Профстандарт педагог дпо
Подборка наиболее важных документов по запросу Профстандарт педагог дпо (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оптимизация правового статуса научно-педагогических работников в контексте обеспечения технологического суверенитета государства
(Куренев Д.С., Дитковская К.Д.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)При этом на сегодняшний день соответствующие профессиональные стандарты не утверждены. Ранее действовавший Профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" <12> утратил силу <13>. Следовательно, при отсутствии утвержденного профессионального стандарта применению подлежат квалификационные требования, указанные в разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. N 1н.
(Куренев Д.С., Дитковская К.Д.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)При этом на сегодняшний день соответствующие профессиональные стандарты не утверждены. Ранее действовавший Профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" <12> утратил силу <13>. Следовательно, при отсутствии утвержденного профессионального стандарта применению подлежат квалификационные требования, указанные в разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. N 1н.
Готовое решение: Какие квалификационные требования предъявляются к педагогическим работникам
(КонсультантПлюс, 2025)Например, у учителя должно быть высшее или среднее профессиональное образование по направлению "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации (подраздел 3.1 разд. III Профессионального стандарта "Педагог", утвержденного Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н).
(КонсультантПлюс, 2025)Например, у учителя должно быть высшее или среднее профессиональное образование по направлению "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации (подраздел 3.1 разд. III Профессионального стандарта "Педагог", утвержденного Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642
(ред. от 24.07.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"формирование современной системы профессионального развития педагогических работников для всех уровней образования, предусматривающей ежегодное дополнительное профессиональное образование на основе актуализированных профессиональных стандартов не менее чем 10 процентов педагогических работников на базе ведущих образовательных организаций высшего образования и научных организаций.
(ред. от 24.07.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"формирование современной системы профессионального развития педагогических работников для всех уровней образования, предусматривающей ежегодное дополнительное профессиональное образование на основе актуализированных профессиональных стандартов не менее чем 10 процентов педагогических работников на базе ведущих образовательных организаций высшего образования и научных организаций.
Приказ Росстата от 31.07.2024 N 332
(ред. от 17.11.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки и инноваций"25. При определении должностных обязанностей педагога дополнительного образования применяются как Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638), так и профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования", утвержденный приказом Минтруда России от 5 мая 2018 г. N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 г., регистрационный N 52016). Согласно пункту 3.1 профессионального стандарта к возможным наименованиям должностей и профессий отнесена должность преподаватель, которая используется в организациях дополнительного образования при реализации дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих образовательных программ в области искусств (детские школы искусств по видам искусств).
(ред. от 17.11.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки и инноваций"25. При определении должностных обязанностей педагога дополнительного образования применяются как Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638), так и профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования", утвержденный приказом Минтруда России от 5 мая 2018 г. N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 г., регистрационный N 52016). Согласно пункту 3.1 профессионального стандарта к возможным наименованиям должностей и профессий отнесена должность преподаватель, которая используется в организациях дополнительного образования при реализации дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих образовательных программ в области искусств (детские школы искусств по видам искусств).
Статья: Система субъектов, участвующих в оказании психологической помощи населению
(Исмагилова Ю.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. N 514н утвержден Профессиональный стандарт "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" <11>. Специфика профессиональной компетенции данного специалиста отличается от вышерассмотренного педагога-психолога учреждения социального обслуживания особенностями образовательного учреждения общего, профессионального и дополнительного образования.
(Исмагилова Ю.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. N 514н утвержден Профессиональный стандарт "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" <11>. Специфика профессиональной компетенции данного специалиста отличается от вышерассмотренного педагога-психолога учреждения социального обслуживания особенностями образовательного учреждения общего, профессионального и дополнительного образования.
Статья: Беспилотные транспортные средства: проблемы труда и занятости
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)В 2022 г. Министерством транспорта РФ подготовлен проект Федерального закона "О высокоавтоматизированных транспортных средствах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <12>, согласно которому будет установлен экспериментальный правовой режим (ЭПР) для эксплуатации самоуправляемых машин. Согласно проекту беспилотные автомобили будут разделены на две группы: в первую входят транспортные средства, в которых постоянно находится водитель-испытатель - на водительском или переднем пассажирском месте. Ко второй отнесены машины, которые двигаются в полностью автономном режиме и удаленно контролируются оператором. В этой связи остро встает вопрос о разработке Министерством труда и социальной защиты РФ профессионального стандарта для специалистов по эксплуатации беспилотных транспортных средств. Поэтому требует отдельного рассмотрения вопрос о необходимости соблюдения ч. 1 и ч. 4 ст. 196 Трудового кодекса РФ. Сегодня работодатель самостоятельно, исходя из собственных нужд, определяет необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование). Работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Очевидно, что существующие нормы не могут охватить своим регулированием отношения, складывающиеся при использовании искусственного интеллекта, в частности при заключении трудового договора с потенциальными работниками, которые будут непосредственно взаимодействовать с беспилотными транспортными средствами. Работники (водитель-испытатель, оператор) должны обладать необходимыми компетенциями (знаниями, умениями, навыками), позволяющими им управлять беспилотным транспортным средством. Достаточно ли таких компетенций у водителей, управляющих традиционным автомобилем <13>, или у операторов? <14> В отношении водителей ответ будет отрицательным. Профессиональный стандарт для водителей автомобилей до настоящего времени не принят, поэтому работодатель, закрепляя обязанности водителя в трудовом договоре или должностной инструкции, вынужден руководствоваться разделом "Автомототранспорт и городской электротранспорт" Квалификационного справочника профессий рабочих, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20 февраля 1984 г. N 58/3-102 (ред. от 15.03.1991). Технологии стремительно развиваются, поэтому указанный акт уже не отвечает современным требованиям <15>.
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)В 2022 г. Министерством транспорта РФ подготовлен проект Федерального закона "О высокоавтоматизированных транспортных средствах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <12>, согласно которому будет установлен экспериментальный правовой режим (ЭПР) для эксплуатации самоуправляемых машин. Согласно проекту беспилотные автомобили будут разделены на две группы: в первую входят транспортные средства, в которых постоянно находится водитель-испытатель - на водительском или переднем пассажирском месте. Ко второй отнесены машины, которые двигаются в полностью автономном режиме и удаленно контролируются оператором. В этой связи остро встает вопрос о разработке Министерством труда и социальной защиты РФ профессионального стандарта для специалистов по эксплуатации беспилотных транспортных средств. Поэтому требует отдельного рассмотрения вопрос о необходимости соблюдения ч. 1 и ч. 4 ст. 196 Трудового кодекса РФ. Сегодня работодатель самостоятельно, исходя из собственных нужд, определяет необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование). Работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Очевидно, что существующие нормы не могут охватить своим регулированием отношения, складывающиеся при использовании искусственного интеллекта, в частности при заключении трудового договора с потенциальными работниками, которые будут непосредственно взаимодействовать с беспилотными транспортными средствами. Работники (водитель-испытатель, оператор) должны обладать необходимыми компетенциями (знаниями, умениями, навыками), позволяющими им управлять беспилотным транспортным средством. Достаточно ли таких компетенций у водителей, управляющих традиционным автомобилем <13>, или у операторов? <14> В отношении водителей ответ будет отрицательным. Профессиональный стандарт для водителей автомобилей до настоящего времени не принят, поэтому работодатель, закрепляя обязанности водителя в трудовом договоре или должностной инструкции, вынужден руководствоваться разделом "Автомототранспорт и городской электротранспорт" Квалификационного справочника профессий рабочих, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20 февраля 1984 г. N 58/3-102 (ред. от 15.03.1991). Технологии стремительно развиваются, поэтому указанный акт уже не отвечает современным требованиям <15>.
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к педагогу дополнительного образования?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Профессиональным стандартом "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", утвержденным Приказом Минтруда России от 22.09.2021 N 652н (далее - Профессиональный стандарт), установлены требования к квалификации педагога дополнительного образования и старшего педагога профессионального образования - высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иных укрупненных групп специальностей и направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования педагогической направленности или успешное прохождение обучающимися промежуточной аттестации не менее чем за два года обучения по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ (разд. 3.1 Профессионального стандарта).
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Профессиональным стандартом "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", утвержденным Приказом Минтруда России от 22.09.2021 N 652н (далее - Профессиональный стандарт), установлены требования к квалификации педагога дополнительного образования и старшего педагога профессионального образования - высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иных укрупненных групп специальностей и направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования педагогической направленности или успешное прохождение обучающимися промежуточной аттестации не менее чем за два года обучения по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ (разд. 3.1 Профессионального стандарта).
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к тренеру-преподавателю?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н), установлены требования к квалификации тренера-преподавателя (включая старшего): высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта, без предъявления требований к стажу работы.
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н), установлены требования к квалификации тренера-преподавателя (включая старшего): высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта, без предъявления требований к стажу работы.
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к воспитателю?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н утвержден Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", согласно которому к воспитателю предъявляются квалификационные требования в части наличия определенного образования без предъявления требований к опыту работы, а именно: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н утвержден Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", согласно которому к воспитателю предъявляются квалификационные требования в части наличия определенного образования без предъявления требований к опыту работы, а именно: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к методисту (старшему методисту)?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2023)Пунктом 3.2 Профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", утвержденного Приказом Минтруда России от 22.09.2021 N 652н (далее - Профстандарт), к должностям методиста (старшего методиста) установлены такие требования к образованию и обучению:
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2023)Пунктом 3.2 Профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", утвержденного Приказом Минтруда России от 22.09.2021 N 652н (далее - Профстандарт), к должностям методиста (старшего методиста) установлены такие требования к образованию и обучению:
Статья: "Хотел построить школу мечты": как директор восстал против криворукого и опасного ремонта и был за это уволен
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2023, N 9)В силу ч. 2 ст. 51 Закона N 273-ФЗ кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам. Данные требования конкретизируются разделом "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н. К квалификации работника, претендующего на должность директора школы, установлены следующие требования: высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2023, N 9)В силу ч. 2 ст. 51 Закона N 273-ФЗ кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам. Данные требования конкретизируются разделом "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н. К квалификации работника, претендующего на должность директора школы, установлены следующие требования: высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
Статья: Определены национальные цели развития РФ до 2036 года
(Зобова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 6)- формирование к 2030 году современной системы профессионального развития педагогических работников для всех уровней образования, предусматривающей ежегодное дополнительное профессиональное образование на основе актуализированных профессиональных стандартов не менее чем 10% педагогических работников на базе ведущих образовательных организаций высшего образования и научных организаций.
(Зобова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 6)- формирование к 2030 году современной системы профессионального развития педагогических работников для всех уровней образования, предусматривающей ежегодное дополнительное профессиональное образование на основе актуализированных профессиональных стандартов не менее чем 10% педагогических работников на базе ведущих образовательных организаций высшего образования и научных организаций.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для установления обязанности работника по приведению своей квалификации в соответствие с требованиями профессиональных стандартов.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для установления обязанности работника по приведению своей квалификации в соответствие с требованиями профессиональных стандартов.
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к должности учителя-логопеда?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Профессиональным стандартом "Педагог-дефектолог", утвержденным Приказом Минтруда России от 13.03.2023 N 136н (далее - Профессиональный стандарт N 136н), утверждены квалификационные требования к должности учителя-логопеда (логопеда) (профиль: нарушения речи) в части наличия высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) по профилю деятельности или высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования "Образование и педагогические науки", "Психологические науки" и дополнительного профессионального образования - программа профессиональной переподготовки по направлению "Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации". Требования к опыту практической работы не предъявляются (разд. 3.1 Профессионального стандарта N 136н).
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Профессиональным стандартом "Педагог-дефектолог", утвержденным Приказом Минтруда России от 13.03.2023 N 136н (далее - Профессиональный стандарт N 136н), утверждены квалификационные требования к должности учителя-логопеда (логопеда) (профиль: нарушения речи) в части наличия высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) по профилю деятельности или высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования "Образование и педагогические науки", "Психологические науки" и дополнительного профессионального образования - программа профессиональной переподготовки по направлению "Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации". Требования к опыту практической работы не предъявляются (разд. 3.1 Профессионального стандарта N 136н).