Проект закона о землеустройстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Проект закона о землеустройстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Севастопольского городского суда от 06.02.2024 по делу N 33а-286/2024(33а-4431/2023) (УИД 92RS0004-01-2023-001028-47)
Категория спора: НДФЛ.
Требования налогоплательщика: О признании недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности.
Обстоятельства: На момент прекращения права собственности административного ответчика на спорный земельный участок в связи с его отчуждением по договору купли-продажи он владел им менее минимального предельного срока, составляющего три года, в связи с чем был обязан уплатить налог с дохода, полученного при его продаже.
Решение: Отказано.Доводы жалобы о том, что налоговым органом не принято во внимание заключение кадастрового инженера, согласно которому с 2007 года границы земельного участка не менялись, то есть новый объект права собственности не возник, отклоняется судебной коллегией как несостоятельные, поскольку в силу части 6 статьи 10.1 Закона N 46-ЗС проект землеустройства, подготовленный в 2006 г., признается проектом межевания территории. При этом, А. не представила доказательств выдачи ей государственного акта на право собственности на земельный участок и регистрацию этого права в порядке, который действовал до 2014 года. Указанный проект землеустройства, равно как и сертификат на земельную долю (пай), не являются документами, подтверждающими право собственности на конкретный земельный участок.
Категория спора: НДФЛ.
Требования налогоплательщика: О признании недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности.
Обстоятельства: На момент прекращения права собственности административного ответчика на спорный земельный участок в связи с его отчуждением по договору купли-продажи он владел им менее минимального предельного срока, составляющего три года, в связи с чем был обязан уплатить налог с дохода, полученного при его продаже.
Решение: Отказано.Доводы жалобы о том, что налоговым органом не принято во внимание заключение кадастрового инженера, согласно которому с 2007 года границы земельного участка не менялись, то есть новый объект права собственности не возник, отклоняется судебной коллегией как несостоятельные, поскольку в силу части 6 статьи 10.1 Закона N 46-ЗС проект землеустройства, подготовленный в 2006 г., признается проектом межевания территории. При этом, А. не представила доказательств выдачи ей государственного акта на право собственности на земельный участок и регистрацию этого права в порядке, который действовал до 2014 года. Указанный проект землеустройства, равно как и сертификат на земельную долю (пай), не являются документами, подтверждающими право собственности на конкретный земельный участок.
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 11.11.2024 N 88-25182/2024 (УИД 56RS0024-01-2023-000149-02)
Категория: 1) Защита прав на землю; 2) Купля-продажа земли; 3) Споры с Росреестром.
Требования правообладателя: 1) О прекращении права собственности на земельный участок; 2) О признании незаконным выдела земельного участка; 3) О признании договора недействительным; 4) О записях в ЕГРН.
Требования третьего лица: 5) О признании договора недействительным, о записях в ЕГРН.
Обстоятельства: Осуществление выдела исключительно пахотных земель влечет за собой нарушение прав других участников долевой собственности на исходный земельный участок, к числу которых относится истец.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено; 5) Удовлетворено.Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", положив в основу выводы судебной землеустроительной экспертизы ООО "ГЕО эффект" N 817 от 10 октября 2023 года, суд первой инстанции исходил из того, что само по себе соответствие площади выделяемого земельного участка правоустанавливающим документам и размеру долей, находящихся в собственности ответчика, не свидетельствует о соблюдении кадастровым инженером норм закона при изготовлении проекта межевания земельных участков, поскольку выделение только пашни нарушает условия изначального распределения земельных паев и права других сособственников земли, которые вынуждены будут пользоваться и в дальнейшем выделять свою долю из менее ценных сельхозугодий (пастбищ). Кроме того, сформированные земельные участки не находятся в составе паевого фонда, и накладываются на земли КФХ.
Категория: 1) Защита прав на землю; 2) Купля-продажа земли; 3) Споры с Росреестром.
Требования правообладателя: 1) О прекращении права собственности на земельный участок; 2) О признании незаконным выдела земельного участка; 3) О признании договора недействительным; 4) О записях в ЕГРН.
Требования третьего лица: 5) О признании договора недействительным, о записях в ЕГРН.
Обстоятельства: Осуществление выдела исключительно пахотных земель влечет за собой нарушение прав других участников долевой собственности на исходный земельный участок, к числу которых относится истец.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено; 5) Удовлетворено.Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", положив в основу выводы судебной землеустроительной экспертизы ООО "ГЕО эффект" N 817 от 10 октября 2023 года, суд первой инстанции исходил из того, что само по себе соответствие площади выделяемого земельного участка правоустанавливающим документам и размеру долей, находящихся в собственности ответчика, не свидетельствует о соблюдении кадастровым инженером норм закона при изготовлении проекта межевания земельных участков, поскольку выделение только пашни нарушает условия изначального распределения земельных паев и права других сособственников земли, которые вынуждены будут пользоваться и в дальнейшем выделять свою долю из менее ценных сельхозугодий (пастбищ). Кроме того, сформированные земельные участки не находятся в составе паевого фонда, и накладываются на земли КФХ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Учет земель сельскохозяйственного назначения: некоторые проблемы правового регулирования
(Подколзина Т.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 3)В тексте проекта закона о землеустройстве, подготовленного Минсельхозом России в 2022 году <13>, тематическая карта состояния и использования земель не называется. В то же время в указанном проекте документация с дословным наименованием "карта-схема земель сельскохозяйственного назначения" также не содержится. Но содержатся в нем и такие виды землеустроительной документации, как землеустроительная карта (схема) субъекта Российской Федерации, землеустроительная карта (схема) муниципального образования (ст. 15 проекта). В терминологии указанного проекта "землеустроительная карта (схема)" представляет собой землеустроительный документ планирования рационального использования и охраны земель на основе оценки их качества на территории Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, отдельных объектов землеустройства, подготовленный с учетом социальных, экономических, экологических и иных факторов (п. 26 ст. 2 проекта). Статья 17 проекта посвящена землеустроительной карте (схеме) субъекта Российской Федерации - предполагается, что в такой карте должны быть указаны сведения о распределении земель по категориям, угодьям и формам. А материалы землеустроительной карты (схемы) субъектов Российской Федерации, в свою очередь, являются основой для разработки заданий на составление землеустроительной карты (схемы) муниципальных образований, в состав которых уже подлежат включению сведения о границах различных земель, территорий, угодий. Надо отметить, что объектами землеустройства в понимании рассматриваемого проекта выступают и земли, и земельные участки и их части, и территории и их части, причем всех категорий и форм собственности (ст. 2 проекта).
(Подколзина Т.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 3)В тексте проекта закона о землеустройстве, подготовленного Минсельхозом России в 2022 году <13>, тематическая карта состояния и использования земель не называется. В то же время в указанном проекте документация с дословным наименованием "карта-схема земель сельскохозяйственного назначения" также не содержится. Но содержатся в нем и такие виды землеустроительной документации, как землеустроительная карта (схема) субъекта Российской Федерации, землеустроительная карта (схема) муниципального образования (ст. 15 проекта). В терминологии указанного проекта "землеустроительная карта (схема)" представляет собой землеустроительный документ планирования рационального использования и охраны земель на основе оценки их качества на территории Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, отдельных объектов землеустройства, подготовленный с учетом социальных, экономических, экологических и иных факторов (п. 26 ст. 2 проекта). Статья 17 проекта посвящена землеустроительной карте (схеме) субъекта Российской Федерации - предполагается, что в такой карте должны быть указаны сведения о распределении земель по категориям, угодьям и формам. А материалы землеустроительной карты (схемы) субъектов Российской Федерации, в свою очередь, являются основой для разработки заданий на составление землеустроительной карты (схемы) муниципальных образований, в состав которых уже подлежат включению сведения о границах различных земель, территорий, угодий. Надо отметить, что объектами землеустройства в понимании рассматриваемого проекта выступают и земли, и земельные участки и их части, и территории и их части, причем всех категорий и форм собственности (ст. 2 проекта).
Статья: Невостребованные земельные доли и обновление законодательства о землеустройстве
(Липски С.А.)
("Экологическое право", 2021, N 6)В последние год-два возникло впечатление, что проблема отсутствия надлежащего законодательного регулирования землеустройства осознана - утвержденный Правительством в конце 2018 г. план мероприятий по совершенствованию правового регулирования земельных отношений предусматривал скорейшую разработку новой редакции Закона о землеустройстве и ее оперативное внесение в Государственную Думу <6>. Однако работа над этим законопроектом, определяющим перспективы всего института отечественного землеустройства, затянулась.
(Липски С.А.)
("Экологическое право", 2021, N 6)В последние год-два возникло впечатление, что проблема отсутствия надлежащего законодательного регулирования землеустройства осознана - утвержденный Правительством в конце 2018 г. план мероприятий по совершенствованию правового регулирования земельных отношений предусматривал скорейшую разработку новой редакции Закона о землеустройстве и ее оперативное внесение в Государственную Думу <6>. Однако работа над этим законопроектом, определяющим перспективы всего института отечественного землеустройства, затянулась.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 19.07.1999 N 829
(ред. от 08.08.2003)
"О Заявлении Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике в 1999 году, письме Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о политике развития для целей третьего займа на структурную перестройку экономики и плане мероприятий по их реализации"
(вместе с "Мерами по реализации среднесрочной программы структурных реформ (письмо о политике развития для целей третьего займа на структурную перестройку экономики)")- Проект Закона "О землеустройстве" был представлен в Правительство России в ноябре 1998 года. Законопроект направлен на рассмотрение и согласование администрациям субъектов Федерации. Заключения получены более чем от 60 из них. Правительство России направило законопроект в Государственную Думу Федерального Собрания с целью его принятия до конца 1999 года.
(ред. от 08.08.2003)
"О Заявлении Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике в 1999 году, письме Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о политике развития для целей третьего займа на структурную перестройку экономики и плане мероприятий по их реализации"
(вместе с "Мерами по реализации среднесрочной программы структурных реформ (письмо о политике развития для целей третьего займа на структурную перестройку экономики)")- Проект Закона "О землеустройстве" был представлен в Правительство России в ноябре 1998 года. Законопроект направлен на рассмотрение и согласование администрациям субъектов Федерации. Заключения получены более чем от 60 из них. Правительство России направило законопроект в Государственную Думу Федерального Собрания с целью его принятия до конца 1999 года.
<Письмо> Минэкономразвития РФ от 08.08.2008 N 11013-ИМ/Д23
"О правомерности выполнения работ по территориальному землеустройству"Замена понятия "проект границ земельного участка" понятием "схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" в Земельном кодексе Российской Федерации произошла в связи с тем, что из Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" исключен один из видов землеустройства - территориальное землеустройство. В частности, из видов землеустроительной документации (статья 19 данного Федерального закона) исключены проекты территориального землеустройства (в том числе и проекты границ земельных участков).
"О правомерности выполнения работ по территориальному землеустройству"Замена понятия "проект границ земельного участка" понятием "схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" в Земельном кодексе Российской Федерации произошла в связи с тем, что из Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" исключен один из видов землеустройства - территориальное землеустройство. В частности, из видов землеустроительной документации (статья 19 данного Федерального закона) исключены проекты территориального землеустройства (в том числе и проекты границ земельных участков).
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ системы землепользования, включая деятельность уполномоченных органов, осуществляемую в целях землеустройства и разграничения прав на землю"
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 7)Разработка проекта федерального закона "О землеустройстве" в новой редакции осуществляется более пяти лет и до настоящего времени не окончена. Основные акты, регулирующие проведение землеустройства, изданы в 2002 - 2011 годах и нуждаются в актуализации.
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 7)Разработка проекта федерального закона "О землеустройстве" в новой редакции осуществляется более пяти лет и до настоящего времени не окончена. Основные акты, регулирующие проведение землеустройства, изданы в 2002 - 2011 годах и нуждаются в актуализации.
Статья: Историко-правовой анализ становления и развития этапов платы за землеустройство (с 1917 года по настоящее время)
(Позднякова Е.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)Сегодня указанный Закон N 78-ФЗ "О землеустройстве" не отвечает современным требованиям, и ему на смену Министерством сельского хозяйства РФ разрабатывается новый законопроект <84>, в котором целесообразно было бы предусмотреть платность землеустройства.
(Позднякова Е.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)Сегодня указанный Закон N 78-ФЗ "О землеустройстве" не отвечает современным требованиям, и ему на смену Министерством сельского хозяйства РФ разрабатывается новый законопроект <84>, в котором целесообразно было бы предусмотреть платность землеустройства.
Статья: Особенности текущего момента в развитии законодательства о землеустройстве
(Липски С.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2022, N 2)В этой связи землеустроители (ученые, практики и преподаватели вузов) разработали свой вариант (вариант Государственного университета по землеустройству - ГУЗа <20>), с которым не был согласен Росреестр. В конце 2021 г. Правительство изменило головного разработчика законопроекта от федеральных органов, которым стал Минсельхоз России, представивший новый вариант <21>. В нем по всем содержательным моментам (предмет и объект землеустройства, статус землеустроителя и др.) удалось достичь компромисса с вышеназванными. Терминологически же и по составу предусмотренной им документации этот законопроект получился понятным профессионалам. Также им предусмотрена последующая разработка целого ряда подзаконных актов, которые в случае их принятия обеспечат развернутое и детализированное регулирование проведения землеустройства (речь идет о правилах проведения госэкспертизы землеустроительной документации, составе, содержании и правилах ее оформления, нормативах землеустройства, порядке ведения фонда полученных при землеустройстве данных и их использования, формирования и хранения землеустроительных дел, требованиях к описанию границ и др.).
(Липски С.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2022, N 2)В этой связи землеустроители (ученые, практики и преподаватели вузов) разработали свой вариант (вариант Государственного университета по землеустройству - ГУЗа <20>), с которым не был согласен Росреестр. В конце 2021 г. Правительство изменило головного разработчика законопроекта от федеральных органов, которым стал Минсельхоз России, представивший новый вариант <21>. В нем по всем содержательным моментам (предмет и объект землеустройства, статус землеустроителя и др.) удалось достичь компромисса с вышеназванными. Терминологически же и по составу предусмотренной им документации этот законопроект получился понятным профессионалам. Также им предусмотрена последующая разработка целого ряда подзаконных актов, которые в случае их принятия обеспечат развернутое и детализированное регулирование проведения землеустройства (речь идет о правилах проведения госэкспертизы землеустроительной документации, составе, содержании и правилах ее оформления, нормативах землеустройства, порядке ведения фонда полученных при землеустройстве данных и их использования, формирования и хранения землеустроительных дел, требованиях к описанию границ и др.).
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)133. Проект Федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (не действует) [Электронный ресурс] // СПС "Гарант". URL: http://base.garant.ru/58064654/ (дата обращения: 25.01.2021).
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)133. Проект Федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (не действует) [Электронный ресурс] // СПС "Гарант". URL: http://base.garant.ru/58064654/ (дата обращения: 25.01.2021).
Статья: Земельные ресурсы. Мнения
(Гаврилов С., Позднякова О., Терновцов А., Макаров Н., Бородин А., Толкачев О.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 7)Из этих тезисов отчета следует мысль о необходимости обсуждения возможности создания на уровне Правительства Российской Федерации органа (рабочей группы, комиссии), наделенного полномочиями по проверке исполнения, контроля и единообразного толкования нормативных актов в области земельных ресурсов и землепользования. Необходимо четко отслеживать связь земельного законодательства Российской Федерации с рядом смежных отраслей: лесной, водной, об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях (ООПТ), о недрах и др. Сопровождение проекта закона "О землеустройстве" в новой редакции передано от Росреестра Минсельхозу России.
(Гаврилов С., Позднякова О., Терновцов А., Макаров Н., Бородин А., Толкачев О.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 7)Из этих тезисов отчета следует мысль о необходимости обсуждения возможности создания на уровне Правительства Российской Федерации органа (рабочей группы, комиссии), наделенного полномочиями по проверке исполнения, контроля и единообразного толкования нормативных актов в области земельных ресурсов и землепользования. Необходимо четко отслеживать связь земельного законодательства Российской Федерации с рядом смежных отраслей: лесной, водной, об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях (ООПТ), о недрах и др. Сопровождение проекта закона "О землеустройстве" в новой редакции передано от Росреестра Минсельхозу России.
Статья: Основные направления совершенствования регистрационного законодательства: формирование реестрового права в России
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 8)Гаврилюк Мария Никитична, доцент кафедры земельного права Государственного университета по землеустройству, доцент, кандидат юридических наук (г. Москва).
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 8)Гаврилюк Мария Никитична, доцент кафедры земельного права Государственного университета по землеустройству, доцент, кандидат юридических наук (г. Москва).