Проект закона о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле
Подборка наиболее важных документов по запросу Проект закона о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оперативный контроль в системе государственного контроля (надзора): проблемы реализации и пути повышения эффективности
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)<3> Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Дата обращения: 18 октября, 2024. https://sozd.duma.gov.ru/bill/850621-7.
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)<3> Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Дата обращения: 18 октября, 2024. https://sozd.duma.gov.ru/bill/850621-7.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Проект федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" был разработан в 2018 г. и принят 31 июля 2020 г. под N 248-ФЗ, однако уже 9 октября 2020 г. Правительством РФ в Государственную Думу был внесен так называемый Закон-спутник, предусматривающий внесение существенных изменений и дополнений в новый Закон, включая установление перечня видов муниципального контроля с определением предмета каждого из них, а также актуализировавший положения отраслевых федеральных законов, в том числе Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Закон вступил в силу с 1 июля 2021 г., за исключением ряда положений, для которых были установлены более поздние сроки вступления их в силу <1>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Проект федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" был разработан в 2018 г. и принят 31 июля 2020 г. под N 248-ФЗ, однако уже 9 октября 2020 г. Правительством РФ в Государственную Думу был внесен так называемый Закон-спутник, предусматривающий внесение существенных изменений и дополнений в новый Закон, включая установление перечня видов муниципального контроля с определением предмета каждого из них, а также актуализировавший положения отраслевых федеральных законов, в том числе Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Закон вступил в силу с 1 июля 2021 г., за исключением ряда положений, для которых были установлены более поздние сроки вступления их в силу <1>.
Нормативные акты
Статья: Ключевые элементы структуры административного контрольно-надзорного производства, осуществляемого в России
(Стахов А.И.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)Общее понимание контрольно-надзорного производства раскрывалось в исходном тексте законопроекта "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (законопроект N 850621-7). Но в итоге данные нормы не были закреплены в ФЗ N 248-ФЗ.
(Стахов А.И.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)Общее понимание контрольно-надзорного производства раскрывалось в исходном тексте законопроекта "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (законопроект N 850621-7). Но в итоге данные нормы не были закреплены в ФЗ N 248-ФЗ.
Статья: Россиян хотят обязать оформлять дом в собственность сразу после постройки
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2024, N 11)В целях оптимизации организации и осуществления контрольных (надзорных) мероприятий федерального государственного земельного контроля (надзора) и муниципального земельного контроля законопроектом предусматривается возможность выдачи предписания об устранении выявленного нарушения по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия в форме наблюдения за соблюдением обязательных требований. Внесение изменений в законодательство в сфере недвижимого имущества и земельного права направлено на сокращение незарегистрированных объектов недвижимого имущества, формирование четкого учета объектов недвижимого имущества, постановку на учет объектов недвижимого имущества, увеличение доходов от налогообложения недвижимого имущества.
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2024, N 11)В целях оптимизации организации и осуществления контрольных (надзорных) мероприятий федерального государственного земельного контроля (надзора) и муниципального земельного контроля законопроектом предусматривается возможность выдачи предписания об устранении выявленного нарушения по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия в форме наблюдения за соблюдением обязательных требований. Внесение изменений в законодательство в сфере недвижимого имущества и земельного права направлено на сокращение незарегистрированных объектов недвижимого имущества, формирование четкого учета объектов недвижимого имущества, постановку на учет объектов недвижимого имущества, увеличение доходов от налогообложения недвижимого имущества.
Статья: Некоторые аспекты осуществления контроля (надзора): проблемы нормативного регулирования и практической реализации
(Калинин Г.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)<1> Калинин Г.И. Проект федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации": некоторые проблемы и спорные моменты // Административное право и процесс. 2019. N 1. С. 34 - 37.
(Калинин Г.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)<1> Калинин Г.И. Проект федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации": некоторые проблемы и спорные моменты // Административное право и процесс. 2019. N 1. С. 34 - 37.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Представляется, что объект контрольно-надзорного правоотношения должен быть связан с целью контроля (надзора). Федеральный законодатель определил цель контроля (надзора) как предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Учитывая, что, по мнению законодателя, контроль (надзор) включает в себя профилактику, представляющую собой, по крайней мере в том смысле, который в нее вкладывается Законом N 248-ФЗ, самостоятельную деятельность, целью контрольно-надзорной деятельности выступает выявление и пресечение нарушений обязательных требований. В ходе разработки проекта федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" предлагалось более точно определить цель контроля (надзора) как "предупреждение и пресечение причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью граждан, нравственности, правам и законным интересам граждан и организаций, вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, обороне страны и безопасности государства и иным охраняемым законом ценностям, путем профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее также - риск причинения вреда (ущерба)), оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований и выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений, устранению последствий выявленных нарушений и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до нарушения обязательных требований" <1>. В значительной части данная дефиниция воспроизводит положения Закона N 247-ФЗ, касающиеся целей установления обязательных требований, соблюдение которых проверяется при контроле (надзоре). Ценность ее в том, что в ней названы способы предупреждения и прекращения причинения вреда (ущерба) - профилактика, оценка соблюдения требований, выявление нарушений, пресечение и устранение последствий, восстановление нормального порядка. Отбросив искусственно привязанные к контролю (надзору) профилактику и применение мер принуждения, получим в качестве общей цели контрольно-надзорной деятельности предупреждение и пресечение причинения вреда (ущерба), т.е. охрану и защиту ценностей. Указанная цель является общей не только для контрольно-надзорной деятельности, но и для всего регулирования и присутствует на всех стадиях регуляторного цикла. Несмотря на правоохранительный внешний вид многословной формулировки, цель в действительности имеет широкое содержание, вред (ущерб) может быть причинен не только нарушением обязательных требований, но и их установлением, если они не обоснованы. Однако оценка обоснованности обязательных требований - вопрос выработки регуляторной политики и ее реализации на стадии нормотворчества и на стадии контроля (надзора) рассмотрению уже не подлежит, хотя получаемая на этой стадии информация, поступающая по каналам обратной связи субъекту регулирования, должна использоваться для получения такой оценки и последующей (при необходимости) корректировки регулирования, будь то внесение изменений в нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, либо тотальный пересмотр избранных стратегий регулирования или подходов к регулированию тех или иных отношений.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Представляется, что объект контрольно-надзорного правоотношения должен быть связан с целью контроля (надзора). Федеральный законодатель определил цель контроля (надзора) как предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Учитывая, что, по мнению законодателя, контроль (надзор) включает в себя профилактику, представляющую собой, по крайней мере в том смысле, который в нее вкладывается Законом N 248-ФЗ, самостоятельную деятельность, целью контрольно-надзорной деятельности выступает выявление и пресечение нарушений обязательных требований. В ходе разработки проекта федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" предлагалось более точно определить цель контроля (надзора) как "предупреждение и пресечение причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью граждан, нравственности, правам и законным интересам граждан и организаций, вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, обороне страны и безопасности государства и иным охраняемым законом ценностям, путем профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее также - риск причинения вреда (ущерба)), оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований и выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений, устранению последствий выявленных нарушений и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до нарушения обязательных требований" <1>. В значительной части данная дефиниция воспроизводит положения Закона N 247-ФЗ, касающиеся целей установления обязательных требований, соблюдение которых проверяется при контроле (надзоре). Ценность ее в том, что в ней названы способы предупреждения и прекращения причинения вреда (ущерба) - профилактика, оценка соблюдения требований, выявление нарушений, пресечение и устранение последствий, восстановление нормального порядка. Отбросив искусственно привязанные к контролю (надзору) профилактику и применение мер принуждения, получим в качестве общей цели контрольно-надзорной деятельности предупреждение и пресечение причинения вреда (ущерба), т.е. охрану и защиту ценностей. Указанная цель является общей не только для контрольно-надзорной деятельности, но и для всего регулирования и присутствует на всех стадиях регуляторного цикла. Несмотря на правоохранительный внешний вид многословной формулировки, цель в действительности имеет широкое содержание, вред (ущерб) может быть причинен не только нарушением обязательных требований, но и их установлением, если они не обоснованы. Однако оценка обоснованности обязательных требований - вопрос выработки регуляторной политики и ее реализации на стадии нормотворчества и на стадии контроля (надзора) рассмотрению уже не подлежит, хотя получаемая на этой стадии информация, поступающая по каналам обратной связи субъекту регулирования, должна использоваться для получения такой оценки и последующей (при необходимости) корректировки регулирования, будь то внесение изменений в нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, либо тотальный пересмотр избранных стратегий регулирования или подходов к регулированию тех или иных отношений.