрозия почв, переувлажнение и заболачивание, нарушения и загрязнения земель. Только не следует забывать о том, что состояние земельных ресурсов находится под государственным надзором и муниципальным, производственным и общественным земельным контролем, который заключается в своевременном мониторинге объекта управления.
(Белоусова В.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)Казалось бы, вектор по эффективному использованию земельных ресурсов заложен в правильном направлении, однако мало что изменилось по истечении 11 лет. Возвращаясь к действительности, стоит уделить пристальное внимание Государственному (национальному) докладу "О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2020 г.", подготовленному Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, в котором приведены неутешительные данные в отношении земель сельскохозяйственного назначения. Так, по сравнению с 2011 г. площадь земель уменьшилась на 8,2 млн га и составляет 380,8 млн га, причиной чего явились изменение границ населенных пунктов, изъятие земель для государственных нужд, изменение вида разрешенного использования. Разумеется, основанием перевода земель являлись акты органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, однако подобное положение вещей не может в дальнейшем повлиять не только на сохранение основного потенциала страны, но и на его развитие. Ведь зачастую изъятие и перевод сельскохозяйственных земель в другую категорию обусловлены не только тенденцией развития, например, городских агломераций, но и непригодных земель в связи с их деградацией: эрозия почв, переувлажнение и заболачивание, нарушения и загрязнения земель. Только не следует забывать о том, что состояние земельных ресурсов находится под государственным надзором и муниципальным, производственным и общественным земельным контролем, который заключается в своевременном мониторинге объекта управления.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О пожарной безопасности"предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных и иных помещений и строений (за исключением жилых помещений), территорий, земельных участков в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
(ред. от 07.07.2025)
"О пожарной безопасности"предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных и иных помещений и строений (за исключением жилых помещений), территорий, земельных участков в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Постановление Правительства РФ от 07.05.2022 N 830
(ред. от 17.05.2025)
"Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду"11. Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации определяют лиц, ответственных за внесение сведений об объектах, подведомственных Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации, полученных по результатам осуществления федерального государственного геологического контроля (надзора), федерального государственного земельного контроля (надзора), федерального государственного экологического контроля (надзора), приема отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в федеральный государственный реестр.
(ред. от 17.05.2025)
"Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду"11. Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации определяют лиц, ответственных за внесение сведений об объектах, подведомственных Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации, полученных по результатам осуществления федерального государственного геологического контроля (надзора), федерального государственного земельного контроля (надзора), федерального государственного экологического контроля (надзора), приема отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в федеральный государственный реестр.
Вопрос: Могут ли в целях исчисления земельного налога в качестве сведений, подтверждающих, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не используется для сельскохозяйственного производства, использоваться показания работников налогоплательщика?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2024)Обоснование: Налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") и не могут превышать, в частности, 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства (абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ).
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2024)Обоснование: Налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") и не могут превышать, в частности, 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства (абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ).
Вопрос: О ставке земельного налога при неиспользовании по целевому назначению земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства.
(Письмо ФНС России от 18.09.2024 N БС-2-21/13196@)В соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 18 статьи 396 Кодекса территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного земельного контроля (надзора) (далее - органы госземнадзора), а также органы, осуществляющие муниципальный земельный контроль (далее - органы муниципального контроля), обязаны сообщать в налоговый орган по субъекту Российской Федерации:
(Письмо ФНС России от 18.09.2024 N БС-2-21/13196@)В соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 18 статьи 396 Кодекса территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного земельного контроля (надзора) (далее - органы госземнадзора), а также органы, осуществляющие муниципальный земельный контроль (далее - органы муниципального контроля), обязаны сообщать в налоговый орган по субъекту Российской Федерации:
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 6)Согласно закону побочные продукты животноводства не являются отходами производства и потребления, а также агрохимикатами. Они признаются отходами только в случае установления в рамках госконтроля в сфере ветеринарии или государственного земельного контроля (надзора) на землях сельхозназначения нарушений требований к их обращению.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 6)Согласно закону побочные продукты животноводства не являются отходами производства и потребления, а также агрохимикатами. Они признаются отходами только в случае установления в рамках госконтроля в сфере ветеринарии или государственного земельного контроля (надзора) на землях сельхозназначения нарушений требований к их обращению.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Вместе с тем прокурорские проверки показывают, что органы государственного земельного надзора нередко не усматривают признаков состава или события административного правонарушения в действиях проверяемых лиц по материалам муниципального земельного контроля и принимают решения об отказе в возбуждении дел об административном производстве. В данном случае выданное органом муниципального земельного контроля предписание теряет юридическую силу и должно быть отменено этим органом <1>. Законодательством не установлена возможность обжалования в суде решения, принятого органом государственного земельного надзора по материалам органа муниципального земельного контроля. Нередки случаи, когда органы государственного земельного надзора длительное время рассматривают материалы дела и срок привлечения виновного лица к административной ответственности истекает, что подтверждается судебной практикой <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Вместе с тем прокурорские проверки показывают, что органы государственного земельного надзора нередко не усматривают признаков состава или события административного правонарушения в действиях проверяемых лиц по материалам муниципального земельного контроля и принимают решения об отказе в возбуждении дел об административном производстве. В данном случае выданное органом муниципального земельного контроля предписание теряет юридическую силу и должно быть отменено этим органом <1>. Законодательством не установлена возможность обжалования в суде решения, принятого органом государственного земельного надзора по материалам органа муниципального земельного контроля. Нередки случаи, когда органы государственного земельного надзора длительное время рассматривают материалы дела и срок привлечения виновного лица к административной ответственности истекает, что подтверждается судебной практикой <2>.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Для понимания природы многоконтурного земельного участка и определения перспектив включения норм о таком участке в земельное законодательство предлагается обратить внимание на то, что ряд многоконтурных участков был образован из состава публичных земель еще в период государственной собственности на землю. Принадлежащие одному собственнику территориально разрозненные участки, предоставляемые, например, для сельскохозяйственного производства или размещения линейных объектов, могли объединяться в единое землепользование (многоконтурный участок) для удобства оформления документации, последующего учета, организации хозяйственного использования, земельного контроля и т.д. Такие участки в силу порядка регулирования длящихся правоотношений продолжают оставаться многоконтурными участками.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Для понимания природы многоконтурного земельного участка и определения перспектив включения норм о таком участке в земельное законодательство предлагается обратить внимание на то, что ряд многоконтурных участков был образован из состава публичных земель еще в период государственной собственности на землю. Принадлежащие одному собственнику территориально разрозненные участки, предоставляемые, например, для сельскохозяйственного производства или размещения линейных объектов, могли объединяться в единое землепользование (многоконтурный участок) для удобства оформления документации, последующего учета, организации хозяйственного использования, земельного контроля и т.д. Такие участки в силу порядка регулирования длящихся правоотношений продолжают оставаться многоконтурными участками.
Статья: Развитие правового учения профессора В.В. Петрова в современной доктрине правового регулирования обращения с отходами
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Одним из видов нарушений со стороны органов местного самоуправления является также бездействие, состоящее в невыполнении мероприятий в рамках муниципального земельного контроля. Следует отметить, что препятствием реализации названных полномочий органов местного самоуправления служит отсутствие релевантной связи между ответственностью органов местного самоуправления и закрепленными за ними полномочиями. При выявлении правонарушений орган местного самоуправления не обладает компетенцией по составлению протокола, привлечению к ответственности и вынесению обязательных предписаний. С другой стороны, органы местного самоуправления - как наиболее приближенные к источникам образования отходов органы публичной власти - в рамках предоставленных им полномочий по муниципальному земельному контролю имеют объективную возможность максимально оперативно, еще на начальном этапе формирования мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов выявлять такие места, устанавливать лиц, в результате деятельности которых данные отходы образуются и размещаются на не предназначенных для этого территориях, а также собственников или пользователей земельных участков, ответственных за их загрязнение, предъявлять к таким лицам требования об освобождении земельных участков от несанкционированных свалок.
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Одним из видов нарушений со стороны органов местного самоуправления является также бездействие, состоящее в невыполнении мероприятий в рамках муниципального земельного контроля. Следует отметить, что препятствием реализации названных полномочий органов местного самоуправления служит отсутствие релевантной связи между ответственностью органов местного самоуправления и закрепленными за ними полномочиями. При выявлении правонарушений орган местного самоуправления не обладает компетенцией по составлению протокола, привлечению к ответственности и вынесению обязательных предписаний. С другой стороны, органы местного самоуправления - как наиболее приближенные к источникам образования отходов органы публичной власти - в рамках предоставленных им полномочий по муниципальному земельному контролю имеют объективную возможность максимально оперативно, еще на начальном этапе формирования мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов выявлять такие места, устанавливать лиц, в результате деятельности которых данные отходы образуются и размещаются на не предназначенных для этого территориях, а также собственников или пользователей земельных участков, ответственных за их загрязнение, предъявлять к таким лицам требования об освобождении земельных участков от несанкционированных свалок.
Статья: Разграничение объектов государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля как способ устранения правовой неопределенности
(Кичигин Н.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Согласно ст. 7 ЗК РФ в Российской Федерации установлено деление земель на 7 категорий в зависимости от их целевого назначения. При разграничении объектов публичного земельного контроля (надзора) рассмотрим каждую категорию земель в отдельности.
(Кичигин Н.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Согласно ст. 7 ЗК РФ в Российской Федерации установлено деление земель на 7 категорий в зависимости от их целевого назначения. При разграничении объектов публичного земельного контроля (надзора) рассмотрим каждую категорию земель в отдельности.
Статья: Проблемы взаимодействия органов муниципального и государственного контроля (надзора) на примере контроля за землями, государственная собственность на которые не разграничена
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)Есть примеры того, что местная администрация признается потерпевшей, поскольку ее нельзя лишить права на обжалование. Иными словами, надлежащей стороной, обладающей правом на обжалование, признается местная администрация как публично-правовое образование, выполняющее публично-правовые функции. Так, Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 ноября 2016 г. по делу N А81-5688/2016 местная администрация фактически признана потерпевшей по делу об обжаловании отказа Управлением Росреестра по ЯНАО в возбуждении дела об административном правонарушении. Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2017 г. N 08АП-16280/2016 данное решение оставлено без изменения. Оставляя это решение в силе, суд отметил, что в рассматриваемом случае Управление не является участником производства по делу об административном правонарушении и не поименовано в круге лиц, указанных в ст. ст. 25.1 - 25.5.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, однако орган муниципального земельного контроля как уполномоченный орган, проводивший в отношении Организации плановую выездную проверку соблюдения норм земельного законодательства и установивший при этом признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не может быть лишен права на обжалование определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 мая 2017 г. N Ф04-1593/2017 данное решение оставлено без изменения.
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)Есть примеры того, что местная администрация признается потерпевшей, поскольку ее нельзя лишить права на обжалование. Иными словами, надлежащей стороной, обладающей правом на обжалование, признается местная администрация как публично-правовое образование, выполняющее публично-правовые функции. Так, Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 ноября 2016 г. по делу N А81-5688/2016 местная администрация фактически признана потерпевшей по делу об обжаловании отказа Управлением Росреестра по ЯНАО в возбуждении дела об административном правонарушении. Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2017 г. N 08АП-16280/2016 данное решение оставлено без изменения. Оставляя это решение в силе, суд отметил, что в рассматриваемом случае Управление не является участником производства по делу об административном правонарушении и не поименовано в круге лиц, указанных в ст. ст. 25.1 - 25.5.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, однако орган муниципального земельного контроля как уполномоченный орган, проводивший в отношении Организации плановую выездную проверку соблюдения норм земельного законодательства и установивший при этом признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не может быть лишен права на обжалование определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 мая 2017 г. N Ф04-1593/2017 данное решение оставлено без изменения.
Вопрос: О сведениях, подтверждающих в целях земельного налога, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не используется для сельскохозяйственного производства.
(Письмо ФНС России от 14.08.2023 N СД-4-21/10442@)В главе 31 "Земельный налог" Кодекса не установлен исчерпывающий перечень сведений, которые для целей исчисления налога подтверждают, что земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения, предназначенный для сельскохозяйственного производства, не используется по целевому назначению.
(Письмо ФНС России от 14.08.2023 N СД-4-21/10442@)В главе 31 "Земельный налог" Кодекса не установлен исчерпывающий перечень сведений, которые для целей исчисления налога подтверждают, что земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения, предназначенный для сельскохозяйственного производства, не используется по целевому назначению.
Статья: Правовое основание применения данных дистанционного зондирования Земли для оценки качества атмосферного воздуха
(Плачинда М.Д.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Данный способ уже получил свое развитие в других сферах хозяйственной деятельности, к примеру, с 2016 г. он активно применяется при осуществлении государственного земельного контроля (надзора) <21>. Также спутниковые снимки используются для выявления незаконных рубок лесных насаждений <22>, при проведении мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, а также при производстве судебно-экологических экспертиз <23>.
(Плачинда М.Д.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Данный способ уже получил свое развитие в других сферах хозяйственной деятельности, к примеру, с 2016 г. он активно применяется при осуществлении государственного земельного контроля (надзора) <21>. Также спутниковые снимки используются для выявления незаконных рубок лесных насаждений <22>, при проведении мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, а также при производстве судебно-экологических экспертиз <23>.