Профилактика административных правонарушений
Подборка наиболее важных документов по запросу Профилактика административных правонарушений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 29.13 "Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения" КоАП РФПри этом меры по выносимому представлению должны быть способными устранить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вносится в соответствии с КоАП РФ и является способом реагирования органа, рассматривающего административное дело, на неправомерные действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности. Представление по своей сути направлено на профилактику и предупреждение правонарушений - на устранение "причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения"."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Профилактика правонарушений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Меры, принимаемые для устранения причин и условий,
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Меры, принимаемые для устранения причин и условий,
Нормативные акты
Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации"1) правонарушение - преступление или административное правонарушение, представляющие собой противоправное деяние (действие, бездействие), влекущее уголовную или административную ответственность;
(ред. от 08.08.2024)
"Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации"1) правонарушение - преступление или административное правонарушение, представляющие собой противоправное деяние (действие, бездействие), влекущее уголовную или административную ответственность;
Статья: Правомерное поведение и злоупотребление правом
(Василевич Г.А., Василевич С.Г.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)Правомерное поведение, как и правонарушение, характеризуется составом, т.е. имеет субъективные и объективные признаки: субъект и субъективную сторону, объект и объективную сторону. Абсолютное большинство субъектов, т.е. граждан, являются законопослушными: криминогенная ситуация в Российской Федерации и Республике Беларусь улучшается. Например, за последние 15 лет число убийств, других особо тяжких преступлений в Республике Беларусь уменьшилось в 2,5 - 3 раза. Очевидна динамика по сокращению рецидивной преступности, преступлений несовершеннолетних. Этому способствовали решения Президента Республики Беларусь по защите прав детей, воспитываемых в неблагополучных семьях. Такая тенденция ожидается и в области сокращения административных правонарушений. Например, при общей численности населения Республики Беларусь 9,5 млн человек в 2015 г. количество совершенных правонарушений составило 4,21 млн (из них 0,89 млн выявлено посредством фотофиксации), в 2016 г. - 4,05 млн (из них 1,06 млн - посредством фотофиксации), в 2017 г. - 4,27 млн (из них 1,54 млн - посредством фотофиксации), в 2018 г. - 4,36 млн (из них 1,71 млн - посредством фотофиксации), в 2019 г. - 3,82 млн (из них 1,97 млн - посредством фотофиксации), в 2020 г. - 2,34 млн (из них 1,31 млн - посредством фотофиксации), в 2021 г. - 2,43 млн (из них 1,61 млн - посредством фотофиксации). Отметим, что с 1 марта 2021 г. был введен в действие новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, в котором появилась отдельная глава, посвященная мерам профилактики административных правонарушений.
(Василевич Г.А., Василевич С.Г.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)Правомерное поведение, как и правонарушение, характеризуется составом, т.е. имеет субъективные и объективные признаки: субъект и субъективную сторону, объект и объективную сторону. Абсолютное большинство субъектов, т.е. граждан, являются законопослушными: криминогенная ситуация в Российской Федерации и Республике Беларусь улучшается. Например, за последние 15 лет число убийств, других особо тяжких преступлений в Республике Беларусь уменьшилось в 2,5 - 3 раза. Очевидна динамика по сокращению рецидивной преступности, преступлений несовершеннолетних. Этому способствовали решения Президента Республики Беларусь по защите прав детей, воспитываемых в неблагополучных семьях. Такая тенденция ожидается и в области сокращения административных правонарушений. Например, при общей численности населения Республики Беларусь 9,5 млн человек в 2015 г. количество совершенных правонарушений составило 4,21 млн (из них 0,89 млн выявлено посредством фотофиксации), в 2016 г. - 4,05 млн (из них 1,06 млн - посредством фотофиксации), в 2017 г. - 4,27 млн (из них 1,54 млн - посредством фотофиксации), в 2018 г. - 4,36 млн (из них 1,71 млн - посредством фотофиксации), в 2019 г. - 3,82 млн (из них 1,97 млн - посредством фотофиксации), в 2020 г. - 2,34 млн (из них 1,31 млн - посредством фотофиксации), в 2021 г. - 2,43 млн (из них 1,61 млн - посредством фотофиксации). Отметим, что с 1 марта 2021 г. был введен в действие новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, в котором появилась отдельная глава, посвященная мерам профилактики административных правонарушений.
Статья: Средства предупреждения правонарушений на транспорте, основанные на методе убеждения
(Черных Н.О.)
("Транспортное право", 2023, N 1)<2> Отакулов О.О. Понятие и признаки методов предупреждения и профилактики административных правонарушений // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2020. Т. 1. N 9. С. 67.
(Черных Н.О.)
("Транспортное право", 2023, N 1)<2> Отакулов О.О. Понятие и признаки методов предупреждения и профилактики административных правонарушений // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2020. Т. 1. N 9. С. 67.
Статья: Институт миграционной амнистии как один из механизмов регулирования миграционной деятельности в условиях пандемии коронавируса
(Трифонова (Казарян) К.В.)
("Российский судья", 2021, N 12)Е.О. Бондарь, проанализировав прошедшие в России миграционные амнистии - в отношении граждан Молдовы - с 5 по 30 ноября 2014 г. и в марте 2017 г., граждан Таджикистана - с 24 марта по 27 апреля 2017 г., Кыргызстана - в период с 16 октября по 10 декабря 2018 г., а также с 22 марта 2019 г. по 22 апреля 2019 г., приходит к выводу, что "данное правовое явление имеет точечное действие в части профилактики административных правонарушений в сфере миграции и освобождения от наказания путем отмены введенных в действие законных ограничений на въезд в РФ" <9>. Указанный автор ссылается на то, что "следствием рассматриваемых процедур, реализуемых либо на основании личных договоренностей высших должностных лиц государств, либо в соответствии с приказами ведомства, координирующего работу в сфере миграции, явилось внесение изменений в федеральное законодательство" <10>.
(Трифонова (Казарян) К.В.)
("Российский судья", 2021, N 12)Е.О. Бондарь, проанализировав прошедшие в России миграционные амнистии - в отношении граждан Молдовы - с 5 по 30 ноября 2014 г. и в марте 2017 г., граждан Таджикистана - с 24 марта по 27 апреля 2017 г., Кыргызстана - в период с 16 октября по 10 декабря 2018 г., а также с 22 марта 2019 г. по 22 апреля 2019 г., приходит к выводу, что "данное правовое явление имеет точечное действие в части профилактики административных правонарушений в сфере миграции и освобождения от наказания путем отмены введенных в действие законных ограничений на въезд в РФ" <9>. Указанный автор ссылается на то, что "следствием рассматриваемых процедур, реализуемых либо на основании личных договоренностей высших должностных лиц государств, либо в соответствии с приказами ведомства, координирующего работу в сфере миграции, явилось внесение изменений в федеральное законодательство" <10>.
Статья: Общая профилактика розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетнему
(Берндт А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)Также одним из направлений деятельности участковых уполномоченных полиции является предупреждение и профилактика административных правонарушений, среди которых особое место занимает именно профилактическая работа по предупреждению совершения административных правонарушений <3>.
(Берндт А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)Также одним из направлений деятельности участковых уполномоченных полиции является предупреждение и профилактика административных правонарушений, среди которых особое место занимает именно профилактическая работа по предупреждению совершения административных правонарушений <3>.
Статья: Должностные лица МЧС России как субъекты реализации функций государства: отдельные вопросы административно-юрисдикционной деятельности
(Немченко С.Б., Шеншин В.М.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" <13> установлено, что предупреждение является основным направлением профилактики административных правонарушений, а в соответствии с КоАП РФ - задачей законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2).
(Немченко С.Б., Шеншин В.М.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" <13> установлено, что предупреждение является основным направлением профилактики административных правонарушений, а в соответствии с КоАП РФ - задачей законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2).
Статья: Административная пенология: современные предпосылки исследования
(Дерюга А.Н., Шаклеин С.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 5)Проведение таких исследований возможно только с привлечением знаний наук, специально изучающих отдельные стороны предмета административной деликтологии. Это как минимум административно-деликтное право, статистика, социология и психология. Итогом такой работы становятся предложения по совершенствованию законодательства и подзаконных нормативных правовых актов, направленных на общую и специальную профилактику административных правонарушений, а также тех норм КоАП РФ, которые связаны с правовым механизмом выявления, закрепления и устранения причин и условий совершения конкретных административных правонарушений, рассматриваемых в судебном или административно-юрисдикционном порядке.
(Дерюга А.Н., Шаклеин С.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 5)Проведение таких исследований возможно только с привлечением знаний наук, специально изучающих отдельные стороны предмета административной деликтологии. Это как минимум административно-деликтное право, статистика, социология и психология. Итогом такой работы становятся предложения по совершенствованию законодательства и подзаконных нормативных правовых актов, направленных на общую и специальную профилактику административных правонарушений, а также тех норм КоАП РФ, которые связаны с правовым механизмом выявления, закрепления и устранения причин и условий совершения конкретных административных правонарушений, рассматриваемых в судебном или административно-юрисдикционном порядке.
Статья: К вопросу о повышении эффективности профилактического воздействия выносимого полицией официального предостережения
(Лизунов А.С., Майорова С.А., Харитонов А.О.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Ключевые слова: официальное предостережение, эффективность деятельности полиции, антиобщественное поведение, меры административного предупреждения, профилактика административных правонарушений и преступлений.
(Лизунов А.С., Майорова С.А., Харитонов А.О.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Ключевые слова: официальное предостережение, эффективность деятельности полиции, антиобщественное поведение, меры административного предупреждения, профилактика административных правонарушений и преступлений.
Статья: Сравнительно-правовой анализ института административного наказания в действующем Кодексе об административных правонарушениях и в Проекте нового Кодекса об административных правонарушениях
(Чернышенко И.Г., Киселев А.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)Таким образом, в рамках итогового вывода отметим, что принятие нового КоАП РФ в части изменения подхода к применению административных наказаний - вынужденная необходимость за счет и оптимизации правового регулирования системы административных наказаний, и приоритетных целей таких изменений, которые были указаны свыше. Оставление же действующего КоАП РФ будет продолжать дестабилизировать правовое регулирование административных правоотношений, исключать полноту применения эффективных мер по профилактике административных правонарушений, содержать в большинстве случаев карательную цель применения административного наказания и высокую штрафную нагрузку для определенных категорий правонарушителей.
(Чернышенко И.Г., Киселев А.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)Таким образом, в рамках итогового вывода отметим, что принятие нового КоАП РФ в части изменения подхода к применению административных наказаний - вынужденная необходимость за счет и оптимизации правового регулирования системы административных наказаний, и приоритетных целей таких изменений, которые были указаны свыше. Оставление же действующего КоАП РФ будет продолжать дестабилизировать правовое регулирование административных правоотношений, исключать полноту применения эффективных мер по профилактике административных правонарушений, содержать в большинстве случаев карательную цель применения административного наказания и высокую штрафную нагрузку для определенных категорий правонарушителей.
Статья: О процессуальном обеспечении антикриминального превентивного принуждения
(Борбат А.В., Лукожев Х.М., Петровский А.В.)
("Российский следователь", 2025, N 3)Выход видится в создании отдельного процессуального направления - превентивной юстиции. Исходя из этого, превентивная юстиция должна регулировать процессуальный и процедурные аспекты общей и индивидуальной профилактической деятельности, определять порядок, последовательность действий, оформление мер (форм) профилактики, фиксацию криминологической информации. Надлежит решить вопрос, в рамках какого судопроизводства будет рассматриваться установление профилактических ограничений и запретов, вменяться обязанности для лиц, подпадающих под профилактический надзор, применяться принудительные меры превентивного воздействия. Согласно ст. 118 Конституции РФ в стране существуют следующие виды судопроизводства: конституционное, гражданское, административное и уголовное. В переходный период считаем необходимым отнесение превентивной юстиции к ведению КАС РФ, для чего требуется внести изменения в гл. 7 "Меры предварительной защиты по административному иску", включив в ст. 85 КАС РФ меры, обеспечивающие защиту прав, свобод, законных интересов лиц, находящихся в зависимом, подчиненном положении по отношению к профилактируемому, и разд. IV "Особенности производства по отдельным категориям административных дел" дополнить гл. 29.1 "Производство по административным делам об установлении принудительных мер профилактического воздействия в отношении гражданина либо отмене мер принудительного профилактического воздействия в отношении гражданина". С созданием Кодекса Российской Федерации о профилактике преступлений, административных правонарушений и антиобщественного поведения в него необходимо включить отдельный раздел, посвященный процессуальному оформлению деятельности по предупреждению преступлений, административных правонарушений и антиобщественного поведения, срокам профилактического производства, процедуре постановки на профилактический учет, установления профилактического или административного надзора, проведения отдельных профилактических мер, таких как официальное предостережение, представление, запрет, ограничение, социальная реабилитация, социальная адаптация, помощь жертвам преступлений и др.
(Борбат А.В., Лукожев Х.М., Петровский А.В.)
("Российский следователь", 2025, N 3)Выход видится в создании отдельного процессуального направления - превентивной юстиции. Исходя из этого, превентивная юстиция должна регулировать процессуальный и процедурные аспекты общей и индивидуальной профилактической деятельности, определять порядок, последовательность действий, оформление мер (форм) профилактики, фиксацию криминологической информации. Надлежит решить вопрос, в рамках какого судопроизводства будет рассматриваться установление профилактических ограничений и запретов, вменяться обязанности для лиц, подпадающих под профилактический надзор, применяться принудительные меры превентивного воздействия. Согласно ст. 118 Конституции РФ в стране существуют следующие виды судопроизводства: конституционное, гражданское, административное и уголовное. В переходный период считаем необходимым отнесение превентивной юстиции к ведению КАС РФ, для чего требуется внести изменения в гл. 7 "Меры предварительной защиты по административному иску", включив в ст. 85 КАС РФ меры, обеспечивающие защиту прав, свобод, законных интересов лиц, находящихся в зависимом, подчиненном положении по отношению к профилактируемому, и разд. IV "Особенности производства по отдельным категориям административных дел" дополнить гл. 29.1 "Производство по административным делам об установлении принудительных мер профилактического воздействия в отношении гражданина либо отмене мер принудительного профилактического воздействия в отношении гражданина". С созданием Кодекса Российской Федерации о профилактике преступлений, административных правонарушений и антиобщественного поведения в него необходимо включить отдельный раздел, посвященный процессуальному оформлению деятельности по предупреждению преступлений, административных правонарушений и антиобщественного поведения, срокам профилактического производства, процедуре постановки на профилактический учет, установления профилактического или административного надзора, проведения отдельных профилактических мер, таких как официальное предостережение, представление, запрет, ограничение, социальная реабилитация, социальная адаптация, помощь жертвам преступлений и др.
Статья: Актуальные проблемы предупреждения семейно-бытовых деликтов в современной России
(Зырянов И.В., Поликарпов Д.И.)
("Российский следователь", 2022, N 12)Основным первоисточником регулирования процесса профилактики административных правонарушений в семейно-бытовой сфере, осуществляемой правоохранительными органами, является Основной Закон - Конституция Российской Федерации <6> (далее - Конституция РФ).
(Зырянов И.В., Поликарпов Д.И.)
("Российский следователь", 2022, N 12)Основным первоисточником регулирования процесса профилактики административных правонарушений в семейно-бытовой сфере, осуществляемой правоохранительными органами, является Основной Закон - Конституция Российской Федерации <6> (далее - Конституция РФ).