Программа проведения выездной налоговой проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Программа проведения выездной налоговой проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2022 N 08АП-13419/2022 по делу N А81-6516/2022
Требование: Об оспаривании решений и действий налоговых органов о проведении выездной налоговой проверки, по вручению уведомления о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, по направлению требования о предоставлении документов.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Получение решения в более поздние сроки не свидетельствует о нарушении требований статьи 89 НК РФ, так как сроки для проведения проверки исчисляются с даты вынесения решения, то есть 28.12.2021. Кроме того, факт получения 11.01.2022 на бумажном носителе решения, сформированного в электронном виде не нарушают права налогоплательщика, так как решение о проведении выездной налоговой проверки от 28.12.2021 N 06-34/19 было ранее сформировано Инспекцией в программном комплексе в электронном виде, которое подписано и.о. заместителя начальника Инспекции Пушкаревой И.А. и направлено по ТКС 28.12.2021.
Требование: Об оспаривании решений и действий налоговых органов о проведении выездной налоговой проверки, по вручению уведомления о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, по направлению требования о предоставлении документов.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Получение решения в более поздние сроки не свидетельствует о нарушении требований статьи 89 НК РФ, так как сроки для проведения проверки исчисляются с даты вынесения решения, то есть 28.12.2021. Кроме того, факт получения 11.01.2022 на бумажном носителе решения, сформированного в электронном виде не нарушают права налогоплательщика, так как решение о проведении выездной налоговой проверки от 28.12.2021 N 06-34/19 было ранее сформировано Инспекцией в программном комплексе в электронном виде, которое подписано и.о. заместителя начальника Инспекции Пушкаревой И.А. и направлено по ТКС 28.12.2021.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ошибки цифровых технологий в налоговом контроле: юридические последствия для бюджетной системы
(Крохина Ю.А.)
("Финансовое право", 2022, N 9)3. Из-за технического сбоя в программном обеспечении налоговой инспекции она вынесла решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика "по всем налогам и сборам" за предыдущие 3 календарных года. В то время как основанием для назначения проверки послужила уточненная декларация по налогу на прибыль, и, следовательно, выездная налоговая проверка могла быть назначена только по налогу за прибыль и за период, отраженный в исправленной декларации. Налогоплательщик посчитал, что указание в решении о проведении проверки "по всем налогам и сборам" допущено инспекцией умышленно, является превышением должностных полномочий, и обратился в суд с требованием компенсировать причиненные убытки <9>.
(Крохина Ю.А.)
("Финансовое право", 2022, N 9)3. Из-за технического сбоя в программном обеспечении налоговой инспекции она вынесла решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика "по всем налогам и сборам" за предыдущие 3 календарных года. В то время как основанием для назначения проверки послужила уточненная декларация по налогу на прибыль, и, следовательно, выездная налоговая проверка могла быть назначена только по налогу за прибыль и за период, отраженный в исправленной декларации. Налогоплательщик посчитал, что указание в решении о проведении проверки "по всем налогам и сборам" допущено инспекцией умышленно, является превышением должностных полномочий, и обратился в суд с требованием компенсировать причиненные убытки <9>.
Статья: Налоговые преступления и судебная налоговая экспертиза как необходимый инструмент их выявления и раскрытия
(Жильцова Ю.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 6)Налоговая экспертиза может быть назначена на основании постановления должностного лица налогового органа еще до возбуждения уголовного дела. Для проведения экспертизы требуются многочисленные знания по налогам, налоговому учету, бухгалтерскому финансовому учету, бухгалтерскому бюджетному учету, а также специализированным бухгалтерским программам. Налоговое законодательство предоставляет налоговому инспектору право привлечь специалиста для проведения выездных и камеральных налоговых проверок, но не уточняет его специализацию. При привлечении специалистов налоговый инспектор также участвует в исследовании. По нашему мнению, такими специалистами могут быть бухгалтеры и аудиторы со стажем работы по специальности более пяти лет.
(Жильцова Ю.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 6)Налоговая экспертиза может быть назначена на основании постановления должностного лица налогового органа еще до возбуждения уголовного дела. Для проведения экспертизы требуются многочисленные знания по налогам, налоговому учету, бухгалтерскому финансовому учету, бухгалтерскому бюджетному учету, а также специализированным бухгалтерским программам. Налоговое законодательство предоставляет налоговому инспектору право привлечь специалиста для проведения выездных и камеральных налоговых проверок, но не уточняет его специализацию. При привлечении специалистов налоговый инспектор также участвует в исследовании. По нашему мнению, такими специалистами могут быть бухгалтеры и аудиторы со стажем работы по специальности более пяти лет.
Нормативные акты
"Справочник соответствия кодов налоговых деклараций (расчетов) (КНД) кодам бюджетной классификации (КБК), используемых в налоговых декларациях (расчетах) (КНД-КБК)"
(утв. приказом ФНС России от 28.05.2013 N ММВ-7-6/189@)- для приема и обработки документов налоговой отчетности юридических и физических лиц (проверка правильности заполнения реквизита КБК в документах налоговой отчетности);
(утв. приказом ФНС России от 28.05.2013 N ММВ-7-6/189@)- для приема и обработки документов налоговой отчетности юридических и физических лиц (проверка правильности заполнения реквизита КБК в документах налоговой отчетности);
Федеральный закон от 02.11.2013 N 306-ФЗ
(ред. от 04.10.2014)
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"14. На налогового агента не может быть возложена обязанность по исчислению и уплате суммы налога в отношении выплат, предусмотренных настоящей статьей, не удержанного им вследствие представления ему организацией, действующей в интересах третьих лиц, недостоверной и (или) неполной информации и (или) документов, а также в случае отказа такой организации представить по запросу налогового органа, проводящего камеральную или выездную налоговую проверку, информацию и (или) документы, истребуемые в соответствии со статьей 214.8 настоящего Кодекса.
(ред. от 04.10.2014)
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"14. На налогового агента не может быть возложена обязанность по исчислению и уплате суммы налога в отношении выплат, предусмотренных настоящей статьей, не удержанного им вследствие представления ему организацией, действующей в интересах третьих лиц, недостоверной и (или) неполной информации и (или) документов, а также в случае отказа такой организации представить по запросу налогового органа, проводящего камеральную или выездную налоговую проверку, информацию и (или) документы, истребуемые в соответствии со статьей 214.8 настоящего Кодекса.
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)Инспекцией совместно с сотрудниками ГУЭБиПК МВД России проведена выездная налоговая проверка Общества по всем налогам, сборам, страховым взносам за период с 01.01.2017 по 31.12.2019.
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)Инспекцией совместно с сотрудниками ГУЭБиПК МВД России проведена выездная налоговая проверка Общества по всем налогам, сборам, страховым взносам за период с 01.01.2017 по 31.12.2019.
Готовое решение: "Безопасная" доля вычетов по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговые органы оценивают вашу деятельность комплексно, учитывая не только долю вычетов, но и (разд. 3, 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок):
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговые органы оценивают вашу деятельность комплексно, учитывая не только долю вычетов, но и (разд. 3, 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок):
"Бюджетные учреждения: планирование, учет, анализ и контроль: Учебник"
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)В ходе проведения выездной налоговой проверки проверяются, анализируются, сопоставляются и оцениваются документы и информация в целях для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, в частности учредительные документы организации; имеющиеся в наличии лицензии; приказы об учетной политике; налоговые декларации (расчеты); регистры налогового учета; счета-фактуры; регистры бухгалтерского учета (главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и др.); договоры (контракты), приложения и дополнительные соглашения к ним; банковские и кассовые документы; другие первичные учетные документы, подтверждающие факты совершения налогоплательщиком хозяйственных операций.
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)В ходе проведения выездной налоговой проверки проверяются, анализируются, сопоставляются и оцениваются документы и информация в целях для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, в частности учредительные документы организации; имеющиеся в наличии лицензии; приказы об учетной политике; налоговые декларации (расчеты); регистры налогового учета; счета-фактуры; регистры бухгалтерского учета (главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и др.); договоры (контракты), приложения и дополнительные соглашения к ним; банковские и кассовые документы; другие первичные учетные документы, подтверждающие факты совершения налогоплательщиком хозяйственных операций.
Статья: Правовое регулирование функционирования налоговой системы Российской Федерации в условиях цифровой экономики
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 3)Проводимая реформа контрольно-надзорной деятельности позволила внедрить рискориентированный подход для планирования выездных налоговых проверок, создать сервисы, позволяющие оценивать собственные риски налогоплательщикам в рамках этой реформы, также осуществляется реализация проекта "Развитие автоматизированной информационной системы ФНС России (АИС "Налог-3" <12>) в части создания интегрированного аналитического хранилища данных и модернизации информационно-аналитической подсистемы для целей контрольной работы" ("Информационно-аналитическая подсистема для целей контрольной работы ФНС России"). В процессе реализации данной реформы мы уже увидели серьезные изменения в налоговом администрировании, созданные сервисы позволяют доступно и открыто получать необходимую информацию для осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и иных лиц. Это дает возможность избежать негативных последствий в процессе исполнения налогового обязательства. В то же время снижается административная нагрузка как на налоговые органы, так и на подконтрольные субъекты. В период возникшей пандемии это позволило осуществлять бесперебойное налоговое администрирование при отсутствии возможности проводить выездные налоговые проверки.
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 3)Проводимая реформа контрольно-надзорной деятельности позволила внедрить рискориентированный подход для планирования выездных налоговых проверок, создать сервисы, позволяющие оценивать собственные риски налогоплательщикам в рамках этой реформы, также осуществляется реализация проекта "Развитие автоматизированной информационной системы ФНС России (АИС "Налог-3" <12>) в части создания интегрированного аналитического хранилища данных и модернизации информационно-аналитической подсистемы для целей контрольной работы" ("Информационно-аналитическая подсистема для целей контрольной работы ФНС России"). В процессе реализации данной реформы мы уже увидели серьезные изменения в налоговом администрировании, созданные сервисы позволяют доступно и открыто получать необходимую информацию для осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и иных лиц. Это дает возможность избежать негативных последствий в процессе исполнения налогового обязательства. В то же время снижается административная нагрузка как на налоговые органы, так и на подконтрольные субъекты. В период возникшей пандемии это позволило осуществлять бесперебойное налоговое администрирование при отсутствии возможности проводить выездные налоговые проверки.
Статья: Криминалистические аспекты доказывания умысла на уклонение от уплаты налогов
(Горобец Д.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 3)- продолжение взаимоотношений с контрагентом, в отношении которого налоговым органом по результатам мероприятий налогового контроля сделан вывод о недобросовестности, определяется из изымаемых в налоговом органе актов камеральных и выездных налоговых проверок и принимаемых по ним решений, а также показаний налогового эксперта, проводившего данные проверки;
(Горобец Д.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 3)- продолжение взаимоотношений с контрагентом, в отношении которого налоговым органом по результатам мероприятий налогового контроля сделан вывод о недобросовестности, определяется из изымаемых в налоговом органе актов камеральных и выездных налоговых проверок и принимаемых по ним решений, а также показаний налогового эксперта, проводившего данные проверки;
Статья: Трансформация налоговых правоотношений в условиях цифровизации экономики России
(Мошкова Д.М.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 4)Если данные невозможно предоставить или же представленные данные не в полной мере соответствуют требованиям системы, информация отправляется на рассмотрение налоговому инспектору для принятия решения о назначении выездной налоговой проверки. В случае полноты и достаточности информации производится списание сумм НДС с банковского счета налогоплательщика <2>.
(Мошкова Д.М.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 4)Если данные невозможно предоставить или же представленные данные не в полной мере соответствуют требованиям системы, информация отправляется на рассмотрение налоговому инспектору для принятия решения о назначении выездной налоговой проверки. В случае полноты и достаточности информации производится списание сумм НДС с банковского счета налогоплательщика <2>.
Статья: Защита прав налогоплательщика при производстве выемки в рамках налогового процесса
(Крохина А.М.)
("Адвокатская практика", 2021, N 1)Как следует из судебной практики, иногда достаточно всего лишь мнения должностного лица налогового органа о том, что "подписи руководителей контрагентов на документах визуально не совпадают, поэтому требуется проведение почерковедческой экспертизы подлинников документов" <9>. Тем не менее должностные лица налоговых органов, проводящие выемку, в большинстве своем не имеют юридического образования, и им затруднительно, основываясь на визуальном восприятии, сделать вывод о необходимости проведения почерковедческой или технико-криминалистической экспертизы, и все же в случае, когда других оснований для выемки нет, должностному лицу достаточно высказать сомнение в подлинности подписей, чтобы основание сразу же возникло. Об этом упоминается в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 12 февраля 2019 г. по делу N А54-2414/2018. В качестве основания для вынесения постановлений о производстве выемки налоговая инспекция указала, что информация, полученная в ходе проведения предыдущей выездной налоговой проверки, дает основание полагать, что подлинники документов могут быть исправлены, заменены или уничтожены, а также для получения доказательств, подтверждающих факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, необходимых для проведения почерковедческой экспертизы в отношении ООО "Торговый дом "Бастион" и ООО "Торговый дом "Бирхауз". Однако, как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведения проверки общество не уклонялось от представления подлинников и копий документов, инспекции представлены запрашиваемые документы, что не оспаривается инспекцией и подтверждается представленным в материалы дела протоколом о производстве выемки, изъятия документов и предметов от 10 мая 2018 г. N 11. При этом в материалах дела отсутствуют достоверные доказательства, свидетельствующие о том, что в период проведения выездной налоговой проверки общество предпринимало попытки к сокрытию или уничтожению документов. В оспариваемых постановлениях отсутствуют ссылки на то, какие действия общества в ходе выездной налоговой проверки либо какие полученные в результате мероприятий налогового контроля доказательства инспекция сочла достаточными для вывода о необходимости проведения выемки. Обстоятельства, послужившие основанием для производства выемки, в тексте постановлений не раскрыты. Кроме того, инспекцией не обосновано, какое отношение к проведению почерковедческой экспертизы имеют запрашиваемые в оспариваемых постановлениях электронно-цифровые файлы и программы, жесткие носители информации, содержащие в себе сведения по делопроизводству, черновики и записные книжки общества. На основании данных обстоятельств производство выемки было признано незаконным.
(Крохина А.М.)
("Адвокатская практика", 2021, N 1)Как следует из судебной практики, иногда достаточно всего лишь мнения должностного лица налогового органа о том, что "подписи руководителей контрагентов на документах визуально не совпадают, поэтому требуется проведение почерковедческой экспертизы подлинников документов" <9>. Тем не менее должностные лица налоговых органов, проводящие выемку, в большинстве своем не имеют юридического образования, и им затруднительно, основываясь на визуальном восприятии, сделать вывод о необходимости проведения почерковедческой или технико-криминалистической экспертизы, и все же в случае, когда других оснований для выемки нет, должностному лицу достаточно высказать сомнение в подлинности подписей, чтобы основание сразу же возникло. Об этом упоминается в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 12 февраля 2019 г. по делу N А54-2414/2018. В качестве основания для вынесения постановлений о производстве выемки налоговая инспекция указала, что информация, полученная в ходе проведения предыдущей выездной налоговой проверки, дает основание полагать, что подлинники документов могут быть исправлены, заменены или уничтожены, а также для получения доказательств, подтверждающих факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, необходимых для проведения почерковедческой экспертизы в отношении ООО "Торговый дом "Бастион" и ООО "Торговый дом "Бирхауз". Однако, как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведения проверки общество не уклонялось от представления подлинников и копий документов, инспекции представлены запрашиваемые документы, что не оспаривается инспекцией и подтверждается представленным в материалы дела протоколом о производстве выемки, изъятия документов и предметов от 10 мая 2018 г. N 11. При этом в материалах дела отсутствуют достоверные доказательства, свидетельствующие о том, что в период проведения выездной налоговой проверки общество предпринимало попытки к сокрытию или уничтожению документов. В оспариваемых постановлениях отсутствуют ссылки на то, какие действия общества в ходе выездной налоговой проверки либо какие полученные в результате мероприятий налогового контроля доказательства инспекция сочла достаточными для вывода о необходимости проведения выемки. Обстоятельства, послужившие основанием для производства выемки, в тексте постановлений не раскрыты. Кроме того, инспекцией не обосновано, какое отношение к проведению почерковедческой экспертизы имеют запрашиваемые в оспариваемых постановлениях электронно-цифровые файлы и программы, жесткие носители информации, содержащие в себе сведения по делопроизводству, черновики и записные книжки общества. На основании данных обстоятельств производство выемки было признано незаконным.
Статья: Решение о проверке приняли, но компания его не получила
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 39)Суды трех инстанций признали решение о проведении выездной проверки от 19 ноября 2021 г. законным. Они исследовали журнал учета выездных налоговых проверок, программное обеспечение инспекции АИС "Налог-3", расшифровку имени файла, направленного компании, и установили, что решение о проведении выездной проверки было создано, подписано и отправлено 19 ноября 2021 г.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 39)Суды трех инстанций признали решение о проведении выездной проверки от 19 ноября 2021 г. законным. Они исследовали журнал учета выездных налоговых проверок, программное обеспечение инспекции АИС "Налог-3", расшифровку имени файла, направленного компании, и установили, что решение о проведении выездной проверки было создано, подписано и отправлено 19 ноября 2021 г.
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ организации и осуществления выездных налоговых проверок, взыскания доначисленных сумм в 2019 - 2021 годах и истекшем периоде 2022 года"
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 2)В соответствии с внутриведомственными документами ФНС России и разработанными в соответствии с ними программными средствами <30> ежеквартально каждое 15-е число первого месяца квартала (с апреля 2022 года ежемесячно) ТНО в ПП "ППА-Отбор" автоматически формируют список претендентов на проведение ППА.
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 2)В соответствии с внутриведомственными документами ФНС России и разработанными в соответствии с ними программными средствами <30> ежеквартально каждое 15-е число первого месяца квартала (с апреля 2022 года ежемесячно) ТНО в ПП "ППА-Отбор" автоматически формируют список претендентов на проведение ППА.
Статья: Особенности бухгалтерского учета и налогообложения в ИТ-компаниях в санкционных условиях
(Чайковская Л.А., Филин С.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 3)Также в отношении аккредитованных ИТ-компаний по общему правилу выездные налоговые проверки не назначаются и не проводятся до марта 2025 г. Их проведение возможно лишь в качестве исключения по мотивированному запросу налогового органа и с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или ФНС России.
(Чайковская Л.А., Филин С.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 3)Также в отношении аккредитованных ИТ-компаний по общему правилу выездные налоговые проверки не назначаются и не проводятся до марта 2025 г. Их проведение возможно лишь в качестве исключения по мотивированному запросу налогового органа и с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или ФНС России.