Программа комплексного социально-экономического развития муниципального обрАзования
Подборка наиболее важных документов по запросу Программа комплексного социально-экономического развития муниципального обрАзования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 28 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дается определение понятия "программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа", под которыми понимаются "документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения поселения, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования".
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 28 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дается определение понятия "программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа", под которыми понимаются "документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения поселения, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования".
Статья: Комплексное развитие территории муниципального образования: правовая и организационная основа
(Антонова Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 3)Следует отметить, что содержание полномочий органов местного самоуправления в сфере комплексного развития территории муниципального образования в законе не раз изменялось. Так, понятие "комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования" вошло в правовой оборот в связи с принятием Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <5>. Данный законодательный акт закреплял комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования как вопрос местного значения (хотя следует отметить, что в классических работах по муниципальному праву комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования именовалось как функция местного самоуправления). В ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <6> (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) в перечень основных полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения были включены принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Принятие программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования являлось исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования.
(Антонова Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 3)Следует отметить, что содержание полномочий органов местного самоуправления в сфере комплексного развития территории муниципального образования в законе не раз изменялось. Так, понятие "комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования" вошло в правовой оборот в связи с принятием Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <5>. Данный законодательный акт закреплял комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования как вопрос местного значения (хотя следует отметить, что в классических работах по муниципальному праву комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования именовалось как функция местного самоуправления). В ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <6> (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) в перечень основных полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения были включены принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Принятие программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования являлось исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования.
Нормативные акты
"Основы законодательства Российской Федерации о культуре"
(утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1)
(ред. от 24.06.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 7. Обязательность культурных аспектов в государственных программах развития, программах и планах комплексного социально-экономического развития муниципальных образований
(утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1)
(ред. от 24.06.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 7. Обязательность культурных аспектов в государственных программах развития, программах и планах комплексного социально-экономического развития муниципальных образований
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)28) программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения поселения, муниципального округа, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана). Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов поселения, муниципального округа, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа в соответствии с потребностями в строительстве объектов социальной инфраструктуры местного значения;
(ред. от 31.07.2025)28) программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения поселения, муниципального округа, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана). Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов поселения, муниципального округа, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа в соответствии с потребностями в строительстве объектов социальной инфраструктуры местного значения;
Статья: К вопросу об обеспечении доступности медицинской помощи органами местного самоуправления
(Усманова Р.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)2. Согласно закону ДМП должна предоставляться организациями исходя из принципа близости к месту жительства, месту работы или обучения, транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения, включая инвалидов и другие маломобильные группы населения. По документам, регламентирующим транспортную доступность медицинской инфраструктуры для населения <10>, ОМСУ несут ответственность за обеспечение транспортной доступности медицинской инфраструктуры для населения. Они обязаны формировать список маршрутов и остановочных пунктов транспорта, предоставляющего транспортные услуги для объектов медицинской инфраструктуры. Меры по обеспечению доступности медицинской инфраструктуры для населения рекомендуется учитывать при разработке документации по организации дорожного движения, документов территориального планирования, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований. Финансирование мероприятий, планируемых в части объектов транспортной инфраструктуры, обеспечивающих транспортную доступность объектов медицинской инфраструктуры, осуществляется за счет местных бюджетов, муниципальных дорожных фондов.
(Усманова Р.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)2. Согласно закону ДМП должна предоставляться организациями исходя из принципа близости к месту жительства, месту работы или обучения, транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения, включая инвалидов и другие маломобильные группы населения. По документам, регламентирующим транспортную доступность медицинской инфраструктуры для населения <10>, ОМСУ несут ответственность за обеспечение транспортной доступности медицинской инфраструктуры для населения. Они обязаны формировать список маршрутов и остановочных пунктов транспорта, предоставляющего транспортные услуги для объектов медицинской инфраструктуры. Меры по обеспечению доступности медицинской инфраструктуры для населения рекомендуется учитывать при разработке документации по организации дорожного движения, документов территориального планирования, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований. Финансирование мероприятий, планируемых в части объектов транспортной инфраструктуры, обеспечивающих транспортную доступность объектов медицинской инфраструктуры, осуществляется за счет местных бюджетов, муниципальных дорожных фондов.
Статья: Государственная политика в сфере культуры, направленная на обеспечение сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей: правовой взгляд
(Мохов А.А.)
("Современное право", 2024, N 6)Выглядит достаточно странной ситуация, когда законодатель в качестве задачи законодательства о культуре закрепляет определение принципов правового регулирования, но в дальнейшем о них забывает. В действующем до настоящего времени Законе нет прямых статей о принципах. К ним по смыслу могут быть отнесены лишь три статьи: "Суверенитет Российской Федерации в области культуры" (ст. 5); "Равное достоинство культур народов и иных этнических общностей Российской Федерации, их прав и свобод в области культуры" (ст. 6); "Обязательность культурных аспектов в государственных программах развития, программах и планах комплексного социально-экономического развития муниципальных образований" (ст. 7). Ни в одной из них ничего не говорится о традиционных российских духовно-нравственных ценностях.
(Мохов А.А.)
("Современное право", 2024, N 6)Выглядит достаточно странной ситуация, когда законодатель в качестве задачи законодательства о культуре закрепляет определение принципов правового регулирования, но в дальнейшем о них забывает. В действующем до настоящего времени Законе нет прямых статей о принципах. К ним по смыслу могут быть отнесены лишь три статьи: "Суверенитет Российской Федерации в области культуры" (ст. 5); "Равное достоинство культур народов и иных этнических общностей Российской Федерации, их прав и свобод в области культуры" (ст. 6); "Обязательность культурных аспектов в государственных программах развития, программах и планах комплексного социально-экономического развития муниципальных образований" (ст. 7). Ни в одной из них ничего не говорится о традиционных российских духовно-нравственных ценностях.
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Ученые выделяют еще один аспект данной проблемы. Как отмечает Е.М. Бухвальд, до вступления в силу Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" "многие положения, касающиеся стратегирования пространственного развития, были включены в ГсК РФ... В настоящее время ГсК РФ (ч. 5 ст. 9) предусматривает, что подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Ученые выделяют еще один аспект данной проблемы. Как отмечает Е.М. Бухвальд, до вступления в силу Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" "многие положения, касающиеся стратегирования пространственного развития, были включены в ГсК РФ... В настоящее время ГсК РФ (ч. 5 ст. 9) предусматривает, что подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.