Проект санитарно-защитной зоны объекта размещения отходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Проект санитарно-защитной зоны объекта размещения отходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 20.07.2017 N 80-АПГ17-6
Об оставлении без изменения решения Ульяновского областного суда от 29.03.2017, которым удовлетворено административное исковое заявление о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Ульяновск", утв. решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90.Также по данным Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области предприятий и организаций, оказывающих вредное и негативное влияние на среду обитания, вблизи земельного участка в кадастровом квартале <...> не значится; выдача санитарно-эпидемиологических заключений на проект санитарно-защитной зоны для этой территории не производилась.
Об оставлении без изменения решения Ульяновского областного суда от 29.03.2017, которым удовлетворено административное исковое заявление о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Ульяновск", утв. решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90.Также по данным Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области предприятий и организаций, оказывающих вредное и негативное влияние на среду обитания, вблизи земельного участка в кадастровом квартале <...> не значится; выдача санитарно-эпидемиологических заключений на проект санитарно-защитной зоны для этой территории не производилась.
Определение Верховного Суда РФ от 12.08.2019 N 304-ЭС19-5849 по делу N А70-3833/2018
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным отказа в согласовании строительства объекта, об обязании согласовать строительство объекта.
Решение: Дело передано в Судебную коллегию по экономическим спорам, поскольку заслуживает внимания довод заявителя о том, что в соответствии с письмами Росавиации строительство спорного объекта является незаконным.Согласно Технологическому регламенту эксплуатации объекта, утвержденному Генеральным директором общества 12.02.2018, рассматриваемый объект является объектом выбросов (размещения) отходов.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным отказа в согласовании строительства объекта, об обязании согласовать строительство объекта.
Решение: Дело передано в Судебную коллегию по экономическим спорам, поскольку заслуживает внимания довод заявителя о том, что в соответствии с письмами Росавиации строительство спорного объекта является незаконным.Согласно Технологическому регламенту эксплуатации объекта, утвержденному Генеральным директором общества 12.02.2018, рассматриваемый объект является объектом выбросов (размещения) отходов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, производство готового продукта/рекультиванта предполагает наличие не только документов по обращению с отходами, принимаемыми от сторонних организаций (учет, движение, паспорт, отчетность, платежи за негативное воздействие на окружающую среду и пр.), но и документов по производству продукции (например, технологического регламента, технических условий, по общему правилу получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы) и соответствующих документов, подтверждающих качество произведенной продукции (сертификаты, декларации), а также наличие документов, подтверждающих безопасность использования готовой продукции - рекультиванта при рекультивации нарушенных земель (протоколы лабораторных исследований). Кроме того, сама деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями законодательства (внесение объекта в Реестр ОНВОС; наличие лицензии - если, например, при производстве готового продукта/ рекультиванта используются отходы производства и потребления IV класса опасности). Промышленная площадка, на которой осуществляется сбор, обработка и утилизация отходов производства и потребления, должна иметь санитарно-защитную зону, соотноситься с категорией земель и разрешенным использованием земельных участков, учитывать ограничения и обременения, правовой режим использования земельных участков. По общему правилу проект рекультивации с использованием готового продукта/рекультиванта не требует прохождения государственной экологической экспертизы. Между тем, если объектом рекультивации становится объект размещения отходов, либо объект накопленного вреда, либо земли, загрязненные в результате эксплуатации ОПО I и II классов опасности, такой проект рекультивации с использованием готового продукта/рекультиванта должен подлежать государственной экологической экспертизе федерального уровня.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, производство готового продукта/рекультиванта предполагает наличие не только документов по обращению с отходами, принимаемыми от сторонних организаций (учет, движение, паспорт, отчетность, платежи за негативное воздействие на окружающую среду и пр.), но и документов по производству продукции (например, технологического регламента, технических условий, по общему правилу получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы) и соответствующих документов, подтверждающих качество произведенной продукции (сертификаты, декларации), а также наличие документов, подтверждающих безопасность использования готовой продукции - рекультиванта при рекультивации нарушенных земель (протоколы лабораторных исследований). Кроме того, сама деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями законодательства (внесение объекта в Реестр ОНВОС; наличие лицензии - если, например, при производстве готового продукта/ рекультиванта используются отходы производства и потребления IV класса опасности). Промышленная площадка, на которой осуществляется сбор, обработка и утилизация отходов производства и потребления, должна иметь санитарно-защитную зону, соотноситься с категорией земель и разрешенным использованием земельных участков, учитывать ограничения и обременения, правовой режим использования земельных участков. По общему правилу проект рекультивации с использованием готового продукта/рекультиванта не требует прохождения государственной экологической экспертизы. Между тем, если объектом рекультивации становится объект размещения отходов, либо объект накопленного вреда, либо земли, загрязненные в результате эксплуатации ОПО I и II классов опасности, такой проект рекультивации с использованием готового продукта/рекультиванта должен подлежать государственной экологической экспертизе федерального уровня.
Статья: Экологически неблагополучные территории - особый объект экологических отношений
(Транин А.А.)
("Экологическое право", 2012, N 1)Немало примеров подобных нарушений и в Пермском крае. В мае 2008 г. краевая прокуратура сообщила о масштабных нарушениях на Соликамском магниевом заводе (СМЗ). На СМЗ не разработан проект санитарно-защитной зоны предприятия, сбросы загрязняющих веществ в реку Черная осуществляются без лицензии либо договора водопользования водным объектом, не получены лимиты на размещение отходов, не согласованы паспорта на опасные отходы, выброс загрязняющих веществ в атмосферу осуществляется без разрешения, не разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу <25>. Не менее экологически сложные ситуации в городах Краснотурьинск, Новокузнецк, Магнитогорск, Дзержинск, Череповец и др.
(Транин А.А.)
("Экологическое право", 2012, N 1)Немало примеров подобных нарушений и в Пермском крае. В мае 2008 г. краевая прокуратура сообщила о масштабных нарушениях на Соликамском магниевом заводе (СМЗ). На СМЗ не разработан проект санитарно-защитной зоны предприятия, сбросы загрязняющих веществ в реку Черная осуществляются без лицензии либо договора водопользования водным объектом, не получены лимиты на размещение отходов, не согласованы паспорта на опасные отходы, выброс загрязняющих веществ в атмосферу осуществляется без разрешения, не разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу <25>. Не менее экологически сложные ситуации в городах Краснотурьинск, Новокузнецк, Магнитогорск, Дзержинск, Череповец и др.
Нормативные акты
"Методические рекомендации по организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об обращении с отходами производства и потребления"
(утв. Генпрокуратурой России 28.12.2018 N 74/3-34-2018)размер санитарно-защитной зоны предприятия, наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии объекта размещения отходов требованиям санитарного законодательства, а также санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарно-защитной зоны предприятия санитарным нормам и требованиям, соблюдение установленного порядка эксплуатации объекта размещения отходов, наличие изоляции места складирования и захоронения отходов, твердого покрытия территории хозяйственной зоны, ограждения, выполнение контроля приема, поступающих отходов и производственный контроль;
(утв. Генпрокуратурой России 28.12.2018 N 74/3-34-2018)размер санитарно-защитной зоны предприятия, наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии объекта размещения отходов требованиям санитарного законодательства, а также санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарно-защитной зоны предприятия санитарным нормам и требованиям, соблюдение установленного порядка эксплуатации объекта размещения отходов, наличие изоляции места складирования и захоронения отходов, твердого покрытия территории хозяйственной зоны, ограждения, выполнение контроля приема, поступающих отходов и производственный контроль;
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(постатейный)
(Анисимов А.П., Кодолова А.В., Чикильдина А.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)В отношении особо опасных объектов размещения отходов, к которым относятся, например, захоронения крупного рогатого скота, зараженного сибирской язвой, размер СЗЗ устанавливается постановлением Главного государственного санитарного врача РФ.
(постатейный)
(Анисимов А.П., Кодолова А.В., Чикильдина А.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)В отношении особо опасных объектов размещения отходов, к которым относятся, например, захоронения крупного рогатого скота, зараженного сибирской язвой, размер СЗЗ устанавливается постановлением Главного государственного санитарного врача РФ.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об охране окружающей среды"
(постатейный)
(под ред. А.П. Анисимова)
("Деловой двор", 2010)Данный запрет реализуется в процессе принятия решений о сооружении объектов размещения отходов: ст. 12 Закона об отходах устанавливает основное правило определения мест строительства объектов размещения отходов, которое осуществляется только при условии проведения специальных гидрологических, геологических и иных исследований; проектная документация на объекты размещения и обезвреживания отходов 1 - 4-го классов опасности подлежит обязательной экологической экспертизе (п. 7.2 ст. 11 Закона об экологической экспертизе). Вокруг объектов размещения отходов устанавливаются санитарно-защитные зоны. В соответствии с действующей редакцией СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. N 74, санитарно-защитная зона (СЗЗ) является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме, в частности, в санитарно-защитной зоне объектов размещения отходов запрещается размещение жилой застройки, скважин и колодцев для питьевых целей. В отношении особо опасных объектов размещения отходов, к которым относятся, например, захоронения крупного рогатого скота, зараженного сибирской язвой, размер СЗЗ устанавливается постановлением Главного государственного санитарного врача РФ.
(постатейный)
(под ред. А.П. Анисимова)
("Деловой двор", 2010)Данный запрет реализуется в процессе принятия решений о сооружении объектов размещения отходов: ст. 12 Закона об отходах устанавливает основное правило определения мест строительства объектов размещения отходов, которое осуществляется только при условии проведения специальных гидрологических, геологических и иных исследований; проектная документация на объекты размещения и обезвреживания отходов 1 - 4-го классов опасности подлежит обязательной экологической экспертизе (п. 7.2 ст. 11 Закона об экологической экспертизе). Вокруг объектов размещения отходов устанавливаются санитарно-защитные зоны. В соответствии с действующей редакцией СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. N 74, санитарно-защитная зона (СЗЗ) является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме, в частности, в санитарно-защитной зоне объектов размещения отходов запрещается размещение жилой застройки, скважин и колодцев для питьевых целей. В отношении особо опасных объектов размещения отходов, к которым относятся, например, захоронения крупного рогатого скота, зараженного сибирской язвой, размер СЗЗ устанавливается постановлением Главного государственного санитарного врача РФ.
Статья: Правовое регулирование экологически безопасного обращения с отходами в городах
(Пономарев М.В.)
("Законодательство и экономика", 2013, N 2)Выбор наиболее оптимальных (экономически эффективных для уполномоченных органов и одновременно экологически безопасных для окружающей среды и здоровья человека) способов удаления отходов является очень актуальной проблемой для городов (как для крупных мегаполисов, так и для сравнительно небольших по площади и численности населения городских населенных пунктов). Дефицит свободных территорий, пригодных для полноценного осуществления хозяйственной деятельности при строгом соблюдении экологических и санитарных требований (в частности, для строительства объектов размещения, обезвреживания отходов, а также их утилизации и переработки, с соблюдением необходимой ширины санитарно-защитной зоны и иных требований), в городах приводит к тому, что объекты размещения отходов строятся обычно за их пределами. Предпочтение в случае наличия подходящих инвесторов, готовых профинансировать проект, отдается строительству мусоросжигательных заводов, поскольку внедрение технологий по сжиганию отходов позволяет решить проблему нехватки необходимых территорий для строительства новых свалок и полигонов. Вместе с тем, не вдаваясь в освещение дискуссии относительно преимуществ и недостатков использования технологий переработки отходов перед их сжиганием, следует отметить: переработка отходов - один из наиболее перспективных способов их использования, позволяющий не только снизить объемы уже накопленных отходов, но и уменьшить количество вновь образованных. Переработка отходов направлена на дальнейшее вовлечение ее продуктов во вторичный оборот в качестве материальных или энергетических ресурсов.
(Пономарев М.В.)
("Законодательство и экономика", 2013, N 2)Выбор наиболее оптимальных (экономически эффективных для уполномоченных органов и одновременно экологически безопасных для окружающей среды и здоровья человека) способов удаления отходов является очень актуальной проблемой для городов (как для крупных мегаполисов, так и для сравнительно небольших по площади и численности населения городских населенных пунктов). Дефицит свободных территорий, пригодных для полноценного осуществления хозяйственной деятельности при строгом соблюдении экологических и санитарных требований (в частности, для строительства объектов размещения, обезвреживания отходов, а также их утилизации и переработки, с соблюдением необходимой ширины санитарно-защитной зоны и иных требований), в городах приводит к тому, что объекты размещения отходов строятся обычно за их пределами. Предпочтение в случае наличия подходящих инвесторов, готовых профинансировать проект, отдается строительству мусоросжигательных заводов, поскольку внедрение технологий по сжиганию отходов позволяет решить проблему нехватки необходимых территорий для строительства новых свалок и полигонов. Вместе с тем, не вдаваясь в освещение дискуссии относительно преимуществ и недостатков использования технологий переработки отходов перед их сжиганием, следует отметить: переработка отходов - один из наиболее перспективных способов их использования, позволяющий не только снизить объемы уже накопленных отходов, но и уменьшить количество вновь образованных. Переработка отходов направлена на дальнейшее вовлечение ее продуктов во вторичный оборот в качестве материальных или энергетических ресурсов.