Проект закона о государственном контроле (надзоре)
Подборка наиболее важных документов по запросу Проект закона о государственном контроле (надзоре) (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оперативный контроль в системе государственного контроля (надзора): проблемы реализации и пути повышения эффективности
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)<3> Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Дата обращения: 18 октября, 2024. https://sozd.duma.gov.ru/bill/850621-7.
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)<3> Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Дата обращения: 18 октября, 2024. https://sozd.duma.gov.ru/bill/850621-7.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Представляется, что объект контрольно-надзорного правоотношения должен быть связан с целью контроля (надзора). Федеральный законодатель определил цель контроля (надзора) как предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Учитывая, что, по мнению законодателя, контроль (надзор) включает в себя профилактику, представляющую собой, по крайней мере в том смысле, который в нее вкладывается Законом N 248-ФЗ, самостоятельную деятельность, целью контрольно-надзорной деятельности выступает выявление и пресечение нарушений обязательных требований. В ходе разработки проекта федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" предлагалось более точно определить цель контроля (надзора) как "предупреждение и пресечение причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью граждан, нравственности, правам и законным интересам граждан и организаций, вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, обороне страны и безопасности государства и иным охраняемым законом ценностям, путем профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее также - риск причинения вреда (ущерба)), оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований и выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений, устранению последствий выявленных нарушений и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до нарушения обязательных требований" <1>. В значительной части данная дефиниция воспроизводит положения Закона N 247-ФЗ, касающиеся целей установления обязательных требований, соблюдение которых проверяется при контроле (надзоре). Ценность ее в том, что в ней названы способы предупреждения и прекращения причинения вреда (ущерба) - профилактика, оценка соблюдения требований, выявление нарушений, пресечение и устранение последствий, восстановление нормального порядка. Отбросив искусственно привязанные к контролю (надзору) профилактику и применение мер принуждения, получим в качестве общей цели контрольно-надзорной деятельности предупреждение и пресечение причинения вреда (ущерба), т.е. охрану и защиту ценностей. Указанная цель является общей не только для контрольно-надзорной деятельности, но и для всего регулирования и присутствует на всех стадиях регуляторного цикла. Несмотря на правоохранительный внешний вид многословной формулировки, цель в действительности имеет широкое содержание, вред (ущерб) может быть причинен не только нарушением обязательных требований, но и их установлением, если они не обоснованы. Однако оценка обоснованности обязательных требований - вопрос выработки регуляторной политики и ее реализации на стадии нормотворчества и на стадии контроля (надзора) рассмотрению уже не подлежит, хотя получаемая на этой стадии информация, поступающая по каналам обратной связи субъекту регулирования, должна использоваться для получения такой оценки и последующей (при необходимости) корректировки регулирования, будь то внесение изменений в нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, либо тотальный пересмотр избранных стратегий регулирования или подходов к регулированию тех или иных отношений.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Представляется, что объект контрольно-надзорного правоотношения должен быть связан с целью контроля (надзора). Федеральный законодатель определил цель контроля (надзора) как предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Учитывая, что, по мнению законодателя, контроль (надзор) включает в себя профилактику, представляющую собой, по крайней мере в том смысле, который в нее вкладывается Законом N 248-ФЗ, самостоятельную деятельность, целью контрольно-надзорной деятельности выступает выявление и пресечение нарушений обязательных требований. В ходе разработки проекта федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" предлагалось более точно определить цель контроля (надзора) как "предупреждение и пресечение причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью граждан, нравственности, правам и законным интересам граждан и организаций, вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, обороне страны и безопасности государства и иным охраняемым законом ценностям, путем профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее также - риск причинения вреда (ущерба)), оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований и выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений, устранению последствий выявленных нарушений и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до нарушения обязательных требований" <1>. В значительной части данная дефиниция воспроизводит положения Закона N 247-ФЗ, касающиеся целей установления обязательных требований, соблюдение которых проверяется при контроле (надзоре). Ценность ее в том, что в ней названы способы предупреждения и прекращения причинения вреда (ущерба) - профилактика, оценка соблюдения требований, выявление нарушений, пресечение и устранение последствий, восстановление нормального порядка. Отбросив искусственно привязанные к контролю (надзору) профилактику и применение мер принуждения, получим в качестве общей цели контрольно-надзорной деятельности предупреждение и пресечение причинения вреда (ущерба), т.е. охрану и защиту ценностей. Указанная цель является общей не только для контрольно-надзорной деятельности, но и для всего регулирования и присутствует на всех стадиях регуляторного цикла. Несмотря на правоохранительный внешний вид многословной формулировки, цель в действительности имеет широкое содержание, вред (ущерб) может быть причинен не только нарушением обязательных требований, но и их установлением, если они не обоснованы. Однако оценка обоснованности обязательных требований - вопрос выработки регуляторной политики и ее реализации на стадии нормотворчества и на стадии контроля (надзора) рассмотрению уже не подлежит, хотя получаемая на этой стадии информация, поступающая по каналам обратной связи субъекту регулирования, должна использоваться для получения такой оценки и последующей (при необходимости) корректировки регулирования, будь то внесение изменений в нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, либо тотальный пересмотр избранных стратегий регулирования или подходов к регулированию тех или иных отношений.
Нормативные акты
Статья: К вопросу о качестве "регуляторной гильотины" (на примере лицензионных требований)
(Кнутов А.В., Чаплинский А.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)Впервые проведение "регуляторной гильотины" в России стало обсуждаться в июне 2018 г. Министерство экономического развития Российской Федерации предложило дополнить разрабатываемый в тот момент законопроект о государственном контроле (надзоре) положением о том, что требования к бизнесу, которые были введены до появления механизма оценки регулирующего воздействия в 2010 г., должны быть пересмотрены <1>. Позднее реализация "регуляторной гильотины" была обозначена среди Основных направлений деятельности Правительства России на период до 2024 г. <2>.
(Кнутов А.В., Чаплинский А.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)Впервые проведение "регуляторной гильотины" в России стало обсуждаться в июне 2018 г. Министерство экономического развития Российской Федерации предложило дополнить разрабатываемый в тот момент законопроект о государственном контроле (надзоре) положением о том, что требования к бизнесу, которые были введены до появления механизма оценки регулирующего воздействия в 2010 г., должны быть пересмотрены <1>. Позднее реализация "регуляторной гильотины" была обозначена среди Основных направлений деятельности Правительства России на период до 2024 г. <2>.
Статья: Некоторые аспекты осуществления контроля (надзора): проблемы нормативного регулирования и практической реализации
(Калинин Г.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)<1> Калинин Г.И. Проект федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации": некоторые проблемы и спорные моменты // Административное право и процесс. 2019. N 1. С. 34 - 37.
(Калинин Г.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)<1> Калинин Г.И. Проект федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации": некоторые проблемы и спорные моменты // Административное право и процесс. 2019. N 1. С. 34 - 37.
Статья: Ключевые элементы структуры административного контрольно-надзорного производства, осуществляемого в России
(Стахов А.И.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)Общее понимание контрольно-надзорного производства раскрывалось в исходном тексте законопроекта "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (законопроект N 850621-7). Но в итоге данные нормы не были закреплены в ФЗ N 248-ФЗ.
(Стахов А.И.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)Общее понимание контрольно-надзорного производства раскрывалось в исходном тексте законопроекта "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (законопроект N 850621-7). Но в итоге данные нормы не были закреплены в ФЗ N 248-ФЗ.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Проект федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" был разработан в 2018 г. и принят 31 июля 2020 г. под N 248-ФЗ, однако уже 9 октября 2020 г. Правительством РФ в Государственную Думу был внесен так называемый Закон-спутник, предусматривающий внесение существенных изменений и дополнений в новый Закон, включая установление перечня видов муниципального контроля с определением предмета каждого из них, а также актуализировавший положения отраслевых федеральных законов, в том числе Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Закон вступил в силу с 1 июля 2021 г., за исключением ряда положений, для которых были установлены более поздние сроки вступления их в силу <1>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Проект федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" был разработан в 2018 г. и принят 31 июля 2020 г. под N 248-ФЗ, однако уже 9 октября 2020 г. Правительством РФ в Государственную Думу был внесен так называемый Закон-спутник, предусматривающий внесение существенных изменений и дополнений в новый Закон, включая установление перечня видов муниципального контроля с определением предмета каждого из них, а также актуализировавший положения отраслевых федеральных законов, в том числе Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Закон вступил в силу с 1 июля 2021 г., за исключением ряда положений, для которых были установлены более поздние сроки вступления их в силу <1>.