Профилактическая работа с несовершеннолетними
Подборка наиболее важных документов по запросу Профилактическая работа с несовершеннолетними (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Профилактика травли (буллинга) в образовательных организациях и полномочия органов внутренних дел в ее осуществлении
(Долгова С.И.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)2. Внедрение в практику по профилактике правонарушений
(Долгова С.И.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)2. Внедрение в практику по профилактике правонарушений
Статья: Наставник в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2025, N 6)Федеральным законом от 8 августа 2024 г. N 322-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в России введен институт наставничества в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Как подчеркнуто в пояснительной записке к законопроекту, он разработан в целях реализации поручений Президента РФ и направлен на обеспечение участия наставников, наряду с благотворительными, добровольческими, волонтерскими организациями, в профилактической работе с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению.
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2025, N 6)Федеральным законом от 8 августа 2024 г. N 322-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в России введен институт наставничества в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Как подчеркнуто в пояснительной записке к законопроекту, он разработан в целях реализации поручений Президента РФ и направлен на обеспечение участия наставников, наряду с благотворительными, добровольческими, волонтерскими организациями, в профилактической работе с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В отношении отдельных несовершеннолетних может проводиться индивидуальная профилактическая работа наставниками из числа граждан, включенных в реестр наставников, привлекаемых для индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, или организациями из числа организаций, включенных в реестр организаций, участвующих в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В отношении отдельных несовершеннолетних может проводиться индивидуальная профилактическая работа наставниками из числа граждан, включенных в реестр наставников, привлекаемых для индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, или организациями из числа организаций, включенных в реестр организаций, участвующих в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2024 N 20
"О некоторых вопросах, возникающих в практике судов общей юрисдикции при рассмотрении административных дел, связанных с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел, в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа (главы 31.2 и 31.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)"При удовлетворении административного иска о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания либо о продлении срока пребывания в нем в резолютивной части решения суда выводы о сроке содержания несовершеннолетнего в данном центре должны быть изложены таким образом, чтобы свести к минимуму ограничение прав и свобод несовершеннолетнего, но при этом обеспечить достижение целей помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания, например: на срок до передачи несовершеннолетнего законным представителям, но не более 30 суток; на срок до передачи несовершеннолетнего уполномоченному должностному лицу учебного учреждения закрытого типа, но не более 30 суток (применительно к несовершеннолетним, самовольно ушедшим из таких учреждений); на срок, необходимый для проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, но не более 30 суток (в целях предупреждения совершения несовершеннолетним повторно общественно опасного деяния); на срок до получения путевки в учебное учреждение закрытого типа, но не более 30 суток. Указанный срок исчисляется со дня помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания.
"О некоторых вопросах, возникающих в практике судов общей юрисдикции при рассмотрении административных дел, связанных с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел, в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа (главы 31.2 и 31.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)"При удовлетворении административного иска о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания либо о продлении срока пребывания в нем в резолютивной части решения суда выводы о сроке содержания несовершеннолетнего в данном центре должны быть изложены таким образом, чтобы свести к минимуму ограничение прав и свобод несовершеннолетнего, но при этом обеспечить достижение целей помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания, например: на срок до передачи несовершеннолетнего законным представителям, но не более 30 суток; на срок до передачи несовершеннолетнего уполномоченному должностному лицу учебного учреждения закрытого типа, но не более 30 суток (применительно к несовершеннолетним, самовольно ушедшим из таких учреждений); на срок, необходимый для проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, но не более 30 суток (в целях предупреждения совершения несовершеннолетним повторно общественно опасного деяния); на срок до получения путевки в учебное учреждение закрытого типа, но не более 30 суток. Указанный срок исчисляется со дня помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания.
Статья: Воспитание у курсантов ведомственных образовательных учреждений профессионально значимых качеств
(Вилкова А.В., Фадеева С.А., Лукашенко Д.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 1)Превентивными мерами для снижения нарушений порядка несовершеннолетними могут выступать: усиление индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, обладающими лидерскими навыками и склонными к активным асоциальным проявлениям; усиление надзора за признаками формирования деструктивной субкультуры; снижение уровня агрессии (в том числе психолого-педагогическими методами и технологиями); предупреждение дисциплинарных проступков и негативных отношенческих проявлений между самими несовершеннолетними, а также между несовершеннолетними и сотрудниками СИЗО.
(Вилкова А.В., Фадеева С.А., Лукашенко Д.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 1)Превентивными мерами для снижения нарушений порядка несовершеннолетними могут выступать: усиление индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, обладающими лидерскими навыками и склонными к активным асоциальным проявлениям; усиление надзора за признаками формирования деструктивной субкультуры; снижение уровня агрессии (в том числе психолого-педагогическими методами и технологиями); предупреждение дисциплинарных проступков и негативных отношенческих проявлений между самими несовершеннолетними, а также между несовершеннолетними и сотрудниками СИЗО.
Статья: Профилактика правонарушений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних согласно ст. 1 Закона о профилактике правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних согласно ст. 1 Закона о профилактике правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Статья: Личность несовершеннолетнего преступника
(Мищенко Е.В., Филиппова Е.О.)
("Российский судья", 2023, N 9)Профилактическая работа с несовершеннолетними преступниками предусматривает ряд мер и программ, направленных на предотвращение рецидива преступности и реабилитацию молодых правонарушителей. Основные направления этой работы:
(Мищенко Е.В., Филиппова Е.О.)
("Российский судья", 2023, N 9)Профилактическая работа с несовершеннолетними преступниками предусматривает ряд мер и программ, направленных на предотвращение рецидива преступности и реабилитацию молодых правонарушителей. Основные направления этой работы:
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Органы опеки и попечительства, наряду с комиссиями по делам несовершеннолетних участвуют в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними. Их компетенция распространяется на случаи, если несовершеннолетние являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей. Кроме того, органы опеки и попечительства осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Органы опеки и попечительства, наряду с комиссиями по делам несовершеннолетних участвуют в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними. Их компетенция распространяется на случаи, если несовершеннолетние являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей. Кроме того, органы опеки и попечительства осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
Статья: Органы местного самоуправления в системе субъектов профилактики правонарушений
(Маслакова Е.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)5) осуществление профилактической работы среди несовершеннолетних и молодежи;
(Маслакова Е.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)5) осуществление профилактической работы среди несовершеннолетних и молодежи;
Статья: Для рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних необходима специальная подготовка судей: процессуальные и организационные проблемы
(Лукьянова О.А.)
("Мировой судья", 2023, N 8)В Сысертском районном суде рассмотрение уголовных дел в отношении несовершеннолетних поручено трем судьям, которые прошли соответствующее обучение в специализированном составе. Для содействия по рассмотрению уголовных дел им специально выделен помощник судьи, который взаимодействует со следственными органами по вопросам сбора сведений, характеризующих несовершеннолетнего. Этот же помощник занимается профилактической работой с несовершеннолетними: участвует в школьных конференциях, проведении правовоспитательных семинаров. На него возложено обобщение судебной практики и ведение статистики.
(Лукьянова О.А.)
("Мировой судья", 2023, N 8)В Сысертском районном суде рассмотрение уголовных дел в отношении несовершеннолетних поручено трем судьям, которые прошли соответствующее обучение в специализированном составе. Для содействия по рассмотрению уголовных дел им специально выделен помощник судьи, который взаимодействует со следственными органами по вопросам сбора сведений, характеризующих несовершеннолетнего. Этот же помощник занимается профилактической работой с несовершеннолетними: участвует в школьных конференциях, проведении правовоспитательных семинаров. На него возложено обобщение судебной практики и ведение статистики.
Статья: Проблемы государственной политики в сфере противодействия несуицидальному самоповреждающему поведению несовершеннолетних
(Краюхин С.Б.)
("Современное право", 2025, N 6)Автором дана характеристика указанного понятия, приведено сравнение целей и механизма совершения самоповреждающего и суицидального поведения несовершеннолетних. Выявлены причины бездействия и игнорирования указанного деструктивного явления. На примере правоприменительной практики комиссий по делам несовершеннолетних в Тамбовской области выявлены принципиальные нарушения, допускаемые уполномоченными органами при реализации плана профилактической работы с несовершеннолетними. По результатам исследования предложены способы совершенствования работы в указанной сфере.
(Краюхин С.Б.)
("Современное право", 2025, N 6)Автором дана характеристика указанного понятия, приведено сравнение целей и механизма совершения самоповреждающего и суицидального поведения несовершеннолетних. Выявлены причины бездействия и игнорирования указанного деструктивного явления. На примере правоприменительной практики комиссий по делам несовершеннолетних в Тамбовской области выявлены принципиальные нарушения, допускаемые уполномоченными органами при реализации плана профилактической работы с несовершеннолетними. По результатам исследования предложены способы совершенствования работы в указанной сфере.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)В настоящее время региональные долгосрочные программы содействия занятости молодежи на период до 2030 г. с соответствующим финансированием приняты в 82 субъектах Российской Федерации <1>. В указанных программах под молодежью понимается социально-демографическая группа населения от 14 до 35 лет, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Также определяются категории молодых граждан, которым предоставляются меры поддержки в целях содействия их трудоустройству. Так, например, региональной долгосрочной программой "Содействие занятости молодежи в Московской области на период до 2030 года" предусмотрены: поддержка в обеспечении занятости несовершеннолетних, которые не учатся и не работают, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа; привлечение к трудовой деятельности несовершеннолетних граждан, в том числе получающих пенсию по потере кормильца, детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; оказание помощи в начале осуществления предпринимательской деятельности молодежи из числа граждан, признанных в установленном порядке безработными, и др.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)В настоящее время региональные долгосрочные программы содействия занятости молодежи на период до 2030 г. с соответствующим финансированием приняты в 82 субъектах Российской Федерации <1>. В указанных программах под молодежью понимается социально-демографическая группа населения от 14 до 35 лет, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Также определяются категории молодых граждан, которым предоставляются меры поддержки в целях содействия их трудоустройству. Так, например, региональной долгосрочной программой "Содействие занятости молодежи в Московской области на период до 2030 года" предусмотрены: поддержка в обеспечении занятости несовершеннолетних, которые не учатся и не работают, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа; привлечение к трудовой деятельности несовершеннолетних граждан, в том числе получающих пенсию по потере кормильца, детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; оказание помощи в начале осуществления предпринимательской деятельности молодежи из числа граждан, признанных в установленном порядке безработными, и др.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2) участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, указанными в ст. 5 данного Закона, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2) участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, указанными в ст. 5 данного Закона, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
Статья: Специализация судов и судей в судебных системах стран Евразийского экономического союза
(Аблаева Э.Б.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)Аналогичным образом не реализованы законопроекты, предусмотревшие возможность создания в России специализированных ювенальных или семейных судов. Все это вовсе не помешало в 2011 г. Пленуму ВС РФ постановить, что специализация судей по делам несовершеннолетних предполагает обеспечение профессиональной компетентности судей посредством обучения и переподготовки в области права, педагогики, социологии, подростковой психологии, криминологии, виктимологии. Пленум ВС РФ также постановил, что специализация судей по делам несовершеннолетних предполагает осуществление судопроизводства с применением ювенальных технологий и современных методик индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями <33>.
(Аблаева Э.Б.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)Аналогичным образом не реализованы законопроекты, предусмотревшие возможность создания в России специализированных ювенальных или семейных судов. Все это вовсе не помешало в 2011 г. Пленуму ВС РФ постановить, что специализация судей по делам несовершеннолетних предполагает обеспечение профессиональной компетентности судей посредством обучения и переподготовки в области права, педагогики, социологии, подростковой психологии, криминологии, виктимологии. Пленум ВС РФ также постановил, что специализация судей по делам несовершеннолетних предполагает осуществление судопроизводства с применением ювенальных технологий и современных методик индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями <33>.