Программа использования и охраны земель
Подборка наиболее важных документов по запросу Программа использования и охраны земель (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений" ЗК РФ"Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что буквальное толкование положений статьи 11 ЗК РФ, пункта 11 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ не позволяет установить, что на органы местного самоуправления возлагаются какие-либо обязанности, в том числе по разработке программ, поскольку в них перечислены полномочия органов местного самоуправления; что данные нормы права по своей природе являются регулятивными, управомочивающими, а не обязывающими, отклонены судебной коллегией как основанные на неверном толковании указанных правовых норм, в которых по существу содержится прямая обязанность в рамках реализации предоставленных федеральным законодателем полномочий по разработке и реализации местных программ использования и охраны земель."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 72 Конституции РФ"Учитывая требования статьи 72 Конституции Российской Федерации, согласно которой вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, сельского хозяйства, охраны окружающей среды, земельного законодательства и законодательства об охране окружающей среды отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, в некоторых случаях в целях обеспечения учета региональных (природно-климатических и иных) особенностей осуществлять дифференцированное регулирование в данной сфере отношений, приведенных выше нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Закона N 131-ФЗ, Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в силу которых меры обеспечения охраны земель должны содержаться в соответствующей программе, проверка выполнения данных мер осуществляется в порядке проведения мероприятий муниципального земельного контроля, установленные по делу обстоятельства, а именно отсутствие утвержденной программы использования и охраны земель на территории города Магнитогорска, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, признал бездействие Администрации незаконным, нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц, включая субъектов предпринимательской деятельности, использующих или планирующих использовать земли (земельные участки) на территории Магнитогорского городского округа."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые проблемы модернизации института государственного управления в сфере использования и охраны земель
(Галиновская Е.А.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Напомним, что согласно ст. 9 ЗК РФ к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся: установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений; установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков; государственное управление в области осуществления мониторинга земель, федерального государственного земельного контроля (надзора) (далее - государственный земельный надзор), землеустройства; осуществление государственного земельного надзора; установление порядка резервирования земель, принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) для государственных и муниципальных нужд; резервирование земель, изъятие земельных участков для нужд Российской Федерации; разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель; иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, федеральными законами.
(Галиновская Е.А.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Напомним, что согласно ст. 9 ЗК РФ к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся: установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений; установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков; государственное управление в области осуществления мониторинга земель, федерального государственного земельного контроля (надзора) (далее - государственный земельный надзор), землеустройства; осуществление государственного земельного надзора; установление порядка резервирования земель, принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) для государственных и муниципальных нужд; резервирование земель, изъятие земельных участков для нужд Российской Федерации; разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель; иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, федеральными законами.
Статья: Земельное законодательство в Российской Федерации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ;
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6) разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6) разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ
(ред. от 13.07.2020)
"О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"11) проводить единую политику в области разработки и реализации федеральных и региональных программ использования и охраны земель традиционного природопользования малочисленных народов, оценки природных ресурсов, ведения землеустройства и мониторинга указанных земель;
(ред. от 13.07.2020)
"О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"11) проводить единую политику в области разработки и реализации федеральных и региональных программ использования и охраны земель традиционного природопользования малочисленных народов, оценки природных ресурсов, ведения землеустройства и мониторинга указанных земель;
Статья: О внесении платы за выбор (изменение) вида разрешенного использования земельного участка: обзор судебной практики
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- разработку и реализацию региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации;
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- разработку и реализацию региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации;
Статья: Реализация полномочий органов местного самоуправления в земельных отношениях: анализ судебной практики
(Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Статья 11 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (далее - ЗК РФ) определяет полномочия органов местного самоуправления. Это утверждение правил землепользования и застройки территорий, резервирование и изъятие земель для муниципальных нужд, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель и др. Собственность на земельные участки занимает особое место и обеспечивает функционирование органов власти. Необходимо отметить, что полномочия муниципалитетов в этом направлении недостаточно широки, следствием этого становятся спорные моменты в их реализации.
(Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Статья 11 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (далее - ЗК РФ) определяет полномочия органов местного самоуправления. Это утверждение правил землепользования и застройки территорий, резервирование и изъятие земель для муниципальных нужд, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель и др. Собственность на земельные участки занимает особое место и обеспечивает функционирование органов власти. Необходимо отметить, что полномочия муниципалитетов в этом направлении недостаточно широки, следствием этого становятся спорные моменты в их реализации.