Профилактика правонарушений несовершеннолетних
Подборка наиболее важных документов по запросу Профилактика правонарушений несовершеннолетних (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 17 "Права подозреваемых и обвиняемых" Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений""Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии (статья 33 Конституции Российской Федерации, статья 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", пункт 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", пункт 7 статьи 17 Федерального закона от 15 июля 1995 года N ЮЗ-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", часть 4 статьи 12, статья 15 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних") (п. 2 постановления)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Профилактика правонарушений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних согласно ст. 1 Закона о профилактике правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних согласно ст. 1 Закона о профилактике правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 01.04.2025 N 411
"О государственной информационной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
(вместе с "Положением о государственной информационной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних")ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О государственной информационной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
(вместе с "Положением о государственной информационной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних")ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Отношения в сфере занятости населения регулируются значительным количеством нормативных актов и прежде всего нормами Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <1> (далее - Закон о занятости), Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о занятости) <2> и другими нормативными правовыми актами, к числу которых можно отнести: Федеральные конституционные законы от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", от 4 октября 2022 г. N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области", от 4 октября 2022 г. N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", от 4 октября 2022 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", в соответствии с которыми до 1 января 2026 г. трудовое законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и законодательство о занятости населения применяются на территориях данных республик с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации <3> (ч. 5 ст. 14); Основы законодательства Российской Федерации о культуре <4>, ст. 55 которых предусмотрено создание службы содействия трудоустройству работников культуры; Федеральные законы от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <5>, нормами которого установлены дополнительные гарантии права на труд и на социальную защиту от безработицы указанным гражданам (ст. 9); от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <6>, которым определены особенности регулирования рынка труда иностранных работников (ст. 18.1); от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <7>, регулирующий в том числе вопросы обеспечения занятости инвалидов (п. 7 ст. 5, ст. 20 - 25); от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <8>, предусматривающий защиту прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости (ст. 11); от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <9>, предусматривающий профессиональную ориентацию и оказание содействия трудоустройству несовершеннолетних (ст. 19); от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <10>, закрепляющий право профсоюзов на содействие занятости (ст. 12); от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <11>, закрепляющий в числе основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства обеспечение занятости населения и развитие самозанятости (ст. 6), оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", т.е. самозанятым (ст. 14, 14.1, 16), в том числе в сфере образования (ст. 21); Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" <12>, устанавливающий в том числе государственные гарантии в области занятости населения (ст. 5), а также гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом (ст. 35); другие нормативные акты <13>.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Отношения в сфере занятости населения регулируются значительным количеством нормативных актов и прежде всего нормами Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <1> (далее - Закон о занятости), Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о занятости) <2> и другими нормативными правовыми актами, к числу которых можно отнести: Федеральные конституционные законы от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", от 4 октября 2022 г. N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области", от 4 октября 2022 г. N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", от 4 октября 2022 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", в соответствии с которыми до 1 января 2026 г. трудовое законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и законодательство о занятости населения применяются на территориях данных республик с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации <3> (ч. 5 ст. 14); Основы законодательства Российской Федерации о культуре <4>, ст. 55 которых предусмотрено создание службы содействия трудоустройству работников культуры; Федеральные законы от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <5>, нормами которого установлены дополнительные гарантии права на труд и на социальную защиту от безработицы указанным гражданам (ст. 9); от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <6>, которым определены особенности регулирования рынка труда иностранных работников (ст. 18.1); от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <7>, регулирующий в том числе вопросы обеспечения занятости инвалидов (п. 7 ст. 5, ст. 20 - 25); от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <8>, предусматривающий защиту прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости (ст. 11); от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <9>, предусматривающий профессиональную ориентацию и оказание содействия трудоустройству несовершеннолетних (ст. 19); от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <10>, закрепляющий право профсоюзов на содействие занятости (ст. 12); от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <11>, закрепляющий в числе основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства обеспечение занятости населения и развитие самозанятости (ст. 6), оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", т.е. самозанятым (ст. 14, 14.1, 16), в том числе в сфере образования (ст. 21); Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" <12>, устанавливающий в том числе государственные гарантии в области занятости населения (ст. 5), а также гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом (ст. 35); другие нормативные акты <13>.
Статья: Перспективы совершенствования деятельности участковых инспекторов милиции в Республике Беларусь
(Федчук И.Л., Янчин В.О.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)Во-первых, с учетом уменьшения площади административных участков увеличилось количество сотрудников, работающих по территориальному принципу и, соответственно, взаимодействующих с гражданами. Объективным следствием этого явилось повышение оперативности реагирования на обращения граждан, а также интенсивности проводимой как общей, так и индивидуальной профилактической работы, в том числе непосредственно в учреждениях образования с несовершеннолетними обучающимися. Возросшее "территориальное" присутствие сотрудников, особенно в сельской местности, с положительной стороны отмечено представителями местных органов власти и управления, а также учреждений образования. Следует отметить, что до эксперимента работа с несовершеннолетними в сельской местности осложнялась ввиду крайней малочисленности сотрудников ИДН, удаленности учреждений образования при отсутствии возможности обеспечения их автотранспортом в нужном количестве. Таким образом, перспективный прогноз в части профилактики правонарушений несовершеннолетних, сделанный еще на стадии замысла эксперимента, объективно нашел свое подтверждение.
(Федчук И.Л., Янчин В.О.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)Во-первых, с учетом уменьшения площади административных участков увеличилось количество сотрудников, работающих по территориальному принципу и, соответственно, взаимодействующих с гражданами. Объективным следствием этого явилось повышение оперативности реагирования на обращения граждан, а также интенсивности проводимой как общей, так и индивидуальной профилактической работы, в том числе непосредственно в учреждениях образования с несовершеннолетними обучающимися. Возросшее "территориальное" присутствие сотрудников, особенно в сельской местности, с положительной стороны отмечено представителями местных органов власти и управления, а также учреждений образования. Следует отметить, что до эксперимента работа с несовершеннолетними в сельской местности осложнялась ввиду крайней малочисленности сотрудников ИДН, удаленности учреждений образования при отсутствии возможности обеспечения их автотранспортом в нужном количестве. Таким образом, перспективный прогноз в части профилактики правонарушений несовершеннолетних, сделанный еще на стадии замысла эксперимента, объективно нашел свое подтверждение.
Статья: Основные направления профилактики насильственных преступлений несовершеннолетних
(Авдеев В.А., Аксенов А.Н.)
("Российский следователь", 2023, N 7)<23> Шестакова Т.С. Профилактика правонарушений несовершеннолетних в сфере свободного времени: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2004. С. 7.
(Авдеев В.А., Аксенов А.Н.)
("Российский следователь", 2023, N 7)<23> Шестакова Т.С. Профилактика правонарушений несовершеннолетних в сфере свободного времени: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2004. С. 7.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)История развития зарубежной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних начинается с 1846 года, когда в Массачусетсе открылся первый реформаторий для малолетних правонарушителей, а в Англии в 1954 году был принят Закон об исправительных школах для несовершеннолетних преступников <597>.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)История развития зарубежной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних начинается с 1846 года, когда в Массачусетсе открылся первый реформаторий для малолетних правонарушителей, а в Англии в 1954 году был принят Закон об исправительных школах для несовершеннолетних преступников <597>.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В качестве примера соответствующего федерального закона следует упомянуть Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <97>, в п. 1 ст. 16 "Органы опеки и попечительства" которого (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ <98>) предусмотрено, что ООиП:
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В качестве примера соответствующего федерального закона следует упомянуть Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <97>, в п. 1 ст. 16 "Органы опеки и попечительства" которого (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ <98>) предусмотрено, что ООиП:
Статья: Презумпция возраста уголовной ответственности и пределы доказывания по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних
(Александрова Л.А.)
("Уголовное право", 2024, N 9)<17> См.: Бутова М.В. Специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа как субъект системы профилактики правонарушений несовершеннолетних: история и современное состояние // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2020. Т. 5. N 2 (10). С. 101 - 105.
(Александрова Л.А.)
("Уголовное право", 2024, N 9)<17> См.: Бутова М.В. Специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа как субъект системы профилактики правонарушений несовершеннолетних: история и современное состояние // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2020. Т. 5. N 2 (10). С. 101 - 105.
Ситуация: Что понимается под полным государственным обеспечением?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)несовершеннолетним в период нахождения в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)несовершеннолетним в период нахождения в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Статья: Профилактика травли (буллинга) в образовательных организациях и полномочия органов внутренних дел в ее осуществлении
(Долгова С.И.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)2. Внедрение в практику по профилактике правонарушений
(Долгова С.И.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)2. Внедрение в практику по профилактике правонарушений
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Подпунктом 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрено освобождение от НДС услуг по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных граждан, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании и которым предоставляются социальные услуги в организациях социального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании и (или) законодательством Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Подпунктом 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрено освобождение от НДС услуг по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных граждан, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании и которым предоставляются социальные услуги в организациях социального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании и (или) законодательством Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.